Новые форматы реальности: феномен постправды
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Дмитриева Валерия, студентка 1 курса магистратуры Дипломатической академии МИД России
Кажется, люди стали более рациональны. Заявления официальных представителей власти по телевидению оставляют легкий осадок обмана. Теперь нас так просто не проведешь… Но действительно ли мы воспринимаем реальность объективно и нами нельзя больше манипулировать?
Источник: Unsplash
21 век повлек за собой переход к новому формату конфликтов. Они приобрели гибридный характер. И, если с глубокой древности информационное воздействие было внушительным подспорьем при ведении активных боевых действий, то сегодня информационная война стала не вспомогательным, а вполне самостоятельным способом нанесения ущерба противнику.
Во многом это связано с увеличением объема информации и способом ее получения – с трансформацией интернета к формату 2.0 каждый получил возможность участвовать в процессе распространения и создания информации не только как потребитель, но и как активный вовлеченный субъект.
А до этого одним из ключевых способов управления общественным мнением была пропаганда – распространение идей, взглядов, информации в той или иной форме для оказания влияния на аудиторию. Однако старый проверенный механизм стал двигаться со скрипом – вокруг пропаганды образовался вакуум негатива: мало того, что на практике она стала хорошо выделяться и вызывать раздражение, так еще и на само понятие навесили ярлык чего-то явно отрицательного. Четкий директивный аппарат заменился мягким и ни к чему не обязывающим медиаманипулированием.
Медиаманипулирование – инструмент формирования общественного мнения, распространения идей и взглядов для оказания влияния на аудиторию, но таким образом, чтобы предмет воздействия приходил к «добровольному» принятию определенной позиции, как если бы она была его собственной.
Но несмотря на изменение формы образования позиции общественности, в основе и пропаганды, и медиаманипулирования лежит воздействие на эмоции, что наиболее легко удается в ситуациях, когда на человека сразу сваливается огромный объем противоречивой и зачастую шокирующей информации.
Феномен постправды стал одним из ключевых механизмов медиаманипулирования, поскольку создает впечатление о формировании осознанного и рационального вывода на основе объективного факта, а не слепого доверия к словам пропагандиста. Но по определению постправда представляет собой освещение реальности, при котором объективные факты влияют на формирование общественного мнения в значительно меньшей мере, чем оценочные суждения и эмоции.
Она позволяет не только дать столь необходимое в хаосе объяснение происходящему, упорядочить ситуацию, но и сгенерировать новую реальность фактически из ничего и так, как хочется, независимо от существующей действительности.
Основной принцип – побеждает тот, кто первым подал свое видение реальности. Опоздавший будет вынужден оправдываться, ему не поверят.
Механизм девальвации факта происходит за счет расчленения объективного факта на части и выбора из них лишь необходимых – то есть сохранения части реальности, необходимой для придания легитимности будущему эпизоду.
Объективный факт включает в себя – само происшествие («картинку»), определенные место и время произошедшего, конкретных участников и контекст, то есть определенные обстоятельства, в которых данная ситуация возникла и развивалась, а также причины и предпосылки произошедшего.
Постправда берет только «картинку», само событие и достраивает весь остальной контекст к нему самостоятельно, что позволяет представить событие так, как это требуется, доказать абсолютно любое утверждение, создать совершенно новую ситуацию с наличием подтверждения ее реальности. «Картинка» как часть реального события придает легитимности новому эпизоду, поскольку воспринимается как цельное событие, а не его часть.
Обыкновенно это сопровождается эмоциональным комментарием или посылом, что закрепляет эффект. Одна «картинка» позволяет создать сколько угодно любых новых ситуаций путем толкования исходного события.
Для иллюстрации рассмотрим пару примеров.
В начале СВО в сеть попал видеоролик, на котором боевая машина переезжает легковушку на улице города.1 Оно довольно быстро распространилось и обсуждалось в различных телеграм-каналах в течение нескольких дней. В украинском сегменте обыкновенно шло с пояснением, что русский танк в Киеве переехал гражданскую машину, и сопровождалось довольно эмоциональным выражением негодования либо ужаса.
Итак, «картинка» есть – боевая машина и раздавленная легковушка. Точно сказать, где было снято видео невозможно – на «картинке» нет никаких отличительных черт, дающих право связать происшествие с точной локацией. Время проверить тоже никак нельзя. На машине нет опознавательных знаков, по которым можно было бы судить о ее принадлежности. Однако событие и описание воспринимаются аудиторией как непреложный факт.
«Картинка» - это необязательно наглядный фото- или видеоматериал с места происшествия. На втором примере рассмотрим работу постправды в ситуации, когда таковые отсутствуют.
1 марта прошлого года – в период всеобщей неразберихи и эмоционального шока вследствие «внезапных» (для не следивших за ситуацией) событий на Украине – вышла запись беседы куратора TED Бруно Джуссани и историка Ювала Харари под заголовком «Война в Украине может изменить всё».2
Аргументацию эксперт, действительно, подобрал очень качественно – факты в его выступлении не противоречили друг другу. Единственное, это были факты постправды.
Один из примеров такого построения тезиса и доказательной базы можно привести даже из самого начала выступления, когда выступающий приводит утверждение, что Киев был мощным и развитым украинским городом, в то время когда Москва была еще деревней среди лесов. Суждение выглядит логично – даже засомневавшись, можно проверить факт и обнаружить годы строительства указанных городов – основание Киева датируется концом 5 века, Москвы – 1247 годом. Все верно – «картинка» правдива. Впрочем, если рассматривать более длительный срез российской истории, мы понимаем, что в то время Киев являлся столицей российских земель и не был еще «великим украинским городом», да и Москва принадлежала не соседнему слаборазвитому государству – в нее столица была перенесена из геополитических соображений в 12 веке, отнюдь не потому что Киев был ей захвачен и опустошен.
Чтобы сделать подобный вывод, необходимо знать не пару фактов из русской истории, а понимать причинно-следственные связи и контекст целого ряда событий. Однако, можно полагать, значительная часть более чем 7 000 000 просмотревших обращалась к данному экспертному объяснению, чтобы разобраться в неожиданной ситуации, которая так волнует, о которой все только и говорят, но о причинах которой никто ничего толком не знает: тонкие аспекты истории и двусторонних отношений зарубежных стран – предмет изучения узких специалистов в университетах, но никак не людей, знающих историю на уровне обязательного школьного предмета. Соответственно, найти подвох, не разобравшись в теме самостоятельно на углубленном уровне, не получится. Взгляд «эксперта» формирует нужную картину мира, никого ни к чему не принуждая.
Таким образом, принципы воздействия на общественное мнение в целом не изменились. В основе и пропаганды, и медиаманипулирования – средств ведения информационной борьбы – остается эмоциональная составляющая. Однако подача материала в медиаманипулировании производится так, чтобы казалось, что нужный вывод формируется на основе собственных рациональных рассуждений и свободного выбора, а не навязанного пропагандистом мнения. Во многом это достигается за счет использования механизма постправды, предоставляющего возможность расчленить объективный факт и воспользоваться для формирования новой реальности лишь его необходимыми частями.
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0