Блог СНО ФМО СПбГУ

Дональд Трамп и Хавьер Милей: идеологические союзники или прагматичные партнеры?

15 декабря 2025
Распечатать

Автор: Данильцева Ульяна Павловна, студентка 3 курса бакалавриата Факультета международных отношений СПбГУ

       С момента избрания Дональда Трампа прошел год, и за данный промежуток времени президент успел многое: от введения глобальных торговых пошлин до урегулирования региональных конфликтов. Латинская Америка по-разному отреагировала на планы Д. Трампа: кто-то критиковал его политику, а кто-то искал подходы и заключал сделки, ведь именно соседи по Западному полушарию первыми начинают чувствовать на себе реализацию планов американского президента. В данном случае, представляется интересным кейс Аргентины, поскольку и Хавьер Милей, и Дональд Трамп являются яркими персонами, которые выражают взаимные симпатии друг другу в социальных сетях, полностью поддерживают политику друг друга и имеют схожую позицию по ряду социальных вопросов. Подход Х. Милея к отношениям с США отличается от предшественника, поэтому вызывает интерес, как «химия» между двумя президентами влияет на динамику отношений Аргентины и США, реализацию экономических реформ президента «анархо-капиталиста» и внешнеполитических амбиций Д. Трампа.

672b521485cd0.jpg

Источник: El Economista

 

Аргентино-американские отношения при киршнеристах

       К моменту прихода к власти Хавьера Милея между США и Аргентиной накопилось несколько проблем, которые продолжают влиять на двусторонние отношения. Во-первых, предшественник Х. Милея, А. Фернандес, являясь сторонником равноудаленных отношений с США и Китаем, не раз заявлял о том, что Аргентина должна меньше зависеть от США и других международных институтов (например, МВФ), так как из-за тесных взаимоотношений повышается внешняя задолженность. При этом важнейшим партнером тогда стал Китай, к сотрудничеству с которым стремилась администрация А. Фернандеса. Китайская Народная Республика вышла на 1 место по импорту, опередив США. В 2023 году США экспортировали в Аргентину товаров на 11,4 млрд долларов, а Аргентина экспортировала в США товаров на сумму около 6,5 млрд долларов, создавая торговый дефицит США в размере около 5 млрд долларов в двусторонней торговле. Что касается Китая, Аргентина экспортировала в 2022 году товаров на сумму более 8 млрд долл., а импортировала на сумму около 17,5 млрд долл., что показывает превосходство Китая над США по экспорту своих товаров в эту латиноамериканскую страну, учитывая, что ближе к ней находится именно Вашингтон. Можно отметить, что Аргентина и в целом регион Латинской Америки не играли важной роли во внешней политике как во время первой администрации Д. Трампа, так и Джо Байдена, поскольку большее внимание уделялось европейским делам и конфликтам на Ближнем Востоке. Также в вопросах торговли Д. Трамп часто не шел на уступки и искал выгоду для своего государства. Так, в декабре 2019 года США возобновили пошлины на импорт аргентинской стали и алюминия – это была ответная мера на девальвацию песо, которая сделала аргентинские поставки более конкурентоспособными. Это говорит о том, что в выборе стратегии взаимодействия США с Аргентиной американская сторона предпочла прагматичный подход, поэтому, несмотря на заявления о том, что южный сосед является значимым союзником, на первое место Вашингтон ставил национальные интересы и торговую выгоду.

       Во-вторых, одним из препятствий в развитии двусторонних отношений стал займ в МВФ в 57 миллиардов долларов, из-за чего долг Аргентины увеличился, что негативно влияло на экономику. Поскольку США являются главными кредиторами МВФ, данная проблема остро встала во взаимоотношениях с Буэнос-Айресом. США опасались, что А. Фернандес последует примеру Кристины Фернандес де Киршнер, при которой в 2014 году Аргентина столкнулась с очередным дефолтом из-за просрочки платежей кредиторам из Нью-Йорка. Кризисной ситуации тогда не возникло, так как сразу после выборов в Аргентине Д. Трамп позвонил А. Фернандесу и заявил о готовности решать долговую проблему. Получается, США «провели работу над ошибками» после ситуации в 2003 году, когда они отказались оказывать финансовую поддержку Аргентине, что привело к ее сближению с левыми правительствами стран Латинской Америки[1]. Однако в феврале 2020 года тогда уже вице-президент Кристина Фернандес де Киршнер заявила, что фонд не получит выплаты по выданным ранее кредитам, пока страна не выйдет из экономической рецессии. Это создало уже кризисную ситуацию, поэтому уже в августе Буэнос-Айрес был вынужден пойти на переговоры с МВФ, где стороны договорились о реструктуризации долга с частными кредиторами, благодаря чему проблема была решена[2]. Однако неопределенность в способности Аргентины выплачивать долг МВФ присутствует до сих пор в силу экономического положения страны, что не может не влиять на взаимоотношения двух стран.

       В-третьих, вопрос о взаимоотношениях с Китаем также стал камнем преткновения двух государств, поскольку влияние КНР продолжало усиливаться в Латинской Америке, и рынок Аргентины не стал исключением. Однако в 2019 году на встрече с представителями Госдепа США тогдашний министр экономики Серхио Масса заявил: «Аргентина не обращает внимания на торговую войну между Китаем и Соединенными Штатами и стремится к отношениям с обеими странами с «ориентацией на национальные интересы», то есть она будет стремиться продавать свою продукцию на оба рынка. В целом, основные принципы, на которых должна была строиться политика США в отношении противодействия Китаю, были выражены в «Комплексной страновой стратегии», которая была издана в ноябре 2020 года. Ключевым стала борьба с влиянием КНР и восстановление статуса США в качестве предпочтительного партнера. Интересным положением является то, что одним из рисков станет усиление Китая в случае неудачи проводимой политики, что сузит окно возможностей для американских инвесторов. Это значит, что США рассматривают Аргентину в качестве важного союзника в Южной Америке, для сотрудничества с которой необходимо искать новый подход и продолжать конкурировать с китайским присутствием.

       Помимо этого, важным элементом взаимодействия двух государств стал политический кризис в Венесуэле в 2017 году, когда была создана Группа Лимы, поддерживаемая США, для преодоления данного кризиса, куда вступила Аргентина во время президентства Маурисио Макри. В отличие от своего предшественника, А. Фернандес не был согласен с политикой Дональда Трампа по отношению к Венесуэле, однако не допускал громких заявлений, чтобы сохранить имеющиеся отношения с США. Однако с приходом в Белый Дом Джо Байдена Аргентина смогла беспрепятственно выйти из Группы Лимы. Этот политический маневр сопровождался критикой политики Д. Трампа со стороны А. Фернандеса: «Мир попал в ловушку, устроенную Дональдом Трампом. Он создал президента, который был избран уникальным способом – группой депутатов на площади. Я считаю, что с этим надо покончить, надо признать венесуэльские власти». Таким образом, при смене администрации риторика Аргентины изменилась, и она стала более выраженно заявлять о своей позиции.

       Можно прийти к выводу, что во время первого президентского срока Д. Трампа, а также первой половины срока Дж. Байдена Аргентина продолжала зависеть от США, при этом предпринимая попытки отдаляться от тесного сотрудничества, а приоритетом стала диверсификация партнеров. Об этом свидетельствует углубление сотрудничества с Китаем и Россией, встречи с лидерами этих стран. Это даже привело к тому, что Аргентина подала заявку на вступление в БРИКС. В целом, отношения США и Аргентины стали более сдержанными, поскольку последняя заявляла о проведении более самостоятельной политики, направленной на получение экономической выгоды посредством расширения торговых связей с другими странами. Однако при этом сохранялся прагматический подход во взаимодействии и решении споров. С таким кругом вопросов во взаимоотношениях пришлось столкнуться новой администрации Х. Милея.

 

Идеологическое единодушие Х. Милея и Д. Трампа

       В 2023 году к власти в Аргентине пришел эксцентричный лидер, «анархо-капиталист» Хавьер Милей. При нем как внутренняя, так и внешняя политика начинает существенно меняться. Он предложил ряд радикальных экономических реформ, высказывался о замене национальной валюты долларом, резком сокращении государственных расходов, а также во внешней политике настаивал на тесном сотрудничестве с США. Значимым измерением стремительного сближения США и Аргентины стала идеологическая схожесть Х. Милея и Д. Трампа и поддержка курса друг друга в социальных сетях. Например, после того, как Д. Трамп победил на выборах, аргентинский президент отменил посещение Ибероамериканского саммита, проходившего в Эквадоре, и вместо этого направился в поместье переизбранного президента Мар-а-Лаго, чтобы лично поздравить своего будущего союзника, при этом подчеркнув важность стратегического сотрудничества Буэнос-Айреса с Вашингтоном. В целом, идеологическая схожесть прослеживается по многим аспектам.

       Во-первых, обе фигуры объединяет общий правоконсервативный уклон. Так, одним из первых государств, которые посетил Х. Милей с официальным визитом, стали США. Именно в первую поездку в феврале 2024 года он принял участие в Конфедерации консервативных политических действий, где и встретился с тогда еще экс-президентом Д. Трампом и выразил надежду о том, что тот вернется в Белый Дом, а на тот момент экс-президент, в свою очередь, также похвалил Х. Милея за свои намерения «Сделать Аргентину вновь великой». Как отмечал эксперт клуба «Валдай» Б. Заблоцкий, «потенциальное избрание Трампа в США также, вероятно, спровоцирует перемены, направленные на возвращение Аргентины к ушедшей эпохе “тесных отношений” с Вашингтоном. Это станет очередной нотой драматичного экономического и дипломатического танго, уводящего новую администрацию Каса Росада назад в 1990-е годы». Также они разделяют общие ценности: семья, право на собственность, свобода личности. Так, Дональд Трамп признает, что существует только два гендера: мужской и женский, выступает за передачу штатам права на запрет абортов. В это время, Хавьер Милей выступает против феминизма, считая, что тот разрушает семью, культурное наследие и навязывает «глобалистскую» повестку дня, подрывающую национальный суверенитет[3].

Во-вторых, оба лидера не верят в верховенство закона или демократические институты, также выступают за усиление роли исполнительной ветви власти, учитывая, что оба государства являются президентскими республиками. Все это ведет, как отмечает Майкл Шифтер, бывший президент аналитического центра «Inter-American Dialogue», к риску появления авторитарного режима как в США, так и в Аргентине. При этом, оба президента также настаивают на сокращении государственных расходов. Так, Д. Трамп говорит о возможном сокращении финансирования определенных ведомств, которые подспудно контролируются демократами, а Х. Милей сократил число министерств в 2 раза.

В-третьих, оба президента напрямую поддерживают друг друга. Так, Трамп приветствует слоган «Make Argentina Great Again», также на полях ГА ООН Трамп сделал заявление: «Я сделаю кое-что, что обычно не делаю. Я скажу, что в полной мере одобряю его деятельность. Мы поддерживаем его на 100%». В свою очередь, президент Аргентины говорит о том, что нашел союзника в лице президента США: «Я не чувствую себя одиноким…я нашел союзников в борьбе за идеи свободы во всех уголках мира – от удивительного Илона Маска до этой свирепой итальянки, моей дорогой Джорджи Мелони <...> от Биньямина Нетаньяху в Израиле до Дональда Трампа в Соединенных Штатах – формируется международный альянс между всеми теми странами, которые, как и наша, хотят быть свободными и верят в идеи свободы». Также оба лидера выступают за экономическую программу, ориентированную на свободный рынок, снижение налогов, стимулирование бизнеса, настаивают на личной ответственности и свободе предпринимательства как основе процветания.

Стоит отметить, что Аргентина Хавьера Милея ориентируется на действия США в отношении международных институтов и других стран. Например, если А. Фернандес придерживался политики балансирования и не высказывался в поддержку Израиля, то Х. Милей нанес визит в Израиль, активно выражал поддержку Израилю, при нем Аргентина проголосовала против Резолюции ГА ООН об образовании государства Палестина, последовав за США. Также, когда США заявили о выходе из ВОЗ, Аргентина поступила так же. Важным аспектом внешней политики стала ситуация в Венесуэле. Аргентина при Фернандесе покинула Группу Лимы, перестала высказываться против Н. Мадуро, отозвала признание Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы, а сам президент выступал за восстановление дипломатических отношений. Однако при Хавьере Милее в марте 2024 года Николас Мадуро запретил самолетам с аргентинской лицензией доступ к воздушному пространству Венесуэлы, отношения стремительно ухудшались, и в июле 2024 года Венесуэла объявила о разрыве дипломатических отношений, а Х. Милей, в свою очередь, признал Эдмундо Гонсалеса в качестве избранного президента Венесуэлы. Также в октябре 2025 года Аргентина предложила США помощь в операциях в Карибском бассейне, якобы направленные на борьбу с наркоторговлей. Таким образом, во внешней политике Аргентина последовательно придерживается курса США. Однако важно отметить, что в большей степени решения Вашингтона, которые повторяет Буэнос-Айрес, основаны на общих для двух администраций идеях о борьбе с левыми режимами и поддержке Израиля.

Таким образом, связь Х. Милея и Д. Трампа представляет собой уникальный синтез личной «химии» лидеров и их идеологического единства. Их отношения, выросшие из публичного взаимного восхищения и схожего эпатажного стиля, стали крепким политическим альянсом, скрепленным общей борьбой против глобалистской повестки, феминизма и избыточного государственного вмешательства в экономику. Также заметна солидарность и во внешней политике, где оба лидера выступают против Н. Мадуро и поддерживают Израиль. Помимо этого, лозунг «Make Argentina Great Again» является не просто риторическим заимствованием, а символом глубокой интеграции в единый идеологический проект, где личное взаимопонимание лидеров выступает катализатором для формирования новой модели единства.

 

Прагматичные партнеры?

Однако стоит отметить, что за всем идеологическим единством стоят вполне понятные цели как у Аргентины, так и у США. Аргентине необходима финансовая помощь для реализации программ, направленных на улучшение экономического положения страны, повышения уровня жизни населения, выход из затяжного кризиса, в то время как США необходим дополнительный плацдарм в Латинской Америке для расширения своего влияния, поскольку в данном регионе активно начал себя проявлять Китай. Стоит отметить, что частые встречи президента Аргентины с Д. Трампом и обещания последнего помочь в восстановлении экономики привели к тому, что на парламентских выборах, состоявшихся в конце октября, более 40% голосов было отдано в поддержку правящей партии «Свобода наступает» (La Libertad Avanza), в то время как их противники – перонисты – получили около 32%. Это стало важным событием, поскольку парламент Аргентины стал менее оппозиционным, и у Х. Милея появилось больше шансов проводить необходимые законопроекты через парламент. В качестве мер помощи экономике латиноамериканской стороны в конце октября 2025 года Центральный Банк Аргентины и Министерство финансов США подписали соглашение о валютной своп-линии на сумму 20 млрд долл. Однако такую сильную поддержку не оценило население США, коль скоро против нее высказалась половина жителей. В целом, велико влияние США и в Международном валютном фонде, что способствует предоставлению кредитов Аргентине. Так, в 2024 году сообщалось, что МВФ согласился предоставить Аргентине новый кредит на сумму 4,7 млрд долл.

Также важным этапом в развитии отношений стало подписание нового торгового договора, согласно которому Аргентина предоставит преференциальный доступ американским товарам на свой рынок (лекарства, химикаты, автомобили и техника, технологии, медицинское оборудование, сельскохозяйственная продукция), а США, в свою очередь, отменят тарифы на некоторые ресурсы, ввозимые Аргентиной для использовании в фармацевтике. В данном договоре больше шагов навстречу предпринимает Аргентина, так как она позволяет США торговать с более низкими пошлинами, что составит конкуренцию тому же Китаю, который в последнее время экспортировал больше товаров. Для обеих сторон договор является выгодным, а учитывая подписание подобных рамочных соглашений с Эквадором, Сальвадором и Гватемалой, условия для Аргентины являются лучшими по сравнению с вышеперечисленными странами. При этом, «тарифная война» Д. Трампа, из-за которой на многие страны Латинской Америки были введены высокие пошлины, обошла стороной Аргентину, поскольку на товары из этой страны пошлины были введены минимальные – 10%, что является победой для Х. Милея в налаживании отношений с США и восстановлении экономики своей страны.

Другим аспектом сотрудничества стала и военно-техническая сфера. США выгодна продажа оружия, а Аргентине оно нужно для укрепления своих вооруженных сил ради борьбы с наркоторговлей, участия в региональной безопасности и сохранения хотя бы видимости баланса сил со своим крупным соседом Бразилией. Так, в 2024–2025 годах страна активно проводит программу военной модернизации: приобретаются истребители F-16, самоходная артиллерия, бронетранспортеры Stryker 8x8 и другая военная техника.

Важно упомянуть, что несмотря на идеологическую близость и меры, направленные на увеличение масштабов торговли между Аргентиной и США, ключевыми партнерами Буэнос-Айреса на сентябрь 2025 года остаются Бразилия (21% от общего импорта) и Китай (19%), а США разделяет 3 место вместе с Мексикой и Канадой (16%), что говорит о том, что вытеснить китайских производителей с рынка Аргентины не так просто. Тем более, Х. Милей если в начале своего срока резко высказывался о Китае («В этом нет места коммунистам, нет места Китаю»), то со временем, особенно перед выборами в парламент, его риторика изменилась. Однако после того, как президенты Аргентины и США подписали торговый договор, последовала новость о закрытии проекта по расширению международной сети радаров космического наблюдения, который продвигал Китай. Это говорит о продолжении смещения фокуса на торговлю с западными странами, хотя темпы идут медленно.

Таким образом, идеологический союз Х. Милея и Д. Трампа меняет традиционные взаимоотношения обеих стран, смещает акценты в сторону идеологической солидарности и геополитической координации, что в дальнейшем может привести к углублению связей. Х. Милей позиционирует Аргентину как стратегического союзника США в регионе, имея проамериканскую позицию. Однако баланс выгод асимметричен, поскольку больше преимуществ от сотрудничества получает именно Аргентина. США не только напрямую помогают финансово, но и вносят наибольшее количество средств в МВФ. В свою очередь, для Вашингтона углубление связей с Буэнос-Айресом является важным шагом к укреплению своих позиций в регионе и получению выгод от торговли. Однако США менее зависят от усиления связей с Аргентиной, так как находятся в более выгодном экономическом положении. Поэтому сам Д. Трамп рассматривает желание посетить Аргентину в качестве шанса «отдохнуть на пляже». Это говорит о том, что Х. Милей все еще недостаточно частый гость в Белом доме. Также не стоит забывать, что в случае смены правительства Д. Трампа или Х. Милея отношения между странами могут измениться, поскольку многие аспекты зависят от идейного единства между президентами.

 

***

       В целом можно сказать, что Х. Милей и Д. Трамп являются и идеологическими партнерами, и прагматическими союзниками. С одной стороны, между лидерами существует глубокое идеологическое единство. Их объединяет консервативно-правый популизм, риторика против «глобалистской повестки», приверженность ценностям традиционной семьи, свободе рынка и резкая критика левых режимов (таких как правительство Н. Мадуро в Венесуэле). Эта «химия» и публичное взаимное восхищение стали катализатором для формирования тесного политического альянса, что выразилось в синхронизации внешнеполитических шагов (поддержка Израиля, выход из ВОЗ, голосование против Палестины в ООН). С другой стороны, за этой идеологической оболочкой скрываются взаимовыгодные прагматические интересы. Для Аргентины, переживающей глубокий экономический кризис, союз с США – это доступ к критически важной финансовой помощи (своп-линия ФРС на $20 млрд, кредиты МВФ), военно-техническая поддержка и надежда на приток американских инвестиций. Для США, в свою очередь, проамериканская Аргентина Х. Милея – это стратегический плацдарм в Латинской Америке для сдерживания растущего влияния Китая. Однако не стоит забывать, что устойчивость данного союза сильно зависит от личности лидеров и может быть подвержена изменениям в случае их ухода с политической арены. Кроме того, несмотря на резкую антикитайскую риторику в начале своего президентского срока, Китай остается одним из ключевых торговых партнеров Аргентины, что указывает на ограниченность идеологических подходов в реалиях глобальной экономики.

 

 

[1] Гриценко И.А. Трансформация аргентино-американских отношений на рубеже десятилетий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2022. Т. 27, № 2. С. 215–224.

[2] Там же.

[3] Funes, Fátima & Eren, Devrim. (2025). Gender, Power, and Populism: Feminist Critique of Populist Leadership in Argentina, the U.S., and India. Journal of Peace and Diplomacy. 6. 91-113.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся