Блог СНО ФМО СПбГУ

Маленькие да удаленькие: влияние регионалистских партий на итоги парламентских выборов в Испании 2023 г.

22 декабря 2023
Распечатать

Автор: Козлова Кристина Васильевна, студентка 3 курса бакалавриата факультета международных отношений СПбГУ

В конце июля 2023 г. состоялись парламентские выборы в Испании, результаты которых и по сей день остаются предметом бурных дискуссий внутри страны. На протяжении почти четырех месяцев вопрос о формировании правительства оставался открытым, однако 16 ноября в Генеральных кортесах состоялось голосование, вновь утвердившее кандидатуру Педро Санчеса на посту главы кабинета. Ключевой причиной такого результата является заключение соглашения между Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП) и регионалистскими силами, прежде всего с каталонцами. Еще до переизбрания П. Санчеса вопрос о роли партий автономных регионов при формировании государственной политики приобрел принципиально важное значение как среди политических элит Испании, так и в исследовательских кругах. Приведет ли согласие с регионалистами к необратимым последствиям с точки зрения единства королевства или заложит основу более тесного сотрудничества между автономиями и центральным правительством?

el_candidato_de_erc_oriol_junq_54355571265_54028874188_960_639.jpg

Источник: lavanguardia.com

Запрос на независимость все еще есть

Каталонский сюжет, с которым П. Санчесу пришлось иметь дело еще с момента первого прихода к власти в 2018 г., до сих пор стоит во главе угла испанской внутриполитической повестки и непосредственно влияет не только на политическую жизнь страны, но и на экономическую и социальную сферы. Российский эксперт С.М. Хенкин убежден, что данный вопрос является «самым серьезным кризисом испанской демократии за 40 лет ее существования» и угрожает сохранению единства королевства. В контексте признания незаконным референдума о независимости 2017 г. вопрос о выходе автономного региона из состава Испании является наиболее чувствительной темой для представителей местных партий. Однако изучение общего контекста и процессов внутри каталонского общества позволяет полагать, что власти Каталонии разыгрывают карту независимости с целью поиска больших выгод и расширения прав региона, в то время как местное население не демонстрирует подобной заинтересованности.

Безусловно, тот кризис, несмотря на прошедшее время, оказал определенное влияние на ситуацию вокруг формирования центрального правительства после июльских выборов, ведь проведение повторного референдума является главным требованием каталонских партий для оказания поддержи П. Санчесу с их стороны. Идея еще одного голосования не теряла своей актуальности на протяжении шести лет, однако желаемые сроки его проведения периодически менялись. Так, например, в сентябре 2022 г. глава Женералитата Пере Арагонес признал невозможность переговоров о проведении нового референдума в рамках диалога с Мадридом до 2024 г. ввиду муниципальных, региональных и всеобщих выборов 2023 года. Однако именно всеобщие выборы и последовавший политический кризис стали «окном возможностей» для сепаратистов, считающих, что теперь они могут взять реванш после поражения 2017 г., одержать личную победу, которая положит начало новому этапу переговоров с центральными властями о проведении референдума уже в ближайший год.

О сохраняющейся актуальности идеи независимости наглядно свидетельствует использование каталонскими партиями различных особенностей региона с целью его гипотетического отделения от Испании. Ключевым аргументом в этом контексте становится экономическое положение Каталонии: согласно последним данным Института статистики Каталонии (IDESCAT), темпы роста ВВП региона выше общеиспанских показателей (2,1% против 1,8% на третий квартал 2023 года – впервые обошли Испанию со времени постковидного восстановления). Кроме всего прочего, на сайте партии «Вместе за Каталонию» содержится утверждение о том, что «у Каталонии есть потенциал стать современной и продвинутой страной» в масштабах всего Евросоюза, сопоставимой по уровню развития с такими государствами, как Дания, Австрия, Нидерланды или Финляндия (и опережающей соседок по Южной Европе – Грецию и Португалию). Их союзники «Левые республиканцы Каталонии» уверены, что независимая Каталонская республика станет «ядром евро-средиземноморских отношений». Дата публикации высказываний не указана, однако в их сохранении на сайтах обеих партий угадывается, что политические силы Каталонии намерены отстаивать свою точку зрения о высоком экономическом потенциале региона и разыгрывать эту карту в качестве аргумента о необходимости обретения независимости.

Помимо экономических аргументов, умело используются и лингвистические особенности Каталонии. В марте 2023 г. неправительственная организация «Plataforma per la Llengua», главной целью которой провозглашается продвижение каталанского языка как инструмента социальной сплоченности, опубликовала ежегодный отчет с броским названием «Вы хотите говорить по-каталански или хотите, чтобы ваш ребенок выздоровел?». Публикация подобных отчетов направлена на общественное освещение случаев языковой дискриминации каталаноговорящих граждан со стороны государственных органов. Авторы отчета приводят ряд количественных показателей для подтверждения своего тезиса: по их данным, в период с 2019 по 2022 год в Испании произошло увеличение случаев языковой дискриминации на 372%, в 2022 г. было зафиксировано 118 подобных случаев.

Согласно сайту Левых республиканцев Каталонии, одним из ключевых направлений их деятельности является именно отстаивание языковой самобытности, пресечение подобных случаев дискриминации, а также полный отказ от «испанской модели языковой политики». В призывах «порвать» с линией центрального правительства прослеживаются и призывы к независимости региона: члены партии заявляют, что «политика в отношении языков новой страны (важность противопоставления языковой политики Испании и будущей Каталонской республики — прим. автора) будет определяться самими каталонцами демократическим путем». Таким образом, несмотря на успехи каталонской политики в виде достижения соглашения 2022 г. с правительством Испании о защите и продвижении каталанского языка и действительное улучшение его положения, использование на территории региона уникального неиспанского языка становится одним из аргументов местных регионалистских партий в пользу независимости.

Для составления общей картины о значимости вопроса о каталонской независимости в самом автономном регионе особо примечательными становятся результаты недавних социологических опросов. Согласно исследованию от июля 2023 года, проведенного Центром общественного мнения (также известного как «Каталонский барометр»), из 2000 опрошенных каталонцев лишь 42% поддерживают идею независимой Каталонии, 52% выступают за сохранение Каталонии в составе Испании, 6% не определились. Таким образом, можно сделать вывод, что каталонцы и лидеры местных партий стремятся к независимости в разной мере, а следовательно их интересы расходятся. Действительный расклад предпочтений населения может отличаться от описанных выше результатов, так как по обыкновению сторонники независимости региона занимают более активную позицию. Более того, расклад не изменился и с августа 2023 года, когда впервые были озвучены предложения партийных лидеров о поддержке кандидатуры П. Санчеса в обмен на проведение референдумов о независимости. Опубликованный в середине ноября отчет «Каталонского барометра» показал практически те же самые цифры: 52% — против, 41% — за, 7% — не определились. Таким образом, условия, выдвинутые лидерами регионалистских партий, не смогли переломить общественное мнение в самом же регионе в их пользу.

Вероятно, такой исход может объясняться тем, что после провала референдума каталонские лидеры постоянно публично заявляют о своем намерении продолжать борьбу с центральными властями за независимость, однако практическое положение этого вопроса в контексте общекаталонских проблем остается неизменным и не имеет особых подвижек. Это могло стать причиной последующего разочарования и утраты веры со стороны местного населения в то, что данный вопрос будет иметь какое-либо разрешение в обозримой перспективе. Важным фактором является и неизменная линия обоих правительств П. Санчеса о невозможности отделения Каталонии от единой Испании. Именно поэтому новости о выдвижении Барселоной собственных условий П. Санчесу не стали причиной общественного резонанса и не оказали влияния на общественное мнение.

Тем не менее, после июльских выборов сложилась благоприятная для каталонских сепаратистов ситуация, в которой вновь актуальным стал тезис П. Арагонеса о зависимости центрального правительства от позиции регионалистских партий на голосованиях в парламенте по ключевым вопросам. Как было отмечено, вопрос каталонской независимости не теряет своей актуальности, что подтверждают и многочисленные высказывания П. Арагонеса в средствах массовой информации о намерении каталонских властей отстаивать свои интересы до победного конца. Однако такая решительность не находит отклика среди местного населения, а стремление каталонских сил максимизировать выгоды от своего положения после общеиспанских выборов не является гарантом действительного разрешения конфликта в их пользу.

Балансирование на грани конфликта

В контексте нынешних событий следует напомнить, что в свое время приход к власти П. Санчеса ознаменовался пересмотром политики в отношении Каталонии: если правоцентрист М. Рахой проводил линию на жесткое подавление сепаратистских настроений, то в мае 2018 г. новый председатель правительства провозгласил курс на переход от фазы конфронтации к фазе открытого диалога. В соответствии с этим тезисом в начале июня того же года он обратился к сторонникам независимости Каталонии с предложением начать поиск политических решений проблемы сепаратизма, начало чему должна положить нормализация отношений.

При этом стоит учитывать, что П. Санчес с самого начала выбрал курс на полное соблюдение правовых норм и подчеркнутое уважение положений Конституции (примечательно, что, будучи атеистом, он даже принес присягу не на Библии, а на основном законе). Поэтому, несмотря на провозглашенную политику «мирного сосуществования» с каталонскими сепаратистами, председатель правительства четко обозначил, что, в случае пресечения границы закона, центральная власть может применить 155-ю статью Конституции. Данная статья предоставляет правительству право в случае невыполнения своих обязательств автономным сообществом предпринимать те меры, которые считаются необходимыми (вплоть до издания инструкций органам власти автономий) с целью защиты общеиспанских интересов. Кроме того, любопытно, что П. Санчес пытался подчеркнуть европейское измерение каталонского вопроса. Испанский лидер неоднократно высказывался (например, во время своих визитов в Великобританию и на внеочередной съезд Социал-демократической партии Германии в мае 2018 г.), что «сепаратистский вызов в Каталонии — это не только угроза целостности Испании, но и европейскому проекту, поскольку на карту поставлены европейские ценности». Главным лозунгом правительства тогда стало «Сосуществование — всегда, независимость — никогда».

Помимо самого премьера, в схожем ключе высказывались и отдельные члены его кабинета. Так, например, однозначная позиция по каталонскому вопросу была озвучена Кармен Кальво, первым заместителем председателя правительства Испании, в одном из интервью для испанской газеты «El Mundo». На вопрос журналиста о том, будет ли проводиться референдум о независимости Каталонии» она ответила, что «независимость никакой территории не предусмотрена Конституцией, а следовательно о референдуме не может идти и речи. Каталония никогда не имела такого уровня автономии и децентрализации, который она имеет сейчас». Кроме того, заместитель озвучила намерение соблюдать положения Конституции в сочетании с «нормальными» отношениями с Каталонией. Важно отметить, что подобная точка зрения сохраняется у ИСРП и по сей день.

Помимо прочего, центральное правительство регулярно сталкивалось с трудностями в диалоге с Каталонией из-за радикальной позиции предыдущего главы Жениралитата Кима Торры. Любопытно, что на веб-странице партии до сих пор содержится более 80 упоминаний фамилии бывшего каталонского лидера, большая часть которых направлена на его критику. Например, Адриана Ластра, партийный пресс-секретарь, на одном из заседаний Конгресса депутатов заявила, что К. Торра «должен прекратить вести себя как экстремист и начать вести себя как президент, в котором нуждаются все каталонцы и каталонки». П. Санчесу также принадлежит ряд достаточно резких высказываний личного характера. «Сегодня Каталонии нужен президент Жениралитата, который действительно будет руководить, а не расист у руля. Избрание Торры обнажило расистский позор сепаратизма и поставило под угрозу мирное сосуществование граждан», — озвучил свою позицию испанский лидер на пресс-конференции в мае 2018 года. Ситуация значительно изменилась после прихода к власти в Каталонии П. Арагонеса в мае 2021 года. Последний, не отказываясь от самой идеи независимости региона, стал придерживаться более умеренной линии и открытости к диалогу с центральными властями, что исключал его предшественник. Для сравнения, с 2021 г. на сайте ИСРП не содержится ни одного упоминания нынешнего главы Каталонии в негативном контексте. Это можно считать одним из симптомов того, что смена каталонского руководства оказала влияние на нормализацию отношений между правительствами даже ввиду уже проводимого курса на выстраивание эффективной коммуникации.

Анализ официального сайта ИСРП посредством поиска упоминаний слова «Cataluña» (в период с начала 2018 по июль 2023 гг.) показывает, что линия социалистического правительства П. Санчеса на поддержание конструктивного диалога с регионалистами оставалась неизменной. В целом неизменной оставалась и позиция по вопросу выхода Каталонии из состава Испании. Некоторая пауза в отношениях центральных и региональных властей наступила в 2020 г., когда на первый план вышла борьба с пандемией. Однако политика П. Санчеса в отношении Каталонии часто критикуется за двусмысленность и двоякость, а сам глава правительства обвиняется, прежде всего оппозиционными силами, в «заигрывании» с сепаратистами. Прежде всего, это связано с тем фактом, что по некоторым нюансам смена риторики главы правительства все же произошла. Ярким примером принятия новой позиции является поддержка П. Санчесом приговора Верховного суда Испании о тюремном заключении девяти лидеров Движения за независимость Каталонии за организацию референдума 2017 года. В июне 2021 г. П. Санчес объявил амнистию заключенных, против которой он ранее выступал, объяснив это тем, что «это было лучшее решение для Испании и Каталонии, и оно отражает дух гармонии, изложенный в Конституции». Подобная мера также была названа демонстрацией стремления правительства работать ради взаимопонимания, а не конфронтации. Каталонские лидеры заметили, что остается лишь вопросом времени, когда премьер откажется и от других своих последних заявлений, из-за чего идея независимости лишь укрепилась. Помилование осужденных вызвало реакцию со стороны не только каталонцев, но и оппозиционных партий. Например, лидер Народной партии Пабло Касадо открыто заявлял, что «правительство не только было не в состоянии решить текущие проблемы, но и создало новые». Кроме того, примечательно заявление П. Санчеса, где он нарекает ИСРП «надеждой Каталонии и Испании», будто намеренно отделяя автономное сообщество от всего Испанского Королевства.

Оценивая отрезок с 2018 г. по лето 2023 г., можно сказать, что отношения Мадрида с каталонскими региональными властями несколько улучшились по сравнению с премьерством М. Рахоя. Однако, несмотря на взаимные шаги по выстраиванию благоприятной среды для переговоров, трудности в коммуникации центрального правительства и региональных каталонских властей сохранились. Прежде всего, они обусловлены диаметрально противоположными взглядами на будущее Каталонии. В испанском политическом поле, в особенности в дискурсе оппозиционных ИСРП сил, политика П. Санчеса часто вызывает больше вопросов, чем ответов, и влияет на появление ложных надежд у самих каталонцев. Тем не менее, глава правительства готов продолжать переговоры и идти на некоторые уступки: помимо помилования заключенных, власти обсуждают вопросы улучшения инвестиционного климата в Каталонии, а также финансирование модернизации инфраструктуры на территории региона. Однако позиция премьера в отношении выхода Каталонии из состава Испании однозначна и неизменна — проведение повторного референдума невозможно.

Цена победы

Сказанное выше означает, что июльские парламентские выборы стали очередным испытанием на прочность для отношений каталонских партий и Мадрида, наложившись на и без того непростой отрезок после событий 2017 года. По случаю подведения итогов П. Арагонес заявил о намерении поддержать кандидатуру П. Санчеса совместно с партией «Вместе за Каталонию» при голосовании в Кортесах, так как уже тогда было известно, что Народная партия во главе с Нуньесом Фейхоо не сможет самостоятельно сформировать правительство. По словам самого П. Арагонеса, подобное стечение обстоятельств «открывает возможность обусловить инаугурацию и добиться прогресса в урегулировании конфликта», что говорит о стремлении сепаратистов диктовать свои условия Мадриду. Одним из таких условий является проведение повторного референдума о выходе Каталонии из состава Испании, о чем также неоднократно заявлялось в СМИ. В рамках публичных заявлений каталонский лидер просил согласовать условия переговоров для референдума, а также настаивал на провозглашении амнистии заключенных. Тем не менее, П. Арагонес подчеркнул, что «одна только амнистия не решает конфликт, в центре разрешения конфликта находится референдум». Примечательно, что незадолго до выборов глава правительства четко обозначил в интервью испанскому телеканалу «laSexta», что референдума о независимости Каталонии «нет и не будет». Однако подобные заявления не гарантировали отказ от уступок со стороны центрального правительства каталонцам в других аспектах.

В конце июля П. Санчес озвучил намерение заполучить большинство в парламенте путем союза с такими партиями, как «Левые республиканцы Каталонии» (7 мест), «Вместе за Каталонию» (7 мест), «Единство Страны Басков» (6 мест), «Баскская националистическая партия» (БНП) (5 мест), «Галисийский националистический блок» (1 место), а также блок «Sumar» (26 мест). Важно отметить, что для достижения большинства в Конгрессе депутатов необходимо было преодолеть отметку в 176 голосов, а ИСРП самостоятельно заполучила 121 место. Так, например, 24 октября ИСДП и Sumar достигли коалиционного соглашения между собой. 10 ноября социалисты подписали соглашение с БНП, затем аналогичная договоренность была достаточно быстро подписана и с галисийцами. Как полагается, самым сложным соглашением для Санчеса стали договоренности как раз с силами Каталонии. Помимо вопроса о референдуме, в итоге вынесенного за скобки, камнем преткновения стал вопрос о принятии закона о еще одной – расширенной – амнистии уже для всех, кому были предъявлены уголовные обвинения за отстаивание каталонской независимости в период с 2012 по 2023 годы. Однако в этом случае компромисс найти удалось: 1 ноября стало известно, что ИСРП совместно с партиями «Левые республиканцы Каталонии» и «Вместе за Каталонию» разработали законопроект, который, согласно обещаниям П. Санчеса, будет направлен в нижнюю палату парламента сразу после его инаугурации. Карлес Пучдемон, лидер партии «Вместе за Каталонию» и бывший глава Жениралитата Каталонии, отстраненный после провозглашения каталонской независимости осенью 2017 г., настаивал на принятии закона до вступления премьера в должность, однако подобное развитие событий было сочтено невозможным со стороны ИСРП. Если говорить о самом К. Пучдемоне, то принятие закона означает его беспрепятственное возвращение на территорию Испании без последующих судебных разбирательств.

16 ноября все упомянутые политические силы отдали голоса за кандидатуру П. Санчеса, тем самым позволив премьеру сохранить свой пост (179 голосов за кандидата при 176 необходимых и при 171 голосе против; при подсчете также учтены голоса партии «Подемос» (5 мест) и Канарской коалиции (1 место)). Важно отметить, что на самые большие уступки социалисты пошли именно партиям Каталонии, ведь, например, баскские сепаратисты не выдвигали требований, подобным каталонским, и не настаивали на независимости автономного региона от Испании. Именно поэтому союз с каталонскими силами стал причиной широкого общественного резонанса. С начала ноября на улицах Мадрида несколько дней шли многотысячные демонстрации и митинги, осуждающие закон об амнистии каталонских сепаратистов. Во время акций протеста звучат такие лозунги, как «Санчес, уходи в отставку!», «Испания не продается!», «Нет амнистии!». Помимо того, что протестующие обвиняют в обмане действующего премьер-министра, на сторону демонстрантов встали и оппозиционные политические силы. Так, например, Народная партия, формально занявшая первое место на выборах, заявила о намерении «играть в жесткую игру и играть в нее до конца», стремясь воспрепятствовать успешному прохождению законопроекта об амнистии через все стадии в парламенте. Помимо прочего, блокирование социалистов с пестрым лагерем всех регионалистов было расценено как фальсификация выборов и игнорирование воли именно испанского народа. Идентичную точку зрению приняла и партия «Vox», руководство которой пошло еще дальше: 14 ноября члены партии подали иск в Верховный суд против П. Санчеса по обвинению в преступлениях, связанных со злоупотреблением при исполнении служебных обязанностей, узурпацией функций судебной власти, а также осуществлением деятельности, запрещенной государственным должностным лицам. Аналогичным образом «Vox» намерены привлечь к ответственности и каталонские партии – правда, едва ли в обоих случаях из этого что-то получится.

Как само соглашение ИСРП с регионалистами и особенно с каталонцами, так и его последствия приобретают первостепенное значение в испанской политике. Сам П. Санчес, комментируя происходящее на заседании Конгресса депутатов, был убежден, что инициатива об амнистии является полностью законной и соответствует всем конституционным нормам. По его словам, подобная мера станет шагом к преодолению раскола, образовавшегося в 2017 г., и приведет к установлению единодушия. Таким образом, можно говорить о продолжении П. Санчесом политики выстраивания диалога между Мадридом и Барселоной. Важно отметить, что такая политика противоречит прошлым утверждениям председательства правительства об отказе о предоставлении каталонцам еще большей независимости в составе Испании и по сути является лишь мерой для сохранения социалистов во главе государства.

***

Отвечая на вопрос, к чему приведет согласие П. Санчеса с каталонскими сепаратистами, можно предположить, что события минувшей осени могут стать точкой невозврата для действующего председателя правительства. На сегодняшний день использование каталонскими политическими силами вопроса о независимости и проведения повторного референдума становится инструментом для расширения и так внушительных прав автономного региона. Практическим результатом разыгрывания карты о выходе Каталонии из состава единой Испании пока стала выработка закона об амнистии, вероятность принятия которого и его предварительное одобрение социалистами стали причинами раскола испанского общества на два лагеря. Безусловно, происходящее доказывает, что роль регионалистских партий в Испании неуклонно возрастает, однако данное заключение касается прежде всего каталонских политических сил. Как было отмечено, соглашения с прочими региональными партиями не привели к общественному недовольству или порицанию ввиду более умеренных положений соглашений между сторонами, а также ввиду отсутствия стремления к независимости, равного каталонскому. Так или иначе, действия П. Санчеса лишь подлили масла в огонь и стали основой для дальнейшей критики со стороны оппозиционных сил и для окончательного утверждения его политического курса как спорного и двоякого. Однозначно можно сказать, что хотя премьер и сохранил свой пост, он занимает очень шаткое положение, что доказывают опросы общественного мнения. По состоянию на 6 ноября испанское население отдало бы правоцентристской Народной партии 35,5% (вместо итоговых 33% в июле), чего, возможно, все же хватило бы для большинства в парламенте и лишило бы П. Санчеса власти. Заключение соглашений с различными политическими силами в парламенте обусловило большинство ИСРП при голосовании, а значит на сегодняшний день наиболее вероятным представляется, что проект закона об амнистии будет принят, несмотря на его бойкотирование Народной партией и «Vox». Положение премьер-министра лишает его пространства для маневра, так как отзыв законопроекта об амнистии ухудшит и так нестабильные отношения с каталонскими силами, а его принятие станет причиной еще большего обострения общественного недовольства. Амнистия, неизбежно воспринимаемая сепаратистами как первая победа на пути к независимости после 2017 г., лишь подстегнет их активность, а значит изначальная идея П. Санчеса об установлении «единодушия между испанцами» быстро потеряет свое значение.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся