The New Gatekeepers: Controlling Information in the Internet Age

Тема: Безопасность
Год издания: 2013
Автор:

Описание

Доклад Центра поддержки международных СМИ

This report traces how the technological revolution of the past few decades has created a new corporate world of Internet-based companies that have become the new gatekeepers of information. It offers recommendations for addressing the role of the new information gatekeepers in the age of the Internet.

The technological revolution of the past few decades has opened up a world of information for anyone with a computer, smartphone, tablet, and an Internet connection. And it has created a new corporate world as well: companies that didn’t exist 20 years ago but that have become among the most highly capitalised in the world by creating ways to help people work, play, converse, learn, argue, shop, and do nearly anything else, all online. In the process, whether by helping find information, organise it, prioritise it, or share it, in many ways these Internet companies have become the new gatekeepers of information. Of course, there are many big differences between that editor and, for example, Google, Twitter, or Facebook. But one of the biggest is that these new gatekeepers aren’t just working in a single newsroom in a single city, largely isolated from everyone else. The Internet companies, though the largest of them are based in the United States, are literally working on the World Wide Web, playing on a global scale and hoping to elbow out their competitors to lock up rich international markets.

Электронная версия доклада

Рецензия на доклад

Рецензия.
Управление международной информацией: роль интернет-бизнеса

Елена Зиновьева К.полит.н., ст. преп. кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России

Цифровая революция превратила крупные интернет-компании во влиятельных субъектов мировой политики как в виртуальном, так и в реальном измерениях. В современных условиях многие государства из соображений безопасности формируют относительно закрытые национальные сегменты Интернета и ограничивают присутствие на своих внутренних рынках таких гигантов, как Google, Facebook или Twitter. Стремясь к максимизации прибыли, интернет-компании вынуждены отступать от принципов свободы слова и доступности информации. Билл Ристоу задается вопросом, каким образом возможно примирить ценности информационной открытости и коммерческую выгоду, обеспечив при этом прозрачность и подотчетность интернет-бизнеса.

«Новые привратники» — участие бизнеса в управлении интернетом

Доклад Билла Ристоу для Центра поддержки международных СМИ (Center for International Media Assistance) «Новые привратники: контроль информации в эпоху Интернета» посвящен роли интернет-компаний в управлении современным информационным обществом, в котором, с одной стороны, все более заметна роль правительств, а с другой — набирают влияние такие негосударственные акторы, как транснациональный бизнес, организации гражданского общества, экспертные сообщества, а также отдельные пользователи сети.

Журналист с двадцатилетним стажем и преподаватель журналистики Ристоу предлагает оригинальный взгляд на роль интернет-компаний в современной мировой политике. Главным ресурсом этих компаний, по мнению автора, является их возможность выступать в роли привратников (англ. gatekeepers), контролируя информацию, доступную пользователям Интернета. Ристоу анализирует международно-политические последствия деятельности интернет-бизнеса с точки зрения обеспечения свободы слова и защиты прав человека в глобальном масштабе.

В качестве примеров наиболее влиятельных интернет-компаний названы Google, Facebook, Twitter, Apple, Microsoft, которые базируются в США. Как отмечает автор, существуют и влиятельные национальные компании в других странах, — в частности, китайская поисковая система Baidu, российская социальная сеть «ВКонтакте», — однако они уступают по влиянию американским. Именно крупные интернет-компании, число пользователей которых может достигать миллиарда, задают направления развития и использования Интернета. Компании определяют, каким образом пользователи ищут информацию, упорядочивают ее, общаются, а также формируют контекст, в котором действует пользователь Интернета, и управляют его предпочтениями. Нельзя недооценивать политическое и экономическое значение решений, принимаемых новыми «привратниками». Нередко интернет-компании оказываются в центре международных скандалов. Одним из такого рода происшествий, широко освещавшихся в СМИ, стал инцидент с решением Google перекрыть доступ к фильму «Невинность мусульман» на принадлежащем ей ресурсе Youtube в ряде государств.

Защита свободы слова и цензура в интернете

По мнению Б. Ристоу, деятельность интернет-компаний политически значима в том случае, когда они ведут бизнес в государствах, которые из соображений безопасности стремятся обеспечить свой «информационный суверенитет» и формируют относительно закрытые национальные сегменты Интернета, ограничивая доступ граждан к информационным сервисам, предоставляемым западными поисковыми системами, социальным сетям и пр.

Особый акцент автор делает на информационной стратегии Пекина, который придерживается политики жесткого контроля информационной сферы, создавая немало проблем для интернет-бизнеса. Правительство Китая требует от интернет-компаний передачи персональных данных пользователей и ограничения доступа к определенной политически чувствительной информации. Как отмечает автор, «Китай, страна с населением, превышающим 1,3 млрд, и хорошо развитой технологической инфраструктурой, естественно, привлекает высокотехнологичные компании, базирующиеся в США, которые нуждаются в расширении рынков, и ради этого готовы на все» (P. 25). При этом Пекин поддерживает создание национальных интернет-компаний, действующих в русле государственной политики и предоставляющих помощь властям в контроле над Интернетом и поведением пользователей. По мнению Ристоу, жесткая политика КНР создает препятствия для китайских интернет-компаний при выходе на международные рынки, а также увеличивает внутренние риски для бизнеса.

Число государств, принимающих ограничительные меры в отношении национальных сегментов Интернета, возрастает. Ристоу выделяет тенденцию к усложнению практики государственного регулирования Интернета. Правительства становятся более искушенными и уже не заинтересованы в полном блокировании трафика – скорее, они хотят предоставить гражданам некую форму управляемого доступа и за счет этого иметь возможность отслеживать их настроения и поведение в сети.

Такова международная среда, в которой действуют интернет-компании. При этом они руководствуются коммерческими интересами, стремятся к максимизации прибыли и, следовательно, вынуждены принимать те правила игры, которые диктует рынок, отступая от изначально принятых ими принципов открытости и всеобщей доступности информации. Как констатирует автор, на современном этапе «компании, ставшие пионерами в Интернете, были вынуждены столкнуться с жестокой действительностью. Интернет, породивший их, основан на принципах открытости и свободы слова. Но многие правительства в странах, обладающих чрезвычайно емкими рынками, не только не придерживаются этих принципов, они открыто их отвергают» (P. 6).

Автор высказывает озабоченность ухудшением ситуации в области защиты прав человека в сети, информационной открытости на глобальном уровне и предлагает шире привлекать бизнес к работе Глобальной сетевой инициативы (Global Network Initiative) для того, чтобы предотвратить цензуру в Интернете. Эта группа, объединяющая крупные компании интернет-индустрии и сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), некоммерческие организации (в основном правозащитного профиля), а также представителей академического сообщества, ставит своей целью защиту прав человека в информационном обществе. По мнению Ристоу, необходимо выработать свод правил деятельности интернет-компаний, чтобы обеспечить подотчетность и прозрачность принимаемых ими решений относительно размещения или удаления той или иной информации, защиты тайны личной жизни пользователей.

Взаимодействие государств и бизнеса в информационной сфере

Выводы Ристоу подтверждают идеи авторитетного американского политолога Джозефа Ная о диффузии власти в информационную эпоху. Как полагает Най, в условиях информационного общества власть распыляется, государства вынуждены делить ее с негосударственными акторами, в том числе компаниями интернет-индустрии. В определении облика современного информационного общества крупный интернет-бизнес играет существенную роль. При этом, как справедливо отмечает Ристоу, интернет-компании не заинтересованы в том, чтобы их сравнивали с «привратниками» эпохи печатных СМИ. Имидж и бренд компаний интернет-индустрии основаны на идеях открытости, доступности информации, а также на поиске инновационных подходов и новых путей развития общества. От привлекательности образа зависит прибыль, поэтому интернет-компании предпочитают не афишировать свои отношения с правительствами, и в особенности — последствия неоднозначных решений, принятых под давлением властей.

Автор доклада обходит вниманием вопросы властных взаимодействий государств в информационной сфере. Несмотря на возросшую роль интернет-корпораций, государства остаются ключевыми игроками в глобальном информационном пространстве. Зачастую интернет-компании выступают в роли проводников внешней политики государств, что особенно характерно для США. В этой связи выводы автора выглядят несколько односторонними. Действительно, деятельность интернет-компаний во многом способствует информационной открытости и защите прав человека в глобальном масштабе, даже принимая во внимание неоднозначные последствия многих из принятых ими решений. Вместе с тем, вполне обоснованными выглядят опасения ряда государств, полагающих, что американские компании интернет-индустрии выступают в роли инструментов «мягкой власти» США, способствуя продвижению интересов этого государства в ущерб безопасности иных стран. В подтверждение тому можно привести программы «цифровой дипломатии» США, направленные на поддержку протестных настроений в ряде стран, и программы обучения участников протестных движений использованию инструментария ИКТ, участие в реализации которых принимал интернет-бизнес. Рекомендации автора было бы целесообразно дополнить пожеланиями повысить прозрачность отношений интернет-компаний с внешнеполитическими и силовыми ведомствами США.

На современном этапе управление информацией, доступной пользователям, становится крайне политизированной темой, что упускает из внимания Ристоу. В свете событий Арабской весны, получивших в прессе также названия «Twitter-революции» или «Facebook-революции», все больше государств склонны видеть в деятельности интернет-бизнеса угрозу для национальной безопасности. Интернет-компании небезосновательно рассматриваются как проводники влияния США, подтверждением чему стали дискуссии на Конференции в Дубае в декабре 2012 г., в ходе которых ряд государств, в том числе Россия, пытались оспорить лидирующие позиции США в области управления Интернетом.

Политизация деятельности «новых привратников» имеет и экономическую подоплеку, о чем также не пишет Б. Ристоу. Американский интернет-бизнес извлекает по всему миру огромную прибыль, несопоставимую с доходами компаний из других стран. Закрыв или ограничив доступ к американским социальным сетям и поисковым системам, государства создают конкурентные преимущества для местного бизнеса, работающего в новой и высокотехнологичной сфере – в интернет-пространстве.

Повышение подотчетности интернет-бизнеса и интересы России

Интернет изменяет ландшафт мировой политики, среду, в которой действуют государства и негосударственные акторы. В 1999 г. Томас Фридман, американский журналист и политолог, опубликовал книгу «Лексус и оливковое дерево» , в которой описывал революционные последствия развития информационных технологий с точки зрения мировой политики, отмечая усиление взаимозависимости разных стран и снижение роли географического фактора. Тогда, более десяти лет назад, современных гигантов интернет-бизнеса еще не существовало. Сегодня в результате действий государств и интернет-бизнеса тенденции, выделенные Фридманом, претерпевают изменения. Наметилось формирование новых линий разделения в Интернете, выделяются национальные сегменты глобальной сети. Представляется крайне важным зафиксировать новые направления развития Интернета и сформулировать рекомендации по тому, как сохранить связность глобальной сети, универсальную доступность информации. Именно это попытался сделать Билл Ристоу.

Ристоу призывает расширить участие бизнеса в Глобальной сетевой инициативе, ставящей своей задачей повышение подотчетности интернет-компаний и объединяющей усилия государств, бизнеса, некоммерческих организаций, экспертного сообщества. Действительно, подобные модели сотрудничества способны отвечать потребностями динамично развивающего Интернета. Вместе с тем Глобальная сетевая инициатива представляет собой НКО, зарегистрированную в США. Как представляется, с целью повышения легитимности и репрезентативности инициативы было бы целесообразнее организовать подобную деятельность под эгидой Международного союза электросвязи, организации «семьи» ООН, занимающейся вопросами связи и телекоммуникаций.

Подводя итог, хотелось бы остановиться на интересах России. В РФ была поставлена задача интеграции в глобальное информационное пространство и формирования информационного общества. Для достижения этой цели необходимо как привлечение интернет-бизнеса на российский рынок, так и развитие национального бизнеса в данной сфере. Несмотря на то, что российская интернет-экономика, по оценкам The Boston Consulting Group, составляла на 2011 г. всего 2% от ВВП, данный сектор обладает высоким потенциалом роста. В этом контексте Россия не заинтересована в ограничении присутствия крупного интернет-бизнеса на российском рынке: для развития данного сегмента экономики важно перенять опыт и поддержать сотрудничество российских компаний с западными. Вместе с тем, при всей важности экономического развития необходимо найти баланс между развитием и информационной безопасностью.

***

Б.Ристоу предлагает новый взгляд на международно-политические последствия деятельности крупных интернет-компаний, их роль в определении ключевых характеристик современного информационного общества, и подготовленный им доклад может быть интересен как специалистам в области международных отношений и мировой политики, так и широкому кругу читателей, интересующихся политическими аспектами процессов глобальной информатизации.


Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся