Блог Валентины Дьяковой

Россия – Латинская Америка: состояние внешнеэкономического сотрудничества в 2022-2024 гг.

30 июля 2024
Распечатать

На современном этапе, начиная с 2022 г., происходят значительные изменения, как в сложившемся миропорядке, так и в географической структуре внешнеэкономических и политических партнеров Российской Федерации. В связи с этим, российские официальные и деловые круги переориентируются на новые страны и регионы, в том числе страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Однако следует отметить, что данное направление не является новым ввиду торгово-экономических связей в период существования СССР.

eva-blue-ppuYl-1noKc-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Положение стран Латинской Америки и Карибского бассейна в концепции внешней политики Российской Федерации на современном этапе

Ключевая роль в определении вектора торгово-экономического взаимодействия с Латинской Америкой, как и с другими странами, отводится концепции внешней политики России. С момента распада СССР  были опубликованы следующие версии: 1993 г., 2000 г., 2008 г., 2013 г., 2016 г. и 2023 г. (текущая). Очевидно, что обновление концепций внешней политики Российской Федерации связано как с конъюнктурой на международной экономической и политической арене, так и состоянием национальной экономики.  

До 2023 г. в разделе региональных приоритетов позиции стран Латинской Америки и Карибского бассейна были достаточно низкие, традиционно - в конце списка. Это объясняется тем, что историческими партнерами российских деловых и официальных кругов выступали США и государства Европы. Ввиду введенных с их стороны антироссийских санкций, текущая версия концепции внешней политики Российской Федерации от 31.03.2023 г. кардинально отличается от предшествующих в контексте региональных приоритетов – страны Латинской Америки впервые расположены выше европейских государств и США. Изменилась также и качественная составляющая предпочтительных направлений российско-латиноамериканского внешнеэкономического взаимодействия: от закупки столь необходимых для России продовольственных товаров в 1990-х гг. до прагматичного торгово-экономического сотрудничества с акцентом на товары с более высокой добавленной стоимостью. На современном этапе основными партнерами Российской Федерации с точки зрения приоритетности для расширения сотрудничества по различным направлениям, согласно упомянутому выше документу, выступают Бразилия, Куба, Никарагуа и Венесуэла.

Таким образом, ввиду введения антироссийских санкций в отношении России со стороны стран Европы и США, произошло укрепление позиций стран Латинской Америки и Карибского бассейна в контексте региональных приоритетов российских официальных кругов. Следует также отметить, что несмотря на тесные экономические и политические связи многих латиноамериканских стран с США, они не поддержали введение ограничительных мер в отношении Российской Федерации.

Безусловно, расширению и углублению взаимодействия России с Латинской Америкой по различным направлениям способствовал ряд факторов, таких, как: советское наследие, отсутствие серьезных споров и разногласий политического и экономического характера, а также отнесение обеих сторон взаимодействия к так называемому «Глобальному Югу». Российско-латиноамериканское внешнеэкономическое сотрудничество также может быть рассмотрено как один из способов решения накопившихся в последние годы экономических и социальных проблем в ряде латиноамериканских стран.

Проблемы и угрозы для внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна

Традиционными и исторически сложившимися препятствиями для развития торгово-экономического взаимодействия России со странами региона выступают следующие аспекты. Прежде всего, географическая удаленность друг от друга, которая в значительной степени ограничивает возможности расширения внешнеэкономического сотрудничества[1]. Кроме того, традиционными игроками на рынке Латинской Америки исторически выступали США и страны Европы, что привело к монополизации значительного числа секторов экономики латиноамериканских государств.

В качестве современных препятствий, сдерживающих и усложняющих процесс развития торгово-экономического взаимодействия Российской Федерации с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна, следует отметить следующие. Прежде всего, значительное число представителей российских и латиноамериканских официальных и деловых кругов по-прежнему воспринимают друг друга преимущественно как «второстепенный рынок» ввиду незнания имеющихся на практике возможностей и выгод налаживания российско-латиноамериканской кооперации. Негативную роль в данном контексте во многом играют как ограниченные и поверхностные знания о политической, социально-экономической и культурной жизни региона, так и нехватка соответствующих профессиональных кадров – специалистов-регионоведов.  Кроме того, на современном этапе одним из ключевых игроков в ряде стран Латинской Америки и Карибского бассейна стал Китай, осуществляющий поставки товаров широкой номенклатуры и инвестиции. Россия, в свою очередь, во многом ограничена в возможностях углубления внешнеэкономического взаимодействия с регионом ввиду остаточного принципа выделения ресурсов. Серьезным препятствием для осуществления поставок товаров выступает также усложнение и удорожание логистики в рамках маршрута «Россия-Латинская Америка», что обуславливается введенными антироссийскими санкциями со стороны Европы и США.

Некоторые тенденции в товарообороте России со странами Латинской Америки и Карибского бассейна в 2022-2024 гг.

В качестве позитивного примера влияния ограничений, введенных в отношении России со стороны стран Европы и США, на реализацию потенциала российско-латиноамериканского товарооборота следует привести некоторые цифры. На современном этапе Бразилия выступает ключевым партнером российских официальных и деловых кругов в регионе, согласно стоимостным объемам взаимной торговли. На протяжении 2022 и 2023 г. наблюдается поддержание рекордных показателей российско-бразильского товарооборота. В 2023 г. они таковы: 8,4 млрд долл. США (по данным российской статистики) и 11,3 млрд долл. США (согласно данным Бразилии). Как было отмечено выше, согласно текущей версии концепции внешней политики Российской Федерации, углубление партнерства предполагается, помимо Бразилии, с Кубой, Никарагуа и Венесуэлой. Ввиду отсутствия официально опубликованной полноценной статистики российского товарооборота за 2022-2024 гг., необходимо обратиться к ряду заявлений официальных лиц Российской Федерации, подтверждающих развитие торговых отношений с упомянутыми выше странами.   Венесуэла, как и Никарагуа, выступает одним из главных политических союзников Российской Федерации в регионе, что является одним из факторов, позитивно влияющих на рост взаимной торговли между странами. Российско-венесуэльский товарооборот за период «январь-июль 2023 г.» продемонстрировал увеличение на 70% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. Для российско-никарагуанского товарооборота по итогам 2023 г. характерен рост в более чем 1,5 раза. Наиболее высокий прирост отмечен в товарообороте России с ключевым политическим союзником в регионе – с Кубой: всего за несколько месяцев 2023 г., за период с января по апрель, объем взаимной российско-кубинской торговли увеличился в 9 раз по отношению к соответствующему периоду 2022 г. Положительная динамика характерна в том числе для товарооборота России и Мексики, который достиг своего наибольшего значения в 324 млн долл. США в июне 2023 г.

Структура российско-латиноамериканского товарооборота в 2022-2024 гг.

Основу российского экспорта в страны Латинской Америки традиционно составляют минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, железо и сталь. Важно подчеркнуть, что товарное наполнение экспортируемой в латиноамериканские государства продукции не претерпевает значительных изменений на фоне антироссийских санкций со стороны США и Европы, усложняющих ведение торгово-экономической деятельности российских компаний как с традиционными, так и с новыми партнерами. Стоимостные и физические объемы российского экспорта в Латинскую Америку и импорта из нее не являются постоянными, а характеризуются колебаниями. Их причиной выступают разного рода факторы: сложности с логистикой, нестабильность цен сырьевых товаров на мировых рынках, сокращение или увеличение объема поставляемой продукции, обусловленное состоянием национальной экономики или природными явлениями (например, засуха или наводнения) и т.д. Однако несмотря на значительные сложности организации поставок товаров и их оплаты, имеет место в том числе волатильность положительного характера. К примеру, по итогам 2023 г. Российская Федерация осуществила рекордные поставки дизельного топлива в Бразилию. По сравнению с 2022 г. произошло увеличение физических объемов с 101 тыс. до 6,1 млн тонн - в 60 раз, России таким образом удалось опередить остальных поставщиков данной продукции.

Основная доля импорта Россией из латиноамериканских стран приходится на сельскохозяйственную продукцию: фрукты, орехи, мясо и мясопродукты, рыба и морепродукты. Как и российский экспорт, товарное наполнение импорта из Латинской Америки не претерпевает значительных изменений ввиду специализации латиноамериканских стран на перечисленных выше товарах.

Важно подчеркнуть, что развитие внешнеэкономического взаимодействия России с Латинской Америкой и государствами Карибского бассейна не ограничивается только взаимной поставкой товаров. Регулярный характер носят встречи представителей официальных и деловых кругов. В рамках пресс-конференций упоминаются в том числе перспективные инвестиционные проекты, носящие долгосрочный характер, что особенно важно для обеих сторон. Для стран Латинской Америки взаимодействие, к примеру, с госкорпорацией «Росатом», способствуют развитию инфраструктуры и обеспечению энергетической независимости.  Также в Боливии «Росатом» продолжает строительство самого высокогорного в мире Центра ядерных исследований и технологий. Не менее важное значение имеет сотрудничество в сфере мирного применения атома, используемого, в первую очередь, в медицине ряда государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Для России инвестиционные проекты на территории латиноамериканских стран являются в том числе проявлением «мягкой силы».

Необходимо также отметить некоторые положительные факторы, выходящие за рамки внешнеэкономического сотрудничества, но во многом укрепляющие российско-латиноамериканские связи как в сфере экономики, так и политики. В 2023 г. было вновь открыто торгпредство России в Мексике, возобновлено авиасообщение между Российской Федерацией и Кубой, где возможно пользование российской платежной системой «Мир» (как и в Венесуэле).  Продолжается также научное взаимодействие России и Никарагуа.

Одной из ключевых площадок сотрудничества является Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2024 г. состоялось несколько бизнес-сессий с участием латиноамериканских государств. Кроме того, в рамках форума произошла встреча на самом высоком уровне – между президентами России и Боливии.

Таким образом, эффект от введения антироссийских санкций со стороны стран Европы и США на развитие внешнеэкономического взаимодействия России со странами Латинской Америки неоднозначен. С одной стороны, опираясь на текст обновленной концепции внешней политики Российской Федерации (2023 г.), можно прийти к выводу о том, что разрыв торговых и политических связей с Европой и США является положительным фактором для увеличения товарооборота и инвестиционной деятельности России в Латинской Америке. Однако на практике российские и латиноамериканские деловые круги сталкиваются с разного рода препятствиями: усложнение и удорожание поставок товаров, сложности с осуществлением оплаты, опасение введения санкций и т.д. Ряд препятствий для развития внешнеэкономического сотрудничества России с латиноамериканскими странами следует использовать как стимул к его качественному изменению, а не только количественному росту.

 

[1] Мягков В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного социально-экономического развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе. Часть I: Монография. - 2-е изд. – М.: ВАВТ, 2015. – 186 с. (Модульная серия «Экономист-международник»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju