Changing mindsets to transform security: Leader Development for an Unpredictable and Complex World

Тема: Образование и наука
Год издания: 2013
Авторы / под ред. :

Описание

Издательство: Center for Technology and National Security Policy, Institute for National Strategic Studies, National Defense University


В книге раскрываются различные аспекты современного образования, связанные с воспитанием нового поколения лидеров в новых условиях, связанных с изменениями, происходящими в современном мире. Книга посвящена проблеме обучения и воспитания нового поколения военно-политического руководства в условиях меняющегося современного мира в США. Она представляет собой сборник докладов Третьей международной конференции по трансформации и развитию лидеров, прошедшей в г. Вашингтоне в июне 2013 г. Мероприятие было организовано Верховным главнокомандующим по трансформации объединенных вооруженных сил НАТО в американском Национальном Университете Обороны, при поддержке Международной сети трансформации вооруженных сил. Значительная часть книги посвящена актуальным вопросам развития американского высшего военного образования.

Электронная версия издания

Рецензия на сборник

 

 

Рецензия.
Лидерство в непредсказуемом мире

Павел Шариков, к.полит.н., руководитель Центра прикладных исследований ИСКРАН, эксперт РСМД

Georgia Regents University

Актуальность поднятой в книге темы обусловлена не только проблемами в системе образования, но и тем, что военно-политическое руководство Соединённых Штатов, по всей видимости, будет принимать наиболее ответственные решения в совершенно иных условиях. При этом подготовить современное поколение ко всем потенциальным проблемам будущего категорически не представляется возможным. В силу заметно ускорившихся в последнее время процессов научно-технического прогресса, появляются новые вызовы и угрозы национальной безопасности, для противодействия которым необходим совершенно иной подход. На наших глазах меняется геополитическая карта мира, даже с момента распада биполярной системы международных отношений в глобальном балансе сил произошли колоссальные сдвиги. Трансформируются стратегия и тактика войны, изменяются цели, задачи и методы ведения военных действий.

Джордж Кейси (George W.Casey), автор первой главы, называет эти новые условия аббревиатурой VUCA (Volatile, Uncertain, Complex, and Ambiguous). Он пишет: “Сегодня мы живём в изменчивом, неопределённом, сложном и неоднозначном (VUCA) мире, в котором развитие технологий сближает нас всё сильнее, а негосударственные акторы имеют доступ к инструментам катастрофического воздействия»[1]. Нет сомнения, что военно-политическое руководство должно обладать совершенно иными навыками и знаниями для того, чтобы эффективно обеспечивать национальную безопасность.

Большое влияние на обучение и воспитание будущего поколения военно-политического руководства оказывает Интернет. Паулетт Робинсон (Paulette Robinson), Элейн Рэйборн (Elaine M. Raybourn) и Шейн Гэллахер (Shane Gallagher) рассматривают данный аспект современного образовательного процесса с разных сторон.

Паулетт Робинсон (Paulette Robinson) анализирует различные аспекты глобализации высшего образования. «Высшее образование сегодня стоит перед самыми серьёзными вызовами в истории, связанными с развитием средств преподавания. Разрушительные технологии и глобализация открыли новые возможности для конкуренции и образования за пределами времени и географического региона. Студенты могут получать образование где и когда угодно. Бизнес модели меняются под влиянием этих новых условий»[2].

Элейн Рэйборн (Elaine M. Raybourn) вводит новый термин «Transmedia education», под которым подразумевается сложная система передачи знаний посредством различных технологий, которая эмоционально «включает» студента в изложение материала»[3].

Шейн Гэллахер (Shane Gallagher) рассматривает возможность применения новейших достижений нейробиологии в образовательном процессе. Американский исследователь рассматривает умение приспосабливаться к любым условиям как одно из базовых качеств, которым должен обладать лидер. Его работа посвящена приспособляемости восприятия. Немаловажную роль в этом играют компьютерные игры.

Большой интерес представляет тезис авторов девятой главы о необходимости более интенсивной интеграции научных исследований и образовательного процесса. В главе раскрываются некоторые примеры подобной интеграции на примере Национального Оборонного Университета США. Вместе с тем авторы признают, что данное направление ещё не получило достаточного развития в образовательных программах Университета. Стоит отметить, что автор 10-й главы подчёркивает, что академическая свобода должна быть основополагающим принципом развития военного образования[4].

Безусловно, книга представляет огромный интерес для российских экспертов в сфере вооруженных сил и в первую очередь в области высшего военного образования. Не секрет, что данная тема крайне актуальна в России сегодня. История российской системы высшего военного образования насчитывает уже несколько веков. К сожалению, приходится признать, что на современном этапе развития, высшее военное образование России в некотором смысле оказывается между «молотом и наковальней» - военной реформой с одной стороны и реформами образования и науки с другой.

Ведущие российские военные эксперты неоднократно говорили о развале военных вузов и НИИ[5]. Вместе с тем, согласно военной доктрине Российской Федерации, повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала является одним из приоритетов развития военной организации[6].

Военная академия связи имени Маршала
Советского Союза С.М.Буденного МО РФ,
г. Краснодар

Вряд ли можно поспорить с тем, что интеграция военных вузов и НИИ будет иметь исключительно позитивный эффект, аналогичные идеи высказываются и авторами рецензируемой книги. В то же время, отмечают российские военные эксперты, «в России в ходе непродуманных реформ последних лет НИИ Минобороны то преобразовывали в полностью гражданские с увольнением сотен и тысяч офицеров-исследователей, то снова набирали в них офицеров. Теперь этот процесс совершенно правильно остановлен, но многое, к сожалению, необратимо потеряно или крайне трудно восстановить»[7].

Российские военные эксперты также сходятся в том, что участие России в Болонском процессе негативно отражается на состоянии высшего военного образования. Выполнение военными вузами ряда положений нового закона об образовании объективно негативно скажется не только на качестве преподавания, но и на обороноспособности страны в целом.

Объявленная летом 2013 года реформа Российской академии наук также негативно отразилась на системе высшего военного образования. Методика определения эффективности научной организации, вводимая Министерством образования и науки в настоящее время, основывается в значительной степени на количестве публикаций и цитирований в иностранных базах научного цитирования. Учитывая, что многие результаты НИОКР военных НИИ и вузов составляют государственную тайну, публикации в иностранных журналах, разумеется, категорически исключены. Реформа Академии наук в меньшей степени касается военных вузов и НИИ, однако даже в системе РАН существовали гражданские институты, в которых велись исследования, непосредственно связанные с обеспечением национальной безопасности России.

В 13 главе авторы рассматривают различные сферы взаимодействия гражданских исследователей и военных. Американская система высшего военного образования и науки представляется как сбалансированная тщательно продуманная система взаимодействия гражданских и военных посредством различных институтов межведомственного сотрудничества. В последнее время, в США, а также многих других развитых странах наблюдается процесс более активного вовлечения гражданских специалистов, НИОКР, технологий в процесс обеспечения национальной безопасности и сферу вооруженных сил. Не менее актуальным направлением политического регулирования в этой связи является координация деятельности различных ведомств, органов государственного управления между собой. Автор данной главы демонстрирует историческую эволюцию межведомственного сотрудничества в сфере обеспечения национальной безопасности в США.

Вместе с тем, по мнению российских экспертов, «отсутствие должной координации в управлении военным образованием на межведомственном уровне» является одной из причин неэффективности российского военного высшего образования сегодня[8].

В следующей главе раскрываются некоторые детали сотрудничества представителей вооруженных сил с американским академическим сообществом. Джулиан Линдлей-Френч (Julian Lindley-French) утверждает, что «научно-исследовательские академические учреждения станут основой для понимания особенностей будущих конфликтов, так как это понимание – залог победы в традиционных и нетрадиционных военных конфликтах»[9].

Книга представляет колоссальный интерес с точки зрения изучения американского опыта в сфере высшего военного образования и проведения оборонных научных исследований. Очень важно, что американские эксперты задумываются не только над тем, каким будет мир будущего, но уже сегодня стремятся предусмотреть, как подготовить новое поколение военных и политических лидеров, способных обеспечить безопасность и процветание Соединённых Штатов в ближайшем будущем.

Очевидно, что предсказать, каким будет мир будущего, невозможно. Можно лишь предположить, куда приведут такие тенденции развития современности, как информационная революция и глобализация. Для того чтобы противодействовать новым вызовам и угрозам, лидеры будущего должны быть готовы принимать решения в изменчивом, неопределённом, сложном и неоднозначном (VUCA) мире. Большую роль в конфликтах будущего будут играть различные технологии работы с информацией. Соединённые Штаты уже сегодня активно разрабатывают различные стратегии ведения информационных операций, развивают свой наступательный киберпотенциал и не исключают возможность участия в сетецентрических войнах. Вероятно, именно эти явления будут определять характер будущих конфликтов, в которых будет участвовать новое поколение политических и военных лидеров. 

Уже сегодня в образовательный процесс подготовки будущих военных и политических лидеров вносятся значительные изменения. Судя по всему, реформа образования в военной сфере не будет иметь краткосрочного эффекта, а однозначно оценить эффективность происходящих сегодня изменений в этой сфере можно будет спустя определённое время.

Нет никаких сомнений в том, что лидерам будущего потребуются совершенно иные навыки работы с информацией. Запоминание информации, как представляется, станет играть меньшую роль по сравнению с умением и навыками работать с ее колоссальными объёмами. Сложно поспорить с авторами книги, которые утверждают, что для приспособления к новым условиям требуется изменение образа мышления.

[1] Changing mindsets to transform security: Leader Development for an Unpredictable and Complex World. Edited by Linton Wells II, Teodore C. Hailes, and Michael C.Davies. Center for Technology and National Security Policy. Institute for National Strategic Studies. National Defense University. 2013 p. 7

[2] Changing mindsets to transform security: Leader Development for an Unpredictable and Complex World. Edited by Linton Wells II, Teodore C. Hailes, and Michael C.Davies. Center for Technology and National Security Policy. Institute for National Strategic Studies. National Defense University. 2013 p. 123

[3] Changing mindsets to transform security: Leader Development for an Unpredictable and Complex World. Edited by Linton Wells II, Teodore C. Hailes, and Michael C.Davies. Center for Technology and National Security Policy. Institute for National Strategic Studies. National Defense University. 2013 p. 132

[4] Changing mindsets to transform security: Leader Development for an Unpredictable and Complex World. Edited by Linton Wells II, Teodore C. Hailes, and Michael C.Davies. Center for Technology and National Security Policy. Institute for National Strategic Studies. National Defense University. 2013 p. 205

[5] Военная реформа России: состояние и перспективы / Алексей Арбатов, Владимир Дворкин ; Моск. Центр Карнеги. — М., 2013. Стр. 59

[6] Военная доктрина Российской Федерации. пункт 31 http://www.scrf.gov.ru/documents/18/33.html

[7] Военная реформа России: состояние и перспективы / Алексей Арбатов, Владимир Дворкин ; Моск. Центр Карнеги. — М., 2013. Стр. 59

[8] Гриднев Д.А. Развитие высшего военного образования: проблемы и перспективы. Вопросы управления №4(5) Декабрь 2008 http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2008/04/15/

[9] Changing mindsets to transform security: Leader Development for an Unpredictable and Complex World. Edited by Linton Wells II, Teodore C. Hailes, and Michael C.Davies. Center for Technology and National Security Policy. Institute for National Strategic Studies. National Defense University. 2013 p. 281


Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся