Блог «Курса молодого мудреца»

Нейротехнологии как перспективная методология информационно-психологического противоборства

22 мая 2024
Распечатать
Автор: Курбанов Камран Айтакинович, студент Российского православного университета святого Иоанна Богослова

game-2.jpg
Источник: neurotrend.ru

В данной аналитической работе мы предлагаем подход определению места и роли современных нейротехнологий маркетинга в контексте информационно-психологического противоборства. Для этого мы последовательно приведем краткое описание и сопоставление. Прежде всего нас интересуют:

  • приоритеты практической деятельности Министерства иностранных дел;
  • подходы к описанию когнитивной войны;
  • феномен пропаганды как набора устоявшихся практик;
  • нейромаркетинг как практикоориентированная методология.

На этой основе мы постараемся предложить конкретные проектные инициативы, направленные на укрепление методов анализа и противодействия.

Основная часть

Среди приоритетных направлений внешнеполитической сферы отмечены «развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия»[1]. В том же документе отмечаются стратегические цели, среди которых «формирование объективного восприятия России за рубежом, укрепление ее позиций в мировом информационном пространстве».

Таким образом, устанавливается факт иностранного воздействия, которое по своей природе и методам является информационно-психологическими. В тоже время, среди поставленных задач не описаны методы достижения обеспечения безопасности. Формирование объективного восприятия России в информационном пространстве можно трактовать как готовность противодействовать или влиять в ответ. Цель противодействия влиянию из того же документа можно определить «как сохранение культурно-цивилизационной самобытности».

С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в мире национальными интересами Российской Федерации во внешнеполитической сфере являются:

«5) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия»

«8) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного исторического наследия многонационального народа Российской Федерации»[2]

Таким образом в качестве задачи воздействия можно определить разрушение самобытности, то есть потерю суверенитета. При попытке определить сущностную основу такого суверенитета мы столкнемся с междисциплинарными вопросами в области социологии, культурологии, психологии. Глубокий разбор и понятийное сопоставление невозможно в рамках данной статьи. Но отметим, что все эти науки в нашем контексте можно «увязать» в рамках понятия «ценности», как существующим в каждой из них.

Сделаем вывод. Воздействие недружественных стран, являясь по способу донесения информационным, по методам и целям психологическим способно привести к потере культурного суверенитета за счет изменения ценностей.

Существует множество определений войн с точки зрения масштаба, целей, методов и т.д.[3] Если мы определяем методы и цели как информационно-психологические, то имеем ввиду понятие «cognitive warfare» или «когнитивная война». Ее цель в том, чтобы изменить не только то, что люди думают, но и то, как они думают и действуют. При успешном проведении операций можно влиять на индивидуальные и групповые убеждения, формировать их и программировать поведение в пользу тактических или стратегических целей агрессора.[4] Когнитивная сфера упоминается стратегических документах США, Великобритании и Китая как область обеспечения безопасности. Когнитивная область — это третье «оперативное измерение», условно находящееся между физическим и кибернетическим.[5]

Когнитивная война с точки зрения методов также опирается на кластеры технологий, которые позволяют применять достижения «наук о человеке» прикладным образом. В частности, выделяется Cognitive Biotechnology (CBT) как сфера знаний о влиянии на восприятие, внимание, понимание, память и координацию, включая возможность воздействовать на физическое и социальное окружение (включая различные прикладные аспекты, сферы и направления).

В книге «Пропаганда», изданной еще в 1928 году, сформулированы тезисы, которые являются современными и сейчас: «Мы находимся под постоянным массированным воздействием, задача которого - овладеть нашими умами в интересах какой-либо стратегии, товара или идеи»[6].

Современные исследователи пропаганды уже устанавливают связи между понятиями пропаганда и гибридная война, в контексте актуальности исследовательской специфики: «Сложившиеся в современном обществе практики управления им (обществом) давно вышли из «плоскостной» парадигмы решения узко поставленных задач и оперируют «объемными» многоуровневыми конструктами, которые включают в себя как рациональные программы его развития, так и программы «теневого» иррационального воздействия, оказывающие детерминирующее влияние на ключевые направления формирования современного социума.»[7]

Можно ли в этих условиях получить преимущество в противодействии чужому влиянию и обеспечению культурного суверенитета? Да, эти возможности находятся в области достижений объективных, измеримых показателей и метрик на основе аппаратно-программной и методической базы, ставших доступными только в последние два десятилетия. Комбинация методов поведенческой экономики, ставших доступными в результате нескольких крупных научных открытий и совершенствования психофизиологического оборудования, привела к появлению нейромаркетинга. Нейромаркетинг - это активно развивающаяся область, которая объединяет изучение потребительского поведения и нейронауки[8]. Для изучения реакций человека на внешние стимулы используются объективные методы измерения функционального состояния органов и соответствующих психофизиологических параметров:

  1. Мозг (анализ ритмов электроэнцефалограммы);
  2. Периферическая нервная система (кожно-гальваническая реакция);
  3. Сердце (фотоплетизмограмма);
  4. Глаза (айтрекинг).

Основной сложностью является совместная обработка данных и в мире существует всего несколько организаций-разработчиков собственного оборудования, позволяющих проводить все виды измерений. В Российской Федерации есть несколько организаций которые занимаются нейромаркетингом, но АО “Нейротренд” делает это по всем видам стимулов, на собственном оборудовании, в партнерстве с ведущими вузами страны[9].

Отличительная черта нейромаркетинга диапазон исследуемых стимулов. Компании, занимающиеся нейромаркетингом могут дать анализ и оценку восприятия различных видов стимульного материала:

  1. Текст. Например, концепции выступлений, буклеты, информационные бюллетени, правила, инструкции.
  2. Видео. В том числе фильмы, сериалы, рекламные ролики.
  3. Изображения. В частности, оценка визуальных концепций, логотипов.
  4. Сайты. Оценка прототипов или приложений.
  5. Пространство. Например, торговые пространство или пространство виртуальной реальности. Навигация, путь клиента и т.д.

Этим списком не ограничивается типы материалов, с которыми эффективно и объективно могут работать нейромаркетинговые компании. Благодаря фундаментальному научному базису, у нейротехнологий открывается широкий спектр видов изучаемого контента и методик их оценки.

Инструменты и методы нейромаркетинговых компании, в частности «Нейротренд», представляют собой сочетание прикладных нейротехнологий и психологического подхода, которое является необходимым для разработки стратегии при разработке защиты от информационно-психологического воздействия. Так, психологический анализ позволяет оценить особенности потенциального воздействия контента на ценности, политические взгляды, оценку социально острых ситуаций или вопросов. Более того, психологический подход способен оценить данные, полученные с помощью нейротехнологий.

Заключение

Применение нейротехнологий позволяет получить объективные, достоверные показатели изменения функционального состояния нервной системы и отдельных ее процессов, с интерпретацией соответствующих психических процессов. Получение преимущества в информационном противоборстве характеризуется введением противника в состояния, препятствующие выполнению социальных и гражданских функций. Страх, стыд, гнев и так далее. В сочетании с побуждением к действию эти эмоции и состояния используются для вовлечения граждан в противоправную деятельность.

Положительную роль в формировании «иммунитета» от кратковременного информационно-психологического воздействия играет культура. «Культурные связи как один из самых гибких и поэтому наиболее действенных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности призваны работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире.»[10]

В целях формирования объективного представления о России необходимо применить методы нейромаркетинга для оценки материалов составляющих «культурный код» и транслируемых иностранным студентам приехавшим по обмену и отправляемых за рубеж. Россия как страна «открывающихся возможностей» ориентированная на многополярный мир и сохранение традиционных ценностей будет способствовать формированию привлекательности нашей страны для обучения и жизни.

Библиография:

 

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/#sel=20:35:5,20:35:5
  2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"
  3. Война // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/voina-911cd6/?v=4465321. – Дата публикации: 03.08.2022

4.       Противодействие когнитивной войне: осведомленность и устойчивость. URL: https://www.nato.int/docu/review/articles/2021/05/20/countering-cognitive-warfare-awareness-and-resi...

  1. Когнитивная война. URL: https://www.innovationhub-act.org/content/cognitive-warfare
  2. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. - И.Ющенко. - М.: Hippo Publishing, 2010. -176 с
  3. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание. Общий теоретический аспект. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н.
  4. Морин, Христоф. (2011). Нейромаркетинг: Новая наука о потребительском поведении. Общество. 48. 131-135. 10.1007/s12115-010-9408-1.
  5. Нейротренд. Лаборатория. URL: https://neurotrend.ru/laboratoriya
  6. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1751584/

 

 

[1] Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/#sel=20:35:5,20:35:5

[2] Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

[3] Война // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/voina-911cd6/?v=4465321. – Дата публикации: 03.08.2022

[4] Противодействие когнитивной войне: осведомленность и устойчивость. URL: https://www.nato.int/docu/review/articles/2021/05/20/countering-cognitive-warfare-awareness-and-resi...

[5] https://www.innovationhub-act.org/content/cognitive-warfare

[6] Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. - И.Ющенко. - М.: Hippo Publishing, 2010. -176 с

[7] Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание. Общий теоретический аспект. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н.

[8]Морин, Христоф. (2011). Нейромаркетинг: Новая наука о потребительском поведении. Общество. 48. 131-135. 10.1007/s12115-010-9408-1.

[9] Нейротренд. Лаборатория. URL: https://neurotrend.ru/laboratoriya

[10] Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1751584/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся