Global Civics: Responsibilities and Rights in an Interdependent World

Тема: Экология
Год издания: 2011
Авторы / под ред. :

Описание

Brookings Institution Press

ISBN: 978-0815721413

The simple yet challenging goal of this book is to deliberate the legitimacy, and advance the feasibility, of an important new concept—the notion of «global civics.» We cannot achieve the international cooperation that is needed for a globalizing and interdependent century without embracing and implementing this important concept. The first section of Global Civics is a presentation of the overall idea itself; the second section consists of diverse assessments from around the world of the concept and where it currently stands. The third section discusses various options for a global civics curriculum.

Рецензия

Рецензия на книгу "Global Civics: Responsibilities and Rights in an Interdependent World "

Максим Харкевич К.полит.н., старший преподаватель кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Конструирование глобальной гражданственности

Книга «Глобальная гражданственность: обязанности и права во взаимозависимом мире» подготовлена авторским коллективом под редакцией старшего научного сотрудника Брукингского института, председателя Фонда «Открытое общество» Хакана Алтиная. Издание посвящено одной из наиболее актуальных тем современной повестки дня глобального управления – развитию глобального гражданского общества с соответствующими правами и обязанностями. «Учитывая насколько взаимозависимой стала жизнь людей на этой планете, – отмечает Х. Алтинай, – все мы как члены мирового сообщества более не можем уклоняться от задачи по развитию общих прав и взаимных обязанностей, составляющих содержание глобальной гражданственности» (с. 16).

Взаимозависимость требует взаимной ответственности: постановка проблемы

Понятие «глобальная гражданственность» было введено в научный оборот именно Х. Алтинаем. Рассматриваемая монография является ключевой публикацией по данной проблематике, объединяющей и различные точки зрения на глобальную гражданственность, и конкретные предложения по ее развитию.

Книга состоит из восьми глав, разделенных на две части с предисловием. Каждая глава написана отдельным автором или авторским коллективом, поэтому в целом монография представляет собой авторитетное высказывание на тему актуальности и перспектив развития глобальной гражданственности. В первой части изложены разные точки зрения на глобальную гражданственность и ее значение, во второй представлена учебная программа для университетов, нацеленная на воспитание у студентов соответствующего взгляда на мир.

Основная идея монографии заключается в обосновании необходимости развития глобальной гражданственности и в доказательстве реальности осуществления этого призыва. Основанием для этого служат следующие предпосылки.

Первое. В мире наблюдается тенденция к усилению взаимозависимости. В условиях отсутствия активного глобального гражданского общества она плохо управляема и будет неизбежно приводить к кризисным явлениям. Чувство личной ответственности за позитивные и негативные международные последствия локальных действий на индивидуальном уровне, а также транснациональная солидарность должны дать эффективные ответы на общие глобальные вызовы.

Второе. Существующие ответы – системные решения в форме международного права или институционального строительства, точечные меры в форме создания ad hoc механизмов решения возникающих вопросов – опираются, по мнению Х. Алтиная, на технократическую концепцию глобального управления. Между тем параметры эффективного глобального управления могут быть определены только в ходе обсуждения глобального «общественного договора». Глобальная гражданственность, с точки зрения авторов монографии, – необходимое условие для заключения такого договора.

Взгляды критиков на глобальную гражданственность – от сторонников глобальной федерации, радикального космополитизма до циничных реалистов и предвестников неминуемой глобальной катастрофы – способствуют развитию космополитического дискурса. Однако вся критика, с точки зрения авторов монографии, разбивается о крайнюю практическую необходимость развития космополитической ответственности. В подтверждение справедливости этого вывода в монографии приводится серия интервью с известными исследователями международных отношений (Д. Хэлд, Т. Поджи, А. Кортунов и др.).

В книге доказывается, что основной преградой на пути формирования глобальной гражданственности выступает социальная несправедливость [1]. Растущий социально-экономический разрыв между бедными и богатыми естественным образом препятствует формированию солидарности в масштабах всего мира. Именно поэтому вопрос справедливости является, по мнению Х. Алтиная и его соавторов, ключевым. Чувство глобальной справедливости, а также представление о транснациональных правах и обязанностях предлагается воспитывать в рамках университетских курсов по глобальной гражданственности.

Наряду с формированием соответствующего мировоззрения в учебных аудиториях, авторы исследования предлагают и другие пути. Набиль Фахми, декан факультета мировой политики общественных связей в Американском университете Каира, указывает на то, что Устав ООН не устарел, как считают многие, и вполне может служить базовым юридическим основанием для развития глобальной гражданственности [2]. При этом, с его точки зрения, в качестве основы безопасности в международных отношениях следует использовать не равновесие сил, а равновесие интересов как более инклюзивное понятие. Интересы присущи акторам всех типов, а силовым ресурсом обладает меньшинство. Поэтому равновесие интересов – по определению – более демократическая основа безопасности, чем баланс сил.

Следует отметить интересную главу, посвященную опыту применения учебной программы по глобальной гражданственности в одном из университетов Турции, а также размышления сотрудника Университета Билги в Стамбуле М. Бегле о литературе, которая могла бы помочь формированию у студентов соответствующего мировоззрения. Общая логика учебной программы заключается в обсуждении современных трендов развития мира и вызовов, таких как глобализация, изменение климата, геноцид, бедность, распространение различных видов оружия и т.п. После определения текущего состояния мира в программе предлагается рассмотреть вопросы глобального управления и нормативные вопросы транснациональных ценностей.

К литературе, которая может помочь студентам осознать свои глобальные права и обязанности, М. Бегле относит такие произведения, как «Франкенштейн» (М. Шелли), «1984» (Д. Оруэлл), «Жестяной барабан» (Г. Грасс), «Замок» (Ф. Кафка) и др. Содержащаяся в книге подборка литературы интересна и полезна, однако в ней не упоминается, пожалуй, ключевой текст на русском языке на тему всемирной отзывчивости – «Пушкинская речь» Ф.М. Достоевского. В ней классик размышляет о всемирной отзывчивости как уникальной черте русского национального характера. В развитии этой идеи может заключаться возможность конструктивного участия отечественной политологической и философской школы в дискуссии о глобальной гражданственности.

Соглашаясь с необходимостью глобальной гражданственности, приходится признать, что критика данной концепции в рассматриваемой монографии не находит убедительного ответа. Глобальная гражданственность предполагает глобальные ценности, разделяемые в равной степени всеми членами человеческой семьи. Однако слой общих ценностей очень тонок. В связи с ренессансом религии в мировой политике этот слой испытывает особое напряжение как на стыке религий (особенно христианства и ислама), так и на границе сакрального и секулярного.

Гражданственность без государственности? Конструктивистский уход от проблемы

Основной вопрос глобальной гражданственности, от которого ушли авторы монографии, состоит в следующем: возможна ли гражданственность без государственности? Гражданственность как исторический институт сформировалась в рамках государства. Рассуждения о правах и обязанностях вне государства пока выглядят проблематичными. Сострадание к жертвам природных катастроф, политического и неполитического насилия в других странах, несомненно, существует. Сразу после событий 11 сентября 2001 г. французская газета «Le Monde» в редакционной статье «Мы все американцы» выразила искреннее сочувствие жертвам терактов со стороны большинства населения Земли. Однако гибель своих солдат в зарубежных военных операциях, направленных на такие благие цели, как расширение демократии, предотвращение геноцида и т.д., воспринимается национальным сознанием особенно тяжело.

В качестве метафоры, иллюстрирующей необходимость развития глобальной гражданственности, Х. Алтинай приводит правила дорожного движения, которым автомобилисты следуют, чтобы сохранить свою жизнь и добраться до пункта назначения вовремя. Однако в мировой политике санкция за нарушение правил не столь неотвратима, как, например, лобовое столкновение в случае выезда на полосу встречного движения. Быть «зайцем» в международной политической экономии и безнаказанно перекладывать решение своих проблем на бюджет соседних государств в мировой политике особо не возбраняется. Отсутствие явных и неизбежных санкций за невыполнение глобальных обязательств или нарушение чьих-либо глобальных прав создает условия для превращения глобальной гражданственности в удел малочисленных индивидов, увлеченных либеральными идеями всеобщего единства.

Согласно теории общественного договора, государство возникло с целью обеспечения гражданских прав и обязанностей на ограниченной территории. Означает ли это, что глобальное государство является неизбежным институциональным решением для глобальной гражданственности?

Рассматриваемая монография – это во многом попытка дать утвердительный ответ на данный вопрос. Х. Алтинай предлагает конструировать глобальную гражданственность в университетах с помощью соответствующих учебных курсов. Действительно, глобальное самосознание и сочувствие ко всему человечеству можно и нужно воспитывать. Однако для формирования глобальной гражданственности этого вряд ли будет достаточно. Кроме соответствующей политики в области образования, стратегия развития глобальной гражданственности должна включать в себя, как минимум, создание международной армии, введение международных налогов и формирование единой международной бюрократии, которая бы осуществляла постоянный мониторинг статистических показателей различных сторон деятельности всего человечества с помощью интегрированной системой сбора и обработки информации.

Воспитание в университете глобальных прав и обязанностей без развития транснациональных институтов гражданственности выглядит бесплодным. Замалчивание в рассматриваемой монографии вопроса об институциональных основах выстраиваемой новой модели человеческого общежития указывает на незавершенность проекта, предлагаемого Х. Алтинаем. Но это отнюдь не обедняет содержательной ценности книги, а, напротив, служит призывом к научному и экспертному сообществу включиться в размышления о глобальной гражданственности в ее институциональном, экономическом, военно-стратегическом аспектах. Предлагаемая модель нуждается в дополнении, причем поиск, скорее всего, нужно вести не среди этатистских парадигм, а в сфере теорий, описывающих самоорганизацию сложных адаптивных систем, которые нуждаются не в управлении, а в координации и обеспечении соответствующей среды развития [3].

Реализация идей Х. Алтиная в сфере образования выглядит сегодня весьма реалистично. Во многих университетах мира читаются курсы по глобальной гражданственности. Предлагаемая автором учебная программа не является уникальной, но выделяется системным подходом и акцентом на аксиологическое измерение изучаемой в курсе проблематики.

***

В заключение следует отметить, что книга «Глобальная гражданственность: обязанности и права во взаимозависимом мире» может быть полезна всем, кто интересуется вопросами трансформации мировой политики, глобальным управлением, проектами космополитического переустройства мира.

Содержащаяся в ней учебная программа «Глобальная гражданственность» представляет дидактическую ценность и может быть использована в качестве модели тематического построения курсов по схожей тематике.

1. Manuel T., Pieterse E. Global Civics through Global Solidarity // Global Civics: Responsibilities and Rights in an Interdependent World / Ed. by H. Altinay. Brookings Institution Press, 2011. P. 61–78.

2. Fahmy N. Beyond the UN Charter: A New Concept of Global Security and Global Civics // Global Civics: Responsibilities and Rights in an Interdependent World. P. 53–59.

3. Complexity in World Politics: Concepts and Methods of a New Paradigm / Ed. by Neil E. Harrison. State University of New York Press, 2007.
 


Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся