Блог «Курса молодого мудреца»

Нейротехнологии как перспективная методология информационно-психологического противоборства

22 мая 2024
Распечатать
Автор: Курбанов Камран Айтакинович, студент Российского православного университета святого Иоанна Богослова

game-2.jpg
Источник: neurotrend.ru

В данной аналитической работе мы предлагаем подход определению места и роли современных нейротехнологий маркетинга в контексте информационно-психологического противоборства. Для этого мы последовательно приведем краткое описание и сопоставление. Прежде всего нас интересуют:

  • приоритеты практической деятельности Министерства иностранных дел;
  • подходы к описанию когнитивной войны;
  • феномен пропаганды как набора устоявшихся практик;
  • нейромаркетинг как практикоориентированная методология.

На этой основе мы постараемся предложить конкретные проектные инициативы, направленные на укрепление методов анализа и противодействия.

Основная часть

Среди приоритетных направлений внешнеполитической сферы отмечены «развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия»[1]. В том же документе отмечаются стратегические цели, среди которых «формирование объективного восприятия России за рубежом, укрепление ее позиций в мировом информационном пространстве».

Таким образом, устанавливается факт иностранного воздействия, которое по своей природе и методам является информационно-психологическими. В тоже время, среди поставленных задач не описаны методы достижения обеспечения безопасности. Формирование объективного восприятия России в информационном пространстве можно трактовать как готовность противодействовать или влиять в ответ. Цель противодействия влиянию из того же документа можно определить «как сохранение культурно-цивилизационной самобытности».

С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в мире национальными интересами Российской Федерации во внешнеполитической сфере являются:

«5) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия»

«8) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного исторического наследия многонационального народа Российской Федерации»[2]

Таким образом в качестве задачи воздействия можно определить разрушение самобытности, то есть потерю суверенитета. При попытке определить сущностную основу такого суверенитета мы столкнемся с междисциплинарными вопросами в области социологии, культурологии, психологии. Глубокий разбор и понятийное сопоставление невозможно в рамках данной статьи. Но отметим, что все эти науки в нашем контексте можно «увязать» в рамках понятия «ценности», как существующим в каждой из них.

Сделаем вывод. Воздействие недружественных стран, являясь по способу донесения информационным, по методам и целям психологическим способно привести к потере культурного суверенитета за счет изменения ценностей.

Существует множество определений войн с точки зрения масштаба, целей, методов и т.д.[3] Если мы определяем методы и цели как информационно-психологические, то имеем ввиду понятие «cognitive warfare» или «когнитивная война». Ее цель в том, чтобы изменить не только то, что люди думают, но и то, как они думают и действуют. При успешном проведении операций можно влиять на индивидуальные и групповые убеждения, формировать их и программировать поведение в пользу тактических или стратегических целей агрессора.[4] Когнитивная сфера упоминается стратегических документах США, Великобритании и Китая как область обеспечения безопасности. Когнитивная область — это третье «оперативное измерение», условно находящееся между физическим и кибернетическим.[5]

Когнитивная война с точки зрения методов также опирается на кластеры технологий, которые позволяют применять достижения «наук о человеке» прикладным образом. В частности, выделяется Cognitive Biotechnology (CBT) как сфера знаний о влиянии на восприятие, внимание, понимание, память и координацию, включая возможность воздействовать на физическое и социальное окружение (включая различные прикладные аспекты, сферы и направления).

В книге «Пропаганда», изданной еще в 1928 году, сформулированы тезисы, которые являются современными и сейчас: «Мы находимся под постоянным массированным воздействием, задача которого - овладеть нашими умами в интересах какой-либо стратегии, товара или идеи»[6].

Современные исследователи пропаганды уже устанавливают связи между понятиями пропаганда и гибридная война, в контексте актуальности исследовательской специфики: «Сложившиеся в современном обществе практики управления им (обществом) давно вышли из «плоскостной» парадигмы решения узко поставленных задач и оперируют «объемными» многоуровневыми конструктами, которые включают в себя как рациональные программы его развития, так и программы «теневого» иррационального воздействия, оказывающие детерминирующее влияние на ключевые направления формирования современного социума.»[7]

Можно ли в этих условиях получить преимущество в противодействии чужому влиянию и обеспечению культурного суверенитета? Да, эти возможности находятся в области достижений объективных, измеримых показателей и метрик на основе аппаратно-программной и методической базы, ставших доступными только в последние два десятилетия. Комбинация методов поведенческой экономики, ставших доступными в результате нескольких крупных научных открытий и совершенствования психофизиологического оборудования, привела к появлению нейромаркетинга. Нейромаркетинг - это активно развивающаяся область, которая объединяет изучение потребительского поведения и нейронауки[8]. Для изучения реакций человека на внешние стимулы используются объективные методы измерения функционального состояния органов и соответствующих психофизиологических параметров:

  1. Мозг (анализ ритмов электроэнцефалограммы);
  2. Периферическая нервная система (кожно-гальваническая реакция);
  3. Сердце (фотоплетизмограмма);
  4. Глаза (айтрекинг).

Основной сложностью является совместная обработка данных и в мире существует всего несколько организаций-разработчиков собственного оборудования, позволяющих проводить все виды измерений. В Российской Федерации есть несколько организаций которые занимаются нейромаркетингом, но АО “Нейротренд” делает это по всем видам стимулов, на собственном оборудовании, в партнерстве с ведущими вузами страны[9].

Отличительная черта нейромаркетинга диапазон исследуемых стимулов. Компании, занимающиеся нейромаркетингом могут дать анализ и оценку восприятия различных видов стимульного материала:

  1. Текст. Например, концепции выступлений, буклеты, информационные бюллетени, правила, инструкции.
  2. Видео. В том числе фильмы, сериалы, рекламные ролики.
  3. Изображения. В частности, оценка визуальных концепций, логотипов.
  4. Сайты. Оценка прототипов или приложений.
  5. Пространство. Например, торговые пространство или пространство виртуальной реальности. Навигация, путь клиента и т.д.

Этим списком не ограничивается типы материалов, с которыми эффективно и объективно могут работать нейромаркетинговые компании. Благодаря фундаментальному научному базису, у нейротехнологий открывается широкий спектр видов изучаемого контента и методик их оценки.

Инструменты и методы нейромаркетинговых компании, в частности «Нейротренд», представляют собой сочетание прикладных нейротехнологий и психологического подхода, которое является необходимым для разработки стратегии при разработке защиты от информационно-психологического воздействия. Так, психологический анализ позволяет оценить особенности потенциального воздействия контента на ценности, политические взгляды, оценку социально острых ситуаций или вопросов. Более того, психологический подход способен оценить данные, полученные с помощью нейротехнологий.

Заключение

Применение нейротехнологий позволяет получить объективные, достоверные показатели изменения функционального состояния нервной системы и отдельных ее процессов, с интерпретацией соответствующих психических процессов. Получение преимущества в информационном противоборстве характеризуется введением противника в состояния, препятствующие выполнению социальных и гражданских функций. Страх, стыд, гнев и так далее. В сочетании с побуждением к действию эти эмоции и состояния используются для вовлечения граждан в противоправную деятельность.

Положительную роль в формировании «иммунитета» от кратковременного информационно-психологического воздействия играет культура. «Культурные связи как один из самых гибких и поэтому наиболее действенных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности призваны работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире.»[10]

В целях формирования объективного представления о России необходимо применить методы нейромаркетинга для оценки материалов составляющих «культурный код» и транслируемых иностранным студентам приехавшим по обмену и отправляемых за рубеж. Россия как страна «открывающихся возможностей» ориентированная на многополярный мир и сохранение традиционных ценностей будет способствовать формированию привлекательности нашей страны для обучения и жизни.

Библиография:

 

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/#sel=20:35:5,20:35:5
  2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"
  3. Война // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/voina-911cd6/?v=4465321. – Дата публикации: 03.08.2022

4.       Противодействие когнитивной войне: осведомленность и устойчивость. URL: https://www.nato.int/docu/review/articles/2021/05/20/countering-cognitive-warfare-awareness-and-resi...

  1. Когнитивная война. URL: https://www.innovationhub-act.org/content/cognitive-warfare
  2. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. - И.Ющенко. - М.: Hippo Publishing, 2010. -176 с
  3. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание. Общий теоретический аспект. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н.
  4. Морин, Христоф. (2011). Нейромаркетинг: Новая наука о потребительском поведении. Общество. 48. 131-135. 10.1007/s12115-010-9408-1.
  5. Нейротренд. Лаборатория. URL: https://neurotrend.ru/laboratoriya
  6. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1751584/

 

 

[1] Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/#sel=20:35:5,20:35:5

[2] Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

[3] Война // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/voina-911cd6/?v=4465321. – Дата публикации: 03.08.2022

[4] Противодействие когнитивной войне: осведомленность и устойчивость. URL: https://www.nato.int/docu/review/articles/2021/05/20/countering-cognitive-warfare-awareness-and-resi...

[5] https://www.innovationhub-act.org/content/cognitive-warfare

[6] Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. - И.Ющенко. - М.: Hippo Publishing, 2010. -176 с

[7] Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание. Общий теоретический аспект. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н.

[8]Морин, Христоф. (2011). Нейромаркетинг: Новая наука о потребительском поведении. Общество. 48. 131-135. 10.1007/s12115-010-9408-1.

[9] Нейротренд. Лаборатория. URL: https://neurotrend.ru/laboratoriya

[10] Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1751584/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju