Расширение БРИКС: возможности и перспективы в антитеррористической деятельности
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Шафеева Дана Аделевна, студентка 2 курса магистратуры Дипломатической Академии МИД РФ
Как присоединение к БРИКС таких стран, как Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Эфиопия, может улучшить борьбу группы с терроризмом, а также то, какую роль в этом может сыграть председательство России?
Источник: rg.ru
Страны БРИКС могут обмениваться информацией и более эффективно работать для предотвращения угрозы терроризма с большим количеством государств из разных уголков мира. Под председательством России БРИКС может прийти к новым методам борьбы с терроризмом, не только с помощью мер безопасности, но и за счет улучшения уровня жизни людей и образования, что может способствовать предотвращению террористической угрозы.
В условиях постоянных изменений в динамике международных отношений, расширение БРИКС за счет включения в него Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Эфиопии является важнейшим событием, потенциально расширяющим возможности организации в борьбе с глобальной террористической угрозой. Это расширение не только увеличивает географическое и культурное разнообразие БРИКС, но и объединяет страны, занимающие стратегическое положение в регионах, которые играют ключевую роль в глобальном антитеррористическом дискурсе.
Роль России как председателя БРИКС на этом этапе расширения имеет особое значение. Учитывая богатый опыт России в проведении контртеррористических операций и ее стратегическое положение в мировой политике, Россия сможет способствовать внедрению и развитию новых методов борьбы с терроризмом в рамках организации. Большое значение имеет также тот факт, что Россия имеет большой опыт взаимодействия с новыми странами-членами, что позволит ей повысить эффективность работы организации в данном ключе.
Включение новых членов в БРИКС подчеркивает важность многогранного подхода к борьбе с терроризмом, который использует опыт каждого государства-члена. Расширенное БРИКС способно укрепить механизмы обмена разведданными, оперативную координацию и превентивные стратегии против радикализации, тем самым усиливая коллективную безопасность. Кроме того, председательство России может стать катализатором разработки контртеррористических стратегий для каждого конкретного региона с учетом различий в социально-политических ландшафтах стран БРИКС и их новых членов. Такой подход крайне важен для борьбы с локальными проявлениями терроризма при сохранении единого фронта борьбы с глобальной угрозой.
Говоря о перспективах антитеррористической деятельности БРИКС, необходимо обратиться к принципам, которые заложены в антитеррористической стратегии БРИКС, принятой в 2020 году и остающейся актуальной на настоящее время.[1]
Антитеррористическое сотрудничество стран БРИКС основано на таких принципах, как уважение государственного суверенитета, соблюдение норм международного права, ключевая роль ООН и важность региональных организаций в борьбе с терроризмом. Оно подчеркивает важность национальных интересов, прозрачность, обмен информацией и консенсус при принятии решений. Подход также предполагает признание ключевой роли государственных органов в борьбе с терроризмом и экстремизмом, запрет на использование терроризма в политических целях, комплексную стратегию борьбы с терроризмом, отказ от двойных стандартов и необходимость устранения условий, способствующих терроризму и экстремизму.
Страны БРИКС привержены укреплению коллективных усилий по борьбе с терроризмом и его финансированием. Они нацелены на расширение сотрудничества, обеспечение соблюдения резолюций и стратегий ООН по борьбе с терроризмом, а также на улучшение взаимодействия между разведкой и правоохранительными органами для эффективного обмена информацией. Они выступают за принятие мер по предотвращению предоставления ресурсов террористам, усилению пограничного контроля и использованию международных баз данных о терроризме. Организация поддерживает разработку всеобъемлющей международной конвенции по борьбе с терроризмом, решает проблему возвращения иностранных боевиков и содействует проведению исследований в области борьбы с терроризмом. Страны-участники подчеркивают необходимость принятия правовых мер в отношении лиц, причастных к терроризму, соблюдения прав человека, а также стремятся противостоять экстремистским идеологиям и злоупотреблению террористами цифровыми платформами. БРИКС стремится расширять сотрудничество по борьбе с терроризмом с такими глобальными организациями, как ООН и G20, и уделяет особое внимание дерадикализации через инициативы в области образования и занятости, стремясь бороться с терроризмом во всех формах и поощряя участие общественности и межконфессиональный диалог в усилиях по борьбе с терроризмом.
В настоящее время страны-участники БРИКС обладают большим опытом борьбы с террористическими угрозами. Страны БРИКС серьезно обеспокоены деятельностью экстремистских мусульманских группировок на Аравийском полуострове, подчеркивая необходимость единых подходов к борьбе с международным терроризмом. Индекс глобальной террористической угрозы за 2019 показывает, что терроризм затрагивает не только Ближний Восток, но и страны БРИКС.[2] Среди стран БРИКС Индия больше всего страдает от терроризма, занимая 7-е место в мире, Россия - 37-е, ЮАР - почти следом, Китай - 42-е, а Бразилия - наименее пострадавшая - 73-е. Уязвимость Индии объясняется деятельностью различных террористических групп, подразделяющихся на этнические, религиозные и идеологические сепаратистские группировки, которые активно действуют в северо-восточных штатах страны, вдоль индийско-пакистанской границы, а также в восточных и южных регионах. Страна также сталкивается с угрозами со стороны пакистанских экстремистских организаций, которые, как утверждает премьер-министр Нарендра Моди, имеют глобальные террористические связи, в том числе в странах БРИКС, что оправдывает его призыв к международным действиям против таких групп.[3]
Терроризм представляет собой серьезную проблему для всех стран БРИКС. В России группировка «Имарат Кавказ», стремившаяся к созданию независимого исламского государства на Северном Кавказе, была ликвидирована к 2015 году, а исламистские группировки в Дагестане - к 2017 году. Китай сталкивается с угрозами со стороны группировки «Восточный Туркестан» в Синьцзяне, выступающей за создание уйгурского шариатского государства и совершающей нападения с 1990-х годов. Южная Африка, хотя и менее известна активными проявлениями терроризма, была названа потенциальным убежищем для экстремистов: в 2015 году ООН сообщила об 11 террористах, связанных с ДАЕШ и «Аль-Каидой». Бразилия, наименее пострадавший член БРИКС, пережила минимальное количество террористических атак, но сталкивается с внутренними проблемами, такими как наркоторговля и коррупция, которые могут привлечь экстремизм.
Признавая эти угрозы, страны БРИКС на саммите в Уфе в 2015 году договорились об укреплении совместных усилий по борьбе с терроризмом, включая обмен информацией и осуждение терроризма во всех формах.[4] Включение Индии и Пакистана в Шанхайскую организацию сотрудничества направлено на укрепление региональной безопасности и уменьшение использования исламистских группировок в качестве политического рычага. Создание Рабочей группы БРИКС по борьбе с терроризмом способствовало развитию совместных антитеррористических стратегий. Данные усилия подчеркивают приверженность БРИКС борьбе с глобальным терроризмом, укреплению международного сотрудничества и содействию социально-экономическому развитию уязвимых регионов, что в конечном итоге направлено на стабилизацию обстановки, повышение глобальной роли развивающихся стран и укрепление сотрудничества между государствами-членами.
В контексте того, как расширение БРИКС повлияет на борьбу с терроризмом, крайне важно рассмотреть то, каким опытом в данной сфере обладают новые страны-участники. В борьбе с терроризмом Иран придерживается преимущественно военного подхода, что отражает общую тенденцию среди стран, противостоящих терроризму, но при этом не имеет комплексной стратегии, в которой «жесткая сила» сочеталась бы с «мягкой силой». Хотя активное военное участие Ирана в региональных конфликтах, таких как Сирия и Ирак, подчеркивает его приверженность борьбе с терроризмом, неизменная проблема заключается в устранении идеологических корней экстремизма. Более тонкий подход, включающий культурную дипломатию, образование и межконфессиональный диалог, мог бы укрепить антитеррористические усилия Ирана.[5]
Объединенные Арабские Эмираты демонстрируют высокую степень приверженности борьбе с терроризмом, признавая эту задачу одной из ключевых в своей внешней и внутренней политике. Регулярный диалог и взаимодействие на высоком уровне с Российской Федерацией, как видно из переговоров Секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева с генеральным секретарем Высшего Совета национальной безопасности ОАЭ Али бен Хамадом Аль Шамси, подтверждают готовность Эмиратов к глубокому сотрудничеству в антитеррористической сфере. Это сотрудничество охватывает широкий спектр направлений, включая борьбу с экстремизмом, транснациональной преступностью и киберугрозами. Посещение генеральным прокурором России Игорем Красновым ОАЭ и последующие обсуждения с его эмиратским коллегой Хамадом Сейфом Аль Шамси лишь укрепили основу для обмена опытом и укрепления взаимодействия между правоохранительными органами обеих стран. Подписание меморандума о взаимопонимании между генеральными прокуратурами ОАЭ и России стало важным шагом к созданию более тесных связей и эффективной координации усилий в противодействии террористическим и экстремистским угрозам на международном уровне.[6]
Проблема терроризма в Королевстве Саудовская Аравия обусловлена совокупностью факторов, включающих в себя политические, экономические и идеологические аспекты, а также неверное толкование Ислама. Все это имеет последствия не только для государственного аппарата и его должностных лиц, но и для гражданского населения. Правительство Саудовской Аравии иногда подвергается критике за упрощенную трактовку терроризма как отклонения от религиозных норм. Более тонкий и всеобъемлющий подход подразумевает тщательное изучение множества мотивов, лежащих в основе индивидуального пути к терроризму. Кроме того, повышение эффективности контртеррористических стратегий за счет вовлечения молодежи, женщин и различных общественных организаций могло бы повысить их эффективность. Опыт других стран подчеркивает потенциальные преимущества подходов, ориентированных на общины, в деле предотвращения терроризма. Соединив строгие протоколы безопасности с инициативами по вовлечению общественности, Королевство Саудовская Аравия сможет продвинуться к будущему, характеризующемуся миром и ослаблением экстремистских идеологий.[7]
Несмотря на множество достижений правительства Египта в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом в конце XX – начале XXI века, предпринятые меры не привели к полному исчезновению радикальных исламистских организаций в стране. Они продолжали свою деятельность среди населения, хотя и в меньших масштабах. Таким образом, опыт правительства Египта показывает, что решить эту проблему можно не только с помощью жестких мер. Незащищенность молодежи и игнорирование их религиозного образования приводят страну к острым кризисам. В борьбе против исламистов необходимо сохранять бдительность и прививать населению, особенно молодежи, умеренные исламские учения, бороться с невежеством с помощью просвещения, что и демонстрирует египетский опыт как наиболее приемлемое решение.[8]
В заключении хотелось бы отметить, что расширение БРИКС за счет Ирана, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Эфиопии значительно повышает потенциал коалиции в борьбе с глобальным терроризмом. Оно позволяет привнести опыт в коллективный подход БРИКС в борьбе с терроризмом. Председательство России на этом этапе расширения БРИКС играет значительную роль в управлении контртеррористической повесткой организации. Опираясь на свой обширный опыт в сфере борьбы с терроризмом, Россия имеет все возможности для интеграции и гармонизации различных подходов и опыта как существующих, так и новых членов БРИКС. Ее исторические и стратегические связи с новыми государствами-членами способствуют созданию благоприятной среды для разработки и реализации инновационных контртеррористических стратегий. Коллективный опыт стран БРИКС в сочетании с уникальным вкладом новых членов обеспечивает надежную платформу для продвижения усилий по борьбе с терроризмом. Это включает в себя укрепление обмена разведданными, координацию оперативной деятельности и стратегии по предотвращению радикализации.
Список источников и литературы:
- VII саммит БРИКС. Уфимская декларация / Официальный сайт «Президент России». URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/YukPLgigc4mqQIy7.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
- Антитеррористическая стратегия БРИКС за 2020 год. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148163.pdf (дата обращения 31.01.2024)
- Джаббари Насир Х., Бахриев Б. Х. Антитеррористический подход Ирана на современном этапе: «жесткие» и «мягкие» элементы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2018. - № 4. - С. 833.
- Лихачев К. А. Особенности развития терроризма в Республике Индии во второй половине ХХ века // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 78-79.
- Россия и ОАЭ обсудили вопросы противодействия терроризму / Деловые Эмираты. URL: https://www.businessemirates.ae/news/uae-property-news/rossiya-i-oae-obsudili-voprosy-protivodeystvi... (дата обращения: 31.01.2024).
- Al Qurtuby S. Terrorism and Counterterrorism in Saudi Arabia // Contemporary Review of the Middle East. - 2020. - № 8. - P. 11.
- Global Terrorism Index 2019 / Institute for Economics and Peace. URL: http://economicsandpeace.org/wpcontent/uploads/2016/11/Global-Terrorism-Index-2016.2.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
- Yodgorov S. The experience of Arab Republic of Egypt in the fight against religious extremism and terrorism // Tashkent State University of Oriental Studies. - 2021. - № 4. - Р. 505.
[1] Антитеррористическая стратегия БРИКС за 2020 год. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148163.pdf (дата обращения 31.01.2024)
[2] Global Terrorism Index 2019 / Institute for Economics and Peace. URL: http://economicsandpeace.org/wpcontent/uploads/2016/11/Global-Terrorism-Index-2016.2.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
[3] Лихачев К. А. Особенности развития терроризма в Республике Индии во второй половине ХХ века // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 78-79.
[4] VII саммит БРИКС. Уфимская декларация / Официальный сайт «Президент России». URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/YukPLgigc4mqQIy7.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
[5] Джаббари Насир Х., Бахриев Б. Х. Антитеррористический подход Ирана на современном этапе: «жесткие» и «мягкие» элементы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2018. - № 4. - С. 833.
[6] Россия и ОАЭ обсудили вопросы противодействия терроризму / Деловые Эмираты. URL: https://www.businessemirates.ae/news/uae-property-news/rossiya-i-oae-obsudili-voprosy-protivodeystvi... (дата обращения: 31.01.2024).
[7] Al Qurtuby S. Terrorism and Counterterrorism in Saudi Arabia // Contemporary Review of the Middle East. - 2020. - № 8. - P. 11.
[8] Yodgorov S. The experience of Arab Republic of Egypt in the fight against religious extremism and terrorism // Tashkent State University of Oriental Studies. - 2021. - № 4. - Р. 505.
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0