Возрождение «Веймарского треугольника»?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Харламова Екатерина Максимовна, 2 курс магистратуры ФМО СПбГУ, программа «Исследования Балтийских и Северных стран»
Соглашение об образовании «Веймарского треугольника» было подписано в 1991 г. для упрощения интеграции Польши в западные структуры, включая ЕС и НАТО. Предполагалось, что этот новый совещательный формат сможет претендовать на роль успешной дискуссионной площадки по выработке единого мнения относительно вопросов внутренней и внешней политики стран ЕС. Тем не менее с момента своего создания треугольник претерпел ряд кризисов, связанных с недопониманием между странами-членами, особенно пока в Варшаве долгое время у власти находилась правоконсервативная «Право и справедливость». Однако в 2022 г., с началом обострения конфликта на Украине, представители Польши, Франции и Германии возобновили встречи в рамках «Веймарского треугольника», увидев в давно созданной площадке новый инструмент для выстраивания скоординированной политики в отношении Украины и России. Этот импульс становится еще заметнее теперь, когда в Польше на пост премьер-министра вернулся европеист Дональд Туск, в марте 2024 г. принявший участие в очередном саммите с Эммануэлем Макроном и Олафом Шольцем.
Источник: wiadomosci.onet.pl
Хорошо забытое старое
Создание «Веймарского треугольника» сразу после окончания эпохи биполярной конфронтации было продиктовано собственными интересами каждой из стран-участников. Для Германии площадка представлялась наглядным доказательством поддержки общеевропейского демократического курса, для Франции – возможностью окончательно примириться с Германией после Второй мировой войны, для Польши – инструментом для ускоренной интеграции с Западом после членства в социалистическом блоке и шансом на продвижение своей восточной политики под предводительством ЕС [1]. Стоит отметить, что за все годы существования треугольник так и не обрел «осязаемую», институционализированную форму, продолжая встречи в консультационном формате, без выработки конкретных мер, организации фондов и любых обязательств, которым следовала бы каждая из сторон. С момента, когда, казалось бы, главная задача объединения выполнена и Польша стала членом НАТО и ЕС, страны «Веймарского треугольника» приступили к поиску новой стратегии и новых смыслов существования организации.
Например, уже в 2006 г. президент Польши Л. Качинский прибыл с визитами в Париж и Берлин, и на каждой встрече поднимались вопросы о дальнейшем существовании «Веймарского треугольника». Тогда представитель Польши заявил, что его главной задачей остается «выяснение целей работы организации», и если Польша будет играть в нем важную роль, то он всецело поддержит ее развитие. На этой же встрече впервые обозначено восточное направление как приоритетное в работе объединения, в этой связи странам было необходимо выработать общую позицию по отношению к Украине и России.
Примечательной в сравнении с прошлыми встречами глав государств стала встреча президента Франции Н. Саркози, канцлера Германии А. Меркель и президента Польши Б. Коморовского на саммите в Варшаве в 2011 г. Тогда впервые на повестку встречи были вынесены вопросы реализации общего внешнеполитического курса по ряду вопросов в рамках ЕС. Представители стран заявили, что для современной Европы чрезвычайно важно выстраивать общую оборонную политику, и поддержали намерения Польши в период председательства в ЕС на диалог в рамках организации с ближайшими соседями Европейского союза. Так, на тот момент подчеркивалась необходимость диалога ЕС в целом и членов «Веймарского треугольника» в частности с Россией.
Однако за пределами общих деклараций три страны, несмотря на общее стремление преодолеть споры прошлого и найти точки соприкосновения по важнейшим для Европы вопросам, редко приходили к компромиссу. На этом сказывались как различия в социально-политическом развитии, так и расхождения по принципиальным для ЕС вопросам: валютная политика, миграционная политика, расширение ЕС и НАТО на Восток, позиция в отношении США и НАТО. Встреча лидеров в Варшаве в 2011 г. показала неготовность Польши к переходу в зону евро. Кризисы связаны и с приходом в 2015 г. к власти в Польше консерваторов и сокращением количества встреч глав государств (с 2013 по 2022 гг. лидеры и вовсе не проводили их). Регулярными оставались встречи министров иностранных дел, однако и они в период с 2016 по 2020 гг. консультационных встреч не организовали.
На данный момент самой яркой «дипломатической победой» Веймарского треугольника считается визит глав МИД Германии, Франции и Польши на Украину в 2013 г. Представители стран встретились с противостоящими сторонами и выступили в роли посредников при урегулировании украинского кризиса. Однако дальнейших действий и соглашений с участием представителей ЕС не последовало; как стало известно впоследствии, подписанное соглашение с В. Януковичем было сразу же разорвано по воле украинских радикалов. Вопрос о включении Украины в ЕС и НАТО стал еще одним «камнем преткновения» в работе организации: перспектива расширения ЕС и эскалации отношений с РФ устраивала не всех участников. Президенты Франции Н. Саркози и Ф. Олланд не раз высказывались негативно об этих проектах и придании Украине статуса потенциального членства в Североатлантическом альянсе. По мнению французского правительства, этот шаг тогда мог повлечь за собой новые сложности в работе ЕС, новые проблемы в регионе (экономические, миграционные, правовые) и обострение отношений с Россией, чего французская сторона допускать не хотела. Германия отнеслась к идее включения Украины спокойно, оставаясь экономическим лидером ЕС и одним из ведущих торговых партнеров [2]. Польша же выступала не только за формальную поддержку вступления Украины в ЕС, но и за полную интеграцию восточного соседа в обе структуры. По мнению польских политиков, только это могло бы гарантировать безопасность региона и защиту от угрозы российской экспансии на Запад.
Сложности в возобновлении регулярных встреч во многом связаны и с санкциями со стороны ЕС по отношению к Польше и консервативному правительству страны. Французский лидер Э. Макрон не раз призывал европейское сообщество к ужесточению мер наказания за несоблюдение законодательства ЕС. Спорным фактором для треугольника Париж-Берлин-Варшава стали и отношения с США и Россией. В данном ключе радикальная политика Польши по отношению к РФ, стремление к минимизации любых контактов и предотвращение энергетической зависимости от России стали преградой для западноевропейских держав в формировании общей повестки даже до начала СВО. И если изначально объединение стремилось к продвижению общеевропейских ценностей, общей политики безопасности и интеграции стран в рамках ЕС, то яркая проатлантистская ориентация Польши служила в этой связи негативным фактором в активизации деятельности «Веймарского треугольника». Следуя ставке на НАТО как гаранта безопасности в регионе, Варшава тормозила прогресс в формировании собственного оборонного потенциала ЕС.
Продолжение исключительно консультационных встреч с абстрактными разговорами о «перспективах европейской интеграции» снова поставило под вопрос сам смысл существования «Веймарского треугольника». Обострение украинского кризиса в 2022-2024 гг. стало катализатором необходимости возобновления встреч в данном формате и поиска общей восточной стратегии. Различия в политической культуре и по социально-экономическим показателям сохраняются, поэтому страны-члены оставили попытки более тесной интеграции между собой и сделали выбор в сторону решения внешних проблем.
В поиске новых смыслов
С обострением конфликта на Украине в 2022 г. лидеры «Веймарского треугольника» впервые с 2013 г. собрались на общем саммите в Берлине. Главной темой встречи обозначены недопустимость большой войны в Европе и урегулирование украинского кризиса. Перед встречей О. Шольц встретился с президентом США Д. Байденом, Э. Макрон же в начале февраля совершил визит в Москву для переговоров с В. Путиным. Лидеры единогласно поддержали идеи о проведении более частых встреч и увеличении роли «Веймарского треугольника» в рамках континента. Встречи с президентами США и России только подчеркивают амбиции по укреплению позиций организации.
Известный американский политолог З. Бжезинский оценивал союз Франции, Германии и Польши как стратегически важный фактор безопасности в Европе, при этом допуская возможность его расширения на Испанию и даже Украину [3]. Сами лидеры «Веймарского треугольника» столь громких заявлений относительно перспектив расширения не делают, но вопрос поддержки Украины с 2022 г. стал принципиально важным сюжетом, вокруг которого отныне и выстроена вся работа этой площадки.
На очередной встрече высшего уровня в 2023 г. в Париже президент Франции Э. Макрон заявил о том, что оказание военной, гуманитарной, экономической помощи Украине будет главной целью работы организации. Президент Польши А. Дуда подчеркнул, что принципиальным остается и вопрос включения Украины в ЕС и НАТО, страны «Веймарского треугольника» сделают все возможное, чтобы гарантировать ей вступление в Североатлантический альянс. Лидеры стран (в сравнении со встречами до начала украинского кризиса) все реже заявляют о желании выстраивать общеевропейскую архитектуру безопасности, тем более вместе с Россией. На первый план выходит безопасность глобальная, и единственным ее гарантом остается НАТО. Лидеры стран отметили и необходимость ответных мер на размещение ядерного оружия на территории Белоруссии и выразили ожидание «доброй новости» от саммита НАТО в Вильнюсе о включении в альянс Украины, что станет для нее «светом в темном тоннеле». На пресс-конференции был затронут и провокационный для стран вопрос о принятии мигрантов, что очередной раз демонстрирует разный подход Германии, Франции и Польши к миграционной политике ЕС. Лидеры стран Западной Европы подчеркнули, что прием и ассимиляция мигрантов из Украины не освобождают от «солидарности с ЕС», с чем в корне не согласен президент Польши А. Дуда.
Вопросы относительно роли ЕС в принятии решений национальными государствами, санкционных мер со стороны ЕС оставались «камнем преткновения» в поиске компромисса между членами «Веймарского треугольника». Проводимая евроскептической партией «Право и Справедливость» политика (напомним, что президент Польши, все еще остающийся на своем посту, является выходцем из этой партии) не находила поддержки в лице западноевропейских лидеров, что только усложняло процесс переговоров и сокращало развитие возможных направлений работы организации.
«Объединенная Европа» и возрождение «Веймарского треугольника»
С приходом в Польше к власти евроориентированной либеральной партии «Гражданская платформа» по результатам выборов 2023 г. активизировались и встречи представителей страны в рамках всех интеграционных объединений региона. Предполагается, что выбор Д. Туска на роль премьер-министра положит конец давним спорам с ЕС, разблокирует польские бюджеты после санкций и закрепит за страной роль важного партнера всех стран-членов ЕС. С начала 2024 г. было проведено уже две встречи в формате «Веймарского треугольника». Первой стала встреча министров иностранных дел Франции, Польши, Германии в Париже. Во главе повестки уже традиционно встал вопрос увеличения финансовой, военной помощи Украине, а также сдерживание России и предотвращение кибератак и вмешательства в европейские выборы со ее стороны.
Встреча на высшем уровне в Берлине началась с заявления канцлера Германии О. Шольца о том, что именно страны «Веймарского треугольника» сегодня оказывают наиболее ощутимую помощь Украине, поэтому укрепление диалога между Францией, Германией и Польшей должно продолжаться. Отметил лидер Германии и отказ страны от идеи отправки солдат на территорию Украины, подчеркнув, что Германия не находится в состоянии войны с Россией. В отличие от него ранее президент Франции Э. Макрон заявил, что не исключает возможной отправки войск Франции и НАТО на Украину. Страны ЕС в целом и «Веймарского треугольника» в частности так и не пришли к консенсусу по данному вопросу.
Из мер, которые они готовы предпринять в рамках поддержки Украины, отмечены финансовая помощь из замороженных активов РФ, развитие системы обучения украинских военных, а также поставка ракет большой дальности. Помимо этого, Э. Макрон отметил важность поддержки Молдавии на случай возможного расширения зоны конфликта. Премьер-министр Польши Д. Туск же подчеркнул важность усиления «Веймарского треугольника» и его работу не только на словах, но и на деле. Предусмотрены более частые встречи на самом высоком уровне и расширение полномочий организации, а следующий саммит запланирован уже в Варшаве по приглашению польской стороны. Встреча же на уровне министров иностранных дел запланирована на лето в Веймаре, причем обозначено желание провести в скором времени встречу в формате «Веймарский треугольник» + Украина.
В материалах доклада 2022 г. немецкого фонда «Наука и политика» перспектива усиления европейского комплекса безопасности во многом зависит от действий Германии и Франции. Объединение этих европейских стран может стать гарантом обеспечения безопасности, защиты от угрозы, исходящей со стороны РФ и поддержки Украины. Формат «Веймарского треугольника» создает все условия для диалога Западной Европы с ЦВЕ. Польша же для западноевропейских партнеров представляется обязательным посредником в проведении европейской политики относительно Украины. С французской стороны, по материалам «Французского института международных отношений» Польше также отводится определяющая роль в процессах переговоров западноевропейских держав со странами на Востоке. Этому же способствует географическое положение Польши и общая граница с РФ. Польский «Фонд Казимира Пуласки» оценивает «Веймарский треугольник» как перспективную площадку для продвижения инициатив относительно поддержки Украины и интеграции между Польшей, Францией и Германией. Главным недостатком отмечается отсутствие институционализированной структуры по образцу «Международного Вышеградского фонда». Главным вызовом для организации сегодня обозначены противоречия между странами-членами, которые необходимо преодолеть ради суверенной и мирной Европы.
Последние годы становится очевидной и тенденция к смене баланса сил внутри самого треугольника. Польша, выдвигая себя на позицию лидера восточного фланга НАТО, играет все более важную роль в процессах работы организации. Стоит упомянуть и ее обширную программу по реализации восточной политики в отношении Украины, Белоруссии, Молдовы, Армении и Грузии. Западноевропейские партнеры, в данной связи, могут выступить в роли посредников, а институционализированные структуры ЕС и НАТО помочь в реализации конкретных программ.
Глядя на ретроспективу трансформации роли и задач «Веймарского треугольника», можно сделать вывод о том, что организация все больше внимания уделяет отношениям с Украиной, нежели интеграции между самими государствами-членами в конкретных отраслях. До обострения украинского кризиса эксперты придерживались мнения о том, что формат Париж-Берлин-Варшава себя исчерпал, а редкие встречи министров иностранных дел носят консультационный и формальный характер. Однако с 2022 г. и смены правящей коалиции в Польше деятельность «Веймарского треугольника» возобновилась, причем лидеры стран в меньшей мере касаются вопросов интеграции внутри организации, акцентируя внимание на сплочении ради независимого континента и «свободной Украины».
Вопрос трактовки внешнеполитических угроз остается поводом для разногласий, но поддержка Украины и осуждение политики России - единогласный выбор для всех участников. Польша, Франция и Германия с каждым годом все меньше подчеркивают свои различия, делая ставку на коллективные действия и общее мнение в вопросах работы организации. Это касается масштабных задач, таких как финансовая помощь для Украины, поддержка демократии, укрепление европейской интеграции, но не относится к традиционно спорным вопросам внутри ЕС и Североатлантического альянса. Общеевропейская миграционная политика, пропорциональность взносов каждой из стран в бюджет НАТО, поставка крупных партий вооружений и отправка собственных войск на территорию Украины - все эти вопросы затрагиваются «Веймарским треугольником» лишь косвенно, оставляя почву для противоречий и разногласий. Несмотря на яркие призывы и амбициозные планы, страны треугольника на каждом саммите подчеркивают важность работы в рамках ЕС и НАТО, что не оставляет широкого поля перспектив для создания собственных инициатив вне этих объединений. Важно также отметить, что организация с момента обострения украинского кризиса все чаще позиционирует себя в качестве посредника между Западом и Украиной, что в перспективе может сделать «Веймарский треугольник» важным актором в процессах урегулирования кризиса.
[1] Рубинский Ю. И. Германо-польские отношения и «Веймарский треугольник» // Аналитические записки ИЕ РАН. 2016. № 24. 4 с.
[2] Нарочницкая Е.А. Франция и украинский конфликт // Актуальные проблемы Европы. 2018. № 4. 56-80 с.
[3] Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: АСТ, 2022. - 384 с.
Студенческое Научное Общество ФМО СПбГУ — студенческое объединение, деятельность которого направлена на исследование различных аспектов международных отношений
Блог: Блог СНО ФМО СПбГУ
Рейтинг: 0