Read in English
Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.57)
 (28 голосов)
Поделиться статьей

16 апреля 2021 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с компанией CREON Group провели семинар на тему «Перспективы сотрудничества России и ЕС в области экологии».

В ходе семинара участники обсудили риски и перспективы отношений России и Европейского союза в области экологии, как трансграничный механизм (CBAM) ЕС отразится на европейской и российской экономике.

В семинаре приняли участие дипломаты, эксперты и исследователи академических институтов, представители бизнеса. С вступительным словом выступил Игорь Иванов, президент РСМД. Официальные российскую и европейскую позиции по вопросам взаимодействия России и ЕС на экологическом треке представили Артем Булатов, заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Лоран Бардон, глава отдела экономики и торговли Представительства ЕС в России.

Мнение европейского экспертного сообщества по вопросам сотрудничества России и ЕС по экологической тематике выразил Рэм Кортевег, старший научный сотрудник Нидерландского института международных отношений «Clingendael». Российское экспертное сообщество было представлено Игорем Макаровым, к.э.н., руководителем департамента мировой экономики, заведующим Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ, экспертом РСМД; Еленой Масловой, к.полит.н, доцентом кафедры интеграционных процессов и старшим научным сотрудником ИМИ МГИМО МИД России, старшим научным сотрудником Института Европы РАН, экспертом РСМД и Наталья Пискуловой, д.э.н., профессором кафедры международных экономических отношений и внешних экономических связей МГИМО МИД России, экспертом РСМД.

16 апреля 2021 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с компанией «CREON Group» провели семинар на тему «Перспективы сотрудничества России и ЕС в области экологии».

В ходе семинара участники обсудили риски и перспективы отношений России и Европейского союза в области экологии, как трансграничный механизм (CBAM) ЕС отразится на европейской и российской экономике.

В семинаре приняли участие дипломаты, эксперты и исследователи академических институтов, представители бизнеса. С вступительным словом выступил Игорь Иванов, президент РСМД. В своём выступлении он отметил, что в России внимательно следят за реализацией «Зелёной сделки» ЕС. Изменения в европейской экономической политике не могут обойти стороной Россию, учитывая высокий уровень взаимозависимости экономик. В нашей стране новая политика Брюсселя пока рассматривается в основном в контексте рисков. При этом, президент РСМД отметил, что наряду с рассмотрением вызовов, необходимо приступить к предметному рассмотрению открывающихся возможностей для сотрудничества, имеющих в том числе важное значение для экономических реформ в самой России. Вместе с тем совершенно очевидно, что экологическая тематика — это не дань моде, а важный элемент набирающих в мире силу экономических преобразований. Задача России и Европейского союза в полной мере использовать открывающиеся возможности для сотрудничества, заключил И. Иванов.

Российскую позицию по вопросам взаимодействия с ЕС на экологическом треке представил Артем Булатов, заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России. Борьба с изменением климата объединяет людей и страны, однако некоторые страны выбирают собственные методы достижения своих экологических задач и защиты климата, в частности путём протекционизма. Россия внимательно следит за проработкой одного из ключевых элементов «Зелёной сделки», а именно трансграничного углеродного механизма (CBAM). Москва рассчитывает, что CBAM будет отвечать стандартам международной торговли ВТО, учитывать усилия российских производителей по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их способности поглощать углерод, а также вклад России в глобальные действия по борьбе с изменением климата. Между Москвой и Брюсселем должен быть структурированный диалог, так как в интересах сторон искать точки соприкосновения, консолидировать человеческий, научный, технический и ресурсный потенциал России и ЕС перед лицом серьезных глобальных проблем, таких как борьба с изменением климата.

Позиция Европейского союза была представлена Лораном Бардоном, главой отдела экономики и торговли Представительства ЕС в России. Он выразил уверенность, что «Зелёная сделка» побудит Москву и Брюссель активно развивать сотрудничество в области экологии, так как экономики сторон взаимозависимы. Россия и ЕС должны вести диалог в области экологии и климата, чтобы чётко обозначать и понимать позиции друг друга. Брюссель хочет работать с Москвой над инновационными технологиями в области климата и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для достижения общего рынка, свободного от CO2. Лоран Бардон также отметил, что, по мнению ЕС, Россия прилагает недостаточно усилий для сокращения эмиссии CO2 и стремления к углеродной нейтральности в отличии от соседей (ЕС, Китай, Южная Корея, Япония), которые имеют свои планы по достижению углеродной нейтральности в 2050–2060 гг. По мнению представителя ЕС, Россия зря опасается CBAM, так как он должен быть согласован с правилами ВТО и побудить соседей, в том числе Россию, к выработке собственных планов по достижению углеродной нейтральности.

Мнение европейского экспертного сообщества по вопросам сотрудничества России и ЕС по экологической тематике выразил Рэм Кортевег, старший научный сотрудник Нидерландского института международных отношений «Clingendael». Он выделил ключевые моменты, которые нуждаются в диалоге ЕС и России. Во-первых, «Зелёная сделка» ЕС — свершившийся факт. Можно долго обсуждать насколько это амбициозный и насколько выполнимый план, но это уже реальность. «Зелёная сделка» осуществляется странами ЕС. Важно понимать, что это ведёт к декарбонизации. Во-вторых, ЕС обозначил тренд, от которого уже не будет отходить — снижение эмиссии углекислого газа. В-третьих, CBAM ещё в процессе формирования. Есть разногласия внутри ЕС относительно того, каким должен быть механизм. Необходимо, чтобы CBAM не нарушал нормы ВТО. Россия справедливо опасается введения CBAM и рассматривает его как риск для своей экономики. Но как риски для своей экономики трансграничный углеродный налог ЕС рассматривает не только Россия, но и США, и другие партнёры ЕС, которые пока недовольны перспективами его имплементации. В-четвёртых, странам нельзя забывать про климатическую безопасность. Изменения климата способны повлиять на метеорологические, географические и иные аспекты человеческой жизни. Изменения климата могут вызвать масштабное переселение людей и оказать влияние на международную архитектуру безопасности.

Мнения российского экспертного сообщества были обозначены Игорем Макаровым, к.э.н., руководителем департамента мировой экономики, заведующим Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ, экспертом РСМД; Еленой Масловой, к.полит.н, доцентом кафедры интеграционных процессов и старшим научным сотрудником ИМИ МГИМО МИД России, старшим научным сотрудником Института Европы РАН, экспертом РСМД и Натальей Пискуловой, д.э.н., профессором кафедры международных экономических отношений и внешних экономических связей МГИМО МИД России, экспертом РСМД.

Эксперты считают, что Россия и ЕС имеют общий глобальный взгляд на защиту окружающей среды и стремление к углеродной нейтральности. Сотрудничество в экологической сфере может быть взаимовыгодным и стать одной из главных сфер для обсуждения и реализации сторонами. Для воплощения этого потенциала необходим диалог, использующий открытый и взвешенный подход к оценке направлений взаимодействия и сближения позиций. В качестве первого шага возможна разработка дорожной карты с детализацией каждого этапа сотрудничества и обязательств сторон, а также определением сегментов рынка для развития проектов. А точек для развития совместных, взаимовыгодных проектов не мало: инвестиции, развитие технологий в области ВИЭ, водородная энергетика, утилизация отходов и др. При этом, главная проблема сотрудничества ЕС и России сегодня — утрата доверия с обеих сторон. Но конструктивный и взаимоуважительный диалог сторон должен побороть это недоверие. Если он, конечно, будет.

Эксперты акцентируют внимание на рисках для отношений России и ЕС, связанных с элементом «Зелёной сделки» — CBAM. Европейский трансграничный углеродный механизм является вызовом для российских интересов. Из-за механизма Россия может потерять большую долю европейского энергетического рынка и технологически отстать от стран ЕС. На данный момент понятно, что CBAM несёт риски для российской экономики и может создать дополнительную экономическую и политическую конфронтацию сторон, но не понятно даёт ли CBAM возможности. CBAM ещё обсуждается в самом ЕС, Россия и российские компании не понимают, как адекватно отреагировать на скорое применение CBAM. В отношении CBAM лучшим вариантом будет, если трансграничный углеродный механизм ЕС будет учитывать и взаимодействовать с подобным российским механизмом.

Видение бизнес-сообществом перспектив и рисков взаимодействия России и ЕС в сфере экологии, зелёных инвестиций и устойчивого развития представили Флориан Виллерсхаузен, член правления «CREON Group», Анастасия Лаврентьева, управляющий директор АО «Газпромбанк», Алексей Спирин, директор департамента по управлению экологическими и климатическими рисками компании «En+ Group» и Эрнесто Ферленги, председатель комитета по энергетике, председатель координационного комитета проекта «Зеленая инициатива» Ассоциации европейского бизнеса».

Флориан Виллерсхаузен рассказал о перспективах рыночного взаимодействия России и ЕС в зелёных инвестициях и устойчивом развитии. По мнению члена правления «CREON Group», «Евросоюз обвиняет производителей углеродоёмких продуктов в выбросах, но они всего лишь обслуживают спрос, который существует на европейском рынке. Россию часто называют четвертым крупнейшим загрязнителем в мире и вторым по величине экспортером CO2 в ЕС. Хотя в абсолютном выражении российские предприятия вырабатывают 1,68 млрд т CO2 в год — это почти вдвое меньше, чем ЕС (3,3 млрд т) и всего одна треть от доли парниковых газов, которые выбрасываются США (5,28 млрд т)». В этом контексте не нужно забывать про три вещи, считает член правления «CREON Group». «Во-первых, изменение климата — это глобальная проблема. Во-вторых, было бы неправильно наказывать Россию как поставщика углеродоемкой продукции, поскольку сохраняющийся высокий спрос на эти продукты — оборотная сторона все той же медали. Евросоюз активно инвестирует в альтернативную транспортную и энергетическую инфраструктуру и выделит для этого 600 млрд евро. Было бы разумно направить эти средства не только на развитие внутреннего рынка сбыта, но и на поддержание развития и софинансирование всей цепочки создания стоимости совместно с соседями и партнерами ЕС. В-третьих, в этом смысле для стран-производителей было бы разумно иметь доступ к субсидиям, а также получать предпочтительный доступ на рынки или «зеленым» финансовым продуктам и инструментам. Отмена санкций в отношении банков развития и зеленого финансирования могла бы стать определяющим шагом», — резюмировал Виллерсхаузен.

Анастасия Лаврентьева и Алексей Спирин отметили, что в России с каждым годом всё больше компаний стремятся к нормам устойчивого развития и внедряют экологическое, социальное управление (ESG). Российские крупные компании-экспортёры стремятся и делают очень многое для того, чтобы их продукция была максимально экологичной в производстве и конечного продукта. Также была предложена мысль о введении максимально допустимого уровня CO2 в ходе производства продукции. Представители бизнеса, так же как и эксперты, отметили, что главная сложность для России сегодня — не ясная ситуация с CBAM. Бизнес пока не понимает механизм и как на него реагировать. На данный момент ясны только риски и возможные сложности для экспорта продукции. Эрнесто Ферленги подчеркнул в своём выступлении, что снижение экономических рисков и укрепление сотрудничества ЕС и России бизнес-сообщество видит в равенстве Брюсселя и Москвы относительно вопросов, связанных с «Зелёной сделкой» и CBAM. Россия является крупнейшим экспортёром углеводородов в ЕС и с этим нельзя не считаться. Более того, Россия может остаться главным поставщиком энергии в ЕС, если разовьёт технологии и нарастит производство водорода. Главное, чтобы ЕС и Россия уважали друг друга и свои интересы.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.57)
 (28 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся