Read in English
Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 5)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Офицеров-Бельский

К.и.н., старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Поэтапное расширение ЕС привело к тому, что многоскоростная Европа стала фактической реальностью. Страны так называемой новой Европы приобрели очень большой вес при увеличивающейся нелояльности Брюсселю и в целом европейскому проекту. В июне 2018 г. на саммите ЕС будут обсуждаться концепции «супергосударства» Ж.-К. Юнкера и «многоскоростной Европы» Э. Макрона.

Идея «многоскоростной Европы» всегда представляла собой вовсе не форму организации европейского единства, а скорее способ оформления уже имеющихся различий. Важной инициативой Э. Макрона является создание Министерства финансов еврозоны и передача его руководителю функций Европейского комиссара по экономическим и финансовым вопросам и главы Еврогруппы министров финансов стран ЕС. Э. Макрон также озвучил предложение по формированию единого бюджета еврозоны с возможностью займов и превращения стабилизационного механизма в Европейский валютный фонд. Кроме того, французский президент поддерживает планы по созданию отдельного парламента стран еврозоны.

В Германии резко возражают против выпуска единых облигаций государственного займа, т.к. отвечать по ним должны были бы сообща все страны еврозоны. В Берлине готовы с определенными оговорками инвестировать как в европейское единство, так и в укрепление собственного доминирования в Европе. Однако политики левого фланга настроены скептически к такой роли Германии и к необходимости помогать кризисным экономикам еврозоны.

Пожалуй, впервые в новейшей истории Европы из нескольких концепций невозможно синтезировать общий компромиссный вариант, а попытка обойтись полумерами будет дорого стоить Евросоюзу. Впрочем, план Э. Макрона будет хорошо оттенять план Ж. -К. Юнкера и предстанет своего рода худшей альтернативой усилению брюссельской бюрократии для тех, кто еще сомневается в таком варианте будущего для Европы.


Разработка европейского проекта исторически велась по двум направлениям: по пути глубокой всесторонней интеграции и по пути, который обычно упрощенно именуют концепцией «многоскоростной Европы». Последняя была предложена в 1970-е гг. еврооптимистами, желавшими ускорить интеграцию без оглядки на те страны, которые по разным причинам не были готовы к быстрым изменениям. Поэтапное расширение ЕС привело к тому, что многоскоростная Европа стала фактической реальностью, и в дополнение к северной периферии, включавшей Великобританию и ряд скандинавских стран, появилась восточная, страны которой не были включены в единые валютную и визовую зоны. Противоречия между периферией и лидерами евроинтеграции порождались тем, что, несмотря на различные обязательства по соглашениям, страны ЕС располагали одинаковыми полномочиями касательно будущего объединения в целом.

Концепция многоскоростной Европы во многом призвана привести институциональную систему ЕС в соответствие с фактическим положением дел. Хотя это никогда не проговаривалось на высоком уровне, изменения в первую очередь должны коснуться системы принятия решений в ЕС, что очень важно ввиду того обстоятельства, что страны так называемой новой Европы приобрели очень большой вес при увеличивающейся нелояльности Брюсселю и в целом европейскому проекту. Концепция «многоскоростной Европы» рассматривается как инструмент повышения дисциплины и солидарности для одних стран и дискриминационный механизм для других.

ЕС стоит на пороге формирования элитарного клуба лидеров интеграционного процесса

Сильным импульсом к обсуждению проблематики «многоскоростной Европы» стала публикация Еврокомиссией в марте 2017 г. «Белой книги», намечавшей возможные пути европейской интеграции после «Брексит» и подготовленной таким образом, чтобы активизировать дискуссии, которые уже велись ранее. В предложенных пяти вариантах дальнейшей интеграции содержалась основа для того, чтобы вернуть обсуждение к более общим понятиям, таким как смысл интеграции и цена единства. В этом смысле маневр противника многоскоростного подхода Ж.-К. Юнкера получился одновременно и упреждающим инициативы европейских правительств, и компромиссным, поскольку идеи «многоскоростной Европы» были все же изложены.

pashinian2m.jpg
First published on POLITICO.eu, Belgium, March 10, 2017 | By Rytis Daukantas

Дискуссионность документа оказалась недооцененной, и вскоре после того как он был представлен, практически все наблюдатели сошлись во мнении, что в такой завуалированной форме была фактически предложена только одна концепция — концепция «многоскоростной Европы». Причиной такой трактовки стала последовавшая 6 марта 2017 г. встреча глав государств «большой четверки» в Версале, а точнее принятые на ней решения, в которых приверженность идее «многоскоростной Европы» была открыто подтверждена. «Речь идет о том, чтобы идти быстрее в кругу некоторых стран, не исключая других, но так, чтобы другие не смогли этому противостоять», — объяснил бывший президент Франции Ф. Олланд.

Евросоюз стоит на пороге формирования своего рода элитарного клуба лидеров интеграционного процесса, готовых отказаться от прежнего либерализма в процессе принятия решений, которых в ближайшие годы предстоит немало. Они будут касаться вопросов полномочий институтов ЕС, изменения миграционной политики, единого экономического курса в зоне евро, общей внешней политики и политики безопасности, европейской армии (пока можно говорить лишь об изменении логики взаимодействия и обеспечении возможности полноценных совместных действий в обход механизмов НАТО), гармонизации налоговой и социальной сфер, культуры и молодежной политики.

Достаточно ли возможностей?

В вышеперечисленных вопросах сложно рассчитывать на единогласие всех членов ЕС, однако лидеры интеграционного процесса смогут воспользоваться тем, что возможность многоскоростной интеграции в определенной мере была заложена в европейский проект изначально. Заинтересованные государства могут подписать соглашения о создании организаций вне институционально-правовой системы ЕС, примерами чего могут служить Северный совет и Союз Бенилюкс. Такие инициативы со временем нередко вписываются в европейскую интеграцию, как это было с Шенгенскими соглашениями, которые были включены в право ЕС Амстердамским договором 1997 г. Еще одним вариантом является создание так называемых изъятий — специальных механизмов в рамках ЕС и на основании его учредительных документов, позволяющих охватывать не все государства-члены.

Евросоюз стоит на пороге формирования своего рода элитарного клуба лидеров интеграционного процесса, готовых отказаться от прежнего либерализма в процессе принятия решений.

Третий вариант — «расширенное сотрудничество», представляющее собой процедуру, при которой не менее девяти стран ЕС имеют возможность реализовывать интеграционные проекты и заключать соглашения отдельно от остальных членов. Расширенное сотрудничество начало реализовываться лишь с 2010 г. и первоначально касалось второстепенных вопросов, но, начиная с 2013 г., ситуация изменилась: Европейская комиссия выступила с предложением о создании Европейской прокуратуры. В нынешней форме процедуру нельзя считать эффективной, учитывая сложность и продолжительность выработки решений, а также ввиду множественных оговорок и ограничений, обозначенных в Статье 43 Договора о Европейском союзе. Однако тот факт, что именно она становится ключевым инструментом решения действительно важных вопросов, по которым затруднителен общий консенсус, говорит о том, что в развитии европейской интеграции ей отводится важная роль. Это стало еще более очевидным в июне 2017 г., когда была запущена процедура расширенного сотрудничества в сфере обороны, а в марте 2018 г. министрами обороны ЕС был одобрен список 17 проектов постоянного структурированного сотрудничества (PESCO), а также план их имплементации.

Французский энтузиазм за немецкий счет

pashinian2m.jpg
Принцип «многих скоростей» рассматривается как допустимый вариант и временное решение для отдельных вопросов, а вовсе не как логика, которая будет положена в основу новой европейской архитектуры.

По всей видимости, развитие интеграции по многоскоростному пути будет ограничено более широким применением и творческим развитием перечисленных механизмов. Однако в отношении существующих институтов и соглашений, а также создаваемых вновь в Брюсселе избрана стратегия постепенного распространения их действия на всех членов ЕС. Иными словами, принцип «многих скоростей» рассматривается как допустимый вариант и временное решение для отдельных вопросов, а вовсе не как логика, которая будет положена в основу новой европейской архитектуры. Вряд ли радикальные предложения Э. Макрона, речь о которых пойдет ниже, будут приняты благожелательно, хотя французский президент вполне может выступить в качестве влиятельной силы в вопросе продвижения реформы ЕС, делая это в достаточно эффектной и запоминающейся манере.

Для Э. Макрона очень важно подчеркнуть ключевую роль своей страны в европейских делах. В политической сфере он отстаивает необходимость более глубокого сближения заинтересованных стран в общей внешней политике и политике безопасности. Это естественно, учитывая, что в экономическом плане Франция уже существенно отстает от Германии, а в военном отношении после выхода Великобритании из ЕС станет лидирующей военной силой и единственной ядерной державой в объединении. Э. Макрон активно пропагандирует идею европейской армии, понимая, что Франция займет в этом проекте ключевую роль. Одновременно он настаивает на консолидации еврозоны даже ценой наращивания экономической дистанции и противоречий с прочими странами.

Идея «многоскоростной Европы» в ее практическом воплощении всегда представляла собой вовсе не форму организации европейского единства, а скорее способ оформления уже имеющихся различий. План Э. Макрона хотя и является новаторским, но также не лишен этого порока. Важной инициативой французского президента является создание Министерства финансов еврозоны и передача его руководителю функций Европейского комиссара по экономическим и финансовым вопросам и главы Еврогруппы министров финансов стран ЕС. По мнению Э. Макрона, глава Министерства финансов еврозоны мог бы распоряжаться общей многомиллиардной казной стран валютного союза и осуществлять инвестиции в совместные проекты. Координация финансовой политики ЕС обсуждается давно, но все более ранние предложения предполагали создание министерства финансов ЕС, а не еврозоны.

Идея «многоскоростной Европы» в ее практическом воплощении всегда представляла собой вовсе не форму организации европейского единства, а скорее способ оформления уже имеющихся различий.

Э. Макрон также озвучил предложение по формированию единого бюджета еврозоны с возможностью займов и превращения стабилизационного механизма в Европейский валютный фонд. Из общего фонда в случае нового кризиса можно было бы предоставлять помощь попавшим в затруднительное положение странам еврозоны. Без такого финансового перераспределения, по мнению Э. Макрона, валютный союз когда-нибудь прекратит свое существование, так же как придет конец и объединенной Европе. Кроме того, французский президент поддерживает планы по созданию отдельного парламента стран еврозоны. «Отдельный бюджет означает также отдельный парламент еврозоны (дословно — Euroland), чтобы евродепутаты из стран зоны контролировали этот бюджет», — считает Еврокомиссар по финансовым вопросам П. Московичи. Европейский проект давно подвергается критике за то, что политическая интеграция очень серьезно отстала от экономической части. План Э. Макрона не решает эту проблему, а может только усилить ее.

В свою очередь, германский взгляд на перспективу создания министерства финансов еврозоны и другие смелые инициативы достаточно консервативен. В Германии резко возражают против выпуска единых облигаций государственного займа, за которые ратует Э. Макрон, т.к. отвечать по ним должны были бы сообща все страны еврозоны. Это позволило бы отдельным странам, в частности Италии и самой Франции, брать займы на долговых рынках под более низкий процент, что снизило бы нагрузку на их бюджеты. Однако В. Шойбле, а теперь и его преемник на посту министра финансов ФРГ О. Шольц неизменно пресекали любые разговоры на эту тему, опасаясь, что «партнеры Германии наберут дешевых кредитов, а отдуваться придется налогоплательщикам», то есть той же Германии.

В Берлине готовы с определенными оговорками инвестировать как в европейское единство, так и в укрепление собственного доминирования в Европе, тем более что до сих пор это были связанные феномены. Однако политики левого фланга настроены скептически к такой роли Германии и к необходимости помогать кризисным экономикам еврозоны. Профсоюзы и часть бизнеса также против европейского единства, достигнутого ценой германского бюджета.

Задача состоит не столько в реформировании еврозоны, сколько в реформировании ЕС через еврозону.

Нацеленность европейских политиков на реформирование еврозоны лишь отчасти связана с финансовым благополучием входящих в нее стран. Важнее то, что она объединяет наиболее лояльные европейскому проекту государства. Задача, таким образом, состоит не столько в реформировании еврозоны, сколько в реформировании ЕС через еврозону.

Все более ранние проекты несли на себе печать двойственности и содержали оговорки, что их реализация не должна породить пропасть между еврозоной и остальными странами ЕС. Сейчас это уже не является препятствием для Э. Макрона, но заставляет медлить А. Меркель. При данном раскладе Ж.-К. Юнкер получает прекрасную возможность использовать как консерватизм германского канцлера, которая уже сомневается в необходимости ускоренных преобразований в направлении многоскоростной Европы, так и энтузиазм французского лидера, вызывающий закономерные опасения в ряде стран, главным образом в тех, что еще не присоединились к зоне евро и Шенгенскому соглашению. Брюссельская бюрократия воодушевлена Э. Макроном, но полагает, что большая часть его предложений встретит сопротивление и окажется нереализуемой, однако может послужить хорошим катализатором изменений.

Брюссельская бюрократия воодушевлена Э. Макроном, но полагает, что большая часть его предложений встретит сопротивление и окажется нереализуемой, однако может послужить хорошим катализатором изменений.

В частности, в Еврокомиссии считают, что предложения о создании отдельного бюджета еврозоны и Европейского валютного фонда необходимо рассматривать после углубления экономического и валютного союза: «Это возможно скорее в долгосрочной перспективе, учитывая общий бюджет ЕС и растущее в будущем количество стран, которые примут единую валюту». Иными словами, позиция Еврокомиссии представляет собой вежливую форму отказа на инициативу Э. Макрона.

***

В палитре подходов к реформированию ЕС мы не наблюдаем ни согласия, ни последовательности. В июне 2018 г. на саммите ЕС будут обсуждаться главным образом концепции «супергосударства» Ж.-К. Юнкера и «многоскоростной Европы» Э. Макрона. Коллизия ситуации состоит в том, что, пожалуй, впервые в новейшей истории Европы из них невозможно синтезировать общий компромиссный вариант, а попытка обойтись полумерами будет дорого стоить ЕС. Впрочем, план Э. Макрона будет хорошо оттенять план Ж. -К. Юнкера и предстанет своего рода худшей альтернативой усилению брюссельской бюрократии для тех, кто еще сомневается в таком варианте будущего для Европы.


Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 5)
 (19 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju