Кинофестивали как рупоры пропаганды и воспитатели художественного вкуса?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Анастасия Голобородько, студентка Дипломатической академии МИД России
Кино остаётся «важнейшим из искусств». Мировая киноиндустрия продолжает развиваться опережающими технологический уклад мировосприятие темпами. Принятие решения о том, где будет снят фильм и кому он адресован, становится всё более политически обусловленным.
Источник: Courtesy of FIF/Cannes Film Festival
1 марта 2022 года после начала Россией СВО (специальной военной операции) организаторы Каннского кинофестиваля запретили российским делегациям участвовать в 75-м смотре[1]. К участию в конкурсной программе принимались заявки только тех кинематографистов-граждан РФ, кто высказался против операции. Так, например, в 2022 г. командой фестиваля в основную конкурсную программу была включена драма К. Серебренникова «Жена Чайковского», в 2024 г. – «Лимонов, баллада об Эдичке». Работы этого режиссера уже были отмечены наградами Каннского кинофестиваля (ленты «Ученик» в 2016 г., «Лето» в 2018 г., «Петровы в гриппе» в 2021 г.). В марте 2022 г. после снятия судимости по обвинению в мошенничестве и хищении средств он переехал во Францию.
2 марта 2022 года члены Венецианской биеннале объявили[2] о критериях отбора российских кинолент: режиссер не должен зависеть от господдержки и должен осуждать конфликт на Украине. Однако на нём прошёл показ отреставрированной копии кинокартины А. Тарковского «Андрей Рублёв»[3], что свидетельствует о сохраняющемся интересе к российской культуре.
16 марта 2022 года руководство Берлинале осудило «агрессивную войну России» и отстранило от участия только те российские институты и делегации, которые «поддерживают режим»[4]. При этом от продюсеров всех трёх фестивалей поступали заявления о недопущении «отмены» культуры России. В 2023 году на фестивале были представлены кинокартины[5] российских режиссёров: «Клетка ищет птицу» М.Мусаевой, проживающей с 2016 г. в Берлине[6], и «Восточный фронт» В. Манского, высказавшегося против специальной военной операции и попавшего в список «иноагентов»[7]. Производством обоих фильмов занимались независимые от российской киноиндустрии и европейские компании Hype Studios, Totem Films, Alexander Sokurov’s Fund[8] и Vertov SIA, Braha Production Company, Hypermarket Film, Current Time, National Centre of Latvia, Czech Film Fund, Ukrainian State Film Agency[9].
Руководство кинофестиваля в Локарно отказалось[10] бойкотировать российские фильмы. В 2022 здесь прошла премьера кинофильма российского режиссёра А. Сокурова «Сказка», к съёмке которого не привлекались средства из отечественного государственного бюджета[11].
Кинофестивали – важная составляющая мирового киноиндустрии. Они выросли из киноклубов, символически шагнув за пределы городских сообществ в 1920-е годы. Фестивали стали альтернативой доминирующей уже в то время киноиндустрии Голливуда, для которого коммерческая выгода и жёсткое регламентирование прокатной деятельности, в том числе и в зарубежных кинотеатрах, было основой основ. Представляя публике картины авангардных жанров, киноклубы и кинофестивали, преимущественно Западной Европы, но также Бразилии и США создавали площадки для дискуссии вне национальных границ.
Киноиндустрия и век назад испытывала на себе влияние политического фактора. Первый в мире международный кинофестиваль, прошедший в 1932 году Венеции, был создан по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини. Он виделся не только как инструмент конкуренции итальянского кинематографа с голливудским производством, но и как канал пропаганды, легитимизации режима на мировой арене и поддержки кинематографа союзников. Так, в 1936 году кинофильм производства Германии времён нацизма «Олимпия» (реж. Л. Рифеншталь), прославлявший превосходство арийцев, получил высшую награду. Это, а также отмена решения о присуждении приза французской военной драме «Великая иллюзия» (1937 г., реж. Ж. Ренуар) вызвало протест участников фестиваля из Франции и стало толчком для открытия кинофестиваля в Каннах.
В послевоенном 1951 году, когда холодная война набирала обороты, был учрежден Берлинский международный кинофестиваль. Этот символ демократизации общества Германии стал местом встречи Востока и Запада. Хотя социалистические страны официально не участвовали в программе до 1975 года, время от времени отдельные «социалистические» картины участвовали в конкурсной программе.
Сегодня за пределами западного мира также существуют крупные знаковые фестивали: Московский, Шанхайский, Токийский фестивали, фестиваль в Уагадугу в Буркина-Фасо и т.д.
Термин «мировое кино» (world cinema) используется для обозначения трансграничности современного кино. Но, как отмечает Билл Николс[12], производство кино в наши дни сохраняет национальный характер, в то время как потребление кинопродукции давно стало транснациональным.
Обретает всё большее значение страновая принадлежность не только кинопроизводителя, но и зрителя. Прокатчик может оказать поддержку иностранному производителю или ограничить распространение контента, отказав в заключении договора купли-продажи. Принятие решения о том, где будет снят фильм и кому он адресован, становится все более политически обусловленным. На протяжении 2010-х годов американские кинокомпании стремились продать свои работы на самый массовый по количеству зрителей рынок – в Китай. Для этого необходимо было исключить сцены насилия из голливудских боевиков, чтобы соответствовать китайской цензуре[13]. Западные кинодистрибьюторы после 2022 г. разрывают контракты с российскими кинокомпаниями[14].
Cистема кинофестивалей способствует культурному обмену между различными национальными кинотеатрами и обеспечивает контентом глобальную дистрибьюторскую сеть. В отличие от кинофестивалей, церемония вручения премии Американской киноакадемии «Оскар», который по сути не является кинофестивалем, не вписывается в концепцию мирового кинематографа. Тем не менее, Элла Шохат и Роберт Стэм[15] рассматривают премию как возможность для номинантов на награду за «лучший иностранный фильм» заявить о себе на международном уровне. Фильм и его создатели становятся достаточно «засвеченными», чтобы выиграть или быть номинированными на других фестивалях.
Теоретик кино Томас Эллаэссер видит в международных кинофестивалях своего рода парламенты национальных кинотеатров, продюсеров, сети официальной дипломатии, вовлеченной в политику принимающих стран и стран-участниц[16]. Однако Джулиан Стрингер[17] считает, что незападные кинопроизводители и дистрибьюторы не имеют значения до тех пор, пока они не будут привлечены в международные медиа-структуры, отражённые в кинофестивалях. Национальные отборы и программы фестивалей играют важную роль в формировании национального кинематографа страны, а также в его восприятии и репутации за рубежом.
Функция фестивального движения двойственна. С одной стороны, фестивали дают шанс заявить о себе независимым кинематографистам: за призами следует признание, финансирование и т.д. Фестивали встроены в цепи кинопроизводства как поставщики новых шаблонов, жанров, стилей. С другой стороны, они воспитывают фестивальную аудиторию. Они прививают людям интерес к мировому кинопроцессу. Через фестивальный контент зрители приобщаются к миру художественного кино: они учатся ценить незнакомые формы, понимать новые типы повествований и открывать для себя иные культуры. Другими словами, поскольку фестивали существуют и процветают, кинематографисты будут продолжать снимать фильмы с учётом особенностей этих выставочных площадок, новички будут пытаться обрести успех.
Через участие в международных кинофестивалях режиссёры художественными средствами приобщают мировую общественность к национальным ценностям и культурным особенностям своей страны, знакомят с государственной позицией по мировым проблемам. Отказ в участии не закрывает пространство для дискуссии и высказывания альтернативной точки зрения.
Таким образом, международные кинофестивали становятся рупором идей и формируют зрительское восприятие локальных и глобальных проблем.
[1] Cannes Film Festival Bars Russian Delegations, Anyone With Ties to Kremlin / IMDb [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5LXJ (дата обращения: 29.04.2024).
[2] Venice Biennale Issues Statement in Support of Ukraine, But Fest Will Not Ban Russian Filmmakers / IMDb [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5Lc5 (дата обращения: 29.04.2024).
[3]Biennale Cinema 2023. Andrej Rublev. Director’s Cut/Biennale di Venezia [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B57X5(дата обращения: 04.06.2024).[4] Berlin Film Festival Condemns Russia’s ‘War of Agression’, Refuses to Boycott Filmmakers Based on Origin / Variety [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5LtM (дата обращения: 29.04.2024).
[5] 73-й Берлинский кинофестиваль объявил программу/Кинопоиск [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5KBD (дата обращения: 04.06.2024).
[6] «Внутренне я нахожусь всё ещё в Чечне» / Коммерсант [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5Jo6 (дата обращения: 29.04.2024).
[7] Минюст включил режиссёра Виталия Манского в реестр иноагентов/ Известия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5JQD (дата обращения: 04.06.2024).
[8] Клетка ищет птицу (2023). Информация о фильме/ Кино-театр. ру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5GNy (дата обращения: 04.06.2024).
[9] Документальный фильм «Восточный фронт» / Сайт Виталия Манского [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5JYK (дата обращения: 04.06.2024).
[10]Glasgow Film Festival Pulls Two Russian Titles After Ukraine Invasion; Locarno Film Fest Says It Will Not Boycott Russian Cinema/ IMDb [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5M3A (дата обращения: 29.04.2024). [11]Сказка (2022). Студии / Кинопоиск [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5L3C (дата обращения: 29.04.2024).[12]Nichols, B. Discovering Form, Inferring Meaning: New Cinemas and the Film festival Circuit // Film Quarterly, Vol.47, no.3 spring 1994, pp.16-30.
[13] Китай, мой амур: Роман Голливуда и Поднебесной/ Кинопоиск [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3B5QuX (дата обращения: 04.06.2024).
[14] «Союзмультфильм» пожаловался на разрыв контрактов с иностранными партнёрами/ Газета.ру[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/news/2022/04/01/n_17507299.shtml (дата обращения: 04.06.2024).
[15]Shoat, E., Stam, R.Unthinking Eurocentrism, New York, London: Routledge. 1984.
[16]Ellaesser, Th. Fasbinder’s Germany: History, Identity, Subject. Amsterdam: Amsterdam University Press. 1996.
[17]Stringer, J. Global Cities and the International Film Festival Economy. Cinema and the City: Urban Societies in a Global Context eds. Shiel Mark & Fitzmaurice Tony, Boston, 2001: Blackwell Publishing.
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0