Блог Сарыгюль Филис

Влияние ислама на внутреннюю политику Турции

21 ноября 2023
Распечатать

Ислам - самая молодая мировая авраамическая монотеистическая религия. Само название с арабского переводится как “покорность”, “вручение себя Аллаху”. Религию исповедует более полутора миллиардов человек, что делает ее второй по количеству приверженцев после христианства. Основателем считается пророк Мухаммед.

Ислам является государственной религией ряда стран, составляя фундамент их правовой, политической и социальной систем. Важно отметить, что появление религиозных движений часто вызвано проблемами, с которыми сталкиваются правительства, для объяснения существующих порядков и мироустройства в целом. Таким образом, ислам сыграл консолидирующую роль во многих государствах Востока и стал основой их социально-политического развития.

abdullah-oguk-nTE88akjSos-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

При этом в существовании различных интерпретаций религии заключается одна из причин споров по поводу значимости ислама в политике Турецкой Республики. В обществе наблюдается раскол: с одной стороны, сторонники секуляризма и прогрессивизма настаивают на второстепенной роли ислама в государстве. С другой, исламисты и консерваторы уверены в том, что религия составляет фундамент политического управления в Турции [Yavuz, 2019].

Первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк проводил реформы, направленные на вестернизацию политической и общественной жизни. 1923 год ознаменовал создание секулярной республики, что предполагало разрыв религиозной и государственной властей, а также отказ от шариата. Этому соответствует принцип лаицизма, который является одной из “шести стрел” идеологии турецкого национализма, также сформулированной Ататюрком. Были отменены мусульманское образование, счет дней недели на основе исламского лунного календаря, введен запрет на исламские двубортные пальто и другие традиционные одежды. На смену ограничениям приходили западные альтернативы [1924 Anayasası].

Нельзя не сказать и про языковую реформу 1928 г. Поскольку язык - основополагающий элемент любой национальной культуры, молодому государству важно было укрепить в сознании людей идею об идентификации с турецким языком и законодательством. По этой причине произошел отказ от использования арабского алфавита в пользу латинского, арабские цифры были заменены на римские. В течение нескольких месяцев после начала проведения реформы Великое Национальное собрание Турции утвердило новый алфавит [Галеева, 2021].

Несмотря на политику лаицизма, ислам продолжал играть важную роль в жизни Турции. Спустя век после основания государства, в День республики, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил: “Республика, которую мы провозгласили 29 октября 1923 года, сегодня завершила свое первое столетие и отправляется в путь во второе, которое мы называем "столетием Турции". Турция сегодня является страной, которая в регионе и в мире оказывает помощь всем, кто в ней нуждается” [Эрдоган, 2023]. Последние 20 лет стали для Турции временем перемен: после прихода к власти исламской Партии справедливости и развития государство совершило переход от демократии под опекой к конкурентному авторитарному режиму [Esen, Gumuscu, 2016].

ПСР отличается приверженностью традициям и культуре ислама, таким образом, одна из ключевых целей партии - объединить и укрепить мусульманские общины. Стратегия партии заключается в продвижении исламских ценностей через образование, экономику и правительственную политику [AK Partisi programı].

В экономической сфере был введен запрет на развлечения и продукцию, которая не соответствует нормам ислама [Матюхин, 2013, с.136]. Особое внимание Турция уделяет торгово-промышленному сотрудничеству с мусульманскими странами.

В области образования Партия справедливости и развития первое время воздерживалась от мусульманской риторики, однако уже в 2012 г. началась школьная реформа, которая предусматривала перестройку светских учебных заведений в религиозные школы имам-хатыбов. Их количество быстрыми темпами увеличивается: в течение нескольких лет после введения реформы число таких учреждений, изначально предназначенных для обучения имамов, выросло в несколько раз. Образовательная программа также претерпела значительные изменения: среди обязательных к изучению предметов есть культура религии и нормы морали, арабский язык для изучения Корана. С 2014 года система высшего образования также подверглась изменениям: при университетах строились мечети, в учебных курсах все большее внимание уделялось работе с религиозными текстами.

Говоря о правительственной политике ПСР нельзя обойти стороной курдский вопрос. Ислам является одной из основных конфессий курдов, и большинство исповедует ислам, хотя и несколько видоизмененный вследствие влияния локальных особенностей и философских течений. По результатам опросов общественного мнения среди курдов, для 41% респондентов этническая идентичность стоит выше религиозной или национальной – турецкой [Харитонова, 2019]. Это говорит о значимой, однако не превалирующей роли ислама для курдского населения.

Представители Рабочей партии Курдистана используют в своих выступлениях исламскую риторику, в которой есть понятие уважения к языку и культуре других народов. Также ислам предоставляет понятийные основы для социальной справедливости и равенства, что также является одним из аргументов курдского народа в их борьбе за свои права и свободы.

Хотя Эрдоган и говорил, что “сменил свою исламскую рубашку” [Erdoğan, 2007], он враждебно настроен к курдской националистической деятельности. При этом правительство Партии справедливости и развития утверждает, что турки и курды - братья, но политика национализма и лаицизма при Ататюрке прервала тесные взаимоотношения, тогда как при умеренных исламистах политическая система стала более гибкой и проблема стала менее острой. Некоторые эксперты считают, что ПСР с помощью религиозного посредничества может возобновить братские отношения турков и курдов. [Güzel, 2012, p. 103]. Президент же выступает за идею формирования “суннитского союза”, поставив Турцию на пьедестал регионального лидера посредством создания мусульманского суннитского блока благодаря поддержке, оказываемой курдам [Абак, 2017].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о роли исламского фактора во внутренней политике Турецкой Республики. Президент и его правительство открыто заявляют о приверженности мусульманским ценностям, которые в последние годы все больше пропагандируются. Этому способствует увеличение количества мечетей и исламских школ, политика шариатизации, позиционирование государства как центра и защитника исламского мира.

Список литературы:

1. AK Parti programı : kalkınma ve demokratikleşme programı // DSpace@TBMM https://acikerisim.tbmm.gov.tr/xmlui/bitstream/handle/11543/865/200703352_2006.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 19.10.2023).

2. 1924 Anayasası // Türkıye Cumhuriyeti Anayasa Mahkemesi URL: https://www.anayasa.gov.tr/tr/mevzuat/onceki-anayasalar/1924-anayasasi/ (дата обращения: 05.11.2023).

3. Berk Esen, Sebnem Gumuscu (2016): Rising competitive authoritarianism in Turkey, Third World Quarterly, DOI: 10.1080/01436597.2015.1135732

4. Guzel H. C. Курдский вопрос или проблемы курдов? (на тур. яз.) // Sabah. 09.06.2012; Yavuz M. H., Ozcan N. A. Op. cit., p. 103

5. Haberler // Yeni Asya Gazetesi URL: https://www.yeniasya.com.tr/2007/07/21/haber/h3.htm (дата обращения: 07.03.2023).

6. M. Hakan Yavuz (2019): Understanding Turkish secularism in the 21th century: a contextual roadmap, Southeast European and Black Sea Studies, DOI: 10.1080/14683857.2019.1576367

7. Абак, Т. Турция. Курдский вопрос в политике правящей партии Справедливости и развития / Т. Абак // Азия и Африка сегодня. – 2017 – № 3(716). – С. 53-58. – EDN YIROVZ.

8. Галеева, А. Р. Языковая реформа Ататюрка и её феноменальный успех / А. Р. Галеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021 — № 1 (343). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77287/ (дата обращения: 21.10.2023).

9. Матюхин, В. В. "Постсекулярная" Турция / В. В. Матюхин // Политическая наука. – 2013 – № 2 – С. 126-141. – EDN QZHTTN.

10. Харитонова, О. Г. Эффекты института президентства в этнокультурно разнородных обществах: случай Турции / О. Г. Харитонова // Политическая наука. – 2019 – № 4 – С. 38-67. – DOI 10.31249/poln/2019.04.08. – EDN SNVNJL.

11. Эрдоган заявил, что новое столетие станет "веком Турции" // ТАСС URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19147773?ysclid=lou6853h5i941487264 (дата обращения: 30.10.2023).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся