Блог СНО ФМО СПбГУ

«И один в поле – воин»: перспективы сотрудничества России и стран Азии в Арктике

15 апреля 2024
Распечатать

Автор: Баклушина Анна Андреевна, студентка 3 курса бакалавриата факультета международных отношений СПбГУ

В сентябре 2023 года из заявления МИД РФ стало известно, что Россия вышла из Совета Баренц/Евроарктического региона. Западные партнеры обвинялись в парализации деятельности совета с марта 2022 года и срыве подготовительных мероприятий по передаче руководства в организации. Однако, это не единственное болезненное решение. Выход России из Совета государств Балтийского моря и продолжение деятельности Арктического совета без одного из ключевых акторов в регионе способствует развитию ситуации, в которой традиционные связи между Россией и странами «арктической восьмёрки» существенно ослабевают.

alex-rose-xWqVolHF6Xc-unsplash.jpg

Источник: Unsplash    

В период с 2013 года по 2023 год в состав наблюдателей Арктического совета вошли Индия, Китай, Сингапур, Республика Корея и Япония. Было бы ошибкой недооценивать энтузиазм, с которым перечисленные страны пытаются проникать в Арктику. Однако, далеко не все из вышеперечисленных государств открыты для продуктивного диалога.

Мнение о том, что Москва может оказаться в изоляции, возникло не на пустом месте. Ещё до выхода России из СБЕАР, в совместном докладе эксперты НИУ ВШЭ и Фонда Росконгресс рассмотрели возможные сценарии развития международной кооперации в Арктике. Среди всех критериев, определяющих положение нашей страны на мировой арене, наиболее релевантными представляются следующие: высокая вовлеченность неарктических акторов и низкая функциональность международных институтов. В этих обстоятельствах РФ необходимо переосмыслить подход к сотрудничеству в Арктике через призму «поворота на восток».

Научное сотрудничество служит отличным подспорьем для нахождения точек соприкосновения во многих сферах, поскольку новые технологии необходимы как для проведения различных исследований, так и для разведывания месторождений энергетических ресурсов, создания инфраструктуры для обслуживания морских путей и проведения газо- и нефтепроводов. Обмен технологиями в судостроительной отрасли также выгоден для развития науки, поскольку основное наблюдение за состоянием Арктики и осуществление логистики возможно благодаря ледоколам. Однако, самый большой плюс сотрудничества именно в научной сфере заключается в том, что она является одной из наиболее нейтральных областей взаимодействия.

Арктика и Гималаи: неожиданная связь

За последнее время интерес Москвы к партнёрству с Дели существенно возрос. Общая тенденция заключается в нацеленности на двустороннее взаимовыгодное сотрудничество в научно-технической области, поскольку интересы обеих сторон здесь совпадают и включают в себя мониторинг окружающей среды, метеорологические, криосферные, атмосферные и другие исследования [1]. Индия ведёт научную деятельность в этих сферах с 1998 года, тогда был основан Национальный центр полярных и океанических исследований, хотя первая индийская исследовательская станция была открыта только через 20 лет. Не возникает сомнений, что Индия обладает огромным научным потенциалом и опытом.

Также, у Дели имеется собственная Арктическая стратегия. Среди основных положений выделим готовность выстраивать партнерские отношения с исследовательскими институтами по всему миру и заинтересованность в использовании традиционных знаний коренных народов. Вовлечение местного населения Арктики в процесс принятия решений позволяет получить более полное представление об изменениях, происходящих в регионе, выявить уникальные экологические проблемы, улучшить системы мониторинга и другое. Для Дели это не только общая точка соприкосновения с Москвой, но и способ легитимировать свою деятельность, получив поддержку со стороны коренных народов.

Стоит отметить, что повышенное внимание Индии к изучению состояния ледников связано с тем, что урожайность яровых культур, обеспечивающих почти 50% производства продовольствия в стране, сильно зависит от ледниковых вод, питающих ряд крупнейших рек в Индии. Однако существует менее очевидная причина, обосновывающая такой интерес. Индийский дипломат Р. К. Шривастава отмечал, что высокие широты Земли имеют сходство с высокогорьями Гималайского региона Индии, включая влияние на них глобального потепления и таяния ледников, поэтому изучение процесса таяния ледников в Арктике позволит Бхарату выработать решение для гималайской проблемы

Говоря о многостороннем сотрудничестве, отметим, что оно осложнено конфликтом Индии и Китая вокруг линии фактического контроля, проходящей через Гималаи. Её статус де-факто определён в индийско-китайских соглашениях, но спор всё равно периодически обостряется, провоцируя напряжение между Пекином и Дели. В этих условиях представляется практически невозможным выстраивание продуктивного диалога в треугольнике «РФ – Индия – КНР» до момента решения этого конфликта.

Один полюс, многовекторный Китай

На протяжении долгого времени КНР проявляет интерес к Арктике, приравнивая себя к «около-арктическим государствам». В очередном совместном докладе специалисты НИУ ВШЭ и Фонда Росконгресс отметили, что Китай намерен укреплять технологический потенциал Арктики за счет инноваций и прикладных технологий. Особое внимание уделяется развитию морских путей и повышению качества жизни местного населения. В этой связи наиболее значимыми проектами являются «Один пояс – один путь» и Северный морской путь, которые фактически объединились под эгидой стратегии «Ледяной шёлковый путь», принятой Си Цзиньпином в 2017 году.

Возможно выделить следующие преимущества СМП для Китая: уменьшение протяжённости транспортных маршрутов и снижение транспортных издержек; повышение безопасности проходящих судов; развитие и углубление экономического сотрудничества со странами Северной Европы, а также поддержание стабильных дружественных отношений с Россией [2]. Более того, политическая нестабильность в странах Ближнего Востока и Центральной Азии вызывает озабоченность Пекина, поскольку Китай импортирует энергоресурсы и минеральные ресурсы именно оттуда. За счёт использования СМП как альтернативного маршрута и сотрудничества с Россией последняя способна восполнить энергетический дефицит КНР с точки зрения расстояния и стоимости [3].

Официальная позиция Пекина характеризуется постановкой в приоритет научных исследований, где наиболее важными аспектами являются защита окружающей среды, борьба с изменениями климата, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение устойчивого развития Арктики. Примечательно, что в каждой из этих областей Россия и Китай способны найти точки соприкосновения. Однако однозначно говорить о том, что КНР заинтересована в поддержании стабильности в Арктике, не приходится. Как государство-наблюдатель Арктического совета, Китай имеет право выражать свои взгляды на управление Арктикой, участвовать в проектах рабочих групп, а также проводить собрания экспертов совместно с арктическими государствами. С одной стороны, через механизмы организации возможно влиять на китайскую политику, если она по мнению членов Арктического совета не будет способствовать продуктивной кооперации в Арктике. С другой стороны, подобная политика создаёт напряжение в отношениях между арктическими государствами и КНР. Следовательно, Поднебесной необходимо тщательно продумывать каждый шаг в отношении Арктики и обеспечить такие условия для сотрудничества с Россией, которые не нанесут ущерб партнёрству с другими арктическими странами.

Восходящее надо льдами солнце

Япония, будучи островным государством, которое не имеет выхода к Северному Ледовитому океану, особенно заинтересовано в развитии Северного морского пути. Во-первых, напряженность на Ближнем Востоке вынуждает задуматься об альтернативных морских маршрутах. Во-вторых, через Северный Ледовитый океан корабли из японского порта Йокогама в нидерландский порт Роттердам приходят на 13 дней раньше, чем по традиционному маршруту. В-третьих, использование СМП позволяет существенно сокращать выбросы парниковых газов [4].

Сотрудничество России и Японии несколько напоминает китайскую модель, поскольку Токио также принимает участие в проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Более того, Япония также владеет внушительными долями участия в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Примечательно, что на фоне санкций, наложенных США на «Арктик СПГ-2» в Mitsui лишь пространно заявили, что последствия ограничений будут тщательно изучены, и лишь затем будут приняты соответствующие меры.

В 2021 году был сделан важный шаг к укреплению взаимопонимания между Россией и Японией: на встрече главы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекунова и Чрезвычайного и полномочного посла Японии в России Тоёхисы Кодзуки были рассмотрены основные направления международной кооперации в дальневосточном и арктическом регионах. Расширение взаимодействия предполагалось в таких областях, как энергетика, логистика, транспортная инфраструктура и другие. Министр особенно отмечал заинтересованность России в технологическом сотрудничестве, направленном на поддержку инвестиционных проектов, создающих новые рабочие места, активное использование эффективных технологических решений, внедрение и тиражирование технологий альтернативной энергетики.

Основными проблемами в налаживании мостов с Токио являются союзнические отношения с США санкции, неурегулированный вопрос относительно Южных Курильских островов и отсутствие точек соприкосновения в иных сферах, кроме энергетической.

Арктика «по-корейски»

Из всех рассматриваемых азиатских партнеров сложнее всего дела обстоят с Республикой Кореей. Одним из основных интересов для страны, как и для большинства потенциальных азиатских партнеров, является Северный морской путь. Сеул, с одной стороны, не готов финансово вкладываться в инфраструктурные проекты СМП до их завершения, а с другой стороны, может предложить логистическое сопровождение.

Хорошо развитый высокотехнологичный судостроительный кластер Южной Кореи располагает высоким потенциалом для реализации в нише ледокольного судостроительства. Стоит отметить такие достижения, как строительство плавучих СПГ-хранилищ, вспомогательных кораблей для перевозки различных грузов. Примечательно, что одно время Сеул был готов экспортировать в Россию технологии, необходимые для переоснащения российских верфей и судоремонтных заводов. Это имело особую ценность на фоне санкций западных стран, введенных до событий 2022 года.

Важно отметить интерес Республики Корея к альтернативному источнику энергии, гидрат метану, запасы которого в Арктике несколько раз превышают запасы нефти. В непростом деле его добычи южнокорейские специалисты преуспели больше других: на судне «Араон» в 2013 и 2016 годах проводились успешные экспедиции по оценке запасов гидрат метана [5].

Общую обеспокоенность России и Республики Корея вызывают глобальные экологические проблемы, в частности, таяние вечной мерзлоты. Старший научный сотрудник Корейского института полярных исследований Сон Хён Гё утверждает, что «Те вирусы, которые были замурованы в вечной мерзлоте и дремали там тысячи или десятки тысяч лет, вновь «оживают», заражая животных, которые затем передают их людям … Это не та сфера, где стоит думать о геополитических разногласиях. Есть проблема, которая затронет нас всех, поэтому надо отбросить споры и совместно работать». Возможной базой для такой кооперации не только с Сеулом, но и с Пекином может стать международная арктическая станция «Снежинка».

Ключевая проблема, вследствие которой любой совместный амбициозный проект, скорее всего, не будет реализован, связана со стойким стремлением Республики Корея идти в фарватере США. Обеспокоенность РФ вызывает приверженность Сеула военно-политическому курсу Америки, который предполагает постепенное установление режима демилитаризованной территории в Арктике и лишение России Северного морского флота. Кроме того, Южная Корея придерживается общего западного прочтения ситуации на Украине, что исключает возможность кооперации между Москвой и Сеулом по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Маленький остров с большими амбициями

Сингапур является единственным государством, чья арктическая стратегия на данный момент находится на стадии разработки, в отличии от Японии и Республики Кореи. Тем не менее, анализ дипломатической деятельности и экономики страны показывает, что её интерес к Арктике набирает обороты. А. Чилингаров, специальный представитель Президента РФ по междугородному сотрудничеству в Арктике и Антарктике отмечал, что «Сингапур заинтересован в участии в арктических исследованиях. Он имеет самые современные технологии строительства буровых платформ для работы на шельфе, включая платформы ледового класса, что, несомненно, представляет большой интерес для России».

Предотвращение экологических катастроф, связанных с таянием многовековых ледников, занимает одно из центральных мест во внешней политике обеих стран. Основная опасность заключается в повышении уровня мирового океана, что в большей степени беспокоит Сингапур, поскольку в перспективе последствия могут привести к затоплению маленького островного государства. Именно по этой линии представляется важным достичь взаимопонимания с Россией.

Особенно интересным направлением политики Сингапура в Арктике является поддержка коренных народов. Совместно с постоянными участниками Арктического совета, представляющими организации коренных народов, была учреждена стипендиальная программа последипломного обучения, позволяющая студентам-представителям коренных народов Арктики изучать в Сингапуре государственную политику, общественное управление и проводить морские исследования [6].

Сингапур стремится искать новые возможности для применения имеющихся у него передовых наукоёмких технологий в области кораблестроения, машиностроения, строительства портовой инфраструктуры, включая инфраструктуру добывающей промышленности в открытом море. В этом смысле перспективным кажется сотрудничество по линии СМП, поскольку участие Сингапура в развитии проекта обеспечило бы государство заказами в судостроительной и навигационной отраслях. Более того, Сингапур уже изготавливал ледоколы на заказ, например, для «Лукойла» в 2008 году. Однако существует мнение, согласно которому Сингапур может быть обеспокоен своей конкурентоспособностью как логистического хаба из-за соперничества с Китаем.

Для обеспечения инфраструктуры СМП необходимо возрождать российский крайний север, который в настоящий момент страдает от вымирания приморских городов. Опыт Сингапура в строительстве портов мог бы сыграть в этом вопросе ключевую роль. Также, функционирование портовых сооружений важно для обеспечения транзита углеводов, поставки которых составляют львиную долю сингапурского импорта в структуре торговли с РФ [7].

Однако найти точки соприкосновения в современной ситуации становится все сложнее. В марте 2022 года МИД Сингапура опубликовало сообщение, в котором прослеживается двойственный посыл. С одной стороны, подчеркивалась ценность хороших отношений с Россией, а с другой стороны, РФ обвиняется в нарушении международного права, а именно принципа суверенитета. Для небольшого Сингапура такая ситуация — опасный прецедент. В связи с этим вводится экспортный контроль на такие категории товаров, как «электроника», «компьютеры», «телекоммуникации и информационная безопасность». Ограничения вводятся и в финансовой сфере. Таким образом, возможное сотрудничество по линии обмена технологиями существенно осложняется.

Как говорил Чернышевский: «Что делать?»

В сложившейся ситуации российскому руководству необходимо использовать все возможности для налаживания отношений с теми странами, которые проводят дружественную политику по отношению к России в Арктике. Для сохранения сильных позиций в регионе, несмотря на неконструктивное поведение стран-членов Арктического совета, нашей стране необходимо принять во внимание следующие рекомендации.

Во-первых, важно выделить наиболее нейтральные и перспективные области для сотрудничества, касающиеся большинства стран, перечисленных в статье: это развитие Северного морского пути, ледоколостроения и высокий интерес к традиционным знаниям коренных народов. В этом смысле, однако, следует учитывать тот факт, что вклад Республики Кореи и Японии в инфраструктурное развитие этого транспортного коридора маловероятен, поскольку он в большей степени выгоден именно России. Более того, приверженность политике союзничества с Соединёнными Штатами неминуемо создала бы предпосылки для напряжённости. Предполагается, что издержки, которые могут понести Токио и Сеул вследствие выбора в пользу России, превысили бы выгоды от использования СМП. Более того, между РФ и Японией существует неурегулированный территориальный вопрос относительно Южных Курил, который периодически обостряется. В связи с этим рекомендуется основной упор сделать на углубление отношений с Дели и Пекином, которые дружественно настроены по отношению к Москве.

Во-вторых, более уместным представляется построение сотрудничества на двусторонней основе, нежели на многосторонней. Причиной этому служат нестабильные отношения между Индией и КНР. История насчитывает несколько случаев вооружённых столкновений между двумя странами вплоть до настоящего момента, связанных с неопределённостью границы между государствами, отдельного упоминания стоит Тибетский вопрос. Следовательно, договориться в рамках БРИКС на многосторонней основе, когда во внимание необходимо принимать мнение всех участников организации, будет непросто. Поэтому рекомендуется начинать с проектов по линиям «Россия – Индия» и «Россия – КНР», не отказываясь от «треугольника» в перспективе. Важно иметь ввиду перспективу выступить посредником в поиске точек соприкосновения между Индией и Китаем, в том числе по вопросам коренных народов, обеспечения устойчивого развития, функционирования СМП. Однако, следует избегать область энергетики, поскольку здесь Индия и Китай могут выступить в роли соперников.

В-третьих, в связи с приостановкой деятельности Арктического совета необходимо поднимать международный престиж БРИКС и усиливать кооперацию в его рамках, поскольку Россия является важнейшим игроком в регионе, обладающим большей частью территории Арктики. Несмотря на попытку исключить РФ из арктического дискурса, Москве рекомендуется поддерживать высокий уровень инициативы как в регионе, так и на международной арене, демонстрируя своё лидерство. Этому способствует вступление России 1 января 2024 года в должность председателя в БРИКС.

В-четвёртых, в среднесрочной перспективе следует обратить внимание на Сингапур, который в сравнении с Республикой Кореей и Японией относится к Российской Федерации более дружелюбно. Островное государство обладает высоким технологическим потенциалом, позволяющим ему не только осваивать месторождения энергетических ресурсов в Арктике, но и проводить сопутствующие исследования в регионе, которые наиболее выгодно реализовывать совместно с Россией. Однако стоит помнить о географической удалённости Сингапура от Москвы и противоречиях с Китаем, который может составить серьёзную конкуренцию как логистический хаб. В этой ситуации можно попробовать найти искать общие интересы в научно-технической области по мере возможностей.

Российская Федерация, таким образом, на данном этапе существенно ограничена в своих возможностях для сотрудничества. Причиной этому служит не только ослабление связей с постоянными членами Арктического совета, но и весомые противоречия между Россией и большей частью азиатских государств, не позволяющие наладить конструктивное партнерство. Тем не менее, нельзя говорить о полной изоляции, поскольку Россия обладает всеми возможностями для продвижения своих интересов через БРИКС и активно ведёт диалог с такими заинтересованными государствами, как Индия и Китай которые уже добились определённых успехов в Арктике и не намерены сбавлять обороты.

Список литературы:

1) Сухаг В. Интересы Индии в российской Арктике // Россия: общество, политика, история. – 2022. (дата обращения: 21.12.2023)

2) Ушакова Е. Арктические рубежи: Ледяной шёлковый путь и его роль в продвижении Китая в Арктику // Арктика и Север. – №43. – 2021. (дата обращения: 21.12.2023)

3) Чжоу Г. Интересы Китая в освоении Арктики и инициатива "Ледяной шелковый путь" // Общество: политика, экономика, право. – № 9. – 2021. (дата обращения: 21.12.2023)

4) Стрельцов Д. Российское направление политики Японии в Арктике // Японские исследования. – 2021. (дата обращения: 21.12.2023)

5) Рыжова А. Национальные интересы Республики Корея в Арктике // Проблемы национальной стратегии. – 2019. – № 5. (дата обращения: 21.12.2023)

6) Журавель В., Данилов А. Сингапур на пути в Арктику // Арктика и Север. – №24. – 2016. (дата обращения: 21.12.2023)

7) Золотухин И., Туманов Ю., Веселов И. Сингапур в меняющейся Арктике: проблемы сотрудничества и безопасности // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. №4 (дата обращения: 21.12.2023)

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju