Блог Софьи Меляевой

Энергетический вопрос в отношениях России и стран Европейского союза

4 августа 2023
Распечатать

Развернувшееся в настоящее время коллективное противостояние Запада против России обострило ситуацию на международной арене. В качестве одной из мер воздействия на курс проводимой Российской Федерацией политики было выбрано санкционное давление, и значительные ограничения коснулись в первую очередь энергетического сектора. С учетом зависимости Европейского союза от импорта российских энергоносителей энергетический кризис в ЕС стал одним из наиболее актуальных вопросов в информационно-политической повестке Евросоюза. Резкий рост цен на энергетические ресурсы и коммунальные услуги, предшествующий всплеску инфляции и значительным общественным волнениям, свидетельствовал о наступающем энергетическом кризисе в ЕС. Отмена поставок российского газа в Европу ознаменовала его усугубление. У кризиса есть объективные причины, среди которых выделяется затянувшийся конфликт на Украине и последующее за ним ухудшение отношений с Россией, которое в 2022 г. вышло на беспрецедентный уровень конфронтации.

Низкая способность к обеспечению своего энергетического комплекса и высокая привязанность к импорту для Евросоюза оказывает немалое влияние на векторы сотрудничества. По всем видам топлива ЕС находился в наибольшей зависимости именно от России, а начало развития их сотрудничества в энергетическом вопросе уходит корнями в 1960-е гг. Европейская сторона давно называла природный газ инструментом «политического давления» России, а газовые проекты в ЕС считала укрепляющими российское «энергетическое доминирование» в Европе.

druzhba.jpg

Александр Саверкин / ТАСС

История становления энергетического диалога между Россией и ЕС

В сфере энергетики сотрудничество Западной Европы с Россией берет свое начало еще в 1960–1970-х гг. — с того времени постепенно происходило развитие инфраструктуры, которая осуществляет поставку энергоносителей в Европу. Энергодиалог стал возможен только благодаря значительным усилиям сторон, осуществляемым в сложных конфликтных условиях. Отношения России и Европейского союза переживали обширные трансформации, ведущие стороны к обоюдной зависимости. Их энергетическое сотрудничество развивалось по трем основным векторам, а именно с помощью реализации программы создания единого экономического пространства, облегчения доступа Евросоюза к ресурсно-сырьевой базе РФ и бесперебойной поставки энергоносителей.

Впервые идея создания энергетического диалога между ЕС и Россией возникла в 1986 г. с предложением премьер-министра Нидерландов Р. Любберса включить Советский Союз в европейский энергетический сектор, что позже отразилось в Европейской энергетической хартии 1991 г. Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе, подписанный РФ и ЕС 11 февраля 1999 г., придал новый импульс взаимному сотрудничеству. Однако на постоянной основе энергетический диалог между Россией и Евросоюзом закрепился только в 2000 г. в ходе саммита ЕС — РФ в Париже. Именно с того момента окончательно сформировалась основная цель энергетического диалога — стабильное партнерство и поддержание бесперебойности поставок газа и нефти в страны Евросоюза. В октябре 2000 г. юридической основой для диалога послужило Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное еще в 1994 г. В марте 2013 г. Утверждена Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года, что послужило результатом дальнейшего расширения диалога. В этом документе Россия и ЕС обратили внимание на намерение создать «энергетическое пространство с функционирующей интегрированной сетевой инфраструктурой с открытыми, прозрачными, эффективными и конкурентными рынками, которое будет способствовать обеспечению энергетической безопасности и достижению целей устойчивого развития ЕС и России». Таким образом, являясь исключительно важным для обеих сторон, сотрудничество достигло стабильного существования и благоприятного состояния для дальнейшего развития.

Взаимозависимость России и Евросоюза и векторы сотрудничества

Принимая во внимание большое значение России как поставщика энергетических носителей в Европу, развитие энергетического диалога стало одним из основных направлений взаимодействия России и ЕС.

В целом в течение последующих десяти лет двусторонние отношения России с Евросоюзом в области энергетики характеризовались интенсивным ростом. Расширение ЕС в 2004 и 2007 гг. стало следующей ступенью в отношениях, так как большинство новых стран, входивших в ЕС, полностью зависели от поставок российского газа. Импорт газа из России в ЕС в составе 27 стран увеличился с 119 млрд куб. м в 2000 г. до 134 млрд куб. м в 2008 г. С 2000 по 2007 гг. поставки нефти из России в страны ЕС увеличились с 112 млн до 185 млн т. Импорт угля в тот же период увеличился практически в четыре раза, с 15 млн до 56 млн т. Россия постепенно стала крупнейшим экспортером угля в страны ЕС.

В период 2010–2013 гг. наиболее значимым проектом являлось строительство газопровода «Северный поток» (англ. Nord Stream), который получил статус «трансевропейской сети» со стороны Европейской комиссии. Данный газопровод является экспортным газопроводом из России в Европу через Балтийское море. Он напрямую связывает «Газпром» с его европейскими потребителями и обеспечивает высокую надежность поставок российского газа в Европу. В ноябре 2011 г. состоялся ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока», в октябре 2012 г. — второй нитки. Зависимость Европейского союза от поставок российского природного газа заметно увеличивалась. Несмотря на то, что в результате финансового и экономического кризиса в 2009 г. произошло сокращение импорта, 2010 г. вновь продемонстрировал тенденцию роста.

Однако энергодиалог Россия — ЕС не всегда протекал эффективно, несмотря на сформировавшийся взаимный интерес к его развитию. Это может быть обусловлено, например, тем, что Россия является производителем, а ЕС — потребителем энергоносителей, что предполагает определенный «конфликт интересов». Это, в свою очередь, говорит о разнице подходов к выстраиванию энергетического сотрудничества, что также связано с разным видением таких вопросов, как развитие энергетической инфраструктуры, энергетическая эффективность и энергетическая безопасность. Во многом эта разница в понимании является причиной возрастающих разногласий между ЕС и Россией в вопросах энергического сотрудничества, но они также усилились, например, в период «газовых войн» между Россией и Украиной в 2005 и 2009 гг. Это заставило ЕС задуматься о проблеме зависимости от России как поставщика энергоносителей. С тех пор для ЕС встала задача поиска как альтернативных поставщиков, так и новых маршрутов поставок. В результате появился ряд энергетических проектов, которые предполагали «энергетический обход» России и во многом носили политизированный характер.

Низкая способность к обеспечению своего энергетического комплекса и высокая привязанность к импорту из третьих стран оказывают немалое влияние на проводимую союзом политику. По всем видам топлива ЕС находился в наибольшей зависимости именно от России, а некоторые страны — члены Евросоюза полностью зависели от российских поставок. Например, доля импорта российской нефти составляла 75–100% в таких странах, как Болгария, Венгрия и Словакия, а газа — 50–75% в Германии или Польше.

Энергетический кризис в ЕС и деструкция энергетического диалога с Россией

В 2014 г., с момента развития украинского кризиса, энергодиалог с Россией был приостановлен по инициативе ЕС. Против РФ и ряда российских лиц и организаций были введены ограничительные политические и экономические меры, поскольку они считались причастными к дестабилизации ситуации на Украине. Инициатором введения санкций и международной изоляции России стали Соединенный Штаты Америки. Под их давлением к санкциям присоединились страны Евросоюза, рискуя понести экономический ущерб. Санкции поддержали и другие страны — члены таких международных организаций и объединений, как НАТО или «Группа семи». Из-за дальнейшего обострения ситуации на Украине санкции постепенно расширялись, охватывая все больше сфер взаимодействия.

США не только оказали большое влияние на введение ограничений против России, но и обостряли ситуацию в двусторонних взаимоотношениях между РФ и ЕС. Это связано с эффектом «третьих стран» в любых международных взаимоотношениях, то есть стран, которые прямо или косвенно влияют на принятие решений в областях сотрудничества.

Как результат, взаимоотношения между Россией и ЕС оказались фактически прерваны по политическим причинам. Несмотря на заявления сторон о необходимости возобновления отношений в связи с взаимным интересом расширения сотрудничества в сфере энергетики, контакты между официальными представителями стали осуществляться лишь на уровне рабочих встреч для решения оперативных вопросов.

Учитывая уже существующее напряжение среди европейцев, которое возникло после транзитных кризисов 2006 и 2009 гг., и стремление снизить зависимость от российского газа, после политической эскалации на Украине ситуация резко обострилась. Это, в свою очередь, привело к принятию в 2014–2015 гг. ряда новых программных документов ЕС, несущих в себе явные негативные сигналы для отношений с Россией в газовой сфере. Ситуация сопровождалась заметным падением спроса на газ — на 116 млрд куб. м (20%) с 2010 по 2014 гг. В результате взаимоотношения России и Европы в газовой сфере перешли от стратегического партнерства к обычному коммерческому взаимодействию, отягощенному серьезными политическими разногласиями. Стоит отметить, что российско-европейский газовый бизнес по итогам 2015 г. показал лучшие результаты по сравнению с предыдущими годами, что сохранилось и в 2016 г. Однако в дальнейшем цель Еврокомиссии снизить все взаимодействия с Россией в энергетическом секторе и тем самым ее сдерживать будет только ближе.

В связи с затянувшимся кризисом европейская сторона уже давно применяет такой термин, как «энергетическое оружие» России — природный газ называют инструментом «политического давления», а российские газовые проекты в ЕС считаются укрепляющими российское «энергетическое доминирование» в Европе. Но не все государства ЕС поддерживают обвинения.

Энергетический кризис ЕС и сложившаяся геополитическая ситуация

В феврале 2022 г. после начала специальной военной операции России на территории Украины ситуация кардинально изменилась из-за выбранной Европейским союзом совместно с США политики санкционного давления на Россию. Значительная часть санкций касалась непосредственно поставок нефти и природного газа.

После признания Москвой независимости ДНР и ЛНР были введены одиннадцать пакетов санкций, которые серьезно подорвали торговые отношения с Россией. Впоследствии против России было введено даже больше ограничений со стороны Европейского союза, чем против Ирана. Был введен полный запрет на импорт угля и эмбарго на нефть, а также другие российские полезные ископаемые; запрещен импорт значительной номенклатуры товаров, таких как электроника и промышленное оборудование; установлен потолок цен на экспорт российской нефти в другие страны; российский рынок покинуло внушительное количество иностранных компаний.

Рассматривая подробнее вопрос природного газа, было заявлено, что ЕС не намеревался достичь полного прекращения поставок из России, но определенные обстоятельства оказали значительное влияние на объемы импорта. В их число входили сложности с транзитом через территорию Украины или произведенные в сентябре 2022 г. взрывы на трех нитках «Северных потоков». Еще один важный аспект энергетических отношений — поставки российской нефти, которые также подверглись санкциям со стороны Запада. Евросоюз оставался крупнейшим импортером нефти и нефтепродуктов из России. Потолок цен на морские поставки нефти из РФ, который составляет 60 долл. за баррель, ввели страны ЕС, члены G7 и Австралия с целью смягчить первоначальную стратегию полного запрета финансирования российских нефтяных поставок. Россия ответила отказом на подобные условия, так как преследует интересы сотрудничества с теми потребителями, которые будут работать на рыночных условиях и не вмешиваться в рыночные инструменты. На данный момент российский экспорт переориентирован на другие рынки, а крупнейшими покупателями стали Индия и Китай.

ЕС принял пакет жестких ограничительных санкций, объясняя это целью «парализовать возможность Кремля финансировать войну, заставить ответственную за вторжение российскую политическую элиту заплатить ощутимую экономическую и политическую цену и ослабить ее экономическую базу». Обострение отношений с Россией непосредственно оказало и оказывает в настоящее время значительное влияние на обеспеченность ЕС энергоресурсами. Глава Евросовета приоритетом в направлении политики ЕС на 2023 г. выделяет обеспечение надежности поставок и снижение цен с помощью реформации рынка электроэнергии для дальнейшего постепенного отказа от российского топлива.

Однако внутри союза были очевидные разногласия по поводу введения потолка цен на российские поставки. Государства, закупающие большие объемы топлива из России, выступали против, опасаясь того, что Россия в таком случае их прекратит. В число этих государств входили Венгрия, Словакия, Австрия. Также против были Дания, Нидерланды и Чехия, обосновывая это негативной позицией по поводу использования таких мер в качестве политического инструмента.

По итогам 2022 г. потребление природного газа в странах Евросоюза было обеспечено запасами СПГ из хранилищ. Импорт российского газа сократился с 55% от общего объема в начале 2022 г. почти до нуля, а нефти — с 40% до нуля. В результате произошла трансформация структуры импорта энергоресурсов в недружественных странах Европы. Такие обстоятельства свидетельствуют о значительных изменениях в отношениях России и Европейского союза, так как ранее они почти во всем были обусловлены энергетическим вопросом.

***

На данный момент энергетический диалог между Евросоюзом и Россией практически сошел на нет. РФ и странам ЕС было комфортно в определившемся ранее порядке взаимодействия их экономик, что в конечном итоге привело к сильной зависимости России и Евросоюза в энергетическом секторе. Долгие годы стороны были взаимозависимы, но сейчас объемы российских поставок в ЕС чрезвычайно снизились. Учитывая желание Евросоюза достигнуть полной остановки импорта из России, становится вероятным то, что к прежним объемам поставки никогда не вернутся, и неизвестно, сохранятся ли вообще. Россия же постепенно развивает процесс переориентации своих рынков и успешно приспосабливается к современным условиям. Отказ от российских энергоносителей перерос из энергетического вопроса в вопрос политический, что подтверждает теорию о невозможности возвращения прежних объемов энергосотрудничества. Несмотря на продолжающуюся деградацию отношений, которая, вероятно, будет продолжаться на протяжении некоторого количества лет, возрождение диалога возможно. Однако, учитывая действия ЕС, направленные на полную независимость от России, диалог уже не будет построен на экономических отношениях. После окончания СВО отношения могут улучшиться исходя из будущих национальных интересов сторон. Поскольку для России теперь наиболее актуален поворот на Восток, то в этом направлении Россия и будет развивать свои векторы сотрудничества.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся