Блог «Курса молодого мудреца»

Инновационные методы в противодействии отмыванию денег: международный и российский опыт

7 февраля 2025
Распечатать
Автор: Жогин Антон Игоревич, магистрант Дипломатической Академии МИД России

Противодействие легализации денежных средств как угрозе экономической безопасности государства представляет собой одну из приоритетных задач как внутри Российской Федерации, так и на общемировом уровне. Действия, связанные с реализацией средств, полученных преступным путем, приводят, в конечном итоге, к дестабилизации и подрыву экономической системы. Отмывание денежных средств выступает в качестве материальной базы для организованной преступности, внушительные размеры криминальных инвестиций просачиваются в легальную экономику страны, а негативными последствиями таких экономических преступлений являются нарастание социального неравенства в обществе, развитие коррупционных проявлений.

21d3ad25-3349-41af-ae45-c62a9097a074.png

Источник: Qwen Chat

В условиях экономической нестабильности и социальной напряженности в обществе вопросы эффективности противодействия экономическим преступления имеет особую актуальность. Во многом результативность работы правоохранительных органов по борьбе с отмыванием преступных денежных средств, зависит от своевременности и полноты принятия законодательных инициатив и изменений в нормативные и правовые акты.

Российский опыт в противодействии легализации преступных доходов

Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" был принят в 2001 году и неоднократно пересматривался для учета изменений в международной практике. Закон обязывает финансовые

организации идентифицировать своих клиентов, вести учет операций и сообщать о подозрительных сделках в Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг играет ключевую роль в координации усилий по борьбе с отмыванием денег. Он взаимодействует с другими государственными органами, такими как ФСБ и МВД, для обеспечения эффективного расследования преступлений в этой сфере.

Одной из составляющих отмывания преступных денежных средств является вывод этих денежных средств на границу Российской Федерации. Специфическая черта такого отмывания связана с массированным вывозом незаконных доходов из России.

Банк России ведет борьбу с подозрительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами. В результате целенаправленной борьбы объем подозрительных операций в последние годы постоянно уменьшается (рис.1).

1.png

Механизм противодействия незаконным финансовым потокам предполагает активную роль банковской системы в обеспечении безопасности и прозрачности финансовых операций. Банки обязаны выполнять комплекс процедур, известных как “комплаенс” (compliance), чтобы предотвратить отмывание денег и финансирование терроризма.

Каждый банк обязан проводить процедуру идентификации клиентов перед открытием счета или проведением операции. Это включает сбор и проверку документов, подтверждающих личность клиента, а также выяснение источника происхождения средств. Если клиент не может предоставить достаточные документы или возникают подозрения относительно подлинности представленных сведений, банк имеет полное право отказать в предоставлении услуг.

После открытия счета банк продолжает следить за деятельностью клиента, проводя регулярный мониторинг транзакций. Если обнаруживаются необычные или подозрительные операции (например, крупные суммы, поступающие из неизвестных источников или направляющиеся в офшорные зоны), банк вправе приостановить проведение этих операций и запросить дополнительную информацию у клиента. При отсутствии удовлетворительных разъяснений банк может заблокировать счет или отказаться от дальнейшего обслуживания.

Перед началом сотрудничества с клиентом банк проводит оценку его рисков. Это может включать анализ бизнес-модели клиента, его связей с другими лицами или организациями, а также изучение репутации в деловых кругах. Если оценка покажет высокий уровень риска (например, наличие связи с криминальными элементами или подозрительными юрисдикциями), банк может принять решение об отказе в открытии счета или проведении операций.

Некоторые банки предпочитают избегать работы с клиентами, которые относятся к категории повышенного риска, даже если они формально соответствуют всем требованиям законодательства. Это называется

политикой де-рискинга. Такой подход позволяет банкам снизить свои собственные риски, связанные с возможными нарушениями законов о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма.

Регулирующие органы, такие как Центральный банк или Росфинмониторинг, могут выдавать предупреждения или предписания банкам относительно определенных клиентов или видов деятельности. Если банк получает такое предупреждение, он обязан принять соответствующие меры, вплоть до прекращения отношений с клиентом.

Таким образом, эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам достигается через сочетание строгих требований к идентификации клиентов, активного мониторинга их деятельности и готовности банков отказываться от сотрудничества с теми, кто вызывает обоснованные подозрения.

Международный опыт в противодействии легализации преступных доходов

Легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, является глобальной проблемой, которая затрагивает не только отдельные страны, но и международное сообщество в целом. Для борьбы с этим явлением были приняты многие международные меры, направленные на предотвращение легализации денежных средств, а также на выявление и пресечение преступной деятельности, связанной с ней.

Одной из наиболее известных международных мер является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в 2000 году. В рамках этой конвенции были разработаны меры по борьбе с легализацией денежных средств, включая ужесточение наказания за этот вид преступления, а также усиление международного сотрудничества в этой области.

Еще одним важным международным механизмом является Группа финансовых действий (FATF), созданная в 1989 году. FATF является международным органом, который занимается разработкой и реализацией мер по борьбе с легализацией денежных средств и финансированием терроризма. В рамках своей деятельности FATF разрабатывает стандарты и рекомендации, которые помогают странам более эффективно бороться с этим видом преступности.

Международные меры по борьбе с легализацией денежных средств являются важным инструментом в борьбе с этим видом преступности. Они включают в себя ужесточение наказания, усиление международного сотрудничества, разработку стандартов и рекомендаций, а также проведение операций и расследований. Однако, необходимо продолжать работу в этой области, чтобы эффективно противодействовать легализации денежных средств и связанной с ней преступной деятельности.

Одной из угроз является распространение электронных денег. Использование электронных денег предоставляет широкие возможности для трансграничных платежей, но также несет риски отмывания денежных средств. Для минимизации этих рисков многие страны разработали законодательные нормы, регулирующие эмитентов электронных денег.

Например, в Великобритании действует процедура, называемая "дью- дилидженс", которая непосредственно касается использования электронных денег. Она предполагает обязательное соблюдение эмитентом всех установленных требований, но разрешает изменение масштабов мер и сроков их исполнения для определения законности операций. При этом, эмитенты электронных денег должны тщательно контролировать действия пользователей, чтобы обнаруживать незаконные операции.

Легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, является одной из наиболее распространенных форм организованной преступности. Это процесс, который позволяет преступникам скрыть

происхождение денег, полученных в результате преступной деятельности, и превратить их в легальные средства. Одним из способов легализации денежных средств является использование электронных карт.

Электронные карты – это пластиковые карты, на которых хранится информация о банковском счете владельца карты. Они используются для проведения безналичных платежей и снятия денег с банкоматов. Кроме того, электронные карты могут быть использованы для перевода денежных средств на другие банковские счета, в том числе за границу.

Преступники используют электронные карты для легализации денежных средств, полученных преступным путем, так как это позволяет им скрыть происхождение денег и сделать их легальными. Например, преступники могут использовать электронные карты для перевода денег на банковские счета в других странах, где законы о борьбе с легализацией денежных средств менее строгие. Кроме того, преступники могут использовать электронные карты для снятия денег в разных странах, чтобы затруднить выявление происхождения денег

Для борьбы с легализацией денежных средств, связанной с использованием электронных карт, были приняты многие международные меры. Например, Группа финансовых действий (FATF) разработала рекомендации, которые направлены на предотвращение использования электронных карт для легализации денежных средств. Согласно этим рекомендациям, банки и другие финансовые учреждения должны более тщательно проверять клиентов, которые используют электронные карты для перевода денежных средств на другие счета или для снятия денег в других странах.

Кроме того, многие страны приняли законы, которые направлены на борьбу с легализацией денежных средств, связанной с использованием электронных карт. Например, в США был принят закон о борьбе с легализацией денежных средств (Bank Secrecy Act), который требует от банков

и других финансовых учреждений более тщательно проверять клиентов, которые используют электронные карты для перевода денежных средств на другие счета или для снятия денег в других странах. Кроме того, в США была создана Финансовая преступность и наказание сети (Financial Crimes Enforcement Network), которая занимается борьбой с легализацией денежных средств, в том числе связанной с использованием электронных карт.

Однако, несмотря на меры, принятые международным сообществом и отдельными странами, легализация денежных средств, связанная с использованием электронных карт, остается серьезной проблемой. Преступники постоянно находят новые способы обойти законы и меры, направленные на борьбу с легализацией денежных средств. Поэтому необходимо продолжать работу в этой области и разрабатывать новые меры, которые позволят более эффективно бороться с этим видом преступности.

Заключение

В заключение важно отметить, что борьба с отмыванием денег остается одной из ключевых задач как для России, так и для международного сообщества. Несмотря на значительный прогресс в законодательном регулировании, внедрение новых технологий и совершенствование механизмов контроля, преступные схемы продолжают развиваться, адаптируясь к изменениям в финансовой системе.

Российский опыт демонстрирует эффективность комплексного подхода, включающего контроль за банковскими операциями, усиление комплаенс- процедур и активное взаимодействие между государственными органами. Однако остаются вызовы, связанные с трансграничным перемещением средств и использованием новых цифровых инструментов, таких как криптовалюты и электронные платежные системы.

Международная практика показывает, что только глобальная координация и стандартизированные меры, такие как рекомендации FATF, могут обеспечить эффективное противодействие этому виду финансовых преступлений. Внедрение передовых технологий, усиление обмена информацией и дальнейшее совершенствование законодательства — это ключевые направления, требующие постоянного внимания.

Таким образом, борьба с отмыванием денег требует не только жесткого контроля, но и гибкости в адаптации к новым вызовам. Дальнейшее изучение проблемы, разработка инновационных методов идентификации подозрительных транзакций и международное сотрудничество остаются необходимыми условиями для минимизации рисков, связанных с легализацией преступных доходов.

Список источников

  1. Куницына Е. М. Экономические преступления и правонарушения. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009.
  2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 23 апр. 2018 г.) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [официальный сайт]. 1997-2025. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 02.02.2025)
  3. Противодействие отмыванию денег и валютный контроль | Банк России URL: https://cbr.ru/counteraction_m_ter (дата обращения: 02.02.2025)
  4. ФАТФ (2021 г.), «Возможности и проблемы новых технологий для ПОД/ФТ», ФАТФ, г. Париж, Франция, URL: https://www.fatf- org/publications/fatfrecommendations/documents/opportunities- challengesnew-technologies-aml-cft.html (дата обращения: 02.02.2025)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся