Импорт демократии: роль НПО в Южно-Африканской Республике, Аргентине и Таджикистане
| Тема: | Экология |
| Год издания: | 2013 |
| Авторы / под ред. : | Julie Fisher |
Описание
Издательство: Kettering Foundation Press
ISBN: 978-0923993474
Рецензия
Импорт демократии – ошибки прошлого или стратегия на будущее?
Вторжение США в Ирак и операция в Афганистане показали, что демократия не может быть установлена с помощью силы. Может ли она быть импортирована мирным путем, и если да, то какие для этого необходимы условия? Кто должен быть участником этого процесса? В ходе обсуждений предлагаются различные формы, элементы и институты демократической трансформации. К наиболее активным действующим лицам некоторые ученые, в том числе и Джули Фишер, относят неправительственные организации (НПО).
Фишер отнюдь не новичок в области исследований неправительственного сектора. Ее перу принадлежат две книги о гражданском обществе: первая рассматривает влияние деятельности НПО на процессы устойчивого развития, вторая — воздействие общественного сектора на формирование политики[2]. Рецензируемая книга, по замыслу автора, должна стать логическим дополнением к уже написанным ею монографиям и дать ответ на вопрос о том, могут ли НПО быть активными участниками продвижения демократии в развивающемся мире.
Общественные организации — авангард «глобальной революции»?
Лестер Сэлэмон: нынешний этап мирового развития — «глобальная революция общественных организаций». Lester M. Salamon, S. Wojciech Sokolowski, Regina List. Global Civil Society: An Overview. The Johns Hopkins University Institute for Policy Studies, 2003. P.1.
Внимание автора сосредоточено не на всех действующих НПО. В широком круге организаций различной направленности Фишер выделяет те, которые «напрямую, намеренно и сознательно занимаются продвижением демократии» (P.7). Сюда включены правозащитные, женские НПО, группы, участвующие в пенитенциарной реформе, в мониторинге выборов, в организации общественных обсуждений, в формировании гражданского сознания. Отмечая растущую роль НПО в современной политической жизни, Фишер вслед за одним из наиболее известных исследователей гражданского общества, профессором Университета Джонса Хопкинса (США) Лестером Сэлэмоном, называет нынешний этап мирового развития «глобальной революцией общественных организаций»[3]. И это справедливо – для решения порожденных глобализацией проблем (борьба с терроризмом, предотвращение экологических и гуманитарных катастроф, профилактика ВИЧ-инфекции и др.) необходимы совместные усилия всех действующих лиц — государства, частного сектора и общественности. Примечательно, что НПО нередко вносят заметный вклад в различные сферы международных отношений, будь то урегулирование споров и конфликтов или разработка и реализация концепции устойчивого развития, предлагая мировому сообществу свои испытанные на практике подходы и методологию. Другой результат глобализации — стирание национальных границ, развитие и укрепление международных гражданских сетей и коалиций.
Активизация неправительственных организаций наблюдается и во внутренней политике многих стран. Государство постепенно уходит из некоторых сфер своей традиционной деятельности, делегируя выполнение соответствующих обязанностей некоммерческому сектору. В результате общественные организации становятся все более значимыми поставщиками социальных, экспертных, консультативных и образовательных услуг, защитниками прав человека, лоббистами. В целом НПО стали влиятельной силой, с которой считаются и сотрудничают власти.
Важно отметить, что, разделяя точку зрения Л. Сэлэмона о значении НПО в современном миропорядке, Фишер дает иное определение гражданскому обществу. Гражданское общество понимается Л. Сэлэмоном как совокупность некоммерческих организаций. В результате за скобками остается то основное, что делает гражданское общество гражданским, – огромный ресурс общности и солидарности, основанный не на институционально оформленных организациях, а на общих ценностных ориентирах, таких как уважение прав человека, гражданский долг, доверие и т.д. Кроме того, как показывает практика, в рамках подобных дефиниций главное внимание уделяется крупным и авторитетным НПО, а работа неформальных групп во многом остается за пределами научного анализа. В отличие от Л. Сэлэмона, Фишер включает в определение гражданского общества самоорганизацию граждан путем участия в общественных процессах (P. 5) , что позволяет ей избежать ограниченности и представить более целостное и комплексное видение контуров гражданского общества.
Сила и слабость НПО ЮАР, Аргентины и Таджикистана
Поразительно сходным моментом для гражданских обществ всех трех стран является ключевая роль НПО, занимающихся продвижением демократии. Вместе с тем, у НПО каждой страны есть свои уникальные достижения, которые организации не только двух других стран, но и во всем мире, могли бы успешно импортировать (FisherJ., Op. cit. P. 281).
На первый взгляд, выбор этих трех стран для сравнительного анализа кажется нелогичным: они сильно отличаются по политическому и экономическому контекстам, культурным традициям, историческому опыту. Однако Фишер убеждает нас в правомочности своего выбора. Он объясняется несколькими соображениями. Во-первых, наличием в каждой из стран множества активных НПО, продвигающих демократию. Во-вторых, географическим положением (представлены три разных континента), позволившим исследовать геополитический аспект проблемы. В-третьих, устойчивостью и долгосрочным характером связей организаций исследуемых стран с Фондом Чарльза Кеттеринга, сотрудницей которого была Фишер (фонд поддерживает исследования различных аспектов демократии). В-четвертых, все три страны пережили тяжелые политические потрясения (ЮАР — период политики апартеида в 1948-1994 гг., Аргентина — военную диктатуру 1976-1983 гг., Таджикистан — гражданскую войну 1992-1997гг.). Наследие таких «национальных травм» делает задачу демократизации исключительно сложной и, как считает Фишер, безотлагательной.
К достоинствам книги следует отнести взвешенный и всесторонний анализ деятельности НПО, работающих в сфере демократических преобразований в трех названных выше странах. Фишер показывает, что НПО каждой страны имеют свои уникальные наработки. Вот лишь некоторые из приведенных примеров. Институт демократической альтернативы для Южной Африки (современное название – Институт за демократию в Южной Африке, IDASA) стал авторитетным общественным движением, оказывающим влияние на формирование социальной политики и национального бюджета. Таджикские НПО одержали две ощутимых победы на национальном уровне, добившись отмены смертной казни и ужесточения наказания за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации (P. 287). НПО Аргентины смогли построить несколько горизонтальных сетей, в частности сеть из 25 групп, занимающихся правами детей, а правозащитники использовали Конвенцию о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин для защиты прав женщин в судах.
Вместе с тем всем НПО, занимающимся демократизацией общества, присущи серьезные недостатки. В их числе: слабость организационного и финансового менеджмента; неумение взаимодействовать с правительством, с бизнесом, СМИ, другими НПО; в целом незначительное воздействие на процесс принятия решений и формирование политической культуры; недооценка значения фандрайзинга (поиска и привлечения различных источников финансирования); недостаточное развитие контактов с международными НПО или полное их отсутствие.
Достижения, накопленные гражданским обществом каждой из стран, могли бы быть исключительно полезными для общественных организаций двух других рассматриваемых государств. Главный тезис Джули Фишер заключается в том, что именно НПО должны стать главными проводниками новых идей и демократических ценностей, заимствованных друг у друга или из иных источников (P. 289). Задача этих организаций заключается в трансформации уже апробированных другими наработок с учетом национальной культуры и традиций. Так создается транснациональное гражданское общество с инновационным мировоззрением и идеалами.
Еще один ключевой участник транзита демократии – международные доноры, которые должны внимательно относиться к развитию демократических трендов потенциальных стран-реципиентов и максимально их поддерживать. Донорам, по мнению Джули Фишер, следует проделать работу над ошибками и извлечь уроки из прошлого, когда принцип всестороннего анализа и учета национального контекста нередко нарушался. В целом иностранная помощь, как считает автор, — важное, а нередко и необходимое условие становления демократии.
«Работа над ошибками» иностранных доноров
Уинстон Черчилль: Демократия — отвратительная форма правления, но ничего лучшего человечество пока не придумало.
При всей внешней привлекательности некоторых идей Джули Фишер (о невозможности транзита демократии силовыми методами, о важности учета национальных особенностей в деле оказания помощи развитию), ее концепция вызывает существенные возражения. Опыт работы международных доноров в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой свидетельствует о том, что импорт демократии не состоялся. Модели, институты и технологии западных государств не подошли странам-реципиентам, что служит еще одним подтверждением тезиса «демократия рождается изнутри, а не дарится снаружи». Но главное, о чем умалчивает автор книги, заключается в следующем. Предоставляя помощь, доноры руководствовались собственными политическими интересами, воздействуя на характер, контуры и приоритеты реформ в стране-получателе. В некоторых случаях осуществлялось изменение системы власти и смена режима (пример военной операции в Ливии 2011 г.). Кстати, именно вмешательством в политические процессы обосновали официальные лица РФ закрытие в сентябре 2012 г. российского представительства Американского агентства международного развития (USAID). Нельзя не признать, что свои политические задачи иностранные доноры, безусловно, ставили и выполняли. Так правомерно ли вообще вести речь об импорте демократии? И употреблять термин, напоминающий ставшую наследием далекого прошлого дефиницию «экспорт мировой революции»?
Как отмечают аналитики, благодаря иностранной помощи внутри гражданского общества создавалась элита организаций, связанных с Западом, хорошо оплачиваемых, действующих по западному образцу, централизованных и бюрократизированных. Вместо налаживания горизонтальных связей, особенно на региональном и местном уровнях, западная политика усиливала разделение в гражданском обществе. Она способствовала и появлению «профессиональных грантополучателей», умело подстраивающихся под запросы доноров, вопреки потребностям общества. Международных доноров можно было бы также упрекнуть в ориентированности на краткосрочные результаты, удобные для отчетности, в пренебрежении деятельностью, рассчитанной долгосрочную перспективу[4].
Автор данной рецензии не склонна недооценивать важный позитивный вклад иностранных доноров в развитие стран — получателей помощи. Они привносят новые социальные модели, современные правовые и организационные нормы, инновационную проектную культуру и практику работы с финансами, способствуют распространению информационных технологий, формированию опытного кадрового состава и экспертного сообщества, продвижению принципов гендерного равенства и гражданского взаимодействия. Вместе с тем, рассуждая о перспективах импорта демократии, надо иметь в виду негативные моменты и даже опасности, которые, как правило, несут с собой донорские программы.
В книге, которая может послужить практическим пособием для активистов НПО, приводится много ярких примеров и неизвестных фактов о деятельности общественных организаций и их руководителей. В то же время она содержит, на мой взгляд, ряд отнюдь не бесспорных и побуждающих к размышлениям заключений. Это касается, прежде всего, ключевого тезиса об импорте демократии. Мировая практика последних лет показала, что демократический «транзит» оказался неудачным экспериментом. А потому советы Джули Фишер международным донорам о том, как усовершенствовать продвижение западных ценностей, моделей и демократических принципов в развивающиеся страны, вызывают серьезные возражения. В целом издание может привлечь широкую читательскую аудиторию, особенно тех, кто занимается сложным феноменом гражданского общества, проблемами международной помощи развитию, а также изучением трех стран, выбранных автором для анализа: ЮАР, Аргентины, Таджикистана.
[1] Джули Фишер (Julie Fisher) – известный американский специалист по вопросам демократии, гражданского общества и развития неправительственных организаций. Занималась преподавательской, исследовательской и консультативной работой в ведущих американских университетах и международных организациях: Йельском университете, Международном альянсе за гражданское участие (СИВИКУС – CIVICUS), Фонде Чарльза Кеттеринга (Kettering Foundation), организации Спасем детей (Save the Children). Автор ряда статей и монографий, переведенных на иностранные языки.
[2] "The Road from Rio: Sustainable Development and the Nongovenrmental Movement in the Third World"; "Nongovernments: NGOs and the Political Development of the Third World".
[3] Lester M. Salamon, S.Wojciech Sokolowski, Regina List. Global Civil Society. An Overview. The Johns Hopkins University Institute for Policy Studies, 2003. P. 1.
[4] Sarah Henderson. Building Democracy in Contemporary Russia. Ithaca, London: Cornell University Press, 2003. P. 164-166.
Прошедший опрос
-
Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
Увеличение количества мусора 228 (66.67%) Вырубка лесов 214 (62.57%) Загрязнение воды 186 (54.39%) Загрязнение воздуха 153 (44.74%) Проблема захоронения ядерных отходов 106 (30.99%) Истощение полезных ископаемых 90 (26.32%) Глобальное потепление 83 (24.27%) Сокращение биоразнообразия 77 (22.51%) Звуковое загрязнение 25 (7.31%)
«Международные исследования в России»
Статистические данные по международной проблематике
Электронные журналы и библиотеки
Андрей Афанасьев, Анна Стебенькова
Анатолий Торкунов, Александр Вылегжанин
Владимир Барановский, Эдуард Соловьев


