Россия и Европа. Спор за святые места
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Политическое взаимодействие на основе религии между Русью и Западом или между католичеством и православием началось еще в XII веке с паломничества игумена Даниила в Святую землю. И до него совершались подобного рода путешествия, Даниил же отправился в Палестину еще и с целью «все осмотреть и во все вникнуть» и прожил в Палестине 16 месяцев. Даниил составил подробное описание всех мест, которые посетил, и маршрута паломничества. По мнению профессора. Н. Н. Лисового, Даниил был в Святой земле и с дипломатической миссией как посланник русских князей, от имени которых он «затеплил лампаду» на гробе Господнем. Пославших его интересовало отношение владетелей Иерусалима к православным обычаям Востока. В тот момент в результате Первого крестового похода власть в Святой земле находилась в руках католиков в лице короля Балдуина Иерусалимского.
Существует несколько версий политико-дипломатической составляющей его путешествия. Наиболее интересна версия о том, что Даниил должен был разузнать по просьбе киевского князя положение дел в Константинополе и на Ближнем Востоке, помимо поручения Святополка II Даниил мог исполнять поручение князя черниговского Давида Святославича о поиске его сестры, находившейся на Ближнем Востоке, а так же просто составить географическое описание увиденных мест и посмотреть, как ведут себя в Святых местах франкские короли. Надо отметить, что такого рода паломничества в ту эпоху были зачастую сопряжены именно с выполнением дипломатических поручений. Балдуин отнесся к Даниилу благожелательно, даже сопроводил его до Тивериадского озера. Это в среде ученых рождает много версий об отношениях Рима и Киевской Руси в то время.
С установлением власти Османской Порты францисканцы (Францисканский монашеский орден) тоже стали заявлять о своих претензиях на владение святыми местами. Еще в VII веке фирман на обладание храмом Воскресения Христова был выдан мелькитам (греко-католикам Сирии, Ливана, Египта, Израиля).
Основными союзниками католиков-францисканцев в деле притязания на святые места Палестины выступали Франция и Венеция. Оба этих государства оказывали покровительство католикам в Святой земле. В XVI–XVII веках французам удалось восстановить дипломатические связи с Османской империей. Это предопределило их победу над венецианцами в данном вопросе. В середине XVIII века французский посол в Османской империи получил хатт-и-шериф (высочайший документ) от султана Махмуда, где были подтверждены все прежние капитуляции, ранее дарованные французам. Документ имел статус «великого» и действовал на всей территории Османской империи. Это дало возможность Франции покровительствовать в Палестине всем европейским паломникам и закрепить права и привилегии францисканцев.
Паломники-католики были освобождены от контрибуции, францисканцев, иезуитов и капуцинов никто не имел права «притеснять» на территории всей Османской империи.
Францисканцы получили права на основные святыни Палестины, а орден стал скупать по векселям долги Святогробского братства, для того чтобы отобрать земли, находящиеся в их владениях. При помощи патриарха Паисия II и его преемника Киприана V удалось добиться от султана Османа III в 1757 году возобновления права Иерусалимского патриарха на святые места. Все отобранные францисканцами места были возвращены православным.
Русско-турецкая война и победа России в 1774 году возродили традиции покровительства православным христианам на Ближнем Востоке. Для России покровительство христианам в Палестине было еще способом укрепиться в статусе преемницы Византии и в данном контексте думали о расширении территорий, где исповедуется православие, за счет возможных завоеваний в Османской империи. Русские цари начиная еще с Ивана Грозного, в том числе и Александр I, выделяли денежные средства на ремонт храма Гроба Господня. Греки, воспользовавшись ремонтом храма, решили убрать из него католическую символику. Роспись храма Гроба Господня была исполнена в византийском стиле, а могилы королей-крестоносцев вынесли из него. Среди них находились гробница и первого короля Иерусалима Балдуина. Это случилось в 1808 году.
В 1811 году францисканцы, опираясь на помощь французских дипломатов в Константинополе, добились права владения Кувуклией, то есть самым сакральным местом в храме Гроба Господня. Православные лишились права совершать богослужения, сохраняя за собой статус хранителей Кувуклии. Патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью к российскому императору, францисканцы, соответственно, искали помощи у французов.
В 1817 году Османская империя нарушила права Святогробского братства на владение Кувуклией. После греческого восстания в 1821 году османы были благосклонны к католикам. Вопрос о ремонте храма Гроба Господня стал обсуждаться заново только после 1834 года.
Только в 1839 году Иерусалимскому патриарху удалось добиться права на разрешение, которое было опротестовано французским послом де Буркене, заявившим о претензиях на ремонт католических монашеских общин. В результате православные понесли убытки, так как они решили осуществить ремонт, закупив материал, который был испорчен (на 500 тысяч пиастров).
В 1840 году спор за святые места обострился. Пий IX в 1847 году объявил о восстановлении латинского патриархата. Иосиф Валерга при содействии Порты был избран патриархом Иерусалимским.
В 1850 году бельгийская комиссия в Константинополе подняла вопрос о возвращении могил иерусалимских королей-крестоносцев на их прежнее место. Это подстегнуло всплеск русофобских настроений в Европе. Париж и Рим способствовали тому, что тема спора за святые места попала на страницы европейской прессы. Критике были подвергнуты Святогробское братство и ближневосточная политика России. Пий IX восхвалял заслуги Луи Наполеона, президента Франции, в деле борьбы за святые места с православными. В том же 1850 году Османскому правительству была вручена нота от имени всех паломников с требованием восстановить права католического духовенства в соответствии с капитуляциями 1740 года. Французов поддержали бельгийцы, испанцы, Сардинское королевство, Неаполитанское королевство, Португалия, Австрия, а позднее и Великобритания.
Российский МИД поручил послу в Париже Н. Д. Киселеву обратиться с представлением к правительству Франции по поводу межконфессионального спора. Французы заявили, что считают вопрос второстепенным. Официальный Петербург подкрепил свою позицию обращением посланника Титова, в котором указывалось, что Иерусалимская церковь обладала правом на святые места еще с IV века.
В обращении были также ссылки на Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года и прилагались копии султанских фирманов, где подтверждались права Иерусалимской церкви на святые места. Турецкое правительство признало капитуляции 1740 года и сформировало специальную комиссию по расследованию Святогробского дела, в которую не вошли представители России. Комиссия была настроена удовлетворить притязания католиков. Французский представитель маркиз де Ла Валетт подкрепил эти настроения письмом Наполеона III к султану и Пия IX к падишаху с просьбой предоставить католическому духовенству возможность свободно осуществлять свою деятельность на Святой земле. Комиссия под нажимом Российской империи решила отозвать своего посла из Константинополя. Порта издала фирман в пользу православных. Французами фирман рассматривался как документ, оскорбляющий достоинство, Ла Валетт потребовал изменить фирман и представить льготы католикам. Чтобы не осложнять отношения с французами, турки решили официально в Иерусалим фирман не отсылать, в таком случае он не имел юридической силы и мог быть заменен другим фирманом. Фирман был встречен в России резко отрицательно, Николай I выразил порте свое недовольство. С приездом Николая в повышенную боеготовность были приведены два армейских придунайских корпуса и Черноморский флот. В итоге фирман был все-таки написан с некоторыми отступлениями от правил. В ответ на военное давление Франции на Турцию в Святоместном споре Петербург направил в Стамбул миссию А. С. Меньшикова с целью добиться наконец от Порты документа, который бы окончательно решил вопрос о Святых местах в пользу православных. Документ должен был предупредить новые попытки французов закрепить капитуляции 1740 года и не позволить католикам в будущем их предпринять.
Османское правительство поддержало претензии православных в Святой земле, а отношение к капитуляции по совету британского и французского послов изменить отказалось. Это повлекло за собой разрыв отношений между Грецией и Турцией в мае 1853 года, оккупацию Дунайских княжеств русскими войсками, вследствие чего Турция объявила России войну. Таким образом, началась Крымская война против России, в которой приняли участие Великобритания, Франция, Сардиния и Турция.
На Парижской мирной конференции было подтверждено право православных на святые места, как и 1878 году на Берлинском конгрессе. В1902 году францисканцы повторили попытку восстановить свои права на Кувуклию и Гроб Господень, но их старания были Турцией отвергнуты.
«Вспыхнувший в 1850 г. греко-латинский спор за Святые места Палестины послужил поводом к Крымской (Восточной войне). Вмешательство России в межконфессиональный конфликт <…> привело в конечном итоге ее вступлению в проигранную войну. Вместе с тем, к итогам войны <…> можно отнести выработанный во 2-й половине 50-х годов XIX в. существовавший на тот момент порядок вещей (статус-кво), в соответствии с которым Иерусалимская церковь формально сохраняла за собой преимущественное право в Иерусалиме и Вифлееме. Это положение вещей сохранено и поныне». (М.И. Якушев, «Христианские субъекты османской империи» С.262)
На Парижской мирной конференции произошло сближение Франции и России.
Политика поддержки католической и православной конфессий была проведена с большой оглядкой на двусторонние отношения и стремлением конфликтов больше не допускать. При этом агенты Святого Престола действовали настойчиво и пытались выстраивать с Османской империей отношения, прося о преимуществах для католиков.
Продолжилось давление католиков на православных, в том числе в споре за обладание базиликой Рождества в Вифлееме в середине XIX века, что привело со временем к конфликтам между православными святогробцами, францисканцами и представителями других конфессий. Они так и не были упорядочены, кроме как по документам прошлых лет, то есть примерно с 1710 по 1853 год, что не позволило даже британцам, под мандатом которых оказалась Палестина в 1917 году, коренным образом изменить что-либо, несмотря на надежды католиков, возлагаемые на отсутствие России на мирной конференции 1919 года.
Примечания:
1.См.: Житенев С. Ю. История русского православного паломничества в X–XVII вв. М., 2007.
2.См.: Якушев М.И. Христианские субъекты Османской империи — Антиохийский и Иерусалимский патриархаты — в политике Российской империи (30-е годы XIX — начало ХХ века). М.2013.
Аспирант Российского православного университета, выпускник МГИМО, магистр политологии Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Вадима Юркова
Рейтинг: 0