Блог Антона Бредихина

Важность UNCLOS обсудили в Институте востоковедения РАН

30 января 2023
Распечатать

Есть ли перспективы у сотрудничества России с Вьетнамом и Китаем в Юго-Восточной Азии?

Unclos.jpg

Источник: cultofsea.com

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS) и сегодня выступает стратегическим документом для обсуждения в научном сообществе. В рамках 40-летия ее реализации в Институте востоковедения РАН 19 января 2023 г. состоялся научный семинар «UNCLOS: 40 лет в Южно-Китайском море и Арктике». В рамках мероприятия ученые-востоковеды выступили со своим видением проблемы.

С приветственным словом от площадки-организатора мероприятия обратился заместитель директора Института востоковедения РАН Валентин Цуньлиевич Головачев. Он отметил, что в условиях современного глобального раскола и фрагментации сообщества проходит пересмотр пространства совместного существования на море и суше. При кризисе сухопутного права, есть перспективы в рамках морского права. Тайвань изменяет свой подход — ранее им был взят курс на символическое возвращение материкового Китая: «Превратим Тайвань в срединную равнину», сейчас же власти продвигают концепцию океанического сознания и океанической идентичности.

Меняет свой подход и Китай, с приходом ко власти администрации Си Цзиньпиня, фокус внимания властей сместился с центра на фронтир Поднебесной, выдвинута концепция морского шелкового пути XXI в. В учебных пособиях продвигается концепт океанического сознания, согласно которому Китай — это древняя морская держава. Формируется Восточноазиатская методцивилизационная миросистема — особый тип коммуникативного пространства, восточноазиатский тип глобальности. Арктика — удобная площадка апробации нового типа международных отношений, благодаря и опыту UNCLOS.

Конвенция по морскому праву ООН — уникальный продукт. Решения принимались по блокам, при этом некоторые страны могли быть не согласны — причины несогласия закладывало применение конценсусного подхода. США стремились ввести универсальные единые правила, не желая распространения влияния развивающихся стран в море. Благодаря Конвенции произошел переход от дуалистического к зональному разделению мирового океана. Китай настаивал на проходе военных кораблей через территориальные воды, что не было учтено в Конвенции. СССР и Китай использовали одинаковый подход, объявляя внутренними историческими водами те или иными акватории.

25% стран в том или ином формате нарушают Конвенцию сегодня. Хрестоматийный пример страны-нарушителя — Китай, на втором месте Иран, а наиболее активно оспаривают те или иные действия партнеров США. По их мнению, территориальные воды должны больше повторять изгибы берега, в связи с чем особое раздражение вызывает Северный морской путь как исторический транспортный путь России.

Важным критерием при определении акватории страны выступает длительное проецирование суверенитета на морскую территорию, еще одним критерием является молчаливое согласие. Китай избрал стратегию прочерчивания ровных линий вокруг своих островов, что увеличило акваторию их претензий в ЮКМ. При этом он объявил себя субарктическим государством (выступает за свободное судоходство в Арктике) и источником норм в Арктике, предлагая создание международного района морского дна.

Российская позиция заключается в том, что Конвенция применима к Арктике, но превалирующую роль занимает национальное законодательство. С такой позицией в докладе «Международно-правовой статус Арктики и Южно-Китайского моря (общее и разное)» выступил руководитель Группы исследований политики США и Канады в Мировом океане Центра североамериканских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Павел Андреевич Гудев.

Старший эксперт Российского института стратегических исследований Мария Станиславовна Зеленкова в докладе «Проблемы и перспективы работы Китая и АСЕАН над Кодексом поведения сторон в Южно-Китайском море» озвучила мнение, что международное право не предлагает конкретных механизмов урегулирования споров в акваториях. Конвенция не подходит для разрешения конфликта. В случае с ЮКМ есть проблема с материальными историческими основаниями в рамках международных споров.

Неэффективный представляется ведение юридической войны, использование нот протеста. Нарастание напряженности в странах АСЕАН может привести к открытому вооруженному противостоянию. Если страны Юго-Восточной Азии пойдут на уступки Китаю, например по пункту о географических рамках, то они не смогут в дальнейшем влиять на документ. Вьетнам продвигает идею регистрации Кодекса в ООН, а Китай говорит о его более декларативном характере. Переговоры по Кодексу будут продолжаться, и документ не будет определять принадлежность районов к какой-либо стороне, но снизит риск эскалации конфликтов.

Алексей Юрьевич Другов (главный научный сотрудник Института востоковедения РАН) в докладе «Китайско-американское соперничество в Южно-Китайском море: последствия для Индонезии» выступил с позицией, что территория экономической зоны Индонезии у острова Калимантан пересекается с девятипунктирной зоной Китая. В случае обострения напряженности в конфликте будут участвовать США. В 2016 г. было опровергнуто право КНР претендовать на территории девятипунктирной зоны. США используют напряжённости в регионе, чтобы достичь антикитайского блокирования Индонезией. Выступая на одних площадках руководство страны говорит о недопустимости доминирования Китая в ЮКМ, а в Пекине заявляет о нейтральном статусе страны в этом вопросе: «Индонезия и Китай — братские страны в единой судьбе». При этом индонезийские власти осуществляют особый контроль за проходящими через их воды китайскими судами.

Индонезийское руководство испытывает опасения оказаться зажатым в китайско-американском противостоянии в ЮКМ. Оно же выступает с позиции, что США и Индонезию роднят отношения к демократическим принципам, многообразие и сохранение стабильности в ЮВА. Проводятся регулярные индонезийско-американские военные учения, офицеры индонезийской армии проходят обучение в США.

Доцент, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Ксения Геннадьевна Муратшина в докладе «Конвенция ООН по морскому праву в диалоге "Япония-АСЕАН"» отмечает, что Синдзо Абэ обозначил цель Японии и АСЕАН за следующее 50 лет привести мир к верховенству международного порядка и права. Он же считает, что ЮКМ важно для Японии, она разделяет глубокую озабоченность изменить статус-кво в одностороннем порядке. Нужно продвигать в регионе порядок, основанный на правилах через поддержку международного права — например, Конвенции. Япония продолжит не жалеть сил, предлагая свое сотрудничество. Вьетнам, будучи председателем АСЕАН, выступал с позиции, что Конвенция представляет правовые рамки, в которых осуществляются все международные действия. Только он продвигает UNCLOS. Япония увязывает тематику ЮКМ с Восточно-Китайским морем, делая из нее тему для обсуждения АСЕАН. Позиция властей состоит в том, что в одностороннем порядке нельзя менять статус-кво. 

Лариса Семеновна Рубан, выступая с докладом «Энергетическая составляющая конфликта в ЮКМ», отметила, что споры по ЮКМ и Арктики имеют общую основу (споры за энергетические, минеральные ресурсы). Китай выступает крупнейшим импортером ресурсов из региона ЮКМ, далее идут Малайзия и Индонезия. Происходит снижение добычи нефти во Вьетнаме. Разведка и освоение нефти и газа переходят от традиционных к нетрадиционным ресурсам, в первую очередь — морским.

99% экспорта Австралии поступает морским транспортом, в этом контексте выделяется фактор влияния Китая. «Поворот к Азии» австралийских дипломатов определил курс страны, но в союзе с США. Южно-Китайское море — одна из главных транспортных артерий страны. Несмотря на то, что искусственные острова в ЮКС не обладают соответствующим статусом, Австралия не отвергает претензии Китая на них. Участие в территориальных спорах от Южно-Китайского моря до Антарктики приводит страну к территориальному перенапряжению. Такого мнения придерживается Артём Алексеевич Гарин — научный сотрудник Института востоковедения РАН — в докладе на тему «Участие Австралии в морских территориальных спорах в АТР: риски вовлечения в конфликт, роль Quad и двойные стандарты».

Дарья Сергеевна Панарина (старший научный сотрудник Института востоковедения РАН) в докладе «Позиция России по вопросу соблюдения Конвенции по морскому праву в конфликте между Филиппинами и Китаем в ЮКМ» отмечает, что Филиппины после своей победы в Гаагском суде сделали шаги по смягчению ситуации с Китаем, приняли решение перейти на уровень двусторонних переговоров, отойти от политики к экономическому сотрудничеству.

Представитель Института востоковедения РАН Павел Сергеевич Шатерников, выступая с темой «Проблема Тиморского моря в международном морском праве и межгосударственных отношениях» выделил, что Тиморское море связывает Австралию с ее союзниками в Юго-Восточной Азии. Сохранялся разрыв морской границы Тимора и Австралии, а затем Индонезии и Австралии, с обретением полной независимости Восточный Тимор утвердил старые границы, зафиксированные еще индонезийским правительством. Будучи малой страной, Восточный Тимор вынужден жертвовать национальными интересами в вопросах двустороннего сотрудничества.

Изменение границы Сингапура происходило на протяжении всего ХХ в. В 1995 г. была определена сегодняшняя граница с Малайзией, при этом соглашение по делимитации границы подписано не было. Остров Петра Бранка — камень преткновения в установлении малазийско-индонезийско-сингапурской границы. Согласно Конвенции, этот спор был передан в Гаагский суд, большинство документов дела не были приняты к рассмотрению судом. По итогам заседаний, Малайзия отозвала свои претензии. Этот аспект юго-восточной азиатской политики затронула Екатерина Михайловна Астафьева (старший научный сотрудник Института востоковедения РАН) в докладе «Применимость UNCLOSS в вопросах делимитации границ “треугольника” Индонезия-Малайзия-Сингапур».

В завершении докладной части Дмитрий Валентинович Мосяков — заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН — представил выступление «Актуальность Конвенции по морскому праву для решения конфликта в ЮКМ». В рамках своего доклада автор озвучил тезис о том, что UNCLOS сегодня — сущностный документ, которого недостаточно для решения текущих вопросов, но применение его необходимо. Некое универсальное морское право создает рамки, «красные линии». Поэтому некоторые страны отменяют его, следуя из своих интересов. 40 лет критики Конвенции подчеркивают, что она реально существует и реально успешна, она выступает фундаментом в решении проблем.

Вьетнамо-китайские отношения имеют три извечных вопроса: сухопутная граница, раздел Танкинского залива, раздел ЮКМ. Решение второго, основанное на международном праве, демонстрирует работоспособность этих механизмов. Открывается новый этап во взаимном сближении стран, создании атмосферы и взаимоприязни в решении ключевых вопросов. И Китай, и Вьетнам начинают ощущать предстоящие перемены, связанные в том числе и с вызовами НАТО по контрою азиатских регионов.

***

По нашему мнению, сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион играет важную роль для Российской Федерации, особенно в условиях напряженности в отношениях с Западом, поскольку в мире не так много регионов, где у России есть такие лояльные партнеры как Вьетнам. В этом контексте Москве необходимо более четко определить свою роль в региональных проблемах и территориальных конфликтах, в том числе в Южно-Китайском море, учитывая и используя свой опыт урегулирования международных споров.

Не стоит понижать роль Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS) в урегулировании территориальных споров. Для ЮКМ роль данного документа остается принципиально важной — она является фундаментом как действующей ныне Декларации о правилах поведении сторон в ЮКМ (DOC), так и будущего Кодекса поведения в ЮКМ (COC).

Значительную роль в стабилизации положения в ЮКМ играет Вьетнам. Его внешнеполитическая позиция формируется на основе международного права, его мирные действия выступают примером для других стран, принимающих участие в конфликте в ЮКМ. У Российской Федерации сложились традиционно хорошие отношения и с Китаем, и с Вьетнамом. В условиях противостояния западной гегемонии и санкционной политики США и ЕС необходимо продумать трехстороннее сотрудничество в регионе по таким направлениям как добыча морепродуктов, научное исследование, геологоразведка, разведка и добыча нефти и газа.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся