Блог Владимира Пряхина

Байден ушел. Что дальше?

29 июля 2024
Распечатать

Итак, свершилось! Мучительная предвыборная избирательная агония Джо Байдена завершилась его уходом в политическое небытие. Под давлением внешних и внутренних обстоятельств он опубликовал, в конце концов, заявление об отказе от участия в предвыборной гонке. Выстрел Крукса положил конец истории с очевидным концом, так как для подавляющего большинства американского политического класса была очевидной нелепость выдвижение восьмидесятиоднолетнего пожилого человека кандидатом на высшую административную должность в одной из крупнейших стран мирового сообщества.

vin6k51m6yjj54yb4x9jg2rhzr92nfmk.jpg

Источник: usatoday.com

При этом, однако, остается и вновь возникает целый ряд вопросов. Прежде всего самый очевидный и, пожалуй, самый простой - кто заменит Байдена в качестве кандидата от демократической партии на предстоящих на президентских выборах. Если идти по линии наименьшего сопротивления, которую предложил сам уходящий в политическое небытие «Дедушка», то на смену ему должна прийти «Внучка» - вице-президент Камала Харрис: у нее и рейтинг не сильно отличается от байденовского, и либералы за нее проголосуют более охотно. К тому же не придется переделивать доллары, уже собранные в фонд Байдена на нужды избирательной компании.

Приходится иметь в виду и тот безотрадный для всей Америки факто, что в политической конюшне демократов в настоящее время просто нет скакунов, которые могли бы оказаться достойными соперниками в скачках на одной дистанции с Трампом. Рейтинг последнего значительно повысился после того, как пуля Крукса поцарапала его ухо. Кроме того, сам Трамп значительно повысил шансы республиканцев, избрав в качестве своего напарника кандидатом в будущие вице-президенты молодого энергичного «настоящего американца» Джеймса Вэнса.

Некоторые обозреватели уже сейчас считают, что Вэнс, которому 2 августа исполнится сорок лет, хорош не только как будущий вице-президент, но и как кандидат в президенты на выборах 2028 года. Молодой, энергичный сенатор от Огайо поднялся на политический Олимп США с социального дна американского «Ржавого пояса» - группы штатов Среднего Запада, некогда локомотива восхождения США к статусу мировой сверхдержавы, а ныне обреченных из-за политики либералов на деиндустриализацию, экономическую стагнацию и распространение наркотиков. Для многих американцев, в особенности молодых избирателей, Вэнс - символ оптимистического будущего, альтернатива сползанию в юдоль глобальных проблем современности и превращения Америки во второстепенную мировую державу.

Это тем более обидно для демократов, поскольку они просто «прозевали» восхождение Вэнса как новый звезды на политическом небосклоне США. А ведь еще совсем недавно этот бывший морпех делал резкие антитрамповские заявления, и его вполне можно было привлечь в лагерь сторонников демократической партии. Объективно говоря, самым лучшим шагом демократов на предстоящем в Чикаго форуме своей партии было бы предложить Вэнсу сменить статус кандидата в вице-президенты от республиканцев на статус кандидата в президенты от партии Байдена. Но… на такие политические кульбиты не способна даже видавшая виды прагматичная и циничная американская политическая системы.

Но это, так сказать, «мелочи» избирательной гонки в США. Самый главный вопрос заключается не столько в личностях кандидатов, сколько в их способности совершить давно назревший пересмотр внешнеполитических приоритетов в Соединенных Штатов. Именно внешнеполитических, потому что никогда ранее жизненный уровень и бытовой комфорт среднего американца не зависел так сильно именно от приоритетов внешней, а не внутренней политики.

Эти приоритеты до сих пор определяются установками почивших в Бозе Киссинджера и Бжезинского, которые с разной степенью настойчивости и политического такта диктовали Белому дому догму о необходимости устранения СССР/России с международной арены как главного противника США. С этой целью в разных форматах разыгрывалась «китайская карта». Как правило, посредством навязывания Пекину союза всадника и лошади, некоего подобия антироссийского альянса типа «Большой двойки» или союза Chimerica (China + America) при лидирующей роли, естественно, США.

Придя к власти в 2016 году Трамп неуклюже и непрофессионально, но все-таки попытался внести что-то новое в эту устоявшуюся парадигму. Отнюдь, не отказываясь от глобальной установки на мировое доминирование, он, в частности, совершенно справедливо поставил вопрос о более равномерном распределении бремени союзнических обязательств в отношениях с европейскими союзниками по НАТО. Более жестким стал американский курс в экономических отношениях с Пекином, во главу угла были поставлены торговые интересы американского бизнеса и прежде всего, промышленного капитала, военно-промышленного комплекса. Это, естественно, не могло не сказаться на отношениях с Пекином и привело к американо-китайскии торговым войнам.

Наконец, Трамп также неуклюже и кустарно попытался решить проблему северокорейского ракетно-ядерного оружия, доставшуюся ему в наследство от десятка предшествовавших администраций США, игнорировавшие эти Авгиевы конюшни американской дипломатии. Эта страусовая политика привела к тому, что ядерные носители КНДР были потихоньку усовершенствованы до состояния возможности поразить цели на территории Соединенных Штатов Америки. И хотя Трамп ничего так и не решил в отношениях с Пхеньяном, он, по крайней мере, показал американцам, что не намерен прятать в голову песок, как например, один из его предшественников-демократов Билл Клинтон.

Вот и сейчас вопрос об азиатско-тихоокеанском направлении внешней политики США поставлен республиканцами во главу угла американской внешней политики. И если сам Трамп достаточно осторожен в своих высказываниях, то Джеймс Вэнс откровенно называет КНР главным противником США на международной арене. И по вполне понятным причинам. Если во времена молодого Киссинджера валовой внутренний продукт КНР едва достигал пятой части от такового США, то в настоящее время он не меньше, а по физическому объему даже больше ВВП Соединенных Штатов Америки. Китай – вот уже четверть века мастерская мира, Китай производит около 60% от общего мирового производства стали, цемента, электролитического алюминия, метанола и другого сырья. По производству смартфонов, компьютеров, телевизоров, промышленных роботов и автомобилей на новых источниках энергии Китай занимает первое место в мире. Китайский экспорт уверенно теснит американский не только в странах Глобального Юга, но и в странах Старого Света. Ситуацию существенно ухудшили антироссийские санкции, лишившие американский бизнес весьма перспективной сферы вложения капиталов.

Что особенно беспокоит политический класс США, так это наметившееся все более очевидное лидерство Китая в совершенствовании и внедрение в производство новых технологий в области искусственного интеллекта, робототехники, генной инженерии и биотехнологий. Не остается, естественно, за кадром и то, что растущая экономическая и технологическая мощь Поднебесной достаточно четко проецируется на сферу модернизации вооруженных сил страны. А это с учетом тайваньского фактора чревато прямым военным вызовом американской гегемонии, как минимум, в бассейне Тихого океана.

Отсюда возникает вопрос о необходимости изменения векторов политики США в стратегическом треугольнике «США – Китай - Россия». Классическая политология гласит, что в подобном треугольнике каждый центр силы должен поддерживать более слабого партнера в противоборстве с более сильным. Поскольку в течение восьмидесяти лет после Второй мировой войны для США более сильным соперником представлялся СССР, а затем поднявшаяся с колен Россия, то вполне естественным было указанное Бжезинским и Киссинджером направления внешней политики США на предпочтительное развитие отношений партнерства с КНР против СССР/России.

Но сейчас ситуация меняется, и тревожные высказывания Вэнса о том, что Китай является главным противником США, имеют под собой определенные основания. Не потому, что Россия слабеет, а потому что Китай крепнет, и политологическая логика диктует Белому дому необходимость искать более тесного взаимодействия уже с Москвой, а не с Пекином. Чем иначе можно объяснить так напугавшие натовских политиков и практически ничем не подкрепленные предвыборные обещания Трампа урегулировать украинский кризис после своего избрания президентом Соединенных Штатов еще до официального выступления в должность?

А что же в этих условиях делать европейскому «центру силы»? Ну прежде всего, Европейский союз таковым пока не является. Существует группа из трех десятков достаточно разношерстных, разнородных в политическом, идеологическом и культурном отношениях государств, объединенных общим рынком, таможенными границами и общими интересами безопасности. Но и эти интересы безопасности рассматриваются в европейских столицах по-разному. Наряду с пропагандируемой Таллином идеей нового Железного занавеса, отделяющего «варваров» от цивилизованной Европы, существуют и другие представления, и другие политические концепции. Не будем питать иллюзий. Настоящих друзей России в современной Европе немного, и они, за редким исключением, опасаются, по крайне мере пока, заявить о себе в полный голос. Доминирует не русофильское, но более реалистическое направление, наиболее ярким представителем, которого можно было бы назвать французского политолога Бернара-Анри Леви, получившего известность в качестве «конструктора цветных революций».

Политики этого направления считают, что Москву легче «удушить в объятиях», развивая с ней контакты в гуманитарной сфере и ведя подрывную деятельность изнутри, посредством которой натовские политтехнологи уже лишили суверенитета многие европейский государства. Поэтому у Европы есть альтернатива, на случай если в Белом доме окончательно примут решение о смещении своих внешнеполитических интересов в Азиатско-Тихоокеанский регион и на ослабление конфронтационного фона в отношениях с Москвой. В этом случае Брюсселю придется разморозить отношения с Москвой и отменить антироссийские санкции. При этом, правда, придется пожертвовать режимом Зеленского. Но это – разменная монета в большой политической игре Запада.

В рамках этих политтехнологических конструкций совершенно игнорируется вопрос о том, какова может быть ответная реакция Москвы и Пекина на такого рода качественные сдвиги во внешней политике Запада. А между тем ответ на этот вопрос играет ключевую роль при построении всех возможных парадигм отношений в стратегическом треугольнике, четырехугольнике и многочисленных многоугольниках Востока Запада и глобального Юга. И ответ этот следует, искать в новом политическом измерении современного мира. Точно так же, как математики отказались в свое время от евклидовой геометрии в пользу геометрии Лобачевского, а физики – от классической физики в пользу физики Эйнштейна, политологам современности следует, наконец, сделать вывод о бесперспективности классических методов политической борьбы на международной арене, основанных со времен Юлия Цезаря на «балансе сил» и неравномерности развития отдельных центров сил.

И дело тут не в добрых намерениях государств, их лидеров или отдельных лиц, а в том, что у международного сообщества нет другого способа выжить в условиях все более обостряющихся глобальных проблем, не предсказуемых последствий бесконтрольного научно-технического прогресса и общего ускорения исторического процесса. Пока политологи-»классики» заняты сравнительным анализом развития «баланса сил» до конца текущего столетия, космологи и системотехники обозначили на середину текущего столетия «точку сингулярности» по достижении гну которой человечество статистически неизбежно становится обреченным на самоуничтожение, если не объединится во имя выживания. Вопрос только в том, будет ли это самоуничтожение следствием термоядерной войны, глобального потепления, бунта искусственного интеллекта или внезапной рукотворной пандемии? Ведь дело не только в вызовах, которые мы сейчас может предвидеть, но во внезапных сбоях во все более и более усложняющейся технологической среды, от которой мы зависим все больше и больше.

К тупику, образовавшемуся в политологических поисках альтернативы классической парадигме баланса сил на международной арене вполне можно применить слова, сказанные Президентом России на мероприятиях по случаю Дня семьи в рамках года семьи в России: Ничто не сплачивает так, как совместная работа для достижения общего результата. Именно совместная работа во имя выживания человечества должна сплотить международное сообщество и в качестве общего результата дать его выживание в условиях гармонии и совместного процветания.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся