Блог Владимира Пряхина

Россия и Китай в Арктике

27 сентября 2023
Распечатать

Арктика все более выдвигается на передний план мировой политики как регион с крупномасштабными запасами сырья и энергоноситей, предмет особой озабоченности экологов и климатологов, а также как регион возможностей для международного сотрудничества и потенциального военно-стратегического соперничества.

До недавнего времени в деятельности приполярных государств, несмотря на имеющиеся разногласия по вопросам разграничения континентального шельфа, преобладал настрой на конструктивное сотрудничество. С обострением политического кризиса вокруг Украины западные приполярные государства-члены НАТО взяли курс на «отлучение» России от сотрудничества в формате Арктического совета.

В статье анализируется позитивный опыт российско-китайского сотрудничества как пример конструктивного взаимодействия в освоении ресурсов региона.

rucnarc.jpg

РИА Новости

В оценках западными экспертами итогов так напугавшего их визита Председателя КНР в Россию превалируют политические мотивы. И это вполне понятно, так как состоявшиеся на высшем уровне российско-китайские переговоры обозначили, безусловно, новую веху в развитии современных международных отношений по пути к демократическому мультиполярному миру без старших и младших. А именно детронизация «Вашингтонского обкома» как мирового директивного органа и беспокоит больше всего западный политический класс.

Вместе с тем если внимательно проанализировать итоговые документы российско-китайской встречи в верхах, то нельзя не прийти к выводу, что помимо злободневных вопросов мировой политики на переговорах важнейшее место было уделено вопросом перспективного сотрудничества, в том числе и прежде всего в экономической сфере. По итогам встречи опубликовано Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года, Правительствам обеих стран поручено подготовить подробный план взаимодействия по восьми основным направлениям сотрудничества, охватывающим все основные отрасли экономики с очевидным намерением руководства обеих стран обеспечить России и Китаю лидерство в передовых наукоемких отраслях [14].

Естественно, при этом, что в перспективе на первый план все более будет выдвигаться взаимодействие в Арктическом регионе, освоение огромных энергосырьевых ресурсов которого немыслимо без применения самых передовых технологий. При этом первостепенное внимание будет уделяться, как подчеркивается в Концепции внешней политики Росси «налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с неарктическими государствами, прово- дящими конструктивную политику в отношении России и заинтересован- ными в осуществлении международной деятельности в Арктике, включая инфраструктурное развитие Северного морского пути» [5].

Следует подчеркнуть, что в работах российских и китайских авторов, опубликованных в последние годы, освещается широкий спектр вопросов близких к данной предметной области [1; 2; 3; 4; 8; 9; 10; 11; 13; 15; 16; 18]. Однако проблему российско-китайского сотрудничества в Арктическом регионе нельзя назвать однозначно исчерпанной. В силу многих объективных обстоятельств изучение обозначенной темы продолжает сохранять высокий уровень актуальности.

Российско-китайское взаимодействие в Арктике уже имеет определенную историю и еще более насыщенное будущее. В условиях санкционного режима Китай стал основным технологическим партнером России в освоении нефтегазовых ресурсов Арктики. В 2015 г. ведущие российские компании, включая «Магаданморнефтегаз», «Лисянскморнефтегаз», совместные предприятия ОАО «НК «Роснефть» и «Statoil ASA», подписали с «China Oilfield Services Limited» (COSL) договор о бурении двух разведочных скважин в акватории Охотского моря на участках Магадан-1 и Лисянский [6].

ООО «Газпром геологоразведка» активно привлекает полупогружную буровую платформу (ППБУ) «Nanhai VIII», которая принадлежит китайской нефтесервисной компании COSL. В 2017 г. эта платформа была доставлена через Северный Ледовитый океан также китайским судном «Hai Yang Shi You 278» для бурения скважин глубиной 2400 м в Карском море. В 2018 г. Nanhai VIII» была привлечена для проведения геологоразведочных работ на Русановском и Нярмейском участках недр в Карском море, в 2020 г. эти продолжались. Кроме этого, в 2020 г. «Газпром нефть» транспортировала 144 тыс. т нефти, добытой в Арктике, в китайский порт Яньтай по Северному морскому пути [19].

Пекин концептуально задокументировал желание активно участвовать в развитии Северного морского пути, полагая, что это будет разумным дополнением Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». В рамках развития устойчивого судоходства по Северному морскому пути и Полярному шелковому пути Китай выделяет три основные направления деятельности: арктические исследования для наращивания опыта навигации и понимания особенностей данных морей, участие в управлении арктическим судоходством (например, в Международной морской организации), а также стремление к балансу между экономической и климатической составляющими мореплавания, в том числе через учет рисков чрезвычайных происшествий и роста нагрузки на экосистему Арктических морей [7].

В 2015 г. также Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и Государственным комитетом по делам развития и реформ КНР было подписано соглашение о сотрудничестве по Северному морскому пути. Летом 2017 года Государственное океанографическое управление и Национальный комитет по развитию и реформам Китая совместно опубликовали «Концепцию морского сотрудничества в рамках инициативы

«Один пояс, один путь», согласно которой было предложено к «традиционным» маршрутам Китай-Европа добавить еще один – через Северный Ледовитый океан. Это намерение встретило полное понимание и поддержку российской стороны. 8 декабря 2017 г. на торжествах в связи с первой погрузкой сжиженного природного газа на заводе Ямал Президент В.В. Путин отметил: «Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым».

Помимо этого, в 2019 г. было подписано соглашение между «НОВАТЭК»,

«China COSCO SHIPPING Corporation Limited», «Совкомфлот» и Фондом Шелкового Пути о создании транспортного предприятия «Морской арктический транспорт» (МАТ). Деятельность МАТ будет направлена на создание танкеров ледового класса и обеспечение безопасной круглогодичной транспортировки СПГ с предприятий «НОВАТЭК» по сжижению природного газа в Арктике.

Созидательное российско-китайское сотрудничество в Арктике развивается на фоне тотальной обструкции странами «коллективного Запада» взаимодействия с Россией. Члены Арктического совета (США, Канада, Норвегия, Дания) заняли резко антироссийскую позицию в этом международном органе, который по праву называется своеобразным арктическим Советом Безопасности. В течение длительного времени Арктический совет являлся одним из наиболее эффективных и продуктивных международных органов. В Совете обсуждались и принимались решения по вопросам защиты окружающей среды региона, оказанию содействия коренным народам Севера в поддержании и развитии их своеобразного культурного наследия.

В 2021 году в соответствии с уставом Совета председательства в этом органе по ротации перешло на два года к России. Российское председательство представила достаточно амбициозную, но реалистическую комплексную программу продвижения многостороннего сотрудничества по целому ряду приоритетных направлений. Можно было ожидать, что Совет продолжит работу по этим направлениям в соответствии со сложившими в нем традициями конструктивного взаимодействия. С началом специальной военной операции, однако, ситуация коренным образом изменилась. Страны- члены НАТО взяли курс на практическое отлучение России от сотрудничества в Арктике в целом.

Абсурдность этого положения очевидна, так как Россия – крупнейшая арктическая держава, активно осваивающая природные ресурсы региона при должном соблюдении интересов защиты его окружающей среды. В этом отношении наши представители встретили понимание китайских коллег, с которыми вопросы сотрудничества в Арктике конструктивно обсуждались летом 2022 года на третьем заседании российско-китайской Постоянной рабочей группы по сотрудничеству в Арктике.

При этом западные аналитики немало места уделяют поиску возможных расхождений между Россией и Китаем в вопросах правового регулирования международного сотрудника и территориальных разграничений в Арктическом регионе, равно как и правового статуса акватории Северного Ледовитого океана.

Известно, что Россия в соответствии с положениями международной Конвенции по морскому праву 1982 года заявила о признании своей юрисдикции на 1,2 млн кв. км арктических пространств, так как они являются естественным продолжением континентального шельфа Сибири. В подтверждении этой позиции российская сторона представила убедительный физико-географический материал, собранный, в частности, полярниками в экспедициях во главе с А.Н. Чилингаровым. В ходе этих экспедиций, в частости, были совершены погружения на дно океана в точке Северного полюса на батискафах Мир-1 и Мир-2.

Международная научная общественность серьезно относится к результатам российских исследователей и мало-помалу в Комиссии ООН по границам континентального шельфа формируется мнение в пользу признания правоты российских концепций правового статуса Арктики.

Этот вопрос уже давно был бы решен в пользу России, если бы не текущая политическая конъюнктура, подтолкнувшая западные государства к тотальному и ничем не оправданному блокированию сотрудничества с Россией в Арктике. Парадоксальность этого положения заключается в том, что в данном случае Россия налаживает более эффективное и более выгодное сотрудничество с внерегиональными государствами, имеющими статус наблюдателей (Китай, Индия) в Арктическом Совете при полном отсутствии контактов с арктическими государствами-полноправными членами Совета. При этом по вопросам статуса Арктики свободы судоходства в регионе позиция Китая, как считает, например российский политолог Д.В. Тренин [17], во многом схожа с позицией США, а также других морских держав – Великобритании, Индии, Японии. При том, что США не являются, в отличие от КНР, подписантом Конвенции 1982 года по морскому праву.

Ну, что ж? Как гласит китайская поговорка, лежа в одной постели можно видеть разные сны. Расхождения во мнениях по частным вопросам всегда сопутствуют любому деловому сотрудничеству, и именно сотрудничество наших стран по практическим вопросам открывает реальную перспективу для справедливого и выгодного для всех сторон участие внерегиональных держав в освоении природных ресурсов арктического региона.

Вопросы правового регулирования в Арктике, безусловно, являются одними из наиболее сложных в современном международном праве и в мировой политической конъюнктуре сегодняшнего дня. Но точно так же в подходе к этим вопросам еще более рельефно и четко проступают черты решения этих проблем. Любые расхождения во мнениях и любые правовые и экономические трудности могут быть преодолены при наличии доброй воли и желания найти пути взаимовыгодного решения. Россия и Китай показывают в этом отношении пример такого взаимодействия.

Впервые опубликовано в журнале "ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ" • Выпуск 8-1(96-1) • Том 13 • 2023
DOI 10.35775/PSI.2023.96-1.8.019

Библиографический список

1. Аржанов И.А. Военно-политическая деятельность России в Арктике в контексте соперничества с НАТО в XXI веке // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2023. Т. 13. № 1 (94).

2. Аржанов И.А. Арктика в системе современных международных отношений: лейтмотив соперничества в регионе // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 2 (71).

3. Бородин Е.А. Позиции государств по урегулированию вопроса о границах континентального шельфа в Арктике // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 6 (63).

4. Киселев С.Г., Опокин А.Б. Арктика: стратегии арктических, приарктических и неарктических стран // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2023. Т. 12. № 4 (50).

5. Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена 31 марта 2023 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации // http://kremlin.ru/events/president/news/7081.

6. Началась мобилизация буровых платформ до места геологоразведочных работ в Арктике // Информационный портал «Газпром геологоразведка», 10 июля 2019 г. // https://geologorazvedka.gazprom.ru/press/ news/2019/07/143906/.

7. Концепция сотрудничества на море в рамках инициативы «Один пояс и один путь» // https://www.yidaiyilu.gov.cn/wcm.files/upload/CMSydylgw/201706/ 201706200155054.pdf.

8. Лаврентьев А.С. Влияние крупных китайских компаний на развитие экономики РФ в период современной геополитической напряженности // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2023. Т. 12. № 4 (50).

9. Лукин А.Д. Роль и место экологической безопасности в международных отношениях в Арктическом регионе // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 8 (65).

10. Лэй Шуан. Развитие и перспективы китайско-российского совместного строительства «Ледового шелкового пути» // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 8 (65).

11. Максимова Д.Д., Николаева Т.С. Вахтовый метод работы в Арктике

// Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2022. Т. 11. № 6 (46).

12. Путин надеется, что РФ и Китай совместно сделают Северный морской путь Шелковым // Информационный портал ТАСС, 8 декабря 2017 г. // https://tass.ru/ekonomika/4797575.

13. Сабитова Э.Ш. Северный морской путь в арктической политике Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 5 (62).

14. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации, 21 марта 2023 г. // http://www.kremlin.ru/supplement/5919.

15. Соловьева В.А., Вовенда А.В. «Ледовый шелковый путь» в контексте Арктической стратегии Китайской Народной Республики // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2023. Т. 12. № 3 (49).

16. Талипов И.Ф., Матвеев О.В. Международно-правовое регулирование освоения Арктики // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 12 (81).

17. Тренин Д.В. Россия и Китай в Арктике: сотрудничество, соерничество и последствия для евразийской безопасности

18. Чжоу Гээр. Развитие Северного морского пути: предпосылки и факторы сотрудничества России со странами Северо-Восточной Азии на примере Китая, Японии и Южной Кореи // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2023. Т. 13. № 1 (94).

19. China Oilfield Services выполнит бурение в рамках проекта

«Роснефти» и Statoil в Охотском море // Информационный портал «Нефть и капитал», 2 сентября 2015 г. // https://oilcapital.ru/news/2015-09-02/china-oilfild-services-vypolnit-burenie-v-ramkah-proekta-rosne....

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся