Блог «Курса молодого мудреца»

Турецкая «мягкая сила» в Центральной Азии: прагматизм со вкусом амбиций

17 июня 2024
Распечатать

Автор: Забелич София Сергеевна, РГГУ

4 курс факультета Международные отношения

 zeynep-sumer-YcBNgEF-wcY-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Концепция «мягкой силы» Турции получила свою концептуальную форму во время правления Партии справедливости и развития (Adalet ve Kalkınma Partisi). Турецкое видение «мягкой силы» во внешней политике нашло отражение в доктрине «Ноль проблем с соседями», где Республика, благодаря своему выгодному географическому положению, а также культурно-историческим основаниям, смогла использовать свой дипломатический потенциал во взаимодействии с другими странами.

А. Давутоглу, определяя новый турецкий дискурс и дипломатический стиль, отмечает: «Турция не выступает с угрозами, несмотря на наличие вооруженных сил. Турецкие дипломаты и политики приняли на вооружение новый язык в региональной и международной политике, отводящий центральное место интересам Турции» [1]; «Мы устраним барьеры, мешающие Турции реинтегрироваться со своими соседями, независимо от их происхождения» [2]. Таким образом, принцип «ноль проблем с соседями» лучше всего соотносился с турецким видением «мягкой силы», где Турция должна была установить добрососедские отношения с различными странами, опираясь на дипломатические, исторические, культурные и экономические связи.

Инструменты турецкой «мягкой силы»

Согласно заявлению Министерства иностранных дел Турции, приоритетами внешней политики Турции в Центральной Азии являются [3]:

  1. Продвижение стабильности и демократических ценностей в регионе путем развития двусторонних и многосторонних отношений.
  2. Повышение эффективности функционирования многосторонних организаций, таких как Турецкий совет, ТЮРКСОЙ, ТИКА.
  3. Расширение сотрудничества со странами региона через такие механизмы, как экономические комиссии и советы стратегического сотрудничества высокого уровня.
  4. Сохранение экономической поддержки развития стран региона.
  5. Увеличение экономических инвестиций в регион путем улучшения экономики и торговых отношений.

Регион Центральной Азии является местом, где Турция активно реализует свое видение «мягкой силы». Её главный принцип, символ веры – заставь их хотеть того, что хочешь сам (по Дж. Наю) [4], Республика воплощает через агентства, частные и государственные фонды, которым выделяются гранты на определенные исследования. В Турции существует около 60 мозговых центров («düşün cekuruluşları»), крупнейшим из которых является TÜBİTAK (Türkiye bilim selvetek nolojikaraştırma kurumu). Стоит отметить также Международную организацию тюркской культуры (TÜRKSOY, ТЮРКСОЙ) [5], Организацию тюркских государств, Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию и Институт Юнуса Эмре.

Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), основанная по инициативе Турции и тюркских стран СНГ [6], действует на основании принципа единства между тюркскими народами и сконцентрирована на организации их культурного и единства. Неотъемлемой частью ТЮРКСОЙ также является укрепление научных связей между тюркскими народами. В рамках организации также проводится празднование Нооруза, этнографические и музыкальные фестивали, а также совместные конгрессы и другие научные мероприятия.

Таймлайн событий тюркоязычных государств

1111111.jpg 

    

Международная организация тюркской культуры имеет широкий географический охват. В ее состав входят не только страны-участницы, но также 8 стран-наблюдателей, включая тюркские регионы России, Турецкую Республику Северный Кипр и Гагаузию. После того как российско-турецкие отношения охладели из-за инцидента с бомбардировщиком Су-24, Российское министерство культуры направило рекомендательные письма в тюркские регионы РФ с просьбой приостановить сотрудничество с Тюркской организацией в рамках санкций против Турции. СМИ сообщили о приостановлении деятельности организации в Башкортостане [7], однако все тюркские республики РФ по-прежнему являются участниками-наблюдателями в организации.

Важной инициативой ТЮРКСОЙ является взаимодействие с университетами в Центральной Азии, которым Республика оказывает поддержку в организации научных, а также просветительских и культурных проектов [8]. Наиболее значимыми акторами «мягкой силы» Анкары в регионе является Международный Казахско-Турецкий Университет им. Ходжа Ахмет Ясауи, Кыр­гызс­ко-Ту­рец­кий уни­вер­си­тет «Ма­нас» (Высшая школа иностранных языков). Взаимодействие также осуществляется с Ташкентским государственным университетом востоковедения, Кыргызско-Узбекским Международным университетом имени Батыралы Сыдыкова и другими [9].

В рамках ТЮРКСОЙ Турция также предпринимала усилия по запуску «Большого студенческого проекта».  Цель программы заключалась в упрощении процесса поступления в турецкие университеты для абитуриентов из Центральной Азии, и тысячи студентов из этого региона получили стипендии на обучение в турецких вузах. Это способствовало введению турецкой литературы, газет, и доступности турецкого национального телевидения в регионе. Программа также способствовала улучшению отношений Турции с Центральной Азией и обеспечила студентам из этого региона возможность познакомиться с Турцией.

Следует также особо упомянуть Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (Türk İşbirliği ve Koordinasyon İdaresi Başkanlığı — TİKA), которое было также создано первоначально для содействия развитию государств Центральной Азии. TİKA играет важную роль в предоставлении официальной помощи в целях развития, входящей в качестве помощи, предлагаемой Турцией как членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). За долгие годы деятельности агентство расширило географию своих проектов за пределы Центральной Азии, ведя работы на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке и других регионах. Сегодня Турция занимает важное место среди активных доноров гуманитарной помощи и является лидером по проценту ВВП, выделяемому для этих целей. Перечень стран-получателей турецкой помощи, но страны центральноазиатского региона, к примеру, Кыргызстан и Казахстан продолжают оставаться в числе топ-10 получателей помощи [10].

Стоит также отметить особую роль TİKA в Таджикистане, где агентство реализует проекты по обучению турецкому языку Таджикского национального университета, а также поддерживает образовательный центр Илмхона и неправительственную организацию «Академия Алиф», которые занимаются подготовкой специалистов в сфере программирования и цифровой грамотности [11]. TIKA также взаимодействует с Таджикистаном и Узбекистаном в формате Юг-Юг, ввиду необходимости поддержки легкой промышленности в этих странах.

Вывод:

«Мягкая сила» по-турецки во многом отличается от реализации подобной политики в других странах, ввиду культурной и исторической близости, а также особого акцента и размаха на османское наследие. Во многом это резонирует с проводимой политикой стран центральноазиатского региона. Настойчивость Турции влиять на «тюркский мир» и общие глобальные процессы объясняется вектором «неосманизма», который предусматривал вовлечение в турецкую орбиту влияния территорий, входивших в состав Османской империи, а также идеями Ататюрка об общности историко-культурного прошлого. Реализация гуманитарных, экономических и образовательных проектов Турции доказывают эффективность политики «мягкой силы». Предоставляется возможным сделать вывод, что за последние две десятилетия правления Партии справедливости и развития в Турции (Adalet ve Kalkınma Partisi) «мягкая сила» стала одним из основных направлений внешней политики, позволив совместить исторический, геополитический и культурный потенциал с «мягкими» рычагами лоббирования государственных интересов на мировой арене.

 

Библиографический список.

  1. Davutoglu. Turkey’s zero-problem foreign policy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foreignpolicy.com/2010/05/20/turkeys-zero-problem-foreign-policy/
  2. Orta Asya Ülkeleri İle İlişkiler. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mfa.gov.tr/turkiye-orta-asya-ulkeleri-iliskileri.tr.mfa
  3. Там же.
  4. Nye, J. The future of power. Y., 2011.
  5. Аватков В. А. Внешнеполитический курс Турецкой Республики в рамках современной системы международных отношений: дис. ... д-ра полит. наук. Москва : Дипломатическая академия МИД России, 2020.
  6. Аватков В.А. Тюркский мир и тюркские организации // Мировая политика. 2018. No 2. С. 11—25.
  7. Башкирия приостановила взаимодействие с организацией ТЮРКРСОЙ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20151130/1332657502.html
  8. TÜRKSOY faali̇yet raporu. Kasım 2022 - Eylül 2023.
  9. Там же.
  10. Политика Турции в Центральной Азии: хорошо ли обустоены амбиции? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/turkey-s-policy-in-central-asia-are-ambitions-well-founded/
  11. Незаметная мягкая сила по-турецки: Турецкое агентство по сотрудничеству и координации в Таджикистане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/anahita-dodihudo/nezametnaya-myagkaya-sila-poturetski-turetskoe-agentstvo-po-sotrudnich/

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся