Блог «Курса молодого мудреца»

Современное состояние гуманитарной безопасности в Юго-Восточной Азии

1 июля 2024
Распечатать

Автор: Роман Владимирович Ермашов, магистрант Дипломатической академии МИД России

Научный руководитель Л.И. Живора, к.и.н., доцент


hyunwon-jang-njUBfL1Oc3Y-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Вопрос обеспечения гуманитарной безопасности в Юго-Восточной Азии не теряет актуальности с середины ХХ века, когда государства региона озадачились необходимостью выстраивания сотрудничества с крупными державами. Для гармоничного встраивания в формирующуюся мировую систему необходимо было принять существующие установки, касающиеся в том числе и гуманитарной безопасности. Со временем страны региона выработали собственное видение гуманитарной безопасности, которое помогает им успешно противостоять современным вызовам и угрозам.

Ключевые слова: Юго-Восточная Азия, гуманитарная безопасность, АСЕАН

Подходы к понятию «гуманитарная безопасность». Стремление защитить человека от угроз в постоянно меняющемся мире не является новой тенденцией. На протяжении длительного времени, гуманитарная безопасность была ориентирована на защиту населения государств или коалиций от нетрадиционных угроз, при этом, базовые аспекты, такие как защита прав человека, достаточное обеспечение продовольствием и иными материальными необходимыми благами, не теряют своей актуальности в настоящее время.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году Всеобщая декларация прав человека заложила основы развития концепта гуманитарной безопасности, однако, его понимание сводилось именно к защите основных прав и свобод человека [1]. Отсюда прорисовывается объектность человека, как центра нового подхода к трактовке понятия безопасности.

Важным шагом в направлении пересмотра понятийного аппарата стало определение гуманитарной безопасности, предложенное в докладе Программы развития ООН 1994 г., которое гласит, что безопасность личности и общества является многогранной безопасностью повседневной жизни всех людей на планете, их защищенность от любых видов насилия, безработицы, нищеты, социальной дезинтеграции, деградации окружающей среды и пр. Данное понятие относится к широкому подходу. Однако, возможна и более узкая трактовка понятия, которая сводится с одной стороны к защите основных прав и свобод, а с другой – от непредсказуемых опасностей [2].

Государства ЮВА комплексно подходят к вопросам гуманитарной безопасности, а Декларация АСЕАН гласит, что принцип обеспечения безопасности в регионе – всеобъемлющий.

Проблемные аспекты гуманитарной безопасности в ЮВА. Юго-Восточная Азия – это регион, где присутствует множество традиционных для региона угроз безопасности. Они находят свое выражение в различных сферах: экономической, социальной, в области сотрудничества.

Значимое место в формировании проблематики гуманитарной безопасности в государствах Юго-Восточной Азии занимают природные катаклизмы (влияние природы на состояние гуманитарной безопасности в регионе является наиболее критичным), быстрая распространяемость инфекционных заболеваний пандемийного характера, высокий уровень террористической угрозы. Данные факторы по большей части напрямую угрожают безопасности личности [3].

Как отмечают исследователи, гуманитарная безопасность находит свое отражение не столько в вопросах продовольствия или прав человека – сегодня она прямое следствие политики государств во всех сферах безопасности [4]. Сюда входит транснациональная преступность и ее составляющие: киберпреступность, нелегальная продажа оружия, торговля наркотиками, торговля людьми, финансирование терроризма, отмывание денежных средств и так далее.

Среди проблемных аспектов гуманитарной безопасности в регионе уровень и качество жизни населения. ЮВА показывает положительные результаты борьбы с ней: из данных на 2005 год следует, что средний процент населения, проживающего в бедности по всему региону, был равен 23,3 %. Но уже к 2021 году, эта цифра составляла всего около 9 % от общего в Юго-Восточной Азии, при этом, большинство от этой цифры (86 %) граждане Индонезии и Филиппин (наиболее густонаселенных стран ЮВА).

Трудноразрешимым вопросом в гуманитарной повестке ЮВА остается защита прав человека. Страны региона отличаются не только историческим прошлым, но и религиозным многообразием. Тогда как в Малайзии, Сингапуре, Индонезии документы по защите прав человека были разработаны на основе аналогичных документов западных государств, такие страны как Вьетнам, Лаос и другие в этом плане наиболее самобытны. Влияние на это оказало расширение сотрудничества в области прав человека на международных платформах, организация интеграционных процессов в области образования и социальной сфере [5].

Основные направления развития политики стран ЮВА в области гуманитарной безопасности. Принятый за основу в «Пути АСЕАН» принцип суверенитета в классическом его понимании представляет собой одну из ключевых помех для реализации механизмов защиты прав человека, зарекомендовавших себя в иных странах мира. Урегулирование этого пункта зависит исключительно от внутреннего диалога стран-членов Ассоциации.

Более того, понимание классического суверенитета в государствах ЮВА уже давно не отвечает уровню угроз. В частности, террористические сообщества, которые оперируют на Филиппинах, в Таиланде и Индонезии, как показывает время, сами государства искоренить неспособны. Обратная сторона вопроса – отсутствие у АСЕАН объединенного миротворческого контингента, или военного контингента спецопераций.

Однако, имеет ли он право на существование в Ассоциации, где все страны согласились исключительно на мирное урегулирование любых противоречий? Скорее нет, так как данный вопрос может вызвать непонимание и у стратегических партнеров – США или Китая, которые видят ЮВА скорее, как рынок сбыта и площадку для отстаивания своих личных интересов; более того, они вряд ли хотят чрезмерного усиления
и консолидации стран АСЕАН, в таком случае с ними придется считаться
и в военном плане. Возможно, что более тесное взаимодействие с внешними партнерами в рамках антитеррористических проектов позволит странам АСЕАН более успешно противостоять транснациональным угрозам.

Работа институтов АСЕАН по предупреждению последствий природных катастроф ведется на постоянной основе, функционируют соответствующие комитеты Ассоциации, проводятся регулярные встречи, имеющие целью сверку данных по всему спектру рисков. Однако, более тесная работа с внешними партнерами как в одностороннем, так и многостороннем форматах позволила бы обратить внимание на реальные проблемы региона и привлечь кратно большие инвестиции в данный сектор. Неправительственные организации и фонды не в силах финансово обеспечить настолько огромный регион, а сами страны Ассоциации сильно сокращали внутренние бюджеты после природных катастроф и пандемии, что указывает на их слабую финансовую состоятельность.

Обеспечение гуманитарной безопасности – вопрос всеобъемлющий. Одним из ключевых направлений развития политики стран ЮВА в данной области стало бы интенсивное развитие межкультурного и межрелигиозного диалога, с целью повышения качества жизни населения. Также, ускоренная имплементация проектов в этой области послужила бы демонстрацией открытости отдельных стран региона для туристов и новых жителей. Даже в ХХI веке имели место притеснения по религиозному признаку в различных странах ЮВА.

Развитие системы взаимосвязанности, которая наиболее ярко продемонстрировала свою состоятельность во время пандемии, может быть успешным именно в таких аспектах гуманитарной безопасности, как продовольствие, образование и качество жизни. Разнородность стран АСЕАН является большим, требующим особого внимания фактором, который странам Ассоциации необходимо изучить и преодолеть с пользой для самих себя. Обратная же ситуация может обернуться либо удачной интеграцией внешних и маловыгодных проектов партнеров, либо вообще, послужить главной причиной для разногласий внутри Ассоциации.

Заключение. Основные задачи стран Юго-Восточной Азии – расширение сотрудничества в целях обеспечения безопасности, организация многоплановой деятельности государств, координация и консолидация их усилий, исследовательская деятельность, направленная на своевременное выявление вызовов безопасности, предупреждение рисков и ликвидацию угроз, в частности, обеспечение устойчивой безопасности человека в ЮВА.

Непрестанно расширяемые пути взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с крупнейшими глобальными игроками позволяют получать необходимую поддержку для реализации интеграционных проектов в различных областях. Как показывают примеры, за счет проведения правильной по отношению к партнерам политики, страны ЮВА получают содействие от внешних партнеров, невзирая на существующие политические разногласия. Отдельными государствами Юго-Восточной Азии реализуются собственные односторонние механизмы сотрудничества, опыт которых впоследствии находит применение и у партнеров по диалогу.

Повышение уровня жизни, качества образования, финансовой независимости, уровня противодействия транснациональной преступности и различного рода гуманитарным катастрофам сегодня – основные приоритеты политики стран ЮВА, которые, с опорой на колоссальный международный и локальный опыт, во исполнение принятых планов и соглашений, будут вскоре непременно достигнуты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Всеобщая декларация прав человека. – М.: Проспект, 2022. – 8 С.

2. Human Development Report 1994 // [Electronic source] URL: https://www.undp.org/publications/human-development-report-1994 (Data of access 09.06.2024)

3. Пихов А. Х. – А., Егиазарян А.А. К проблеме современной транснациональной преступности // Вестник экономической безопасности. – 2022. - №4 – С.157 – 161

4. Puspita N. Asean Mechanism for Human Security Problems in Southeast Asia: What’s Wrong? // National Accredited Journal, Indonesia – 2019 – Vol.19 – P.522

5. Business and Economic Data for 200 Countries // [Electronic source] URL: https://www.theglobaleconomy.com/rankings/human_rights_rule_law_index/South-East-Asia/ (Data of access 14.06.2024)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся