Блог Саркиса Цатуряна

Будущее международной системы. Мир без войны или война без мира?

10 июля 2013
Распечатать

Дискуссия о войне и мире не имеет конца. Будучи объектом творения, человеческое сознание (повинуясь образам) находится между двумя крайностями: мир или война, рай или ад, добро или зло, ненасилие или насилие, порядок или хаос. Именно эта двойственность поддерживает наш оптимизм, надежду на лучшую судьбу и, конечно же, веру в смысл жизни. А для того, чтобы удостовериться в уготованной нам лучшей доле, мы стремимся заглянуть в будущее, понять основные векторы развития общества и государства, своё место в этом динамичном процессе. Однако, несмотря на смену декораций, имевших место в эпоху Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени, одно остаётся неизменным – агрессивная природа человека, его стремление к власти, завоеваниям, которые достигаются преимущественно путём насилия.

 

Недаром греческий историк Фукидид связывал Пелопонесскую войну, поражение Афин, борьбу, которая довела до истощения сражающихся, с вечными человеческими страстями. Об этом с досадой говорят и мыслители масштаба Г. Лебона, З. Фрейда и К. Юнга. Все они в один голос заявляют: наше поведение регулируется коллективным бессознательным, если угодно — зовом крови. И только самые образованные индивиды могут преодолеть бессознательные инстинкты и сформировать приемлемые условия для согласия между народами. Что же касается самих народов, то их развитие носит стихийный, зачастую хаотичный характер, что превращает состояние всеобщего мира в утопию или кратковременное перемирие.

 

Катализатором столкновений между народами служат этнические и расовые противоречия, в основе которых лежит неумолимое стремление всякого этноса (т.е. живой самоорганизирующейся системы) к самосохранению. Основная масса эмоциональной энергии, питающая пламя вооружённых столкновений, поступает из глубинных запасников психики – оттуда, где правит бал этническая составляющая социальных и индивидуальных характеров. «Сильные мира сего» сплошь и рядом стремятся удовлетворять свои частные экономические интересы за счёт возбуждения глубинной этнической самоотверженности народов, посредством управления своего рода этнической агрессией, которая в той или иной степени присуща всем недостаточно образованным и не вполне благополучным в экономическом и душевном смысле людям [1, c. 4].

 

В историческом плане, война являет собой инструмент упорядочивания международных отношений, создания иерархии основных политических сил. Этот тезис применим к разного рода объединениям, будь то племенной союз, государство или наднациональная структура. Схожий смысл вкладывает в своё творчество и английский философ Т. Гоббс. В «Левиафане» (1651 г.) он рассматривает государство как результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех», словно не замечая, что отныне войны будут происходить с ещё большим размахом (только уже между странами).

 

Что же нас ждёт в XXI столетии? Сумеем ли мы преодолеть горький опыт прошлых поколений? Попробуем ответить на эти вопросы через анализ исторических формаций, они помогут нам понять настоящую и предугадать будущую модель социальных систем.

Феодализм, капитализм и турбокапитализм

Дабы облегчить наши искания, под государством мы будем понимать политическую надстройку, отражающую форму и уровень социально-экономических отношений в обществе. Важнейшей предпосылкой его возникновения (перехода от формы племенного союза) служит сохранение и приумножение богатств, человеческое стремление к власти, жажда признания, вынудившая наших предков сформировать рабовладельческий строй, позволивший осуществить первичное накопление и создать репрессивный аппарат для его защиты.

 

Международные отношения постоянно колеблются между хаосом и порядком. С неимоверной скоростью одно сменяется другим, что зачастую происходит благодаря нашей изобретательности и даже лени: новые технологии конструируют неведомую ранее форму взаимодействия в обществе. Так, с появлением в производственном процессе ветряной мельницы начинается процесс рассредоточения власти, известный нам со школьной скамьи как феодализм. Несмотря на то, что древнейшие мельницы были распространены ещё в Вавилоне, о чем свидетельствует кодекс царя Хаммурапи (около 1750 г. до н. э.), в Европе (во Фландрии, Юго-Восточной Англии и Нормандии) они стали известны только с 1180 г. Города, концентрирующие население и товары, постепенно демонтируют рабовладельческие образования имперского типа, сужая пространство человеческой мысли до этнических границ (Реформация М. Лютера тому пример). Духовная власть Папы Римского подвергается обструкции, на которую Святой престол отвечает созданием в 1540 г. Ордена иезуитов. Недаром эпоха Возрождения будет основываться на идеях антропоцентризма, готовя идейную почву для буржуазных революций.

 

При феодализме технический прогресс был крайне медленным, потому что классический феодализм – это натуральное хозяйство, а при нём нет стимулов к техническому прогрессу. Крестьянину незачем производить продукции больше, чем требуется для себя и для феодала, а в ремесле этот прогресс был под запретом. При капитализме же появляется сильный стимул технического прогресса – конкуренция. Если капиталист вводит новую технику, он получает дополнительную прибыль; техническая перестройка одного предприятия становится обязательной и для других: кто отстаёт в техническом развитии, тот разоряется [2, c. 119]. Конкуренция, породившая рынок, изменит человеческие отношения до неузнаваемости. Отныне индивидуум становится всего лишь частью «великой триады» – труда, земли и капитала, которые ранее подчинялись религиозным и этническим традициям.

 

Символом капитализма становится универсальный паровой двигатель, изобретённый англичанином Дж. Уаттом в 1774-1784 г. С этого научного открытия берёт своё начало индустриальная модель производства, при которой власть над политическим пространством сосредотачивается в руках национальных правительств. Это изобретение стимулирует развитие мировой промышленности и транспорта, концентрируя богатства планеты в руках узкого круга лиц. Процесс накопления и монополизации международной торговли провоцирует масштабные столкновения между народами: в XIX в. Старый Свет погружается в череду межгосударственных войн, запущенных Великой Французской революцией и её проводником — императором Наполеоном Бонапартом; а в XX – человечество самоуничтожается в двух мировых войнах.

 

Как и прежде, единственной гарантией от тотального истребления становится «баланс сил» — положение, при котором власть равномерно распределена между основными игроками; каждый из них осознаёт, что нарушение существующего равновесия встретит гарантированный отпор со стороны остальных участников «международного концерта» (в виде враждебных коалиций).

 

Примером забвения принципов политического равновесия служит Первая мировая война, в которой кайзеровская Германия бросит вызов морскому могуществу Британии. Хотя исторически данное стечение обстоятельств едва ли можно считать уникальным: конфликт 1914–1918 гг. вполне сопоставим по характеру с Пелопонесской войной (431-404 до н. э.), в которой Спарта (прообраз Германии) и Афины (прообраз Англии) взаимно ослаблялись на фоне усиливающейся Персии (прообраз США). Разница двух приведённых войн состоит в масштабе, но их суть одинакова: по итогам войны на материковой части Греции Персия усиливает там своё политическое влияние; а на развалинах послевоенной Европы Англия и Германия усиливают зависимость от банковского капитала Америки.

 

Обратимся к следующей фазе мирового социально-экономического развития.
В последней четверти XX в. экономическая система Запада, под влиянием спутниковой связи и интернета, вступает в стадию турбокапитализма, упразднившего границы национальных государств, ставя их в зависимость от локомотива мирового технологического развития — Америки. Символом новой эпохи становится интернет, позволивший создать экономическую инфраструктуру с преобладанием неосязаемых активов — услуг и технологий, которая снизила роль активов осязаемых, сосредоточенных в промышленном секторе. Отныне лидерство и конкурентоспособность обеспечиваются только с помощью знаний, новых информационных технологий, которые, соприкасаясь с человеческой амбициозностью, ложатся в основу кибероружия, применённого в ходе т.н. «арабской весны» на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

 

Порождая «новую экономику», турбокапитализм заменяет государствоцентризм на сетецентризм, вовлекая народы в непрерывное общение, что, несмотря на расширившееся число этнических конфликтов, постепенно стандартизирует мировоззренческие модели наций, заменяя многовековые традиции универсальным набором стереотипов. В широком смысле, инстинкт территориальности, свойственный эпохе государствоцентризма, постепенно упраздняется под ударами урбанизации и информатизации, уступая место безграничным просторам глобальной сети. Все эти факторы только подтверждают планы правящих элит Америки и Европы по созданию единой цивилизации, в которой национальный суверенитет был бы делегирован наднациональному объединению – ООН. Теоретики глобализма, воодушевлённые вильсонианством, убеждены, что только транснациональный суверенитет позволит избежать большой войны, создав тем самым условия для всеобщего мира и согласия.

 

Этот позитивный тезис сопровождает все интеграционные проекты, реализованные англо-американской элитой на рубеже XX и XXI в., среди которых выделяется Европейский союз, НАФТА (с планами превращения в Северо-Американский союз) и Южно-Американский союз. Национальные государства, будучи членами этих объединений, осознают, что только расширение взаимодействия (в самых разных отраслях) между народами позволит им выжить в современных условиях жесткой конкуренции, требующей консолидации материальных и нематериальных потенциалов.

 

При турбокапитализме моноэтничные государства окончательно уходят в прошлое, уступая место странам полиэтничным, не говоря уже о многочисленных международных альянсах (ТНК и ТНБ) и повседневном перемешивании рас и наций (путём межнациональных и межрасовых браков) [1, c. 3]. Перечисленные наднациональные блоки знаменуют надвигающиеся перемены в международных отношениях, в которых экономические, политические и идеологические институты, определяемые в терминах государства-нации, безнадёжно устарели, а новые наднациональные объединения находятся на стадии форсированного строительства.
Просторы Северной Евразии также не стали исключением из правил: Москва, после долгих скитаний в поисках идентичности, решилась на создание собственного имперского образования – Евразийского союза, который (при благоприятных внешних условиях) будет оказывать возрастающее влияние одновременно на два двигателя мировой экономики – Брюссель и Пекин.

На пороге Третьей мировой: убережёт ли Россия человечество?

Глобализация, порождённая хозяйственной взаимозависимостью действующих акторов, оставляет слабую надежду на то, чтобы заключить: количество экономических, политических и культурных транзакций между народами будет вынуждать их договариваться, а не истреблять друг друга. Однако повседневные реалии вселяют лишь тревогу.

 

Как и сто лет назад, устойчивое развитие России и всей международной системы зависит от геополитического расклада на Ближнем и Среднем Востоке, точнее – от внутриполитической ситуации в Сирии и Иране. Парадоксально, но «балканизация» этих стран неизбежно приведёт к деформации ядра мир-системы, Америки, последним бастионом которой выступает долларовая гегемония, подкреплённая военным преобладанием Пентагона в нефтегазоносном бассейне Персидского залива.

 

Помимо политэкономических факторов, Иран и Сирия — живые памятники государственности и культуры для персов и арабов, которые и по сей день вселяют в эти народы уверенность и гордость. На территории иранцев располагалось древнейшее государство, известное нынешним поколениям историков – Элам (2700 — 539 до н. э.); а на территории арабов – Дамаск, одна из величайших культурных и политических столиц Арабского Халифата. Таким образом, распад нынешних территорий Ирана и Сирии (являющихся результатом Первой мировой) превратится в опаснейший прецедент, способный раздробить все остальные страны ББВ на этнорелигиозные коммуны. Постсаддамовский Ирак явный тому пример.

 

Необязательно обладать даром предвидения, чтобы понять: широкомасштабный конфликт в этом районе нарушит планетарный баланс сил между элитами Америки и Европы, установленный после Второй мировой; в первую очередь, предаст забвению т.н. «договорённости Куинси» — американо-саудовские договоренности по торговле нефтью, достигнутые 14 февраля 1945 г. в ходе встречи президента Ф. Рузвельта с королем Саудовской Аравии А. Азизом II на борту крейсера «Куинси», которые предоставили американской корпорации «Aramco» контроль над саудовскими запасами. В результате, доллар станет анахронизмом, от которого незамедлительно откажется весь мир в пользу золота. Несмотря на то, что этот сценарий неизбежен в силу неотвратимой девальвации доллара, его ускоренное претворение в жизнь может лишить Россию стратегических преимуществ в формируемом миропорядке; мы рискуем не успеть с перевооружением армии и наращиванием промышленной мускулатуры, способной объединить просторы Северной Евразии.

 

Ситуация вокруг Сирии и Ирана – наиболее значимый вызов российской государственности, сопоставимый по вероятным последствиям с нападением нацистской Германии на Советский Союз. Мы обязаны проявить стойкость в поддержке сирийского и иранского режимов, иначе дальнейшая эскалация насилия на Среднем Востоке подхлестнёт этнические противоречия на Южном и Северном Кавказе и лавинообразно обрушится на хрупкие политические режимы Средней Азии. При благоприятном сценарии российская элита может превратить «восточный кризис» в символ возрождения былого политического могущества, которого мы так ждём; даже те отдельные западные политики, недоверчиво отзывающиеся о России 1990-х годов, ныне возлагают большие надежды на нашу страну. Поистине, слишком многое изменилось в мире: из страны-изгоя, которую «для приличия» приняли в G8, мы становимся опорой существующего порядка. В очередной раз Россия становится миротворцем и в этом есть нечто мистическое: ведь мы — Родина Л.Н. Толстого, вдохновившего идеями ненасилия все последующие поколения, в том числе и скромного индийского юриста по фамилии Ганди. По большому счёту, только России решать: мир без войны или война без мира.

Список литературы:

1. Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2003.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.Н. История экономики зарубежных стран. – М.: КНОРУС, 2010.
 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju