Международно-правовое регулирование противодействия терроризму в рамках Шанхайской организации сотрудничества
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Шафеева Дана Аделевна
Студентка 2 курса магистратуры Дипломатической Академии МИД РФ.
Источник: life.ru
С момента своего создания Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) уделяла значительное внимание вопросам борьбы с терроризмом. Приверженность организации была подтверждена подписанием Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в 2001 году[1], вскоре после официального учреждения ШОС. С тех пор эта конвенция стала основой усилий ШОС по борьбе с этими угрозами.
Государства - члены ШОС едины в своем стремлении применять коллективный подход к борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Эта единая позиция имеет значение для укрепления региональной стабильности и безопасности, что отражает основополагающие цели ШОС. Сотрудничая в вопросах безопасности, ШОС повышает способность каждого государства-члена эффективно решать эти сложные задачи, способствуя созданию более безопасной региональной среды.
В Шанхайской конвенции дается подробное определение терроризма. Она описывает терроризм как акт, направленный на причинение смерти или серьезных телесных повреждений гражданским лицам или другим лицам, не принимающим активного участия в военных действиях во время вооруженных конфликтов, или существенного ущерба материальным объектам. Это также организация, планирование, пособничество, подстрекательство к таким действиям, особенно когда намерение состоит в причинении серьезного вреда или смерти. Кроме того, ШОС уделяет большое внимание согласованию своего понимания терроризма с тем, которое содержится в антитеррористических договорах ООН, обеспечивая комплексный и международный подход к борьбе с этими угрозами.
Конвенция определяет несколько форм сотрудничества: обмен информацией, проведение оперативно-розыскных мероприятий и действий по предотвращению и пресечению финансирования и вооружения террористических организаций. В нем также излагаются процедуры выполнения запросов о помощи и устанавливаются протоколы для обмена информацией по различным вопросам безопасности между компетентными органами.
С момента своего создания в 2003 году Региональная антитеррористическая структура (РАТС) Шанхайской организации сотрудничества играет ключевую роль в координации усилий по борьбе с терроризмом во всех государствах-членах. Базирующийся в Ташкенте этот постоянно действующий орган играет решающую роль в укреплении коллективного потенциала ШОС по эффективной борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом[2].
На РАТС возложены несколько важнейших функций по укреплению региональной безопасности. Он отвечает за выработку практических предложений и рекомендаций, которые укрепляют совместные усилия членов ШОС по борьбе с этими угрозами. Одной из его ключевых инициатив является создание всеобъемлющей базы данных, содержащей обширную информацию о международных террористических, сепаратистских и экстремистских организациях. Эта база данных содержит информацию о структурах организаций, руководстве, членском составе и финансовых сетях, которая играет важную роль в стратегическом планировании и проведении контртеррористических операций.
РАТС активно поддерживает организацию и проведение командных и тактических антитеррористических учений, гарантируя, что государства- члены ШОС будут хорошо подготовлены к реальным угрозам. Она также вносит свой вклад в разработку международных правовых рамок, направленных на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, помогая формировать глобальные ответы на эти вызовы.
Посредством РАТС ШОС не только усиливает меры внутренней безопасности, но и вносит свой вклад в глобальные усилия по борьбе с терроризмом, демонстрируя свою активную позицию в поддержании регионального и международного мира и безопасности.
Отражая важность этих усилий, в Стратегии ШОС до 2025 года, которая была принята на саммите в г. Уфе в 2015 году, подчеркивается приоритетность борьбы с международными террористическими организациями. В этой стратегии подчеркивается необходимость пресечения участия граждан государств - членов ШОС в таких группах и укрепления связей с международными организациями для предотвращения подготовки отдельных лиц террористическими организациями и содействия эффективному выявлению таких лиц.[3].
Более того, признавая эволюционирующий характер терроризма, члены ШОС также обратили внимание на рост угроз в цифровой сфере. 16 июня 2009 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области международной информационной безопасности. Этот договор, вступивший в силу 2 июня 2011 года, содержит положения о борьбе с «информационным терроризмом» и определяет конкретные меры по противодействию таким угрозам, демонстрируя активный подход ШОС к новым формам терроризма[4].
После вывода американских войск из Афганистана в регионе произошли значительные события, представляющие потенциальную угрозу безопасности для стран ШОС. Под руководством движения «Талибан», которое стремится к мировому признанию и демонстрирует признаки преобразований, Афганистан остается важнейшим центром обсуждения вопросов международной безопасности. Несмотря на эти изменения в рядах движения «Талибан», вакуум власти, образовавшийся в результате ухода, придал смелости различным другим террористическим и экстремистским группировкам. Эти группировки интерпретировали уход американских военных как силы и считают победу своего дела, о чем свидетельствуют поздравительные послания в адрес Талибов от таких групп, как Хатиба Имам аль-Бухари и Катиба Таухид валь-Джихад.
Нынешняя ситуация в Афганистане характеризуется нестабильностью и раздробленностью руководства, что делает его благодатной почвой для террористических организаций, ищущих убежища. В частности, особую активность проявили группировки, подобные тем, которые сформированы уйгурами из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Среди них особенно выделялось «Исламское движение Восточного Туркестана», базирующееся в провинции Бадахшан. Эта организация стремится создать в Синьцзяне независимое государство, управляемое по законам шариата, и поддерживает связи с другими радикальными организациями, такими как «Аль-Каида», ИГИЛ «Хорасан», «Джамаат Ансарулла» и «Джамаат ат-Таухид аль-Джихад», которые действуют на территории Афганистана.
Этот фон нестабильности и возрождение радикальных движений значительно дестабилизировали регион, создавая постоянные угрозы безопасности. В ответ на эти вызовы Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) усилила свое внимание к военному сотрудничеству между государствами-членами. Это включает в себя проведение совместных военных учений, направленных на повышение готовности и оперативной совместимости вооруженных сил стран-участниц для эффективного устранения и смягчения этих возникающих угроз в регионе. Посредством этих совместных военных усилий ШОС стремится укрепить региональную безопасность и противостоять различным вызовам, связанным с текущей ситуацией в Афганистане.
Несмотря на эти прочные структуры и соглашения, динамичный характер терроризма с его постоянно меняющейся тактикой и методами требует постоянного совершенствования и усовершенствования этих правовых и оперативных механизмов. Резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН призывают ШОС и другие региональные международные организации постоянно расширять и совершенствовать свои рамки борьбы с терроризмом. Это включает в себя расширение сферы охвата и состава участников международных соглашений, чтобы обеспечить их эффективность на фоне меняющихся вызовов глобальной безопасности. Приверженность укреплению этих механизмов крайне важно для поддержания эффективности международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, подчеркивая необходимость адаптации к меняющимся угрозам.
Список источников и литературы:
- Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/2561763/ (дата обращения: 05.05.2024).
- Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/3864 (дата обращения: 05.05.2024).
- Стратегия развития шанхайской организации сотрудничества до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbFNewBneO.pdf (дата обращения: 05.05.2024).
- Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/2571379/ (дата обращения: 05.05.2024).
[1] Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/2561763/ (дата обращения: 05.05.2024).
[2] Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/3864 (дата обращения: 05.05.2024).
[3] Стратегия развития шанхайской организации сотрудничества до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbFNewBneO.pdf (дата обращения: 05.05.2024).
[4] Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/2571379/ (дата обращения: 05.05.2024).
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0