Блог Демокрита Заманапулова

«Близкий враг»: греко-турецкий кризис и позиция США

9 сентября 2022

Проблемы греко-турецких отношений не раз ставили НАТО перед перспективой серьезного кризиса, преодолеть который удавалось благодаря стабилизирующей роли США. Всякий раз, когда Афины и Анкара подходили к опасной черте, Вашингтону, использовавшему общую угрозу в лице СССР, удавалось примирить своих союзников и нивелировать опасность распада альянса, по крайней мере, на его южном рубеже. Однако период холодной войны с его эффективной системой управления мировыми политическими процессами, когда США и СССР могли путем телефонных переговоров остановить очередную арабо-израильскую войну, ушел в прошлое.

Источник: greekcitytimes.com


Современный многополярный мир гораздо более сложен и характеризуется меньшей степенью безопасности, чем во времена холодной войны, как это не парадоксально звучит. Сегодня тот факт, что какие-то страны входят в один и тот же военно-политический блок, еще не является гарантией хороших отношений между ними. Более того, если указанные страны имеют диаметрально разные национальные интересы и отрицательный исторический опыт взаимодействия, они находятся, по терминологии С. Хантингтона, на цивилизационной «линии разлома», и вероятность прямого военного столкновения между ними достаточно высока. При этом роль США как стабилизирующего фактора и арбитра в отношениях между «проблемными» членами НАТО гораздо слабее, чем это было в период холодной войны. Так трудно было бы представить ситуацию, чтобы Турция могла принимать односторонние действия в северной Сирии, противоречившие американской внешней политике.


Вышеперечисленные отрицательные моменты имеют место в нынешних греко-турецких отношениях и порождают повышенное беспокойство у США и их союзников по НАТО. Греция и Турция — страны с давней историей противостояния — были приняты в НАТО в рамках «первого расширения» альянса в 1952 г., что стало прологом сближения Афин и Анкары на платформе антикоммунизма. Уже в следующем, 1953 г. обе страны, включая Югославию, подписали Балканский пакт — договор о коллективной обороне в случае войны с СССР. Тем не менее цивилизационные и исторические противоречия, сложившиеся между двумя народами, продолжали оказывать негативное влияние на формирование греко-турецких отношений в рамках единого военно-политического блока, что в конце концов порождало энергию конфликта между ними. В исторической ретроспективе наиболее серьезным вызовом целостности альянса в период холодной войны могло быть турецкое вторжение на Кипр в июле 1974 г. Тогда администрация Р. Никсона предприняла титанические усилия, чтобы исключить возможность полномасштабного подключения Греции к конфликту, что привело бы к вооруженному столкновению между двумя членами НАТО в стратегически важном регионе Восточного Средиземноморья. События последних дней, связанные с греко-турецкими противоречиями вокруг разработки нефтяных месторождений в акватории Кипра, обострением ситуации вокруг так называемого «Эгейского вопроса», показывают, что подобный сценарий может повториться, и в этой связи представляется необходимым рассмотреть позицию США по данному вопросу.


Причиной современной напряженности между Грецией и Турцией выступает турецкая морская стратегия развития «Голубая Родина» (тур. Mavi Vatan), принятая Анкарой в качестве доктрины своего развития в акваториях Черного и Эгейского морей. Вышедшая из недр военно-морского истеблишмента Турции в 2006 г. данная доктрина декларировала необходимость установления абсолютной юрисдикции Анкары в акваториях целого ряда греческих островов. Реализация указанной стратегии позволила бы Турции контролировать важнейшие пути мировой торговли из Черного моря в Средиземное на пространстве 462 тыс. кв. км. Наряду с этим важное значение имеет и возможность разработки нефти и газа на данных территориях, что позволит снизить зависимость Турции от энергоносителей стран Средней Азии, Азербайджана и России. Первый шаг по воплощению данной стратегии был сделан 27 ноября 2019 г., когда Анкара подписала договор с Правительством национального согласия Ливии, в соответствии с которым Турция де-юре не признавала суверенитет Греции на шельфе о. Крит, что являлось прямым нарушением норм международного морского права.

Рисунок 1. Предполагаемая акватория Турции согласно стратегии «Голубая Родина». Источник: https://mavivatan.net/

Следующим шагом стала практика геологоразведки газовых месторождений, проводимых турецким судном Oruc Reis вблизи греческого острова Кастелоризо. Данный инцидент привел к переходу греческих вооруженных сил в режим полной боевой готовности и заявлениям Афин о намерении защищать свой суверенитет. Постоянные нарушения греческого воздушного пространства со стороны турецких ВВС, «преследование» самолетов союзника по НАТО системами ПВО Греции, взаимные обвинения, военная риторика, региональная гонка вооружений — безусловно, ни с чем подобным руководство НАТО не сталкивалось в последнее время, и решение данного вопроса потребует от администрации Дж. Байдена большой гибкости.


Говоря о позиции США по данному вопросу, нужно прежде всего проанализировать американо-турецкие отношения последнего времени, поскольку именно Турция является стороной, которая бросает вызов существующему статусу-кво. Осложнения в отношениях между Вашингтоном и Анкарой начали наблюдаться после приобретения Турцией российской системы С-400, что в видении Вашингтона стало актом нелояльности со стороны Эрдогана и демонстрацией независимости в вопросе обеспечения своей безопасности, который традиционно входит в прерогативу НАТО. Ответом США на данный демарш стало исключение Турции из программы производства новейшего истребителя-бомбардировщика F-35, комплектующие для которого производили некоторые турецкие предприятия. Наряду с этим Пентагон передал Афинам запрос на размещение своих самолетов F-35 и F-15 на греческих островах, что может свидетельствовать о поддержке США позиции Греции в Эгейском море. В целом же на территории Греции находится девять военных баз США, в то время как в Турции только одна база в Инджирлике. Это было связано с тем, что Афины заняли четкую позицию в отношении российской СВО на Украине, в то время как Анкара не пошла на введение экономических санкций в отношении Москвы. Поддержка Вашингтоном позиции Греции в «Эгейском вопросе» обусловлена и целом рядом других причин. Немаловажную роль здесь играет влияние греческого лобби во властных структурах США, где этнические греки традиционно занимают высокое положение в Конгрессе и американском разведывательном сообществе. Об антитурецкой ориентации Дж. Байдена свидетельствует и позиция президента США в вопросе о геноциде армян в Османской империи.


Однако у Анкары имеются свои сильные стороны в противостоянии с Вашингтоном. Стратегическое положение Турции на стыке Европы и Азии, контроль над проливами, крупнейшие с точки зрения численности вооруженные силы в НАТО после США, агрессивная политика Турции на севере Сирии — все это заставляет Белый дом искать компромисса с Эрдоганом, действия которого, в общем и целом, непонятны американским и европейским элитам, и ставит перед США вопрос: «как не потерять Турцию и обуздать Эрдогана?».


Первоначально администрация Дж. Байдена в отношении Турции придерживалась такой же тактики, как и по отношению к России, которая заключалась в дистанцировании от турецкого лидера. С момента своего вступления в должность президента США Дж. Байден избегал контактов с турецким лидером и только один раз провел с ним телефонный разговор. Однако начатая в феврале 2022 г. специальная военная операция России на Украине предоставила турецкому лидеру новые возможности для маневра в отношениях с Вашингтоном. Так, по сообщениям СМИ, усилия Эрдогана по заключению соглашения о вывозе украинского зерна из порта Одессы в целях преодоления мирового продовольственного кризиса были позитивно оценены администрацией Дж. Байдена. Наряду с этим согласие Эрдогана не препятствовать вступлению Швеции и Финляндии в НАТО послужило причиной для решения Дж. Байдена продать Турции 40 американских истребителей F-16. Интересным моментом в соглашении о продаже американских самолетов Анкаре является условие, что Турция не будет использовать их для нарушения воздушного пространства Греции. Примечательно, что данная поправка была сделана членом палаты представителей США от штата Нью-Гэмпшир, этническим греком Крисом Паппасом. Против продажи F-16 Турции выступали и другие влиятельные сенаторы, и здесь выделяется фигура председателя комитета Сената по международным отношениям Боба Менендеса, который вообще усомнился в правильности членства Турции в НАТО в силу ее благоприятного отношения к Москве в украинском вопросе.


Тем не менее Дж. Байдену необходимо преодолеть сопротивление Конгресса в вопросе поставок самолетов Анкаре, что станет необходимым условием для проведения комплексной внешнеполитической линии США, направленной на консолидацию своих союзников в борьбе с глобальными вызовами, исходящими от Китая и России. Данная линия была заявлена во «Временных указаниях по национальной безопасности» — программном документе администрации Дж. Байдена в сфере безопасности, и здесь политика Эрдогана, выражающаяся в использовании всевозможных рычагов давления как на врагов, так и на друзей, показала себя эффективной. В случае, если американские самолеты будут поставлены Анкаре, турецкий лидер выйдет победителем в споре с США, который начался с покупки Турцией российских С-400, ведь в таком случае у Эрдогана будут и российская система, и американские самолеты, но также необходимо сказать, что Вашингтон будет жестко пресекать желание Турции посягать на греческую территорию. Не исключено, что резкое обострение ситуации в Эгейском море связано с желанием Эрдогана набрать политические очки в преддверии президентских выборов в Турции, где его шансы переизбраться малы в связи с плачевным состоянием турецкой экономики.


Таким образом, США в вопросе греко-турецкого кризиса занимают прагматическую позицию, заключающуюся в сохранении за обеими странами статуса «близких (в силу совместного членства в НАТО, исключающего прямое военное столкновение) врагов». При этом определенная степень вражды между обеими странами Вашингтону также нужна, ведь никто еще не отменил старый имперский принцип divide et impera.