Большая Евразия

Перспективы сотрудничества Узбекистана и ЕАЭС

21 Октября 2018
Распечатать

_ Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, аналитик Центра ОЭСР-ВШЭ. Москва, 20 октября 2018 г.


19 октября 2018 года в Ташкенте на полях первого Форума межрегионального сотрудничества «Узбекистан – Россия» состоялись переговоры Владимира Путина с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. По их итогам лидеры подписали беспрецедентно большой пакет документов о сотрудничестве двух стран в торгово-экономической, энергетической, научной, культурно-гуманитарной, образовательной, социально-трудовой сферах. Среди них — программа экономического сотрудничества на 2019–2024 годы; программа сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере на 2019–2021 годы, соглашение о создании филиалов российских ВУЗов в Республике Узбекистан. Новый этап партнерства между Москвой и Ташкентом поднимает надежды на то, что республика через некоторое время примет решение о получении статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. Или даже о вступлении в Союз…

Узбекская весна (новруз)


С приходом нового президента Шавката Мирзиёева Узбекистан проснулся от 20 летнего сна и уже провел некоторые существенные экономические реформы. Национальная валюта теперь торгуется свободно, а валютный контроль в значительной степени либерализирован. В настоящее время Министерство финансов работает над полным обновленным налогового законодательства. Страна богата хлопком и сейчас превращается из простого экспортера сырья в регионального центра текстильной промышленности. Фармацевтика, сельское хозяйство и автомобилестроение — другие растущие отрасли узбекской промышленности. И нельзя забывать, что в Узбекистане живут более 32 миллионов энергичных людей.
По всей стране можно почувствовать новый дух динамичного социально-экономического прогресса. Этот дух охватил всех и планы правительства действительно амбициозны. Они хотят передать чувство, что иностранных инвесторов в Узбекистане «ждут гостеприимные представители государственной власти и трудолюбивая рабочая сила».

Социально-экономическое развитие


Благодаря молодому и растущему населению, Узбекистан имеет объемный рынок труда. Из 32 миллиона жителей одна половина живет в городах и другая половина в сельской местности. 19,4 млн. человек находятся в трудоспособном возрасте. Ежегодно 300.000 студентов обучаются в 72 университетах страны. А теперь и МГИМО и МГУ им. Ломоносова здесь открывают свои филиалы.
Таблица 1. Показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан (2017)










2017
ВВП, в млрд. долларах США47.9
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство19%
Промышленность34%
Сектор услуг47%
Оборот розничной торговли на душу населения635
Объем внешнеторгового оборота26.9
Экспорт13.9
Импорт13

Узбекистан представляет собой четвертую по размеру экономику в СНГ (занимает 85-е место в мире). В 2017 году реальный ВВП составил 48 млрд. долларов США. Валовой продукт на душу населения составил 1490 долларов США (в настоящих ценах) или 6930 долларов США (по ППС). Республики проявляется значительный прогресс в в рейтинге «Ease of Doing Business» группы Всемирного банка: с 2016 год на 2017 год она поднялась на 13 мест с 87-го на 74-е.
Комплексная государственная программа модернизации, размером в более чем 30 млрд. долларов США, нацелена на введение существенных улучшений в законодательстве, экономике и социальной сфере. Она намерена превратить Узбекистан в приоритетное направление для прямых зарубежных инвестиций. И это хорошая возможность для российских производителей машин и оборудования, так как падение рубля в 2015 году сделало экспорт российских технологий и оборудования ценой конкурентоспособным по сравнению с китайским. И это выгодно обеим сторонам: Узбекистану нужно снижать зависимость от сложившегося перекоса в сторону Китая на поставку оборудования и технологий, а России – наращивать несырьевой экспорт.
Экономика республики стоит на трех столпах: сельское хозяйство, текстильная индустрия и сборка автомобилей.

Агропромышленный комплекс


Благодаря благоприятным климатическим и земельным условиям, Узбекистан представляет собой один из крупнейших в мире производителей фруктов и овощей. Правительство активно продвигает государственную агропромышленную политику, направленную на увеличение эффективности и долгосрочной устойчивости сельскохозяйственного сектора. Обширный земельный ресурс, квалифицированная рабочая сила и низкие издержки производства обеспечивают относительно высокую конкурентоспособность сектора. Размер агропромышленного комплекса оценивается в 5 млрд. долларов США с устойчивым ростом в 6% — 7% в год. Стратегия развития Узбекистана до 2021 года направлена на более эффективное использование земельных и водных ресурсов, увеличение экспортных поставок фруктов и овощей и создание комфортабельных условий для экспортеров с-х продукции.
При возможном вступлении в ЕАЭС, производство фруктов и овощей в южной республике могло бы стать важным дополнением для расширения продовольственной безопасности Евразийского союза, основная часть территорий которой находится севернее 50° северной долготы, т.е. на одном уровне с Канадой и Северной Европы. В то же время, узбекский агропром мог бы составить существенную конкуренцию своим армянским и киргизским коллегам.

Текстильная промышленность


Хлопок, пряжа, одежда и чулочно-носочные изделия и ткани представляют собой основные сегменты производства в текстильном секторе и составляют, соответственно, 54%, 28%, 18% экспорта в этой отрасли. За последние 10 лет экспорт узбекских текстильных изделий постоянно увеличивался. В 2017 году он составил 1.3 млрд. долларов США.
Конкурентоспособность данной отрасли основана на квалифицированной рабочей силе, давних традициях текстильного производства, доступности сырья наряду с недорогими энергоресурсами, и, несмотря на континентальное расположение республики, относительно хорошим доступом к региональным и международному рынкам.
Доступ к рынку ЕС: В 1996 году Узбекистан и Европейские союз подписали Соглашение о сотрудничестве и партнерстве (CPA). Оно предусматривает снижение ввозных пошлин и таможенных платежей для узбекских предприятий с 12% до 6%, что поможет нарастить объемы экспорта страны в Евросоюз. Следующая цель в переговорах — снижение европейских ставок таможенных пошлин до 0%.
Доступ к рынку ЕАЭС: В 2013 году был подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли между его сторонами и Республикой Узбекистан. Протокол вступил в силу 16 мая 2014 года. Фактически, за исключением некоторых товаров, которые были упомянуты в приложениях к договору, стороны разрешили друг другу осуществлять экспорт товаров беспошлинно и без квот. Узбекистан планирует превратиться и уже превращается из простого экспортера хлопчатого сырья в регионального центра текстильной промышленности. Подписанное лидерами России и Узбекистана «Соглашение о сотрудничестве в текстильной, швейной и трикотажной отраслях промышленности» от 19 октября 2018 года несомненно поможет в достижении этой цели и станет одним из базисов для потенциальной евразийской интеграции страны в будущем.

Автомобильная индустрия


Удивительно, но факт: после России Узбекистан имеет крупнейший в СНГ автопром. К тому же, производство легковых автомобилей в Узбекистане постоянно увеличивался, достигнув 140 000 единиц в 2017 году (в 2016 году — 88 000). Правительство приняло специфические меры, направленные на стимулирование инвестиций в данный сектор: снижение налогооблагаемой прибыли, льготы по уплате НДС и по уплате таможенных пошлин, а также льготы по уплате налога на имущество юридических лиц. Главные заводы расположены вокруг Ташкента, Самарканда и Хорезма, а также в Ферганской долине.
На сегодняшний день уже реализованы проекты совместного производства легковых автомобилей, автобусов и грузовой автотехники между казахстанскими и узбекистанскими предприятиями «GM Uzbekistan», «СамАвто» и «Азия-Авто». Создание совместных автомобильных производств в Казахстане – это попытка узбекских автопроизводителей обойти ограничения на экспорт узбекских легковых автомобилей на рынок ЕАЭС, которые связаны с правилами минимального уровня локализации производства. Новые совместные предприятия в Казахстане должны позволить «GM Uzbekistan» в более льготном режиме производить и продавать свои автомобили на пространстве ЕАЭС.
В то же время, потенциальное вступление Узбекистана в Союз позволил бы ей оставить свои заводы по сбору автомобилей в стране, и, соответственно, вместе с этим налоги и рабочие места.Атомная энергетика19 октября 2018 года президенты Узбекистана и России официально дали старт реализации проекта по строительству атомной электростанции в республике. Начало конкретному сотрудничеству в области использования атомной энергетики было положено в результате межправительственного соглашения, подписанного в декабре 2017 года. «Росатом» в оптимальные сроки готов построить в Узбекистане атомную станцию на базе энергоблоков с реакторами ВВЭР мощностью 1200 МВт. Будущая АЭС будет вырабатывать не менее 20% всей «наличной» электроэнергии в стране, что станет мощным стимулом для интенсивного развития всех отраслей ее экономики. Ввод в строй атомной электростанции обеспечит экономику страны надежным и относительно дешевым источником экологически чистой электроэнергии. Чрезвычайно важно и то, что созданием высокотехнологичного атомного кластера республика получит возможность значительно повысить научный и образовательный потенциал национальных кадров.

Торговая политика


Узбекистан, реализуя собственную модель экономических реформ, ориентируется на политику стимулирования собственного производства, обеспечивая преимущественно протекционистский таможенно-тарифный режим. В то же время, в рамках таможенной реформы Ташкент снизил таможенные тарифы на более, чем 8.000 товаров. Средняя ставка импортного налога теперь составляет 6,45%. Другими нововведениями являются внедрение зеленых таможенных коридоров и контроль на основе оценки рисков на пограничных переходах.
Главными торговыми партнерами Узбекистана в 2017 году были Китай (20,2%), Россия (17,5%) и Швейцария (16%). В Швейцарию республика продает золото из Мурунтауского месторождения (тут ситуация аналогична, как с Кыргызстаном). ЕС-28 занимает 10,5% в географической структуре торговли страны, а ЕАЭС — 28%.

Вызовы и перспективы укрепления сотрудничества Узбекистана и ЕАЭС


Официальный Ташкент пока не изъявил желания стать членом ЕАЭС. Скорее всего, он пока присматривается к опыту других государств-членов Союза, в частности Кыргызстана. ЕАЭС, как любое более-менее продвинутое интеграционные объединение, предполагает устранение барьеров к торговле на общем внутреннем рынке и передачу на наднациональный уровень части своих суверенных полномочий, в частности, касающихся полномочий по регулированию таможенно-тарифных вопросов.
Однако, традиционными приоритетами «узбекской модели» пока всегда были защита собственного рынка и отечественного производителя.
Система взаимных преференций, о которых договорились при присоединении Узбекистана к Зоне свободной торговли СНГ, пока вполне устраивает Ташкент. Предложение же некоторых российских экспертов прекратить работу ЗСТ СНГ для того, чтобы остальные страны Содружества, возможно, активизировали бы сотрудничество с ЕАЭС представляется недальновидным и даже вредным.
В то же время, количество и характер соглашений, подписанных Узбекистаном с Россией, а до этого с Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном, говорит об объективном желании страны качественно углубить многостороннее торгово-экономическое сотрудничество в регионе.
Первым шагом на этом пути может стать предоставление Узбекистану статуса государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Это мог бы произойти к 2020 году.
В дальнейшем одним из наиболее интересных и перспективных направлений расширения евразийской интеграция могла бы стать идея «более глубокого сопряжения форматов ЕАЭС и Содружества Независимых Государств», предложенная в качестве одного из приоритетов российского председательства в органах ЕАЭС в 2018 году.
В целях ее реализации, Евразийская комиссия, совместно с Евразийским банком развития и государствами-членами Союза, могла бы до 2020 года выработать «Стратегию более глубокого сопряжения форматов ЕАЭС и СНГ». В качестве приложения к этой Стратегии необходимо будет разработать конкретные планы мероприятий по углублению сотрудничества ЕАЭС с каждой из стран СНГ в отдельности.
Далее, в дополнении к Соглашению о зоне свободной торговли СНГ, ЕЭК и узбекское правителсьтво могли бы к 2025 году подписать «Соглашение о всеобъемлющем и углублённом торгово-экономическом сотрудничестве», предполагающее определенную гармонизацию торгово-экономической политики Узбекистана с той, которая реализуется в Евразийском союзе. Соглашение мог бы затрагивать важные сферы интеграции, представляющие взаимный интерес для сторон: тарифы, технические регламенты, трудовую миграцию, транспорт, цифровизацию и, может быть главное — промышленную кооперацию.
Одновременно с этим, стоит рассматривать возможность «сопровождения» данного соглашение запуском ряда конкретных инфраструктурных и инвестиционных проектов в Узбекистане со стороны Евразийского банка развития (ЕАБР). Для этого Узбекистану сначала нужно стать акционерном в ЕАБР. Что такое возможно, не будучи при этом государством-членом ЕАЭС, да и целесообразно, показывает опыт Таджикистана. Горная и развивающаяся страна не является членом Союза, но является членом ЕАБР и связанного с ним Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). И из этого Душанбе извлекает значительные выгоды: в стране реализуются шесть инвестиционных проектов банка общей стоимостью в 51,4 млн. долларов США. Дополнительно экономика получила от ЕФСР 110 млн. долларов США для обеспечения макроэкономической стабильности.
В этой связи примечательно, что ЕАБР заявил о своем желании работать в аграрном секторе, в промышленности и добывающих отраслях Узбекистана и рассматривает возможность открытия представительства в стране.
Параллельно, ЕЭК и государства-члены Союза могли бы задуматься о запуске к 2025 году «Евразийского партнерства ЕАЭС» с целью более глубокого сопряжения форматов ЕАЭС и СНГ / ближнего зарубежья. Проект мог бы работать в том числе в сфере гуманитарного сотрудничества. Схожесть в названиях с «Восточным партнерством Евросоюза» здесь не случайна. «Евразийское партнерство ЕАЭС» могло бы работать по образу и формату своего западного виз-а-ви, внимательно изучая все положительные и проблемные уроки из восточно-европейского опыта.
Пошаговое углубление торгово-экономического сотрудничества между Узбекистаном и Евразийским союзом (от двусторонних соглашений к статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС к «Соглашению о всеобъемлющем и углубленном сотрудничестве» к «Евразийскому партнерству») позволило бы республике получить «индивидуальное меню из пяти блюд» максимальных экономических выгод, заплатив за это минимальную «цену» в виде передачи своих национальных полномочий на наднациональный уровень. В будущем, к тому моменту, когда и если Ташкент будет готов и примет суверенное решение о вступлении в Евразийский экономический союз, он получит право со-определять правила международного экономического блока и общего рынка размером в четверт миллиарда человек.
Литература:
Статья написана на основе материалов представительства компании SCHNEIDER GROUP в Узбекистане, а также НИР «Анализ перспективных направлений развития евразийской интеграции с учетом стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации и задач российского председательства в ЕАЭС в 2018 году», проводимого Высшей Школой Экономики по заказу Аппарата Правительства России.

eaes_-uzbekistan-1.jpg

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся