Блог Владимира Пряхина

Первомай – праздник людей с совестью

5 мая 2025
Распечатать

Без малого сто сорок лет минуло с тех пор, как в день 1 Мая чикагские рабочие вышли на забастовку с требованиями восьмичасового рабочего дня, улучшения условий труда, социальных гарантий и против использования детского труда. Забастовка переросла в кровавые эксцессы с последующими судебными расправами и казнями.

Строго говоря, событие это гигантским не назовешь: и в истории Соединенных Штатов Америки, и в истории мирового рабочего движения было немало событий, намного превосходящих по своим масштабам выступление тружеников чикагских скотобоен 1 Мая 1886 года.


e0939023-bc68-4c5b-b9a0-0401ec2e55e7.png

Источник: сгенерировано ИИ

Но вот резонанс тех далеких событий намного превзошёл их объем по полицейским сводкам того времени. Ещё не было ни одного года в новейшей истории человечества, когда Первомай не отмечался бы как праздник солидарности трудящихся всего мира в их борьбе за свои права. И есть лица, которым это не по нутру. Отсюда и попытки запретить, замолчать Первомай, изменить его социальное содержание, превратив праздник труда в некое чествование метеорологического действа по случаю повышения температуры окружающего воздуха в северном полушарии.

В чем тут дело? На наш взгляд, суть Первомая заключается в том, что он стал культовой точкой противостояния двух ипостасей человечества - труда и воровства как источников существования. Одни работают, другие процветают за счёт работающих. И противоречие между теми и другими неизбежно выливается в противостояние. Нельзя сказать, что чикагские рабочие в этом отношении сделали какое-то судьбоносное открытие. Конфликты между трудящимися и паразитами сопровождают человеческую историю со времен Каина и Авеля. Этот конфликт фактически развёртывается за соблюдение Восьмой заповеди Иисуса Христа «Не укради!» Заповедь эта запрещает кражу или незаконное присвоение каким-нибудь образом чужой собственности или незаконное присвоение себе того, что принадлежит другим. Таким образом, восьмая заповедь имеет обширное значение.

Поскольку чикагские рабочие были убеждены — и не без оснований — что хозяева скотобоен незаконно присваивают себе результаты их труда, то их протест быстро приобрел культовый характер и был подхвачен трудящимися в других странах, приняв форму религиозной догмы. Вспомним хотя бы, что сказала девочка Мотя из романа Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» на вопрос мальчика Пети «Что такое Первомай?» - «это Рабочая Пасха».

Но в Библии не было четких определений трудящегося и вора. Поэтому и началось научное и псевдонаучное творчество в поисках критериев того, что нужно считать благоприобретенным, а что наворованным. Заметим, что критерий прибавочной стоимости оказался недостаточно точным. Вклад в ее производство различными участниками трудового процесса не удается определить и сейчас с помощью компьютеров. А рыночная практика, очень часто дает сбои и подвержена конъюнктурным колебаниям.

В век научно-технической революции эти критерии еще более усложнились, так как подавляющее большинство трудящихся сейчас сменили «синие» воротнички на «белые» и создают прибавочную стоимость не в горячих цеха и шахтах, но и на своих персональных компьютерах, и в лабораториях. Отсюда и родился лозунг «Когнитарии всех стран, соединяйтесь!» вместо «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Конечно, экономическая наука идет вперед. В конечном итоге, видимо, когда-нибудь мы сможем дать точный ответ на вопрос о том, принадлежит ли данная доля общественного богатства данному конкретному человеку по праву - в соответствии с его вкладом в производство общественного продукта, или он ее присвоил, и его доходы являются нетрудовыми.

Но до этого, видимо, еще далеко. А пока даже уголовный кодекс не всегда может дать достоверные ответы на возникающие при этом вопросы. А до этого нет другого критерия праведного и неправедного приобретения общественных благ, чем личное совесть человека. «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне», - писал основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант. А незнакомая с ним жена русского фабриканта Абрикосова выразила эту мысль короче и практичнее: «Наше богатство дано нам Богом для того, чтобы мы делились им с людьми». Если бы так думали и действовали все русские капиталисты, история нашей страны избежала бы многих потрясений и кровопролитий.

Поэтому Первомай в современном его звучании следует считать «Праздником людей с совестью». А боятся его бессовестные и нечистые на руку.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся