Блог СНО ФМО СПбГУ

Парламентские выборы в Польше: чего ждать от нового правительства во главе с Гражданской платформой?

27 ноября 2023
Распечатать

Автор: Харламова Екатерина Максимовна, 2 курс магистратуры ФМО СПбГУ, программа «Исследования Балтийских и Северных стран»

15 октября 2023 г. в Польше прошли очередные парламентские выборы, по результатам которых большинство мест получила леволиберальная коалиция. Лидерам «Платформы» во главе с Д. Туском удалось сформировать коалицию с партиями «Третий путь» и «Новые левые». «Праву и Справедливости» во главе с Я. Качинским, которая находилась у власти последние 8 лет при набранном большинстве голосов договориться с другими партиями и создать коалицию не удалось, а значит, ближайшие 4 года консервативная партия будет представлена в Сейме меньшинством.

a7995d03f016615db85d8402d5e986256c9f794f.jpg

Источник: TASS   

Итак, по результатам выборов места в Сейме распределились следующим образом: 194 места получила Право и Справедливость, 157 — Гражданская платформа, 65 — коалиция «Третий путь», «Новые левые» — 26, «Конфедерация свободы и независимости» — 18.

Примечательно, что А. Дуда, будучи выходцем из «Права и Справедливости» после долгих консультаций вновь выразил свою поддержку представителю «ПиС» М. Моравецкому и поручил ему представить программу обновлённому Сейму. И если новосформировонному правительству программа не покажется убедительной, объединённая оппозиция имеет все права на то, чтобы представить своего кандидата на пост премьера.

Гражданская коалиция — тренд на прагматичность в политике?

К этим выборам Гражданская платформа провела масштабную подготовку и представила гражданам обновлённую программу реформ, которые касаются всех сфер жизни граждан, отношений с соседями, Европейским Союзом (100 пунктов на 100 первых дней у власти) [1]. Важно отметить, что в сравнении с программами консерваторов, отношениям с США, военной повестке, политике памяти партия уделяет гораздо меньше внимания. Вместо этого значительную роль играет выстраивание связей с ЕС. Будучи евроориентированной партией, «Платформа» делает акцент на проведение политики в отношении Украины и других Восточных соседей в рамках законодательства Европейского Союза. В программе подчёркивается, что первым делом новое правительство прекратит споры о судебной реформе в Польше, а значит, будут разблокированы средства на финансирование внешней обороны границ ЕС, содержание мигрантов и экономические преобразования внутри страны.

С февраля 2022 г. Польша стала лидером по количеству принятых в стране мигрантов и беженцев с Украины. Среди всех проживающих на территории страны иностранцев 80% — украинцы. Почти 1 млн из них зарегистрированы в государственной системе социального страхования и имеют индивидуальный номер PESEL. У 360 тыс. граждан Украины имеется разрешение на временное проживание на территории Польши, большинство из них выданы в связи с принятием этих граждан на работу. Более 65 тыс. граждан пребывают на территории Польши на основании постоянного резидентства. В этой связи миграционный вопрос (как в отношении граждан, прибывших из Украины, так и из стран Ближнего Востока и Африки) стал одним из важнейших в предвыборной повестке. В соответствии с программой «Платформы» новое правительство должно в течении тех же первых 100 дней правления устранить напряжённость на восточной границе с Белоруссией и ликвидировать возможность незаконного сосредоточения нелегальных мигрантов. В разгар кризиса 2021 г., когда вдоль польско-белорусской границы было сосредоточено более 39,7 тыс. мигрантов, преимущественно из стран Ближнего Востока Д. Туск сделал заявление, которое спровоцировало негодование со стороны консерваторов: «Эти люди не объявляли нам войны. Это бедные люди, которые ищут помощи и своего места на земле». Для «ПиС» нестабильная обстановка на границе была выгодна, поскольку объясняла сосредоточение там военного контингента и помогала в продвижении антибелорусской и антироссийской повестки (мигранты на границе — провокация со стороны Белоруссии и России для дестабилизации обстановки внутри страны и создания угрозы для национальной безопасности).

Важными аспектами программы «100 пунктов» стали деидеологизация образования, ликвидация Церковного Фонда, устранение сведений из документов об образовании об оценках по религиозным дисциплинам, запрет на финансирование из государственного бюджета любых экономических элементов церкви (приходов, епархий, конфессиональных союзов).

«Прошлое» — в прошлом?

За 8 лет власти «ПиС» значительно возросла роль политики памяти на формирование внешнеполитического курса страны. Институт национальной памяти превратился в полноценный инструмент продвижения национальных интересов в отношениях с соседями [1]. В качестве примеров можно вспомнить требования выплаты репараций Россией и Германией, требования о восстановлении Саксонского дворца в Варшаве, разрушенного в ходе Второй мировой войны, требования о признании вины со стороны Украины за события Волынской резни. Институтом были подготовлены и самые резонансные законы, среди которых закон об отрицании вины поляков за Холокост, запрет формулировки «польские лагеря смерти» и резолюция о признании событий Волынской резни геноцидом против польского народа. Институт памяти финансируется в значительной мере партией «Право и справедливость», что обуславливает всплеск его активности с 2015 г. «Платформа» же ещё в 2009 г. предлагала план реформирования организации: Институт уже тогда обвинялся в чрезмерной политизации, идеологизации и монополии на формирование общественного мнения в вопросах истории. Туск ещё в то время предлагал ограничить полномочия главы института и отстранить от него политиков, допустив до участия большее количество независимых учёных и экспертов.

Говорить об упразднении Института не приходится, ведь провокационные законы поддерживались в Сейме и представителями левых, а резолюция 2023 г. о Волынской резне и вовсе была принята единогласно. Однако исходя из программы Гражданской коалиции определённо можно говорить о перспективах его реформирования и уменьшении финансирования со стороны правительства.

Украинско-польские отношения «без эмоций»

Среди предвыборных обещаний Гражданской коалиции была и программа по реформированию отношений с Украиной. Представители левых часто обвиняют «ПиС» в чрезмерной эмоциональности и популизме в вопросах двусторонних отношений. Действительно, практически каждое выступление политиков в вопросах, связанных с Украиной (А. Дуды, М. Моравецкого, Я. Качинского) за последние годы сопровождается эмоциональными высказываниями, яркими отсылками к личному опыту, жёсткой критикой России. При этом важно отметить, что в рамках регионального комплекса безопасности во многих организациях, инициированных при власти «ПиС» в период с 2015 г. по 2023 г. Польша занимает лидирующее положение по отношению к восточным соседям («Бухарестская девятка», «Люблинский треугольник», «Инициатива трех морей»). Европейская политика «Восточного партнерства» еще в 2016 г. была охарактеризована как «провальная». Поэтому с приходом к власти «ПиС» Польша в рамках региона взяла на себя инициативу по популяризации идеи включения Украины в НАТО и ЕС, а также сближения с этими организациями Белоруссии, Молдавии, Грузии и Азербайджана [2]. Концепция «восточного соседа» видится для «ПиС» иначе, нежели для ЕС в целом и ведущих держав Западной Европы, для которых политика на Востоке значительно зависит от отношений с Россией. В этом, в частности, представителями консерваторов обвиняется Германия, на основе противостояния которой и строится внешнеполитическая повестка «Права и Справедливости» [3]. Нарратив противостояния российско-немецкому сближению берет свое начало еще в концепциях Р. Дмовского [4], где союз Германии и России неизбежно представляет собой экзистенциальную угрозу для Польши. Важен здесь и исторический контекст: в Польше сегодня по-прежнему свежи воспоминания о разделах и обретении независимости в 1918 г. Эти события актуализируются представителями страны в публичных выступлениях и остаются важным фактором для формирования внешнеполитического курса. Продвигаемая с 1990-х гг. концепция двойной оккупации [5] (на основе подписания пакта Молотова-Риббентропа) также становится причиной для сдерживания Германии, России и недопустимости сближения этих двух стран. Правые силы Польши активно используют эти идеи для выстраивания собственной, независимой от ЕС политики на Востоке.

«Гражданская коалиция» программы по восточной политике в ходе предвыборной гонки не представляла, однако предложила посмотреть на украинско-польские отношения с более прагматичной точки зрения. Д. Туск незадолго до выборов призвал смотреть на двусторонние отношения «без эмоций, без чувств и без обид, без позитивных и негативных эмоций... Мы находимся на сером конце, когда речь идет об участии в проектах восстановления после войны на Украине, на которых можно просто заработать». Вместо речей о братских народах и надвигающейся российской угрозе политик в отношениях с Украиной делает ставку на прагматичный подход, взаимовыгодные экономические сделки и помощь беженцам из зоны боевых действий (не из средств польских налогоплательщиков).

Россия и США в объективе Гражданской Коалиции

В сравнении с жесткой антироссийской и яркой проамериканской риторикой «Права и Справедливости» программа Гражданской коалиции делает ставку исключительно на нормализацию отношений с ЕС. Среди важнейших задач, стоящих перед новым правительством в первые 100 дней работы нет ни одной, которая бы напрямую была связана с Россией или США. Вместо этого упоминается необходимость присоединения Польши к европейскому куполу (европейскому противоракетному щиту). В отношениях с США риторика также стала более прагматичной: ГК выступает за сближение, интенсификацию связей, однако на более партнерской и сбалансированной основе. Уже после выборов, в ноябре, Д. Туск встретился с представителями американских энергетических компаний и обсудил вопросы развития атомной энергетики в Польше. Проект был намечен еще в 2022 г. правительством под руководством М. Моравецкого, однако план финансирования проекта такого масштаба так и не был представлен. Туск же предложил американским компаниям выкупить до 30% акций. Эта инициатива была поддержана не только «Гражданской платформой», но и представителями «Левицы» и «Третьего пути», поскольку поможет преодолеть многолетние споры с ЕС о зеленой энергетике и добыче угля, которые продолжались на протяжении нескольких лет власти «ПиС».

В современном политическом дискурсе отношениям с Россией (в сравнении с ЕС, США) отводится меньшая роль. Причиной этому служит как многолетняя политика противостояния и пропаганда в СМИ, так и неготовность самого польского общества к диалогу. По данным Центра общественного мнения CBOS за последние три десятилетия не было зафиксировано такого индекса антипатии к россиянам, как в 2022 г. За последний год процент негативно настроенных к гражданам РФ возрос с 38% до 82%, а доля тех, кто относился положительно упала с 29% до 6%. Однако и до начала СВО (по опросам 2020г.) россияне в рейтинге занимали одну из последних позиций, обогнав только турков, арабов и цыган. На данный момент ни одна из политических сил, которые оказывают реальное влияние на внешнюю политику, не выступает за выстраивание открытого диалога с Москвой. Попытки продвижения такой идеи представляли представители «Конфедерации», однако и они сняли этот вопрос с повестки после обвинений в сговоре с властями России. Для пришедшей к власти ГП этот вопрос особенно чувствителен: лидера Д. Туска представители «ПиС» по-прежнему обвиняют в принадлежности к организации авиакатастрофы под Смоленском.

Сопоставляя все эти факторы, отметим, что перемены в отношениях Польши с другими странами и институтами в большей мере затронут ЕС. После 8 лет власти «ПиС» новое правительство будет пересматривать законы, которые повлекли за собой споры в Брюсселе, привели к санкциям и блокировкам бюджета. Риторика по отношению к США вряд ли изменится, Америка по-прежнему будет рассматриваться как гарант безопасности восточного фланга НАТО и сдерживания России, на открытый диалог с которой власти не готовы. Однако определенно можно говорить о смягчении давления по линии проводимой ранее политики памяти и выстраивании более конструктивного диалога в вопросах общего непростого прошлого.

Библиография:

1) Лыкошина Л. С. «Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений // Славянский альманах. № 1-2. 2015. С. 170-179.

2) Шишелина Л.Н., Дрыночкин А.В., Лыкошина Л.С., Щербакова Ю.А.
доклад Российского совета по международным делам / Сер. 22/2015 Доклады Российского совета по международным делам. М., 2015.

3) Неменский О. Б. Восточная политика новой правящей партии Польши «Право и Справедливость» // Проблемы национальной стратегии. № 6 (39). 2016. С. 102-124

4) Дмовский Р. Германия, Россия и польский вопрос. СПб.: Алетейя, 2017. 208 с.

5) Waingertner P. Niemiecka i sowiecka okupacja ziem Drugiej Rzeczypospolitej (1939–1941). Refleksje na marginesie dyskusji dotyczących prób porównania polityki okupantów // Studia Rossica Gedanensia, (7), 181–198. https://doi.org/10.26881/srg.2020.7.14

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся