Евразийство Александра Дугина
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Семенова Кристина Станиславовна, НКО SDSN Youth Russia
Политическая биография А.Г. Дугина довольно необычна. Будучи приверженцем антисоветизма в 1980-е годы уже в 1990-е Дугин перешел на позиции национал-большевизма. В 2000-х годах им была сформулирована идеология неоевразийства. Стоит отметить, что позиция и идеологические взгляды Дугина существенно не менялись по содержанию, но с каждым разом приобретали новую форму.

Источник: East News
Национализм общества «Память», членом которого был Дугин, был крайне слаб по форме, лидер организации Д. Васильев исповедовал очень прямолинейный и устаревший монархизм в стиле Пуришкевича, которому удалось сохранить шокирующую форму только в 1980-е годы. Дугин, осознав это, начал действовать автономно в политике и уже в 1994 году стал соучредителем Национал-большевистской партии (организация запрещена на территории Российской Федерации). Национал-большевистской партия находилась в ожесточенной оппозиции к правительству Ельцина. Дугин описал целостность национал-большевистской идеологии или трех ее компонентов следующим образом: «Национал-большевизм объединяет все самые экстремальные вещи, которые были в фашизме и коммунизме. Он обращается к массам и превозносит Сверхчеловека. Новая сила одинаково презирает советское, либеральное и архаично-националистическое. Она идет разрушать и созидать… Политическая сторона берется справа, экономическая — слева. В этом смысл национал—большевизма, Консервативной революции, Третьего пути».
В работе Дугина «Цели и задачки нашей революции», он развивает идею о том, что человечеству необходимо преодолеть отчуждение во всех сферах: в экономике, социальной сфере, политике. Однако в самой работе много внимания уделяется созданию «новой расы»: «Новая нация, к которой приведет наша революция, станет сообществом сверхчеловеческих личностей, свободных, благородных священников, воинов, творцов. Мы не только создадим новую нацию, но и выведем новую расу, расу свободных хозяев и повелительниц, расу героев, расу победителей». Национал-большевистский период политической деятельности А.Г. Дугина закончился в 1998 году в связи с выходом из партии и началом работы в Государственной Думе в качестве помощника депутата Селезнева.
Евразийство и «Четвертый путь»
В 2000-х годах Дугин начинает сближаться с властями, признавая позитивные тенденции президента Путина во внешней и внутренней политике. В это время (вплоть до настоящего времени) А.Г. Дугин активно развивает идеологию неоевразийства. В 2005 году он создал «Евразийское движение» в основе которого лежала сконструированная концепция, сформулированная общественными деятелями и политиками евразийского толка XX века — Н.С. Трубецким, Г.В. Флоровским, П.Н. Савицким и другими.
Неоевразийство (основанное на тезисах Дугина) творчески проработало концепцию евразийства в контексте глобализации. Центральной осью идеологической конструкции был провозглашен «четвертый путь», который отрицает как фашизм, так и коммунизм и капитализм. «Евразийство — это философия многополярной глобализации, призванная объединить все общества и народы земли в построении самобытного мира, каждый компонент которого органично вытекал бы из исторических традиций местных культур», — так определяет евразийство программный документ движения.
Неоевразийство представляет себя, прежде всего, как альтер-глобалистское движение, которое выступает не столько против идеи объединения всего мира в единое пространство, сколько критикует ее «западную» версию. То есть сам процесс глобализации понимается исключительно через цивилизационный аспект — как попытка навязать одной цивилизацией (англосаксами) единую концепцию экономики и идеологии всем остальным цивилизациям мира.
Поскольку неоевразийство не отрицает преодоления национальных государств, следовательно, для достижения объединения регионов (единого пространства Евразии, Африки и т.д.), по мнению Дугина, необходима консервативная революция. То есть революция, которая будет отменена, но не направит мир на поиски модернизации, а вернет миру традицию. Революция, которая не будет отвергнута консерваторами, но будет ориентироваться в другом направлении. С 2000—х годов Дугин считает, что Россия и ее нынешнее правительство во главе с Владимиром Путиным могут взять на себя эту миссию.
Хотя в речах и программных тезисах Дугина критикуется неолиберализм, подвергаются критике олигархи, звучат призывы сохранить государство всеобщего благосостояния, в то же время он полностью поддерживает нынешний неолиберальный курс. Как совершенно верно заметил С. Амин — сегодняшняя Россия может стать альтернативой западному неолиберализму, когда она откажется от неолиберализма внутри своей собственной страны. Соответственно Россия, критикующая западные страны, по сути, такая же и несет ту же идеологию, но в экономическом плане.
Неоевразийство и евразийство
Классическое евразийство являлось изоляционистской идеологией и представляло собой сложную культурную и теоретическую конструкцию, разработанную некоторыми из наиболее выдающихся русских эмигрантов после Октябрьской революции, включая Николая Трубецкого (1890-1938), Петра Савицкого (1895-1968), Льва Карсавина (1882-1952), Романа Якобсона (1896-1982), Георгия Вернадского (1887-1973). Основываясь на различных академических подходах и значительных эмпирических исследованиях, евразийцы полагали, что они открыли третий континент между Европой и Азией — «Евразию», которая не является ни европейской, ни азиатской цивилизацией.
Главный конфликт в мировой истории, согласно «неоевразийству», заключается в противостоянии коллективистских и традиционалистских евразийских сухопутных государств, так называемых теллурократий, с одной стороны, и индивидуалистических и либеральных атлантических морских сил, так называемых талласократий, с другой. Скрытая война их нынешних лидеров — России и Америки — сегодня вступает в финальную битву «Эндкампф». Это включает в себя как внутреннюю социокультурную революцию в России и других «теллурократических» странах, так и глобальную геополитическую революцию.
«Евразия» Дугина может включать в себя множество территорий за пределами бывших царской и Советской империй, таких как центральная и континентальная Западная Европа, различные азиатские страны или даже совершенно разные части света, если только они решат придерживаться — в понимании Дугина этих расплывчатых концепций — «теллурократических» или «интегрально традиционалистских» ценностей.
Что отличает Дугина от многих других философов, так это то, что он связывает эти метафизические идеи с двумя конкретными политическими претензиями. Во-первых, в соответствии с более ранними «евразийскими» идеями Дугин утверждает, что у России есть имперское призвание, «основанное на ее континентальной идентичности и необходимости взаимодействовать со степным миром и контролировать его». Во-вторых, он утверждает, что форма автократии, поддерживаемая религией, представляет собой естественную форму правления в России. Это делает его совершенно чуждым западным политическим формам, возглавляемым любой формой культурного, экономического или политического либерализма.
Соответственно, можно сделать вывод, что с точки зрения Дугина, смысл понятия Евразии менее ясен, чем в классическом евразийстве. Евразия Дугина может включать в себя множество территорий за пределами бывших царской и Советской империй, таких как центральная и континентальная Европа. «Евразия» Дугина может также включать различные азиатские страны и даже более отдаленные части мира за пределами евроазиатской суши, если только они придерживаются, в интерпретации Дугина, теллурократических или интегрально–традиционалистских ценностей.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0
