Блог Рахмона Ульмасова

Начало нового этапа миграционных процессов в мире. Эхо дешевой рабочей силы завершилось

21 декабря 2022
Распечатать

Сегодня, когда мировая экономика находится в глубоком кризисе, а бедность – на самом низком уровне человек труда сталкивается с тревожными вызовами, так как рынок труда лихорадит. Ключевая особенность миграции в 2022 году — высокая степень неопределенности на фоне длительной нестабильности и отсутствия чувства безопасности. Мы наблюдаем массовую «релокацию» россиян в Центральную Азию (в частности в Таджикистан приехали более 30.000 человек) где ищут работу и возможности переехать в более комфортную страну, а мигранты же рассчитывают вернуться в Россию. География эмиграции обширна, но сложности везде примерно одинаковые. То есть мы замечаем последовавший за пандемией и украинском кризисе стремительный выезд и не менее стремительное возвращение мигрантов.

immigration-airport-sign-visa-scaled.jpg

Источник: iStock

На сегодняшний день в мире насчитывается примерно 281 млн международных мигрантов — 3.6% населения Земли[1]. В ближайшее годы глобальная нехватка рабочей силы может превысить число в 110 млн человек. Так, во Франции уже не хватает персонала отелям и ресторанам, в результате чего некоторые из них так и не смогли открыть свои двери для туристов. В Германии же высок дефицит квалифицированных специалистов: о нехватке 3220 тыс. персонала сообщают 56% предприятий из 148 отраслей[2].

В России не хватает около 3 млн «рабочих рук». Вторая половина 2020 года, а также 2021 год прошли при острейшем дефиците «синих воротничков» на рынке[3]. В начале текущего года он наблюдается почти по всем категориям представителей рабочих профессий за исключением официантов, поваров, сотрудников сферы развлечений, продавцов и администраторов. Совокупный спрос на курьеров, младший линейный персонал, водителей по всей России оценивается в 500-800 тыс. человек[4]. Например, после объявления в стране частичной мобилизации сервис грузоперевозок «ГрузовичкоФ» сообщил о снижении отклика новых водителей на вакансии на 40%. На протяжении последних полутора лет российский рынок труда переживает эффект демографической ямы 1990-х гг.: на него выходит всё меньше молодых сотрудников, при этом доля 20-29-летних людей работоспособного возраста сейчас значительно ниже, чем 5-7 лет назад. Эксперт «Российской газеты» отмечает, что «дефицит рабочих профессий — одна из основных системных проблем в логистике»[5]. Вся эта ситуация балансирует на лезвии бритвы. В некоторых сферах «оголяются» целые направления, идет переток специалистов рабочих профессий в более благополучные отрасли.

Если говорить о регионах, то там присутствует весомая проблема оттока молодежи в крупные города, и в этих условиях для трудового мигранта открывается множество возможностей для маневра. В большинстве российских регионов фиксируется нехватка рабочего персонала — девять из топ-10 самых дефицитных профессий относятся к «синим воротничкам»: сварщики, слесари, грузчики, сборщики… При этом в целом по стране рейтинг «дефицитности» возглавляют врачи — их не хватает в 64 из 75 проанализированных регионов[6]. Приведем пару примеров . В 2020 году из Пензенской области уехало 10.5 тысяч человек в возрасте от 18 до 29 лет. Это практически в три раза больше в сравнении с 2017 годом. При этом объем выпуска студентов по техническим специальностям на 30-40% меньше потребности пензенских предприятий. В Кузбассе же за первое полугодие 2022 года из региона уехало больше жителей, чем приехало на постоянное место жительства и работы — всего 29 697 кузбассовцев[7].

В среднем россияне испытывают все меньше тягу к физическому труду, следует из исследования компании HeadHunter[8]. Необходимо отметить, что и подрастающее поколение сегодня при выборе профессионального пути смещает фокус внимания с рабочих специальностей на так называемую гуманитарную сферу. Молодые люди перестали мечтать о профессиях станочника, сварщика или слесаря, в одночасье ставших непрестижными, и сегодня выбирают сферы экономики, юриспруденции, IT и другие.

Почему люди не хотят работать, если работа при этом есть? Дело в условиях труда. Конечно, это только одна из причин, однако факт остается фактом: рабочих мест больше, чем желающих работать. Такая ситуация на профессиональном жаргоне называется «рынком работника» — не соискатели ищут работу на условиях работодателя, а наоборот. Так, сами компании идут навстречу кандидатам, чтобы те согласились работать с ними.

Всё те же результаты исследования HeadHunter фиксируют, что желаемая зарплата среди низкоквалифицированных сотрудников в среднем увеличилась на 15%. Отъезд в связи с пандемией иностранных трудовых мигрантов спровоцировал конкуренцию за рабочих и за шесть первых месяцев 2021 года повысил зарплаты в сфере строительства на 9.8%, а за весь 2021 год — на 15.8% (без учета инфляции). В отдельных профессиональных отраслях прирост был еще значительнее. Например, за год пандемии средний заработок плиточников в Москве вырос более чем на 40%, монтажников окон ПВХ — более чем на четверть, стропальщиков и электрогазосварщиков — более чем на 20%. Общее число вакансий в сфере строительства выросло на 210% (!), а поданных резюме стало больше лишь на 7%. В итоге конкуренция на одно место среди домашнего персонала, а также работников, занятых на производстве, в строительстве, транспорте и др., снизилась с 2-5 человек на место годом ранее до 1-2 человек в 2021 году. Это означает, что в миграционной сфере наблюдается «многослойное движение».

По данным «Авито Работа», за последние два года количество вакансий в сферах транспорта и логистики увеличилось на 136%, строительства — на 104%, производства — на 127%. В июле 2022 года Минстрой оценивал общую потребность в трудовых ресурсах для строительной отрасли в 2 млн человек, сообщал РБК, а уже в августе — в 3 млн человек.

Во всём мире растет безработица, но одновременно не хватает рабочих рук. Такой парадоксальной ситуации глобальный рынок труда не видел уже много десятилетий[9]. Ситуация с «синими воротничками» особенно сложная: их не хватало как раньше, так и сейчас, и этот дефицит кадров никуда не уйдет. Сегодня, в целом, более 60% мигрантов отправляются в поисках заработка и лучшей жизни в развитые страны Европы и Азии — в одной только Европе проживают 87 млн иностранных трудящихся[10]. Даже несмотря на пандемию и все связанные с ней ограничительные меры, в 2020 году трудовые мигранты отправили в свои родные страны около 702 млрд долларов США. Это всего на 2.4% меньше, чем в 2019 году. Что касается таджикских мигрантов, только в 2019-2021 годах они отправили на родину около 4 млрд долларов.

Реальное число иностранных трудовых мигрантов, занятых в российской экономике, составляет около 7-8 млн человек[11], и спрос на молодых специалистов продолжает расти. В Сибири, к примеру, по итогам первого полугодия 2022 года потребность в них выросла на 127%. В Новосибирске по итогам июля на одну вакансию в среднем приходилось 4.8 резюме, при этом, например, в сфере добычи сырья на одно предложение о работе было лишь 0.5 релевантных резюме, а в строительстве — 0.9[12]. В условиях, когда технологии меняются чуть ли не каждый день, а многое из того, чему ты учился раньше и применял на практике, становится устаревшим и ненужным, человек все время должен профессионально мигрировать[13]. Таджикские мигранты прекрасно понимают свое положение в российском обществе, и научились воспринимать этот факт с пониманием, несмотря на озлобившись некоторых СМИ которые бросаются на всех мигрантов подряд и брызжет ядовитыми слюнями.

Смена порядка — процесс болезненный, но естественный и неизбежный. Будущее мировое устройство формируется прямо сейчас. «И только на этом основании строить симфонию человеческой цивилизации», — сказал президент Путин[14]. Для миграционных процессов это означает динамизм новой эпохи и обусловливает (1) непредсказуемость многих процессов современного мира и (2) необходимость уточнения роли долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования миграции.

Пандемия, несмотря на принесенные народам мира боль и страдания, открыла людям глаза на некоторые вопросы. В частности, впервые за многие годы работодатели осознали, что труд мигранта неоценим, и они остро в нём нуждаются. В России дефицит мигрантов привел к росту зарплат разнорабочих, что в свою очередь привело к росту средней зарплаты низкоквалифицированных сотрудников и, как следствие, цен на продукты и услуги[15]. В обозримой перспективе работодатели по большей части будут сотрудничать, но могут и начать соперничать. Кроме того, с января по август 2022 года население России сократилось на 475.5 тыс. человек. Весной 2023 года демографы ожидают катастрофического провала, а к середине 2024 года рождаемость может опуститься до 1 млн человек. Такие минимумы в России имели место лишь в 1999—2000 годы[16].

Как и весь остальной мир, миграция развивается по спирали. Сегодня для неё формируется новое геополитическое и геомиграционное пространство, контуры которого проявились на спаде пандемии и в ходе специальной военной операции России на Украине. Последняя — событие знаковое не только с экономической точки зрения, но и с человеческой: сегодня для трудовых мигрантов из Центральной Азии европейские государства постепенно открывают свои рынки труда. Демографические вопросы тревожат все развитые страны, а фоном для них выступают общемировая экономическая стагнация, низкие цены на нефть и сырьевые ресурсы на мировом рынке, санкции… Одним словом, сейчас то время, когда необходимо мобилизоваться! Новые рынки труда для мигрантов — это общемировая тенденция, и сегодня мы становимся свидетелями геомиграционной трансформации. Сегодня не только работодатели, но и экономика настаивают на привлечении свежих и молодых сил для развития экономики.

За последние годы в России строители из Центральной Азии, в основном из Таджикистана и Узбекистана, вытеснили с рынка их конкурентов из Турции и некоторых европейских стран. Так, в настоящее время основной объем строительных работ лежит на специалистах из центральноазиатских республик, и потому нехватка рабочей силы довольно ощутима, что сказывается на темпах строительных работ. Чтобы выполнить работы в сроки, компаниям приходится оптимизировать время, затрачиваемое подрядчиками на строительно-монтажные процессы, увеличивать количество смен по нешумным работам и число подрядчиков с собственной рабочей силой.

Кроме того, сегодня Россия переживает демографический шторм. За один только 2022 год — в феврале-марте и сентябре-октябре — из страны выехали сразу две больших эмиграционных волны, причем это в основном молодые люди 20-35 лет, многие из которых относятся к категории (высоко)квалифицированных кадров. ФСБ посчитала: в этом году Россию покинули 3,8 миллиона человек[17]. В начале лета независимая исследовательская группа «After24» опубликовала результаты собственного опроса и обрисовала социальный портрет российского эмигранта первой волны. В конце октября социологи запустили новое исследование — второй волны. Эмигрантов первой волны в соцсетях окрестили «февралятами» (те, кто уехал после объявления «спецоперации» 24 февраля), второй — «сентябрятами» (уехали после начала «частичной мобилизации» 21 сентября)[18]. Более того, из России уезжают не только сами россияне, но и иностранцы. Более того, важно помнить, что уехали и уезжают самые образованные и перспективные люди, ориентированные на карьеру и зарабатывание денег, а значит Россия теряет значительный социальный капитал. Интерес к мигрантам из Центральной Азии есть и в Европе. В этом году только из Таджикистана на сезонные работы выехало в Великобританию более 400 человек. Такое количество для Таджикистана, не много. Но, это только начало. Уже сегодня мы отмечаем рост потребностей развитых стран как в Германии, Великобритании, Италии в людях труда при общем благоприятном отношении к ним. Соответственно, текущие тренды сегодня следует расценивать как сигнал к завершению эпохи традиционной дешевой рабочей силы. Достаточно легко сбросить со счетов кризисы, принять их как единичные случаи и спокойно надеяться на возвращение к нормальной жизни, «не осознавая тот факт, что мир меняется коренным образом. Пути назад нет»[19].

Новые технологии, распространяющиеся с невероятной скоростью, создают необходимость реконструкции экономической системы. Например, России для соответствия целевым показателям, вхождения в пятерку мировых экономик до 2024 года, а также реализации национальных проектов потребуется рабочая сила. Со схожими проблемами сталкиваются и другие государства во всем мире. Демографическая ситуация в РФ, оказалась в глубокой яме, тем более с началом спецоперации на Украине она лишь усугубляется. Демографические процессы отстают от процессов на рынке труда, и достижение такой цели, как вхождение в пятерку, затягивается.

Как решить эти проблемы? Необходимо менять отношение к трудовым мигрантам, реализовать программу интеграции и адаптации мигрантов. Другое препятствие — это недостаточность информационного освещения в СМИ. Информационное сопровождение миграции необходимо как для ознакомления населения принимающих стран, так и отправляющих.

Главная задача нового периода миграционной эпохи заключается в том, чтобы найти достойное место в социальных сетях.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что современная миграция претерпевает серьезные трансформационные процессы, ведущие к изменению баланса рабочих сил в мире. Общественность должна понимать «первопричину» этих изменений. Потребность в человеке труда является новым ведущим трендом современного этапа развития мировых процессов.

В заключение назову четыре приоритетных направления, по которым Таджикистан должен работать в обозначенном выше направлении.

Во-первых, санкционное давление не вечно, и этот этап скоро закончится. Европе и России понадобится развивать экономику, для чего потребуется огромное число рабочих рук. И в этом плане от нас требуется клиническая точность.

Во-вторых, мы должны найти способы реагировать, изучать, исследовать на масштабы миграции в мире — в частности, потребности отдельных стран.

В-третьих, крайне важна предвыездная подготовка. Это пока единственный верный шаг к налаживанию и регулированию миграционных процессов.

Наконец, в-четвертых, приоритетом должна стать реформа системы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан.




[1] Новости ООН Глобальный взгляд Человеческие судьбы. 14 февраля 2022 года.

[2] В Германии зафиксировали нехватку свыше 320 тысяч специалистов в технологической сфере. https://rg.ru/2022/11/24/v-germanii-zafiksirovali-nehvatku-svyshe-320-tysiach-specialistov-v-tehnolo...

[3] Манукиян Е. Почему в России не хватает «рабочих рук» // Российская газета. 2022. 5 марта. URL: https://rg.ru/2022/03/05/pochemu-v-rossii-ne-hvataet-rabochih-ruk.html (дата обращения: 30.11.2022).

[4] Там же.

[5] Там же.

[6]. Рынку труда не хватает рук. «Синие воротнички» по-прежнему в дефиците. Коммерсант. 18.09.2019.

[7] Более 22 тысяч кузбассовцев переехало из Кузбасса в 2022 году: что происходит с миграцией в регионе

Больше 3 тысяч уехали в страны СНГ. NCS42.RU/Кузбасс он – лайн. 16 августа 2022.

[8] Рынку труда в России не хватает рук. https://goldenfront.ru/articles/view/rynku-truda-v-rossii-ne-hvataet-ruk/ 24 сентября 2019

[9] Нехватка рабочей силы в мире в ближайшее время может превысить 100 млн человек // СТВ 2022. 9 августа. URL: https://ctv.by/nehvatka-rabochey-sily-v-mire-v-blizhayshee-vremya-mozhet-prevysit-100-mln-chelovek?p... (дата обращения: 30.11.2022).

[10] В мире насчитывается примерно 281 млн международных мигрантов // Новости ООН. 2022. 14 февраля. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/02/1418252 (дата обращения: 30.11.2022).

[11] Потребность в трудовых мигрантах в современной России. Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН // Демоскоп Weekly. 2019. № 805-806. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0805/nauka01.php (дата обращения: 30.11.2022).

[12] Рынок труда в 2022 году: полет в режиме турбулентности, — интервью // РБК: Новосибирск. 2022. 12 августа. URL: https://nsk.rbc.ru/nsk/12/08/2022/62f5bd7e9a794711c1e375f8 (дата обращения: 30.11.2022).

[13] Туева Е. «Будет происходить постепенная утрата современных навыков». Что будет с российским рынком труда в условиях санкций // КоммерсантЪ. 2022. 12 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5405587 (дата обращения: 30.11.2022).

[14] «Впереди самое опасное десятилетие»: Путин послал миру угрожающий сигнал // Sputnik. 2022. 28 октября. URL: https://tj.sputniknews.ru/20221028/putin-valday-analitika-1052496756.html (дата обращения: 30.11.2022).

[15] Корнев Т., Чебакова Д., Фёдорова Н. Дефицит мигрантов привел к росту зарплат разнорабочих. В первом полугодии рост их заработка достигал почти 25% // РБК. 2021. 23 августа. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/23/08/2021/611fa69d9a7947f545ce3f5c (дата обращения: 30.11.2022).

[16] Проект «Если быть точным» спрогнозировал возможное сокращение численности населения. Ведомости. 03.11.22.

[17] Редакция Москвич Mag 06.05.2022

[18] https://telegra.ph/Sentyabryata-i-fevralyata-zarisovki-o-volnah-rossijskoj-migracii-v-Gruzii-i-Armen...

[19] Консейсао П. Неопределенные времена, неустроенные жизни. Создавая будущее в меняющемся мире. Доклад о Человеческом развитии за 2021/2022 гг. Нью-Йорк: Программа развития ООН. С. iii.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся