Большая Евразия

Евразийский союз и 25 лет независимого Казахстана

19 Декабря 2016
Распечатать

16 декабря 2016 г. мы отметили четверт века независимости Республики Казахстана, страной которая последней из советских республик объявила о своей независимости и которая является инициатором и со-учредителем Евразийского экономического союза. Достаточно времени и поводов для того, чтобы провести в первые итоги.

ЕАЭС и назарабаевские принципы

Независимый путь Казахстана неразрывно связан с личностью первого президента и лидера нации Н.А. Назарбаева, который известен тем, что именно он первым из постсоветских государственных деятелей, и в то время, когда остальные думали только о том, "как можно больше съесть суверенитета" (как говорил Б.Н. Ельцин), в 1994 году в МГУ им. М.В. Ломоносва предложил создание нового - Евразийского - союза на месте бывшего СССР. Оправданность и историческая дальновидность инициативы Н.А. Назарбаева было доказано тем, что ровно 20 лет спустя, 29 мая 2014 г. был торжественно подписан международный Договор о Евразийском экономическом союзе. И, кстати, был он подписан именно в Астане.

Это достаточно известный факт, хотя на Западе его часто замалчивают. Однако, существует еще другое, менее известное событие, за которое будущие интеграторы могут быть благодарны Н.А. Назарбаеву. Дело в том, что Беловещское соглашение в 1991 г. подписали только Беларусь, Россия и Украина. Нурсултан Абишевич понял, что не-участие центрально-азиатских стран в мирном разводе может в дальнейшем привести к славянско-тюркской антагонии на постсоветском пространстве и поэтому он активно содействовал на саммитах в Ашхабаде и в Алмате созданию Содружества Независимых Государств из числа всех республик б. СССР (кроме стран Балтии).

Взяв за основу европейские теории интеграции, Назарбаев первым выдвинул не только идею создания Евразийского союза, но также предложил основополагающие его принципы. Среди ученых, изучающих процессы евразийской интеграции они сегодня известны как "назарбаевcкие принципы": верховенство национального суверенитета, уважение территориальной целостности, национальных интересов и особенностей, невмешательство во внутренние дела и неприкосновенность политического режима, добровольность и поэтапность интеграции; приоритет экономического характера интеграции над политическим.

Н.А.Назарбаев, и вслед за ним руководство Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), неоднократно подчеркнули, что ЕАЭС представляет собой исключительно экономическое объединение, без всякой политической составляющей. Данное решение в определенной мере безусловно оправдано, так как в ином случае интеграция на постсоветском и на большом евразийском пространстве шла бы гораздо более медленно и встретила гораздо большего сопротивления.

При евразийской интеграции, как при и любой другой межгосударственной интеграции, Казахстан передает часть своего национального суверенитета на наднациональный уровень. Однако, независимость страны выражается здесь именно в том, что данная передача осуществляется добровольно и на тех принципах, которые отвечают национальным интересам Астаны, а не навязываются из центра, как было при СССР. 

Давайте теперь рассмотрим роль и достижения независимого Казахстана в Евразийском экономическом союзе.

Роль и будущее Казахстана в ЕАЭС

Начнем с самого очевидного. Население Казахстана в марте 2016 г. составила 17,753 млн. человек, совокупное население ЕАЭС - в 2016 г. составила 187,7 млн. человек (2,6% от населения мира). Таким образом, общесоюзный рынок на котором казахстанские производители могут продавать свои товары и услуги в 11 раз больше республиканского.

Вряд ли сегодня найдется экономист, который не согласен с мнением, что регионализация является логичным ответом на процессы глобализации. Отдельные государства уже не в состоянии по отдельности отстаивать свои национальные интересы в лице растущего могущества транснациональных корпораций. Евразийский союз, как региональное экономические объединение - это уже игрок с которым надо считаться. Он представляет собой 14% мировой суши; ВВП в 1,6 трлн. долларов США (2015, в текущих ценах), что равно 3,2% от ВМП. ЕАЭС находится в первой пятерке мира по добыче или производству нефти, газа, электроэнергии, угля, калийных удобрений, стали, чугуна, сельскохозяйственной продукции, а также по протяженности железных- и автодорог.

Между прочим, в Казахстане доля транспортных услуг в экспорте коммерческих услуг самый высокий среди государств-членов ЕАЭС: 57% (2013). В этом отношении он также лидирует по развитости инфраструктуры согласно Глобальному индексу инноваций INSEAS (54-е место из 140 стран в 2015 году). В том же году Евразийский союз в целом занял 45-е место из 140 стран в Индексе глобальной конкурентоспособности, что уже выше среднего.

На этом месте хотелось бы отметить, что президент Казахстана Н.А. Назарбаев был не только инициатором Евразийского союза, он также прилагает все усилия для продвижения большого пан-евразийского партнерства "от Лиссабона до Шанхая". В феврале с.г. он предложил объявить 2016 г. "годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами", а в июне с.г. вместе со своим российским коллегой на Петербургском международном экономическом форуме он повторно выдвинул концепцию "Большой Евразии". Годом ранее было подписано соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом. В том же году ЕЭК получил мандат для ведения переговоров с Китаем по соглашению о не-преференциальном торгово-экономическом режиме. Обе стороны сейчас активно работают над реализацией проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) из КНР в Европу. Центральная часть транспортно-инфраструктурной магистрали будет проходить по территории Казахстана. В краткосрочном периоде многообещающим выглядят перспективы создания ЗСТ с Ираном, Египтом и Сербией.

Удельный вес РК во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС в первом полугодии 2016 г. составила 9,5%. На долю Казахстана приходилось 10,7% совокупного экспорта ЕАЭС (3-е место после РФ и РБ). Казахстан занимает второе место по объему промышленного производства государств-членов ЕАЭС (6,8% за январь-октябрь 2016 года). Стоит отметить, что несмотря на экономический кризис, интеграционное объединение уже сейчас показывает как оно содействует отходу от сырьевой зависимости своих стран-участниц. Так, доля машин, оборудования и транспортных средств в товарной структуре экспорта ЕАЭС в третье страны составила 3,6%, а в экспортных поставках внутри объединения - почти 17%.

Расчеты ЕЭК показывают, что итоговый эффект от интеграции в рамках Евразийского экономического союза к 2030 году даст его государствам-членам (минимум): +2,9% ВВП; +80,4% взаимная торговля товарами промежуточного потребления; +11,6% экспорт не-нефтегазового сектора; +43,4% ПИИ из третьих стран; -0,1% импорт из третьих стран. В частности для Казахстана участие в ЕАЭС означает к 2030 году следующий эффект: +10,4% ВВП; +29,6% реальная з-п; +1,2% доля обрабатывающей промышленности в ВВП; +94,8% взаимная торговли товарами промежуточного потребления; +1,3% доля ПИИ из третьих стран; +23% не-нефтегазовый экспорт; +10,4% производительность труда. Для РК сферами экономики с максимальным интеграционным потенциальном роста не-нефтегазового сектора являются производство готовых металлических изделий, производство прочих пищевых продуктов, транспортные услуги и поездки.

Республика Казахстан также выигрывает от постепенного перехода к обеспечению "четырех свобод" внутри Союза. К концу 2016 г. должен быть создан единый рынок лекарственных средств; к 2019 г. - единый рынок электроэнергии; к 2025 г. - единый рынок нефти и газа и единый финансовый рынок. Кстати, согласно данным Всемирного экономического форума у Казахстана в ЕАЭС наиболее высокий рейтинг по направлению "Развитость финансового рынка" (91-е место из 140 в 2015 году). Неслучайно назначенный на 2025 год всесоюзный финансовый мега-регулятор, отвечающий за мониторинг и контроль за гармонизацией рынков валют, кредитов и ценных бумаг будет находиться именно в Алмате.

Заключение

Как мы видим, независимый Казахстан является не только непосредственным инициатором создания Евразийского экономического союза, но также приобретает значительные плюсы от активного участия в евразийских интеграционных процессах. Кроме этого, многие собственные проекты Республики Казахстан дают фору другим государствам-членам ЕАЭС, которые могли бы научиться много чему полезному у своего стратегического партнера. Речь идет об образовательной программе "Болашак", программе модернизации "Сто шагов", модели реформирования глобальной финансовой архитектуры "G-Global" и об Ассамблее народа Казахстана. которая во многом повторяет концепцию Совета национальностей евразийского правоведа Н.Н. Алексеева.

Поздравляем Казахстан c 25-летним юбилеем независимости и желаем братскому казахстанскому народу новых высот на общем евразийском полете!

Использованная литература:

1. ЕЭК. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. Первое полугодие 2016 г. Москва, 2016 г. - 76. с.

2. ЕЭК. Расширяя пространство возможностей. Отчет Евразийской экономической комиссии 2012 - 2015. Москва, 2016 г. - 300. с.

3. ЕЭК. Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г. Москва, 2015 г. - 68. с.

4. ЕЭК. Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года. Москва, 2015 г. - 107 с.

5. ЕЭК. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза. Аналитический обзор за январь - октябрь 2016 г. Москва, 7 декабря 2016 г.

Поделиться статьей

Текущий опрос

Какой исход выборов, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся