Блог «Курса молодого мудреца»

Кинофестивали как рупоры пропаганды и воспитатели художественного вкуса?

5 июня 2024
Распечатать

Автор: Анастасия Голобородько, студентка Дипломатической академии МИД России

Кино остаётся «важнейшим из искусств». Мировая киноиндустрия продолжает развиваться опережающими технологический уклад мировосприятие темпами. Принятие решения о том, где будет снят фильм и кому он адресован, становится всё более политически обусловленным.

cannes-film-festival-placeholder.jpg

Источник: Courtesy of FIF/Cannes Film Festival   

1 марта 2022 года после начала Россией СВО (специальной военной операции) организаторы Каннского кинофестиваля запретили российским делегациям участвовать в 75-м смотре[1]. К участию в конкурсной программе принимались заявки только тех кинематографистов-граждан РФ, кто высказался против операции. Так, например, в 2022 г. командой фестиваля в основную конкурсную программу была включена драма К. Серебренникова «Жена Чайковского», в 2024 г. – «Лимонов, баллада об Эдичке». Работы этого режиссера уже были отмечены наградами Каннского кинофестиваля (ленты «Ученик» в 2016 г., «Лето» в 2018 г., «Петровы в гриппе» в 2021 г.). В марте 2022 г. после снятия судимости по обвинению в мошенничестве и хищении средств он переехал во Францию.

2 марта 2022 года члены Венецианской биеннале объявили[2] о критериях отбора российских кинолент: режиссер не должен зависеть от господдержки и должен осуждать конфликт на Украине. Однако на нём прошёл показ отреставрированной копии кинокартины А. Тарковского «Андрей Рублёв»[3], что свидетельствует о сохраняющемся интересе к российской культуре.

16 марта 2022 года руководство Берлинале осудило «агрессивную войну России» и отстранило от участия только те российские институты и делегации, которые «поддерживают режим»[4]. При этом от продюсеров всех трёх фестивалей поступали заявления о недопущении «отмены» культуры России. В 2023 году на фестивале были представлены кинокартины[5] российских режиссёров: «Клетка ищет птицу» М.Мусаевой, проживающей с 2016 г. в Берлине[6], и «Восточный фронт» В. Манского, высказавшегося против специальной военной операции и попавшего в список «иноагентов»[7]. Производством обоих фильмов занимались независимые от российской киноиндустрии и европейские компании Hype Studios, Totem Films, Alexander Sokurov’s Fund[8] и Vertov SIA, Braha Production Company, Hypermarket Film, Current Time, National Centre of Latvia, Czech Film Fund, Ukrainian State Film Agency[9].

Руководство кинофестиваля в Локарно отказалось[10] бойкотировать российские фильмы. В 2022 здесь прошла премьера кинофильма российского режиссёра А. Сокурова «Сказка», к съёмке которого не привлекались средства из отечественного государственного бюджета[11].

Кинофестивали – важная составляющая мирового киноиндустрии. Они выросли из киноклубов, символически шагнув за пределы городских сообществ в 1920-е годы. Фестивали стали альтернативой доминирующей уже в то время киноиндустрии Голливуда, для которого коммерческая выгода и жёсткое регламентирование прокатной деятельности, в том числе и в зарубежных кинотеатрах, было основой основ. Представляя публике картины авангардных жанров, киноклубы и кинофестивали, преимущественно Западной Европы, но также Бразилии и США создавали площадки для дискуссии вне национальных границ.

Киноиндустрия и век назад испытывала на себе влияние политического фактора. Первый в мире международный кинофестиваль, прошедший в 1932 году Венеции, был создан по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини. Он виделся не только как инструмент конкуренции итальянского кинематографа с голливудским производством, но и как канал пропаганды, легитимизации режима на мировой арене и поддержки кинематографа союзников. Так, в 1936 году кинофильм производства Германии времён нацизма «Олимпия» (реж. Л. Рифеншталь), прославлявший превосходство арийцев, получил высшую награду. Это, а также отмена решения о присуждении приза французской военной драме «Великая иллюзия» (1937 г., реж. Ж. Ренуар) вызвало протест участников фестиваля из Франции и стало толчком для открытия кинофестиваля в Каннах.

 В послевоенном 1951 году, когда холодная война набирала обороты, был учрежден Берлинский международный кинофестиваль. Этот символ демократизации общества Германии стал местом встречи Востока и Запада. Хотя социалистические страны официально не участвовали в программе до 1975 года, время от времени отдельные «социалистические» картины участвовали в конкурсной программе.

Сегодня за пределами западного мира также существуют крупные знаковые фестивали: Московский, Шанхайский, Токийский фестивали, фестиваль в Уагадугу в Буркина-Фасо и т.д.

Термин «мировое кино» (world cinema) используется для обозначения трансграничности современного кино. Но, как отмечает Билл Николс[12], производство кино в наши дни сохраняет национальный характер, в то время как потребление кинопродукции давно стало транснациональным.

Обретает всё большее значение страновая принадлежность не только кинопроизводителя, но и зрителя. Прокатчик может оказать поддержку иностранному производителю или ограничить распространение контента, отказав в заключении договора купли-продажи. Принятие решения о том, где будет снят фильм и кому он адресован, становится все более политически обусловленным. На протяжении 2010-х годов американские кинокомпании стремились продать свои работы на самый массовый по количеству зрителей рынок – в Китай. Для этого необходимо было исключить сцены насилия из голливудских боевиков, чтобы соответствовать китайской цензуре[13]. Западные кинодистрибьюторы после 2022 г. разрывают контракты с российскими кинокомпаниями[14].

 Cистема кинофестивалей способствует культурному обмену между различными национальными кинотеатрами и обеспечивает контентом глобальную дистрибьюторскую сеть. В отличие от кинофестивалей, церемония вручения премии Американской киноакадемии «Оскар», который по сути не является кинофестивалем, не вписывается в концепцию мирового кинематографа. Тем не менее, Элла Шохат и Роберт Стэм[15] рассматривают премию как возможность для номинантов на награду за «лучший иностранный фильм» заявить о себе на международном уровне. Фильм и его создатели становятся достаточно «засвеченными», чтобы выиграть или быть номинированными на других фестивалях.

Теоретик кино Томас Эллаэссер видит в международных кинофестивалях своего рода парламенты национальных кинотеатров, продюсеров, сети официальной дипломатии, вовлеченной в политику принимающих стран и стран-участниц[16]. Однако Джулиан Стрингер[17] считает, что незападные кинопроизводители и дистрибьюторы не имеют значения до тех пор, пока они не будут привлечены в международные медиа-структуры, отражённые в кинофестивалях. Национальные отборы и программы фестивалей играют важную роль в формировании национального кинематографа страны, а также в его восприятии и репутации за рубежом.

Функция фестивального движения двойственна. С одной стороны, фестивали дают шанс заявить о себе независимым кинематографистам: за призами следует признание, финансирование и т.д. Фестивали встроены в цепи кинопроизводства как поставщики новых шаблонов, жанров, стилей. С другой стороны, они воспитывают фестивальную аудиторию. Они прививают людям интерес к мировому кинопроцессу. Через фестивальный контент зрители приобщаются к миру художественного кино: они учатся ценить незнакомые формы, понимать новые типы повествований и открывать для себя иные культуры. Другими словами, поскольку фестивали существуют и процветают, кинематографисты будут продолжать снимать фильмы с учётом особенностей этих выставочных площадок, новички будут пытаться обрести успех.

Через участие в международных кинофестивалях режиссёры художественными средствами приобщают мировую общественность к национальным ценностям и культурным особенностям своей страны, знакомят с государственной позицией по мировым проблемам. Отказ в участии не закрывает пространство для дискуссии и высказывания альтернативной точки зрения.

Таким образом, международные кинофестивали становятся рупором идей и формируют зрительское восприятие локальных и глобальных проблем.

 

 

 

[1] Cannes Film Festival Bars Russian Delegations, Anyone With Ties to Kremlin / IMDb [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5LXJ (дата обращения: 29.04.2024).

[2] Venice Biennale Issues Statement in Support of Ukraine, But Fest Will Not Ban Russian Filmmakers / IMDb [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5Lc5 (дата обращения: 29.04.2024).

[3]Biennale Cinema 2023. Andrej Rublev. Director’s Cut/Biennale di Venezia [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B57X5(дата обращения: 04.06.2024).

[4] Berlin Film Festival Condemns Russia’s ‘War of Agression’, Refuses to Boycott Filmmakers Based on Origin / Variety [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5LtM (дата обращения: 29.04.2024).

[5] 73-й Берлинский кинофестиваль объявил программу/Кинопоиск [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5KBD (дата обращения: 04.06.2024).

[6] «Внутренне я нахожусь всё ещё в Чечне» / Коммерсант [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5Jo6 (дата обращения: 29.04.2024).

[7] Минюст включил режиссёра Виталия Манского в реестр иноагентов/ Известия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5JQD (дата обращения: 04.06.2024).

[8] Клетка ищет птицу (2023). Информация о фильме/ Кино-театр. ру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5GNy (дата обращения: 04.06.2024).

[9] Документальный фильм «Восточный фронт» / Сайт Виталия Манского [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5JYK (дата обращения: 04.06.2024).

[10]Glasgow Film Festival Pulls Two Russian Titles After Ukraine Invasion; Locarno Film Fest Says It Will Not Boycott Russian Cinema/ IMDb [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5M3A (дата обращения: 29.04.2024). [11]Сказка (2022). Студии / Кинопоиск [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5L3C (дата обращения: 29.04.2024).

[12]Nichols, B. Discovering Form, Inferring Meaning: New Cinemas and the Film festival Circuit // Film Quarterly, Vol.47, no.3 spring 1994, pp.16-30.

[13] Китай, мой амур: Роман Голливуда и Поднебесной/ Кинопоиск [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5QuX (дата обращения: 04.06.2024).

[14] «Союзмультфильм» пожаловался на разрыв контрактов с иностранными партнёрами/ Газета.ру[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/news/2022/04/01/n_17507299.shtml (дата обращения: 04.06.2024).

[15]Shoat, E., Stam, R.Unthinking Eurocentrism, New York, London: Routledge. 1984.

[16]Ellaesser, Th. Fasbinder’s Germany: History, Identity, Subject. Amsterdam: Amsterdam University Press. 1996.

[17]Stringer, J. Global Cities and the International Film Festival Economy. Cinema and the City: Urban Societies in a Global Context eds. Shiel Mark & Fitzmaurice Tony, Boston, 2001: Blackwell Publishing.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся