Большая Евразия

Итоги Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге (2016)

27 Декабря 2016
Распечатать

В городе, в своё время построенном для того, чтобы пробить «окно» в Европу, в эти дни обсудили перспективы развития уже евразийские. 26 декабря в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) — высшего руководящего органа Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вместе с достижениями на ВЕЭС, который начался с получасовой задержкой, были и заметны определенные сложности интеграции.

Главными итогами саммита стали, с одной стороны, принятие Таможенного кодекса ЕАЭС, решения о создании общих рынков транспорта, энергетики и финансов, запуск переговоров о ЗСТ с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром, а с другой стороны — отсутствие Лукашенко, особая позиция Кыргызстана по Таможенному кодексу, а также предложение Назарбаева создать "Антикризисный совет ЕАЭС".

Фото: www.eurasiancommission.org

Итоги первых двух лет ЕАЭС

Саммит начался с обсуждения итогов первых двух лет работы интеграционного объединения, запущенного в январе 2015 года. Президенты отметили, что несмотря на сложные экономические условия, благодаря совместным усилиям удалось продвинуться в реализации основных приоритетов ЕАЭС и добиться серьезных успехов.

Создан емкий общий рынок, действующий по согласованным правилам, основанным на универсальных принципах ВТО. Повысились показатели и взаимной торговли. По сравнению с январем – октябрем 2015 года удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ЕАЭС увеличился с 13,6% до 14,1%. Последовательно устраняются барьеры на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Число нетарифных ограничений сокращено более чем на 30%. В 2016 году заработал единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий, что поможет снизить цены на социально важную фармацевтическую продукцию, а также позволит усилить контроль за её качеством и порядком обращения. Эффективнее станет и борьба с контрафактом.

Главы-государств наметили ориентиры дальнейшего развития Союза. Было сказано, что необходимо активнее работать над согласованной промышленной политикой, содействовать кооперации предприятий стран-участниц, энергичнее вовлекать в производственные и технологические цепочки малый и средний бизнес. Наряду с этим, первоочередной задачей на ближайшую перспективу обозначалось формирование единого цифрового пространства Евразийского экономического союза.

Таможенный кодекс ЕАЭС

Безусловно, главным достижением встречи стало подписание новой редакции Таможенного кодекса, действующего с 2009 года, — главного документа Союза после Договора о ЕАЭС. Проект нового Таможенного кодекса был одобрен главами правительств еще в августе этого года, после чего документ прошел тернистый путь внутригосударственного согласования.

Таможенный кодекс ЕАЭС заменяет порядка 20 международных соглашений, которые нередко противоречили друг другу. В ходе работы над проектом нового кодекса все они были переработаны и кодифицированы. Заметно возрастают полномочия Евразийской комиссии по вопросам таможенного регулирования.

В кодекс заложен целый ряд важных правовых нововведений, отвечающих самой передовой мировой практике. В нём унифицированы таможенные операции, а значит, создаются единые правила для всех стран-участниц Союза. В русле с планами по формированию единого цифрового пространства состоится переход на современные информационные технологии, полностью введется электронное таможенное декларирование и электронный документооборот, т.е. пропадет необходимость в бумажных декларациях и кипах распечатанных документов. Разрешается подача таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов. Совершенствуется институт уполномоченного экономического оператора. Согласно новым правилам будут минимизированы контакты участников внешнеэкономической деятельности с должностными лицами, с целью минимизации воздействия «человеческого фактора», что должно положительно сказаться на снижении коррупционных рисков. Все нововведения призваны ускорить таможенные процедуры и снизить трансакционные издержки, сдерживающие рост внешней торговли.

Стоит отметить, что свои подписи над Таможенным кодексом ЕАЭС поставили президенты только четырех из пяти государств-членов ЕАЭС. Беларусь полностью отсутствовала на заседании.

Особая позиция Кыргызстана

Сначала сообщалось, что Киргизия также не подписала Таможенный кодекс. Оказалось, что в ходе обсуждения кодекса уже на заседании у Атамбаева возникло несколько вопросов, которые не удалось согласовать. В итоге удалось убедить кыргызского президента, и он все-таки подписал документ, однако с исключением заявления о выстраивании совместной внешнеэкономической деятельности. Это связано с тем, что Бишкек предлагает уточнить формулировку относительно снятия барьеров и изъятия ограничений на внутреннем рынке.

Не исключено, что решение все-таки подписать Таможенный кодекс было связано с договоренностью отдельно выделить из общего бюджета ЕАЭС дополнительные средства для модернизации службы ветеринарного контроля Кыргызской Республики.

Общие рынки ЕАЭС

Несмотря на отсутствие Беларуси и особую позицию Кыргызстана, присутствующим главам-государств удалось принять ряд других стратегических документов. Кроме нового Таможенного кодекса были одобрены документы по созданию общего транспортного рынка и общего рынка электроэнергии в рамках объединения.

Программа по созданию общего рынка электроэнергии ЕАЭС предполагает завершить к 2019 году либерализацию и гармонизацию правил продажи электроэнергии, а также формирование общей торговой площадки. Согласование основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики в ЕАЭС имеет принципиальное значение для либерализации транспортного сектора Союза и создания равных условий для всех участников рынка, что приведет к углублению "полезной конкуренции" и в целом создаст более благоприятные условия для развития данной отрасли.

ЗСТ с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром

Евразийский экономический союз также расширяет свой внешний контур. На основе результатов исследовательских групп ЕЭК президенты стран-участниц одобрили предложение о переговорах по зонам свободной торговли (ЗСТ) с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром. Даны поручения о создании соответствующих рабочих групп по ведению переговоров. Подготовка соглашений начнется в ближайшие недели. Все ЗСТ могут быть подписаны еще до конца 2017 года. Сейчас переговоры о ЗСТ ведутся с Сербией, Израилем, запущены обсуждения с Китаем по не-преференциальному торгово-экономическому партнерству. Соглашение о зоне свободной торговли с Въетнамом было подписано в мае 2015 года и вступило в силу в августе этого года.

Укрепление космической дружбы

Стоит отдельно отметить, что Казахстан и Россия по итогам встречи договорились о дальнейшей судьбе Байконура. Несмотря на запуск в апреле этого года амурского космодрома "Восточный", Россия продлила аренду комплекса на территории соседней республики до 2050 года.

Отсутствие Лукашенко

Заметным и неожиданным поворотом саммита стало отсутствие на нем президента Беларуси А.Г. Лукашено. Обычно в таких случаях направляется представитель ниже по рангу, однако на этот раз белорусский президент не отправял никого вместо себя, что может свидетельствовать о протесте Минска по некоторым вопросам евразийской интеграции.

Причины для этого могут быт разные и не стоит прибегать к поспешным выводам. Одной из причин может быть, что официальный Минск таким образом хочет выразить свое негодование по медленному процессу интеграции и принятию определенных "протекционистских решений , которые противоречат законодательной базе Союзного государства и Евразийского экономического союза" — как заявил председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко на 51-я сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, прошедшей в этот же день в Москве.

Другой причиной могут быть сохранившиеся разногласия между Белоруссией и Россией по цене на нефть и газ. Казалось, что сторонам удалось урегулировать газовый спор, заново возникший из-за обвала цен на нефть и ревальвации американского доллара.

Лидеры других стран ЕАЭС надеются, что отсутствие президента Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета не отразиться на дальнейшей работы. Все документы, подписанные в Санкт-Петербурге, ранее были полностью согласованы с белорусскими партнерами и теперь будут направлены в Минск на подпись Александра Лукашенко.

Беларусь и Россия остаются ближайшим союзниками в международных делах и важнейшими торгово-экономическими партнерами. И в этом отношении ничего не поменялось. Минск — единственный союзник России, который создал объединенную группировку войск для совместной обороны и единственная из признанных стран мира, кроме самой России, где русский язык признан государственным. Стоит отметить, что в Беларуси 26 декабря 2016 года, как и в России, был объявлен днем траура по погибшим в результате крушения Ту-154.

Антикризисный совет ЕАЭС

Для своевременного решения подобных разногласий в будущем, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на саммите предложил создать антикризисный совет в рамках объединения.

По мнению Назарбаева, Антикризисный совет ЕАЭС мог бы стоять особняком в структуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), но под общей текучкой его бюрократии. Работа совета, куда могли бы входить лучшие отечественные и иностранные эксперты, могла бы быть посвящена глубокому анализу, подготовке предложений и практическому решению имеющихся проблем евразийской экономической интеграции.

Проблемы интеграции всегда были и будут, они временные и встречаются в любом интеграционном процессе на начальном этапе. Несмотря на необходимость ускорения процессов евразийской интеграции, в ЕАЭС, которому исполнится только два года, должно пройти определенное время, чтобы правительства и бизнес независимых стран набрали необходимый опыт совместной работы и приспособились друг к другу.

Примечательно то, что все президенты стран Евразийского союза были согласны с тем, что необходимо "поставить плечо друг другу в непростых экономических условиях" и "начать работу по выработке в рамках в Союза совместных мер по поддержке наших экономик для решения имеющихся проблемных вопросов", — как заключил по итогам заседания Н.А. Назарбаев.

В 2017 году председательство в Евразийском экономическом союзе переходит от Казахстана к Кыргызстану. Планируется, что следующее заседание ВЕЭС состоится в апреле.

Приложение 1. Одобренные проекты документов Высшего Евразийского экономического совета. Санкт-Петербург, 26 декабря 2016 г.:

1.      Решение «О начале переговоров с Исламской Республикой Иран о заключении временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли»

2.      Решение «О начале переговоров с Республикой Индией о заключении соглашения о зоне свободной торговли»

3.      Решение «О некоторых вопросах, связанных с развитием сотрудничества с Республикой Сингапур в части заключения соглашения о свободной торговле»

4.      Решение «О начале переговоров с Арабской Республикой Египет о заключении соглашения о зоне свободной торговли»

5.      Решение «Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год»

6.      Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

7.      Решение «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза

8.      Решение «О Программе формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза»

9.      Заявление «О цифровой повестке Евразийского экономического союза»

10. Решение «О формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза»

11. Распоряжение «О реализации проекта по совместной разработке специализированных средств криптографической защиты информации Евразийского экономического союза»

12. Решение «Об утверждении планов либерализации по секторам услуг»

13. Решение «Об утверждении Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности»

14. Распоряжение «О разработке Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза»

15. Распоряжение «О реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза»

16. Решение «О внесении изменений в перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии»

17. Решение «О внесении изменений в Критерии отнесения рынка к трансграничному»

18. Решение «О внесении изменений в Регламент работы Евразийской экономической комиссии»

19. Решение «Об отчете об исполнении бюджета Евразийского экономического союза за 2015 год»

20. Решение «О бюджете Евразийского экономического союза на 2017 год»

21. Решение «О порядке оплаты услуг экспертов специализированных групп, создаваемых Судом Евразийского экономического союза в рамках рассмотрения споров, предметом которых являются вопросы предоставления промышленных субсидий и мер государственной поддержки сельского хозяйства»

22. Решение «Об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического союза»

23. Решение «О председательстве в органах Евразийского экономического союза»

24. Решение «О времени и месте проведения очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета»

25. Протокол о применении отдельных положений Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 23 декабря 2014 года.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся