Блог Виктора Мельника

Опыт конституционной децентрализации в Боливии

18 марта 2016
Распечатать

Политико-правовая система современной Боливии — это наиболее показательный пример внедрения так называемой "децентрализации". Что такое децентрализация? Это, прежде всего, движение определенной страны в направлении дальнейшей федерализации. То есть децентрализация — трамплин для преобразования унитарного государства в федерацию. С точки зрения классической политологии федерация так же может классифицироваться как трамплин к конфедерации. Украинские политики должны осознать, что курс на децентрализацию в его конституционном и политологическом смыслах всегда означает федерализационную динамику.

 

      Нынешний президент Боливии — Эво Моралес, вышел из среды боливийских индейцев. Он был избран в 2006 году по нормам республиканской конституции 1967 года. Конституционная реформа в январе 2009 года не особенно изменила систему государственного устройства: в Боливии двухпалатный парламент (Национальный конгресс), а исполнительная власть полностью сосредоточена в руках президента. Последний назначает весь состав правительства и возглавляет его. Должности премьер-министра в Боливии не существует, что детерминировано исторически. Однако, изменения в Конституцию, которые были легализованы январским референдумом 2009 года, установили жесткий государственный контроль над экономической системой страны и существенно расширили права индейской общины.

 

      Закон о децентрализации был принят еще в 1995 году. Однако, его конституционное закрепление произошло именно в начале президентства Эво Моралеса. Закон о децентрализации 1995 года противоречил действующим нормам Конституции. Именно поэтому в январе 2009 года был проведен референдум по изменениям в Конституцию.

 

      Конституция 1967 года в новой редакции создала новое Министерство автономии Боливии. В общем, легализация Закона о децентрализации привела к следующим юридическим последствиям:

      а) преобразование 9 департаментов Боливии в автономные регионы с отдельными правительствами;

      б) формирование провинциальных правительств и собственной налоговой системы в 98 отдельных муниципалитетах;

      в) коренные индейские народности кечуа, аймара и гуарани получили собственные "автономные правительства коренных народностей";

      г) создавалось вице-министерство по вопросам административно-территориальных дел;

      д) Боливия официально переименована в "Многонациональное Государство Боливия".

 

      По данным Центральной Избирательной Комиссии, на референдуме новую редакцию Конституции одобрили 62% граждан. Стоит отметить, что почти 50% от этого числа — индейцы из этнических групп кечуа и аймара. Именно в среде индейцев, еще во времена деятельности Боливийского Рабочего Центра, во второй половине ХХ века возникла идея "децентрализация в условиях национализации". Президент Эво Моралес сумел внедрить эту идею в жизнь. Новая редакция Конституции объявила запасы газа и все другие земельные недра государства "национальной собственностью". При этом, термин "национальная собственность" в боливийском конституционном праве выше от термина "государственная собственность".

 

      В правовом смысле современная конституционная политика Эво Моралеса — симбиоз программ левого Боливийского Рабочего Центра и франкистской Боливийской Социалистической Фаланги. Децентрализация в боливийском обществе воспринимается неотделимо от национализации.

 

      Новая конституция пошла на значительные уступки в индейском вопросе. Их представители теперь на постоянной основе входят в верхнюю палату Национального конгресса, католицизм отменен как конституционно закрепленная с 1825 года государственная религия, наравне с испанским языком статус государственных получили все существующие языки индейцев. С 2009 года даже введено обязательное почитание на государственном уровне древней богини земледелия — Пачамамы.

 

      Однако, конституционной реформе в Боливии предшествовал затяжной внутриполитический конфликт вокруг Закона о децентрализации. Еще в 1995 году департаменты Санта-Крус, Бени, Пандо, Тариха, Кочабамба и Чукисака, в которых проживает около 60% населения выразили свое недовольство активной национализаторской и регуляторной политикой Моралеса. Именно в этих департаментах большинство населения составляют так называемые "креолы" — наследники испанской культуры Латинской Америки. Органы местного самоуправления, воспользовавшись конституционной неопределенностью и свободами Основного Закона 1967 года, провели 6 муниципальных референдумов, на которых высказались за создание собственного государства — "Нации Равнин Боливии". Съезд муниципальных советов Нации Равнин Боливии в июле и декабре 2006 года проголосовал о создании нового государственного образования. Власть в этих южных провинциях перешла в альянс правых сил, который считал себя наследником Национального революционного движения 1950-х годов.

 

      В ответ на активизацию южного сепаратизма, центральное правительство применило войска, а в декабре 2007 года "в ручном режиме" изменило Конституцию. Эво Моралесу пришлось также пересмотреть Закон о децентрализации и отдельным пунктом отметить, что "боливийская децентрализация означает мягкую федерализации при условии сохранения унитарности государства". В мае и июле 2008 года были проведены новые референдумы в южных департаментах на основе Конституции 2007 года. Идею автономии региона поддержало около 60% населения регионов. Новый съезд автономных правительств объявил о создании суверенной «Новой Республики Боливия». Специальным декретом съезд объявил Новую Республику Боливию федеративным креольским образованием с испанским языком, собственной законодательной и судебной системами, налоговой системой, бюджетом. Во главе Новой Республики Боливия должна была стать коллегиальная законодательная ветвь власти в форме Конгресса Департаментов. Правительство должно было быть избрано на основе репрезентации интересов испанского населения.

 

      Эво Моралес объявил Новую Республику Боливию неконституционным и сепаратистским образованием, ввел на территории страны чрезвычайное положение и сумел в августе 2008 года провести новый референдум — а) о выражении доверия президенту, б) по поводу подтверждения курса на децентрализацию при условии национализации. Курс Эво Моралеса поддержало почти 60% граждан, но проблема заключается в том, что испанское население южных департаментов отказалось голосовать.

 

      Двоевластие на юге страны просуществовало с 2006 по 2009 год. Только в конце 2009 года президенту при поддержке войск, в жестоких гражданских столкновениях, удалось ликвидировать сепаратистские правительственные структуры Новой Республики Боливии.

 

      Закон о децентрализации Боливии 1995 года прошел этапы легитимации на четырех референдумах и сейчас входит в систему конституционного законодательства страны в качестве специального по своему политическому значению "конституционного акта". Раздел "автономия" вошел в Конституцию 2009 года. Толкование взаимодействия децентрализации и национализации природных ресурсов разъяснены в заключительных положениях Основного Закона.

 

      Почему боливийское конституционное законодательство сегодня настолько привязано к интеграции понятий "децентрализация" и "национализация"? По нашему мнению, это объясняется длительным опытом профсоюзной работы президента Эво Моралеса. До своего избрания в 2005 году, он возглавлял республиканскую Ассоциацию производителей коки. Эта структура в свое время была близка как к левому Боливийскому Рабочему Центру, так и к правонационалистической Боливийской Социалистической Фаланге. Ее формальным назначением и сегодня (она действует уже под патронатом президента) остается производство коки с целью сельскохозяйственного применения. Сам президент в одном из интервью российским журналистам заявил: "Листья коки в их естественном состоянии — это сельскохозяйственное растение: лечебное и пригодное для питания. Никакого вреда здоровью человека они не несут. Что же касается кокаина, то мы его и не защищаем, а наоборот — активно с ним боремся. Следует отметить, что для США борьба с наркотрафиком — не более, чем ширма. На самом деле — это геополитика, повод обеспечить свое присутствие. И не только своего посла, но и таких организаций, как ЦРУ и Управление по борьбе с наркотиками. Однако, и это управление, на самом деле, занимается прежде всего активным политическим вмешательством". Эво Моралес подчеркивает, что пошел на децентрализацию исключительно с целью нейтрализовать вмешательство Соединенных Штатов в экономическую и политическую жизнь страны. Следовательно, и национализация, и децентрализация по-боливийски — это прежде всего формат борьбы с американским влиянием. Эво Моралес заявляет, что возникновение Новой Республики Боливии — пример такого влияния американцев.

 

      Известный советский международник Валерий Морозов писал, что "Основные положения программы (боливийской программы внутренней политики во второй половине ХХ века - В. М.) были нацелены на укрепление в Боливии капиталистической экономики и политической власти национальной буржуазии". Первым, кто после 1946 г. сломал эту тенденцию движения в сторону капитализма, стал именно Эво Моралес. Значительным достижением его главного детища — Закона о децентрализации в трех существующих редакциях стал вывод Боливии с зоны американского влияния, деолигархизация политической власти и реорганизация экономики на основе коллективных хозяйств, восстановление государственного значения профсоюзов и передача им ведущей роли в процессе формирования гражданского общества. Государство сегодня строится здесь на основе профессионализма, корпоративизма и иерархичности. Правительство сумело справиться с региональным сепаратизмом, не допустило гражданской войны. Страна получает налоги исключительно с коропораций и коллективных хозяйств национального значения, все государственные и негосударственные предприятия в регионах работают на автономные муниципальные бюджеты. Итак, опыт Боливии вполне пригоден для его изучения украинскими юристами и политологами. Мы также стараемся идти по пути децентрализации. И нам полезно было бы перенять опыт Боливии по трем причинам: во-первых - Боливия сумела сравнительно быстро и мирно справиться с проблемой сепратизма; во-вторых — Боливия в геополитическом контексте является единственной страной мира, где децентрализация понимается так же, как и в современной Украине (прежде всего на экономическом и налоговом уровнях); в-третьих — уровень жизни в Боливии вырос почти на 30% после вступления в силу Закона о децентрализации.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju