Блог Семёна Бойкова

Зачем Германии соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве между ЕС и США?

13 октября 2015
Распечатать

В настоящее время между ЕС и США ведутся переговоры, посвящённые заключению соглашения о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП) и формированию самой крупной в мире зоны свободной торговли. Известно, что германская сторона играет не последнюю роль в разработке будущего соглашения. В связи с этим возникает потребность выяснить, каковы возможные интересы Германии, главной экономики ЕС, в создании ТТИП. 

 

Торгово-экономические узы

 

Сегодня Европейский союз и США - важнейшие экономические партнёры. Товарооборот ЕС и США в 2014 г. составил 515,6 млрд. евро[1]. США являются вторым после Китая крупнейшим экспортёром товаров в мире, однако для Евросоюза Соединённые Штаты - это самый главный «рынок сбыта». По официальной статистике торговый баланс между ЕС и США в 2014 г. составил около 106 млрд. евро[2]. На долю США приходится 18,3% всего экспорта и 12,2% импорта товаров из ЕС[3].

 

Германия, будучи крупнейшей экономикой Евросоюза, также имеет прочные хозяйственные связи с США. Прямые инвестиции ФРГ в экономику США насчитывают примерно 208,8 млрд. $, а США в ФРГ – 118,3 $[4]. Германия, как и Евросоюз, больше экспортирует в США, чем импортирует. В частности, в 2014 г. торговый баланс между Германией и США составил 47,5 млрд. евро, общий товарооборот – 144,6 млрд. евро, по экспорту США для Германии стояли на втором месте, а по импорту – на четвёртом[5]. Доля США в экспорте Германии составляет примерно 8,5%, а в импорте – 5,3%[6].

 

Таким образом, экономики США, ЕС и Германии тесно взаимосвязаны и играют важную роль друг для друга. 

 

Экономические прогнозы: противоположные точки зрения

 

Декларируемые цели Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства между ЕС и США (ТТИП) – создание условий для безопасного инвестирования и ликвидация различных тарифных и нетарифных барьеров, чтобы увеличить объёмы торговли. ТТИП разрабатывается для того, чтобы подстегнуть экономический рост США и ЕС, создать новые рабочие места по обе стороны Атлантики и снизить цены на товары. Также ЕС и США стремятся стать лидерами в формировании новых торговых стандартов в мире.

 

Авторы ряда исследований полагают, что заключение соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве могло бы принести большое количество выгод, прежде всего, «экономическому локомотиву Европы» - Германии. В частности, об этом гласит исследование, проведённое в 2013 г. по заказу международного Фонда Бертельсмана[7]. В первой части доклада, посвящённой макроэкономическим эффектам, говорится, что, во-первых, наилучший результат от создания ЗСТ предвиделся бы при ликвидации именно «внетаможенных», а не таможенных барьеров (рост торговли увеличился бы на 90%). Во-вторых, уровень торговли Германии со странами БРИКС сократился бы на 10%, однако это снижение могло бы быть нивелировано ростом трансатлантической торговли. В-третьих, прирост реального ВВП Германии мог бы составить 0,24%. В-четвёртых, устранение «внетаможенных» барьеров могло бы повысить среднедушевой доход населения на 4,68%. Наконец в пятых, в ФРГ появилось бы 160 тысяч новых рабочих мест.

 

Во второй части доклада проводился анализ последствий для экономики Германии на микроэкономическом уровне[8]. Авторы уверены, что абсолютно все федеральные земли Германии выиграли бы от подписания соглашения. Уровень торговли в среднем по землям вырос бы на 20-30%. Больше всего выгод получили бы Баден-Вюртемберг, Бавария и Северный Рейн - Вестфалия. Также, больше всего новых рабочих мест было бы создано во вторичном секторе экономики, а именно в электротехнической и металлообрабатывающей промышленности. Помимо этого могло бы иметь место увеличение экспорта продукции пищевой и табачной промышленности (65,9%), металлообработки (52,7%), сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности (47,4%). Кроме того, повысился бы уровень заработных плат работников всех квалификаций: низкоквалифицированных (0,9%), среднеквалифицированных (0,7%) и высококвалифицированных (0,6%). Таким образом, авторы доклада уверены, что Германия выиграла бы от заключения соглашения между ЕС и США.

 

Но, несмотря на положительные оценки ТТИП, существует масса исследований, доказывающих, что экономику ФРГ в будущем ожидают не прибыли, а, наоборот, убытки. Например, в октябре 2014 г. вышел доклад сотрудника Института глобального развития и окружающей среды при университете Тафтса (США) Джеронима Капальдо, в котором утверждается, что соглашение ТТИП в перспективе только навредит экономике Германии и ЕС[9]. В своей работе он пишет, что если соглашение будет подписано, то через 10 лет Германия столкнётся с сокращением чистого экспорта (-1,14%), ВВП (-0,29%), среднемесячной зарплаты (-3400 евро на одного работника), чистых налогов (-0,28% от ВВП), а также, с повышением числа безработных (134 тыс.) и увеличением финансовой нестабильности.

 

Учёный утверждает, что существующие оценки ТТИП не соответствуют действительности, так как результаты основаны на моделях, которые не учитывает современное состояние мировой экономики. К таким моделям как раз относится модель, которая была использована в исследовании Фонда Бертельсмана. Капальдо анализирует последствия от подписания соглашения на основе специальной модели, разработанной ООН (United Nations Global Policy Model) и включающей, по мнению исследователя, более реалистичный механизм нахождения макроэкономического равновесия, более точный анализ экономического развития регионов и корректное отражение зависимости уровня занятости от изменения уровня ВВП[10].

 

В итоге существуют две противоположные точки зрения на экономические эффекты для ФРГ от заключения соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве. Одна гласит, что Германию могли бы ожидать положительные эффекты, другая - Германия впоследствии проиграет.

 

 «Гигантский геостратегический шанс»

 

Если существует некая неопределённость в области оценок экономических последствий, что подталкивает ЕС и конкретно Германию к подписанию соглашения? Директор экономических программ Американского института современных германских исследований Вашингтонского университета Александр Привитейра считает, что «политико-стратегический компонент, сближающий Америку с Европой, может быть даже важнее, чем устранение таможенных пошлин и выравнивание стандартов»[11]. Иными словами, в данном случае важную роль играют не только экономические, но и политико-стратегические факторы.

 

Во-первых, к таким факторам относится экономическое и политическое усиление стран Азиатско-тихоокеанского региона. Известно, что АТР на сегодняшний день является наиболее динамично-развивающимся регионом в мире. В 2013 г. рост ВВП в АТР составил около 7%[12]. Крупнейшие экономики Запада, Германия и США, опасаются, что их позиции в мировой торговле могут пошатнуться, поэтому им выгоднее установить ещё более тесные экономические связи друг с другом. Договор о ТТИП может позволить ФРГ и США повысить свои шансы в глобальной конкуренции с азиатскими странами.

 

Во-вторых, к сближению европейской (в частности, немецкой) и американской экономики подталкивает международный кризис, связанный с конфликтом на Украине и присоединением Крыма к России. Последние события придали «второе дыхание» трансатлантическим связям. Был сделан расчёт на экономическую изоляцию России и, как следствие, меньшую энергозависимость от неё. «По сценарию» энергетический «голод» ФРГ и остальных европейских стран должны частично восполнить поставки сланцевого газа из США. При этом налицо политический контекст будущего соглашения. Сближаясь через данный договор, Германия и другие европейские государства демонстрируют США и всему международному сообществу, что они солидарны с ними и разделяют общие ценности.

 

В-третьих, создание зоны свободой торговли между ЕС и США – демонстрация всему миру своей силы, а также политической и экономической привлекательности. Они стремятся доказать (себе и другим государствам), что, несмотря на затяжной характер экономического кризиса, который длится уже около 6 лет, и низкие темпы роста, у западных стран ещё остался «порох в пороховницах», и они в состоянии реализовывать крупные проекты. Иначе говоря, заключение этого соглашения важно с идеологической и стратегической точки зрения. В частности, 22 октября 2014 г. в Вашингтоне по окончании встреч с вице-президентом США Джозефом Байденом и министром финансов Джейкобом Лью вице-канцлер и министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль  заявил, что зона свободной торговли ЕС с США – «гигантский геостратегический шанс»[13].

 

В-четвёртых, власти США и Германии, вероятно, действительно считают, что создание зоны свободной торговли придаст новый импульс к взаимному росту экономики и конкурентоспособности. На последнем съезде Христианского социального союза (ХСС) в Нюрнберге, который состоялся 12 декабря 2014 г., канцлер Германии Ангела Меркель в очередной раз заявила, что если «Германия намерена и через десять лет сохранить высокие объемы экспорта, а Европа хочет встать на ноги в экономическом смысле, то следует вести переговоры о создании зоны свободной торговли между США и ЕС»[14].

 

 

 

Таким образом, соглашение о создании ТТИП отличается большим количеством споров и противоречий. Для политиков, исследователей и немецкой общественности всё ещё остаётся открытым вопрос об экономических выгодах и убытках для Германии от подписания данного соглашения (хотя руководство Германии полагает, что создание зоны свободной торговли даст «второе дыхание» европейской экономике и выведет её из кризиса). Но, несмотря на эту неопределённость, Германия выступает за скорейшее заключение договора, так как он рассматривается не столько как экономический, сколько как политико-стратегический проект. Создание Трансатлантической зоны свободной торговли является реакцией Германии (и Запада в целом) на стремительное экономико-политическое усиление стран Азии и своё собственное ослабление на их фоне. Украинский кризис и дальнейшее ухудшение отношений с Россией ускорили этот процесс, и теперь сторонники ТТИП хотели бы заключить соглашение не позднее 2015 г.



[1] Client and Supplier Countries of the EU28 in Merchandise Trade (value %) (2014, excluding intra-EU trade), p.1

 

[2] Trade // European Comission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_111704.pdf  (07.06.2015)

 

[3] Client and Supplier Countries of the EU28 in Merchandise Trade (value %) (2014, excluding intra-EU trade), p.1

 

[4] Federal Foreign Office. United States of America // URL: http://www.auswaertiges-amt.de/EN/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/01-Nodes/UsaVereinigteStaaten_node.html  (07.06.2015)

 

[5] Statistisches Bundesamt. Foreign trade. Ranking of Germany’s trading partners in foreign trade. – 2014. - p.2

 

[6] Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. Facts about German foreign trade in 2014. - p.11

 

[7] Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) Who benefits from a free trade deal? Part 1: Macroeconomic Effects // Bertelsmann Stiftung. - p. 42-43

 

[8] States, Branches of Industry and Education Levels. Who will Benefit in Germany from a Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP)? Final Report, Part 2: Microeconomic Effects in Germany // Bertelsmann Stiftung p.36

 

[9] Capaldo J. The Trans-Atlantic Trade and Investment Partnership: European Disintegration, Unemployment and Instability // Global development and environment institute. – 2014. – p.2-3

 

[10] Capaldo J. The Trans-Atlantic Trade and Investment Partnership: European Disintegration, Unemployment and Instability … p. 10.

 

[11] Трансатлантическая солидарность обретает второе дыхание // Deutsche Welle, 25.03.2014 URL:http://www.dw.de/трансатлантическая-солидарность-обретает-второе-дыхание/a-17517380 (14.12.2014)

 

[12] GDP growth (annual %) in East Asia and Pacific // URL:http://www.tradingeconomics.com/east-asia-and-pacific/gdp-growth-annual-percent-wb-data.html (01.02.2015)

 

[13] Вице-канцлер ФРГ: Зона свободной торговли ЕС с США - "гигантский шанс" // Deutsche Welle, 23.10.2014, URL:http://www.dw.de/вице-канцлер-фрг-зона-свободной-торговли-ес-с-сша-гигантский-шанс/a-18013304 (14.12.2014)

 

[14] Меркель выступила за создание зоны свободной торговли между США и ЕС // Lenta.ru, 13.12.2014 URL:http://lenta.ru/news/2014/12/12/merkel/  (14.12.2014)

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju