Блог Софьи Меляевой

Два мира: разделенные Северная и Южная Корея. Неразрешенная угроза безопасности в АТР

1 сентября 2023
Распечатать

70 лет Северная и Южная Кореи пребывают в состоянии конфликта с взаимными претензиями, неприятием экономически-социальных моделей и военным напряжением. В настоящее время одну из доминирующих угроз безопасности в АТР представляет ядерная и ракетная программа Северной Кореи, нарушающая международную конвенцию о нераспространении ядерного оружия. 2021 и 2022 гг. полны информационными сообщениями о ракетных испытаниях КНДР.

1-12-5.jpg

Источник: Reuters        

Вызовы, возникшие как следствие разделения Корейского полуострова    

Несмотря на то, что Корейская война считается завершенной в 1953 г., КНДР и Республика Корея остались в состоянии конфликта, претендуя на территорию всего полуострова. Глубокая взаимная враждебность и отсутствие доверия определяли обстановку в отношениях двух Корей. Отсутствие мирного договора по окончании войны между сторонами — вызов для Корейского полуострова и в настоящее время. Единственным политико-правовым документом, удерживающим страны от проявления прямой агрессии, являлось Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах 1991 года. Однако оно было аннулировано в 2013 г. Северной Кореей из-за ухудшения взаимоотношений сторон.

К примеру, острые конфликты время от времени вспыхивают в спорных водах Желтого моря. По итогам Корейской войны сухопутная граница между Севером и Югом была оформлена в договорном порядке. Однако северная разграничительная линия в Желтом море не была согласована и, как следствие, не признается КНДР [1].

Северная Корея также обеспокоена совместными учениями Южной Кореи и США. Позиция КНДР по этому поводу однозначна: гарантии мира на полуострове не могут быть реализованы до тех пор, пока там находится воинский контингент США. Совместные военные учения Соединенных Штатов и их союзников интерпретируются Северной Кореей как угроза безопасности и считаются одним из основных факторов, которые приводят к обострению ситуации на полуострове. Однако Южная Корея и США совместно с Японией договорились о проведении совместных регулярных учений непосредственно для противодействия ракетным угрозам со стороны Северной Кореи. Страны намеревались проводить учения по обеспечению безопасности, включая учения по предупреждению о ракетном нападении в связи с серией запусков Северной Кореей баллистических ракет в 2021 и 2022 гг.

Стороны пытаются прийти к соглашению на протяжении долгого времени, Северная и Южная Корея понимают необходимость заключения мирного договора. Отсутствие климата «доверия» на Корейском полуострове, порожденного сложными и неустойчивыми отношениями, оказывает дестабилизирующее влияние на обстановку в регионе. Однако страны пока не готовы идти на уступки, следовательно, договоренность не может быть достигнута. КНДР требует отказа от военного сотрудничества Республики Корея с США, позиция Южной Кореи — отказ КНДР от ядерного оружия.

Проблема денуклеаризации Корейского полуострова

В 1958 г. в нарушение соглашения по окончании Корейской войны на территории Южной Кореи было размещено ядерное оружие США. Позже оружие было вывезено с территории РК (в 1991 г.), но Северная Корея к тому времени уже начала развивать собственную атомную инфраструктуру. КНДР присоединилась к Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) и к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Однако на территории КНДР через несколько лет иностранными спутниками был обнаружен ядерный реактор, не учтенный МАГАТЭ, а в 2006 г. Северная Корея и вовсе провела испытание оружия. Несмотря на протесты со стороны ООН, ядерная программа КНДР была реализована, она представляет угрозу для Республики Корея и Японии ввиду близкого физико-географического положения стран и их военно-стратегического сотрудничества с США. После грубого нарушения Международной конвенции о нераспространении ядерного оружия, в 2003 г. КНДР заявила об окончательном выходе из ДНЯО и из Соглашения о гарантиях с МАГАТЭ.

Через три года после выхода из ДНЯО в 2006 г. Северной Кореей было произведено первое испытание ядерного оружия. В последующие годы испытания периодически осуществлялись, к 2017 г. их количество достигало шести. Хотя КНДР и заявила о приостановке ядерных испытаний и присоединении своей страны к глобальному процессу ядерного разоружения уже в 2018 г., через два года страна от своих заявлений отреклась. Продолжительное испытание ядерного оружия Северной Кореей свидетельствует о возможном усовершенствовании и наращивании арсенала.

Данные обстоятельства вынуждают обеспокоенные страны принимать меры. Как следствие, по инициативе северокорейской стороны в 2003 г. начались шестисторонние переговоры, в которых также приняли участие США, РФ, КНР, Япония и Республика Корея с целью решить ядерную проблему полуострова. Всего было проведено шесть раундов, последний из которых прошел в 2008 г. Только после третьего раунда переговоров был достигнут консенсус и опубликовано совместное заявление. Однако КНДР выдвигала все новые требования и уклонялась от выполнения принятых на переговорах обязательств. Проведение ядерных и ракетных испытаний продолжалось. По итогам четвертого раунда впервые удалось добиться принятия совместного документа о принципах денуклеаризации, но через два года Северной Кореей было проведено ядерное испытание. После чего последовали длительные дипломатические попытки стабилизации ситуации. В 2006 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, где осуждались действия КНДР и вводились ограниченные санкции.

Шестисторонние переговоры продолжались. По итогам пятого раунда Северной Корее была обещана энергетическая, экономическая и гуманитарная помощь, и к концу 2008 г. КНДР предполагалось завершить контролируемый инспекторами МАГАТЭ и американскими экспертами демонтаж объектов в научно‑исследовательском центре, расположенном в южной части КНДР. Следующий раунд переговоров о верификации сворачивания ядерных программ КНДР не привел ни к каким договоренностям. В 2009 г. была запущена северокорейская ракета‑носитель, которая вызвала опасения, что таким образом планируется испытание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд. Совет Безопасности ООН заявил о возможности усиления санкций в отношении Северной Кореи в связи с запуском. Позже КНДР заявила о своем выходе из шестисторонних переговоров и дальнейшем развитии сил ядерного сдерживания, а также о невозможности отказа от ядерного оружия из-за угрозы со стороны США [2].

Ядерная проблема Корейского полуострова оставалась актуальной, в 2021 г. прежние участники шестисторонних переговоров, кроме Северной Кореи, были готовы к возобновлению многостороннего диалога по денуклеаризации. В 2023 г. со стороны США возникло предложение о двусторонних переговорах с КНДР, но со стороны Кореи положительного ответа не последовало. Также о готовности к восстановлению диалога без каких-либо предварительных условий совместно с США заявляют Япония и Южная Корея. Три страны «настоятельно призывают КНДР отказаться от ядерной и баллистической программ», выражают приверженность «расширению сотрудничества в области противоракетной обороны для противодействия угрозам КНДР».

Страны, обеспокоенные проблемой двух Корей, всегда выступали за денуклеаризацию КНДР с целью обеспечения мира и создания единого Корейского полуострова. Продолжительные переговоры потребовали больших усилий для принятия совместных договоренностей. Однако проблема не решена и остается актуальной и в настоящее время. Дестабилизирующая регион ситуация оказывает влияние на многие страны мира, эти страны непосредственно заинтересованы в скорейшем ее разрешении.

Угроза безопасности для остальных стран региона и мира

Первое ядерное испытание КНДР в 2006 г. вызвало осуждение мирового сообщества, и, как следствие, Советом безопасности ООН была принята резолюция 1718. В ней предусматривалось ограничение поставок оборудования в КНДР, которое могло быть использовано в целях осуществления программ, связанных с любыми видами ядерного оружия. Совет Безопасности ООН впоследствии многократно усиливал санкционное давление на КНДР с целью повлиять на проводимую Северной Кореей политику.

Со стороны США Северная Корея подвергается санкциям уже больше 70 лет. С 1950 г. в отношении КНДР было введено практически полное экономическое эмбарго, постепенно вводились и другие ограничения, связанные с торговлей. В 1992 г. из-за ракетной программы КНДР санкциям подверглись северокорейские компании, а с 2006 г. иностранные компании, сотрудничающие с Кореей в военной сфере. Постепенно перечень ограничений расширялся параллельно с проведением Северной Кореей новых испытаний. Все организации, причастные к разработке ядерного оружия или его торговле, непосредственно подвержены мерам ограничений. В 2018 г. вступил в силу Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, который закрепил принятые ранее ограничительные меры против КНДР. Сейчас США требуют абсолютной ликвидации северокорейской ядерной программы.

С другой стороны, от Российской Федерации не последовало жесткой ограничительной политики. Россия выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова, но исключительно мирным путем. Так как РФ заинтересована в сохранении глобального режима нераспространения ядерного оружия, ядерный статус КНДР Россией не признается. Позиция России в отношении санкций следующая: потенциал ограничений против КНДР исчерпан, и их дальнейшее наращивание не имеет перспективы. Таким образом, РФ выступает за непосредственное возобновление переговорного процесса и решения проблем без выдвижения предварительных условий. Однако в 2017 г. был подписан Указ Президента РФ № 484 о введении санкций против КНДР в связи с резолюцией 2321 Совета Безопасности ООН. Проголосовав за резолюцию, Россия взяла на себя обязательства исполнять прописанные в ней рестрикции в отношении КНДР [3].

Китай не стал исключением и обеспокоен ядерной программой КНДР, несмотря на то что он является крупнейшим торговым партнером Северной Кореи. Наращивание северокорейского ядерного потенциала создает напряженность у китайских границ, оправдывая американское военное присутствие в Восточной Азии. КНР, как и Россия, выступает сторонником дипломатического разрешения проблемы и не стремится спровоцировать кризис в КНДР посредством санкционного давления, но считает необходимым применение санкций, касающихся исключительно ракетно-ядерных программ. Однако, так как большая часть внешнеторгового оборота КНДР обеспечивается КНР, Китай же в будущем может способствовать урегулированию проблемы роста объема ядерных вооружений Северной Кореи. Также представляется понятным нежелание Китая проявления чьей-либо агрессии в сторону КНДР в связи с существующим Договором о взаимопомощи и сотрудничестве 1961 года между двумя странами. При этом Пекин четко дает понять, что он не заинтересован в коллапсе Северной Кореи и не допустит его [4].

Южная Корея выступает за скорейшую денуклеаризацию КНДР, но говорит о необходимости для этого продолжать оказывать давление на Северную Корею, ужесточать санкции и расширять сдерживание. РК считает, что такие методы могут заставить КНДР вернуться за стол переговоров. Убеждение Северной Кореи путем предоставления возможности позитивных изменений в случае денуклеаризации приблизит КНДР к установлению дипломатических отношений с США, по мнению Южной Кореи. Республика Корея, США и Япония подтверждают единство взглядов в вопросе денуклеаризации. Таким образом, Япония поддерживает все ограничительные меры и выступает за полную ликвидацию ядерной программы КНДР.

***

Осложненная ситуация на Корейском полуострове требует совместных усилий обеспокоенных стран для нормализации дипломатических отношений КНДР с другими государствами. Международные санкции не оказывают особого давления на действия Северной Кореи в вопросе прекращения ядерной программы Пхеньяна.

Корейская проблема не может быть решена военным путем, так как требует поэтапно реализованного решения. Например, постепенное заключение межкорейских и международных соглашений и непосредственное участие других стран мирового сообщества в процессе решений. Важный шаг для дальнейшего развития климата доверия на полуострове и в регионе — денуклеаризация КНДР. Достижение такой цели возможно только через взаимные уступки, например, постепенное приостановление санкций со стороны США взамен на восстановление Северной Кореей членства в ДНЯО. В дальнейшем возможно объявление о моратории на ядерные испытания и ракетные пуски КНДР, а со стороны США и РК — приостановление совместных военных учений или снижение их масштабов. Это помогло бы заложить почву для дальнейших обсуждений условий взаимного дипломатического сотрудничества КНДР, США и РК. Преодоление подобных шагов помогло бы приблизиться к конечной цели — формированию в Северо-Восточной Азии атмосферы мира и безопасности. Необходимо постепенное решение всего спектра возникших проблем для прокладывания пути к денуклеаризации полуострова, что невозможно без первоначального снижения военно-политической напряженности.

1. Современные проблемы Корейского полуострова 2022 / Рос. акад. наук; Ин-т Китая и совр. Азии РАН, 2022. 316 с.

2. Сидорова Д. В. Шестисторонние переговоры и возможности урегулирования проблемы КНДР на международной арене // Форум молодых ученых, 2022. С. 223–225.

3. Морозов Ю. В. Северокорейская ядерная проблема и возможные пути ее решения совместными усилиями России и Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2018. С. 1360–1378.

4. Архипова. Е. В. Современные вызовы безопасности Корейского полуострова // Корееведение в России: направление и развитие, 2022. С. 129–134.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся