Япония в "новой холодной войне": стратегия балансирования между США и Китаем
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
На протяжении всей истории своего существования Япония неоднократно оказывалась перед необходимостью принимать трудные решения ввиду изменений в международной политике. Как реформы эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.), так и либерализация страны в 1945–1952 гг., стали ответом государства на изменение внешнеполитической конъюнктуры. В условиях нарастающего противостояния между США и КНР, которое уже оказало значительное воздействие на мировую политику и экономику, Токио вновь может оказаться перед сложным выбором. Усиление союзнических отношений с Вашингтоном может привести к ответным мерам со стороны Пекина, в то время как более нейтральная позиция рискует вызвать охлаждение отношений с американскими партнёрами. Данный выбор повлияет не только на будущее Японии и её позицию на международной арене, но и на безопасность и стабильность всего региона в целом.

Источник: Unsplash
Япония, будучи давним военно-политическим союзником Вашингтона и в то же время одним из ключевых экономических партнеров Пекина, уже продолжительное время вынуждена проводить крайне осторожную политику, стараясь балансировать между двумя центрами силы, которые могут в любой момент вступить в прямое противостояние, угрожая дестабилизировать весь регион. В то же время японское правительство и по сей день рассчитывает минимизировать возможные риски, а также извлекать максимально возможную выгоду из взаимоотношений с обеими державами. Для того, чтобы лучше понять логику действий Токио необходимо обратить внимание на недавнюю историю страны.
Современный период истории Японии начался 2 сентября 1945 г., когда японские власти официально подписали Акт о безоговорочной капитуляции, положивший конец Второй Мировой войне. В последующие семь лет территория страны находилась под контролем американских оккупационных сил, и она не имела возможности проводить независимую внешнюю политику. Находясь под пристальным наблюдением американских представителей, возглавляемых генералом Дугласом Макартуром, а также двух международных комиссий, Япония осуществила коренные демократические реформы, в том числе изменив Конституцию страны. В результате Япония не только превратилась в «полноценное демократическое государство», но и стала восприниматься как одно из наиболее пацифистских государств в мире.
При этом очевидно, что Японию нельзя однозначно назвать мирным государством. Страна решила не иметь собственной армии, однако производство вооружений не было полностью остановлено. Непосредственные задачи по обеспечению обороны и безопасности страны были распределены между двумя силами: ВС США, присутствующими на территории Японии согласно «Договору о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности» 1960 г., и местными Силами самообороны, которые не являются полноценной армией, но имеют достаточные силы для краткосрочного противодействия внешним угрозам. В настоящее время численность американских военнослужащих на японских островах составляет порядка 53 000 человек, расположенных на территории 14 военных баз по всей стране, что является самым крупным зарубежным контингентом США. В то же время Силы самообороны насчитывают чуть меньше 250 000 человек.
Во взаимоотношениях с правительством КНР на начальном этапе, как Токио, так и Вашингтон придерживались политики «сдерживания», поскольку на тот момент коммунистический Китай воспринимался как угроза. В этот период легитимным китайским правительством считалась партия Гоминьдан под руководством Чан Кайши. Однако вскоре на фоне ухудшения отношений между СССР и КНР, правительство США решило воспользоваться моментом и в 1971 г. установило дипломатические взаимоотношения с Пекином. Япония последовала примеру своих американских партнеров: в 1972 г. официальные власти КНР и Японии приняли Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между странами. Уже через несколько лет, в 1978 г., сотрудничество между Токио и Пекином было закреплено Договором о мире и дружбе, заложившим политическую и правовую основу двухстороннего взаимодействия. Для обеих стран нормализация отношений сыграла особую роль: в частности, для КНР активизация контактов с японскими коллегами стала одним из факторов, повлекших в дальнейшем стремительный подъем китайской экономики и увеличение объемов производства, в то время как для японских компаний данный процесс распахнул двери китайского рынка, что также усилило позиции японской экономики не только на региональном, но и на международном рынке.
По мере возрастания политического влияния КНР Япония оказалась между двух огней. В глазах японских политических элит США являлись сильнейшим «оплотом демократии» и единственной силой, способной гарантировать безопасность и стабильность всего региона. В то же время Китай со временем превратился в чрезвычайно ценного экономического партнера. Вместе с тем, существует ряд обстоятельств, которые затрудняет отношения между Японией и Китаем.
Одним из таких факторов является территориальный конфликт. Корни данного противостояния уходят в далекое прошлое обеих стран, что значительно затрудняет поиск компромиссного решения. В то же время отсутствие такового лишь способствует дальнейшему обострению конфликта. На сегодняшний день камнем преткновения между странами является архипелаг Сенкаку, или на китайский манер Дяоюйдао, расположенный в акватории Восточно-Китайского моря. На острова, общей площадью в 6,3 кв. км, де-факто находящихся под контролем Японии, также претендуют власти КНР и Тайваня. Помимо этого, Япония также принимает активное участие в территориальных спорах в Южно-Китайском море (ЮКМ), оказывая поддержку странам АСЕАН, в частности Филиппинам, Вьетнаму и Малайзии, в их противостоянии с Пекином за право владения архипелагом Спратли и Парасельскими островами. Токио предоставляет данным странам патрульные катера, радиолокационное оборудование, системы морского наблюдения и многое другое, что существенно усиливает их возможности по отслеживанию ситуации в водах вокруг спорных зон. Спорные территории и омывающие их воды обладают колоссальным стратегическим и экономическим значением как для КНР, так и для Японии. Контроль над спорными островами ЮКМ может предоставить владельцу доминирующее положение над ключевыми морскими торговыми путями, по которым проходит около трети мирового морского грузопотока. Острова Сенкаку могут похвастаться обилием морских ресурсов, а также богатыми запасами нефти и газа [1]. Желание сторон контролировать данные ресурсы приводит к множеству инцидентов. Одно из таких событий произошло 14 сентября 2012 г., когда шесть патрульных кораблей Китая вошли в территориальные воды островов Сенкаку. Демонстративный поход китайских кораблей к спорным островам стал самым масштабным за всю историю противостояния и продлился около семи часов. В ответ на произошедшее МИД Японии передало бывшему послу КНР Чэн Юнхуа официальный протест, в котором японская сторона призывала к сдержанности и предотвращению дальнейшего обострения ситуации.
Помимо этого, отношения между Токио и Пекином также осложняет проблема исторической памяти. Так, китайское правительство уже долгие годы требует от Японии извиниться за преступления, совершенные японскими военными в годы Второй Мировой войны. Однако в Токио не раз отвечали, что извинения уже были принесены. В тех случаях, когда разговор заходит об истории страны в XX в., японские политики стараются акцентировать внимание не на Второй мировой войне, а на успехах послевоенного восстановления и вкладе страны в региональное развитие.
Именно эти факторы зачастую становятся той преградой, которая затрудняет политическое сотрудничество Токио и Пекина. Это резко контрастирует с экономическими отношениями, где показатель товарооборота на протяжение последних 15 лет стабильно держится на уровне 300 миллиардов долларов, в то время как общие взаимные инвестиции практически достигли показателя в 140 миллиардов долларов [2]. Для сравнения, показатели товарооборота между США и Японией в 2024 г. составили лишь 228 миллиардов долларов.
Начатая в 2017 г. протекционистская политика администрации Д. Трампа коснулась не только КНР, но и других стран, включая ключевого партнера Вашингтона в лице Японии. Ограничения затронули поставки стали (25%) и алюминия (10%). Японское правительство выступило со словами сожаления и выражало надежду урегулировать ситуацию посредством переговоров. Одновременно с этим Токио начал поиск альтернативных решений и уже в июле 2018 г. подписал соглашение О свободной торговле с ЕС, предполагавшее постепенное устранение 99% пошлин.
Администрации Дж. Байдена удалось достичь компромисса с Японией, разрешив японским компаниям беспошлинно ввозить в США до 1,25 млн тонн стали в год. С возвращение Трампа в Белый дом в 2025 году отношения между США и КНР вышли на новый виток конфронтации. Помимо Китая, в тарифный список новоизбранного президента США вошли еще 210 стран и территорий. В отношении Японии были введены 24% пошлины на поставки автомобилей и запчастей к ним (в марте они увеличились до 25%), а также 50% пошлины на сталь и алюминий и 10% на прочие товары.
Несмотря на все попытки Токио убедить Вашингтон отказаться от подобных мер, американские политики остались непреклонными. Японская организация внешней торговли (JETRO), оценила возможные потери только для автомобильной отрасли в 0,3% ВВП страны. При этом только за 2024 г. Япония экспортировала в США более 1,33 миллиона легковых автомобилей, что составило почти 30 процентов от общего объёма экспорта. Ответом Токио на действия Вашингтона стало ускорение переговорного процесса с КНР и Республикой Корея по созданию Северо-Восточноазиатской зоны свободной торговли (СВАЗСТ). 31 марта в Сеуле состоялся 13-й раунд переговоров, где стороны обсудили экономическую интеграцию и необходимость более открытого диалога для реализации намеченных планов. Для этого предполагается углубить кооперацию между странами по ряду существующих направлений, таких как зеленая и цифровая экономика, а также расширить границы сотрудничества на местном уровне.
В условиях нарастающего политического противостояния между США и КНР Япония занимает особое место. Будучи ключевым союзником Вашингтона, Токио активно участвует в многочисленных американских инициативах, таких как «Четырехсторонний диалог по безопасности» (QUAD). Для Японии данный формат имеет особое значение, так-как началом ему послужила речь бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ в парламенте Индии в 2007 г. В ней Абэ впервые объявил о стремлении Токио создать вдоль внешнего края Евразийского континента «Дугу свободы и процветания». Данная идея в дальнейшем легла в основу концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», позже успешно интегрированной в основу QUAD.
Концепция предполагала создание в регионе «пространства мира и процветания», основанной на принципах свободы судоходства, мирного урегулирования споров и защиты прав человека. В то же время поддержка целой коалиции дает Японии возможность не только обеспечить безопасность целого региона, но и нарастить свое политическое присутствие в обеих океанах, в том числе за счет усиления своего военного присутствия, а также создает перспективы появления в Юго-Восточной Азии целой сети многосторонней инфраструктуры, имеющей потенциал стать альтернативой китайской инициативе «Один пояс – один путь». Обеспечение безопасности этого проекта можно возложить на плечи союзников по QUAD.
Вместе с тем, в Пекине негативно восприняли данную инициативу, назвав её заведомо антикитайской и направленной на стратегическое сдерживание страны. Подобные высказывания действительно нередко звучали во время встреч лидеров стран QUAD, однако в официальных документах подобные формулировки никогда не вносились, в частности из-за позиции Индии, выступающей против видения диалога как антикитайского «альянса демократий» (о котором в 2021 г. говорил бывший президент США Дж. Байден) [3].
В случае с КНР японские власти проявляют предельную осторожность, избегая резких шагов. Пекин по-прежнему занимает второе место по экспорту японских товаров и первое по импорту, из-за чего данное направление внешней политики остается приоритетным для Японии. Тем не менее, Токио также активно работает над снижением зависимости от китайских поставок, особенно в полупроводниковой промышленности. Компании перемещают свои производственные мощности в государства АСЕАН и Индию, в то время как правительство содействует разработке инновационных технологий, в частности технологий искусственного интеллекта, для развития которых в 2024 г. был выделен пакет стимулирующих мер объемом 12,8 миллиарда долларов. Достижению этих целей способствует участие Японии в Индо-Тихоокеанской экономической программе (IPEF), позволяющей Токио укреплять экономические связи с ключевыми демократиями региона, включая США, Австралию, Индию и страны АСЕАН, одновременно диверсифицируя цепочки поставок и снижая стратегическую зависимость от Китая.
Впрочем, если давление со стороны Китая и США будет возрастать, не исключено, что Токио столкнется с непростым выбором, который неизбежно повлечет за собой серьезные экономические и политические последствия. С одной стороны, Токио не может позволить себе охлаждение отношений со своим ключевым союзников в лице Вашингтона, поскольку на сегодняшний день эти связи являются одной из ключевых гарантий независимости и целостности страны. А с другой, полный отказ от экономических контактов с КНР выглядит также маловероятным, особенно с учетом больших объемов двухсторонней торговли, взаимных инвестиций, географической близости и общего исторического прошлого.
Вероятнее всего, японское правительство продолжит удерживать равновесие между двумя полюсами силы. Военно-политическое сотрудничество с США продолжит углубляться при одновременном сохранении ограниченного, но стратегически важного экономического взаимодействия с Китаем, особенно в неконфликтных секторах таких как поставки товаров народного потребления, здравоохранение и др. При усугублении конфронтации между США и КНР Токио скорее всего постарается сохранить баланс в своей внешней политике, однако в конечном итоге, не имея других вариантов, вынужден будет занять проамериканскую позиции.
Ссылки
[1] Киреева А.А. Японо-китайский спор: Сэнкаку или Дяоюйдао? / Азия и Африка сегодня, 2013. С. 5.
[2] «Новая холодная война» в Азии. Глобальное и региональное измерение / Д.В. Стрельцова. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 58.
[3] Леонова О. Г. Квад (Quad) в геополитической архитектуре Индо-Тихоокеанского региона // Век глобализации, 2022. №4(44). С. 116.
Список использованной литературы:
- Афонин Б.М. Внешняя политика Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. — 2022. — №. 38 — С. 7–23.
- Жуков А.Е. История Японии. Т.II. 1868–1998. / Москва: Институт востоковедения РАН, 1998. — 703 c.
- Киреева А.А. Японо-китайский спор: сэнкаку или дяоюймо? / Азия и Африка сегодня, 2013. — С. 2–9.
- Леонова О. Г. Квад (Quad) в геополитической архитектуре Индо-Тихоокеанского региона // Век глобализации, 2022. — №4(44). — С. 111–126.
- «Новая холодная война» в Азии. Глобальное и региональное измерение / Д.В. Стрельцова. — Москва: Аспект Пресс, 2025. — 285 с.
Студент Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Блог: Блог Сергея Волощук
Рейтинг: 0
