Блог Стефании Парамоновой

Трансатлантические отношения: торговые споры США и ЕС и их сотрудничество в области изменений климата

28 июля 2023
Распечатать

Трансатлантические отношения между Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом являются одним из ключевых элементов глобальной политической арены. Эти два мощных экономических и политических центра традиционно имеют близкие связи, основанные на общих ценностях, историческом наследии и сотрудничестве в различных областях. Однако в последние годы мы наблюдаем возрастающие напряжения и разногласия между США и ЕС, которые могут оказать серьезное влияние на глобальную политику и экономику.

Обострение отношений между Вашингтоном и Брюсселем возникло весной 2018 года, когда администрация президента США Дональда Трампа вынесла подряд три громогласных решения. Во-первых, это введение высоких пошлин на алюминиевую и стальную продукцию из ЕС. Во-вторых, США вышли из СВПД, что также испортило отношения со странами Европы. В-третьих, отношения США и ЕС были осложнены решением Вашингтона о признании Иерусалима столицей Израиля 6 декабря 2018 года.

im-276028.jpg

Источник: Reuters

Кроме того, разногласия по климатическим вопросам стали еще одной причиной разногласий в трансатлантических отношениях. В то время как ЕС активно продвигает политику борьбы с изменением климата и реализацию Парижского соглашения, США при администрации Дональда Трампа вышли из этого соглашения и сократили финансирование экологических программ.

Однако несмотря на эти напряжения, США и ЕС продолжают сотрудничать в различных областях и стараться решать возникающие у них разногласия.

Торговые споры

Первые крупные торговые споры между США и ЕС начались в 1994 году, когда США подали жалобу в Всемирную торговую организацию (ВТО) на Европейский союз (ЕС), обвинив его в неправомерных субсидиях для Airbus, что привело к нарушению правил свободной торговли. США утверждали, что ЕС предоставляет Airbus значительные субсидии, которые позволяют ему конкурировать на мировом рынке с Boeing, американским производителем самолетов.

В ответ на это, ЕС подала жалобу на США, обвинив ее в неправомерных субсидиях для Boeing. ЕС утверждал, что США предоставляют Boeing значительные субсидии, которые дают ему конкурентное преимущество на мировом рынке.

Споры продолжались много лет, и обе стороны обвиняли друг друга в нарушении правил торговли и субсидировании своих производителей. В 2004 году ВТО вынесла решение в пользу США, признав, что ЕС действительно предоставляет Airbus незаконные субсидии. В ответ на это, ЕС начал рассматривать свою жалобу на США.

В 2010 году ВТО вынесла решение в пользу ЕС, признав, что США также предоставляют Boeing незаконные субсидии. Однако США не согласились с этим решением и продолжили обвинять ЕС в неправомерных субсидиях для Airbus.

С тех пор обе стороны продолжают обвинять друг друга в нарушении правил торговли и субсидировании своих производителей. Эти споры привели к введению тарифов на многие товары и услуги, что негативно сказалось на экономике обеих сторон. В частности, это затронуло сельскохозяйственную продукцию, а также велись споры о тарифах на автомобили и запчасти.

Один из самых серьезных торговых споров между США и ЕС произошел в 2002 году, когда США ввели пошлины на сталь и алюминий из ЕС. Это решение вызвало серьезные протесты со стороны ЕС, который в ответ ввел свои собственные пошлины на некоторые американские товары. Еврокомиссия признала незаконным введение США дополнительных тарифов на импорт мало обогащенного урана из стран Евросоюза. Первый этап спора начался в марте 2002 года, когда США ввели новые тарифы на импорт стали и алюминия. После этого, в июне 2002 года, ЕС ввел свои тарифы на американские товары. США ответили тем же самым, введя свои тарифы на европейские товары. Далее в ноябре 2002 года, США подали жалобу в ВТО на ЕС за нарушение правил торговли. Европейский союз подал свою жалобу в ответ. Четвертый этап начался в мае 2003 года, когда ВТО признала, что США нарушили правила торговли, введя новые тарифы на импорт стали и алюминия. Однако, ВТО также признала, что и ЕС нарушил правила торговли. В ноябре 2003 года США и ЕС начали переговоры для решения данного спора, однако, они не увенчались успехов, и спор продолжался. Вплоть до 2004 года обе стороны конфликта продолжали вводить пошлины на различные товары друг друга. И только в марте 2004 года, ЕС и США достигли соглашения о решении спора. США отменили свои тарифы на импорт стали и алюминия, а ЕС - свои тарифы на американские товары.

Таким образом, торговый спор между ЕС и США продолжался несколько лет и прошел через несколько этапов, включая переговоры и судебные разбирательства в ВТО. Однако, благодаря переговорам и сотрудничеству, эти проблемы были решены в интересах обеих сторон. Этот спор привел к значительному снижению торговли между США и ЕС.

Тем не менее, в начале 2018 года администрация президента США Дональда Трампа ввела тарифы в 25 процентов на импорт стали тарифы в 10 процентов на импорт алюминия из Европы, на что Европейский союз ответил введением своих собственных тарифов на ряд американских товаров, включая мотоциклы Harley-Davidson, бурбон и американские орехи. Стороны продолжали спорить в течение нескольких месяцев, но в конце концов достигли соглашения о временном приостановлении введения новых тарифов. Однако, напряженность в торговых отношениях между Европой и США оставалась высокой. В середине лета страны-члены Евросоюза единогласно одобрили введение импортных пошлин против США на стальную и алюминиевую продукцию, аграрные продукты и ряд других американских товаров на сумму 2,8 млрд. евро.

Нарастающая «торговая война» была приостановлена двусторонними пере­говорами президента Трампа и председателя ЕК Жан-Клода Юнкера, на которых стороны договорились о компромиссе по ряду торговых вопросов. Было принято решение начать работу над отменой взаимных пошлин и торговых барьеров, а также провести переоценку существующих тарифов.

Торговые споры между США и ЕС вызывают серьезные экономические последствия для обеих сторон. Введение пошлин приводит к увеличению стоимости импорта и снижению объемов торговли. Компании, особенно те, которые зависят от экспорта, сталкиваются с серьезными трудностями и убытками. Кроме того, такие споры могут негативно сказываться на инвестициях и экономическом росте обеих сторон.

Однако, несмотря на торговые споры, США и ЕС продолжают сотрудничать в других областях, включая безопасность и климатические вопросы. Например, оба субъекта активно работают над борьбой с терроризмом и киберугрозами, обменом информацией и совместными операциями. Это свидетельствует о важности трансатлантического партнерства и общих интересах в области безопасности.

В отношении климатических вопросов, разногласия между США и ЕС стали особенно заметными после того, как США вышли из Парижского соглашения в 2017 году. ЕС продолжает активно поддерживать сокращение выбросов парниковых газов и борьбу с изменением климата, в то время как администрация Трампа предпочитает сконцентрироваться на развитии угольной промышленности и не считает климатические вопросы приоритетными. Это вызывает недовольство со стороны ЕС и приводит к ослаблению сотрудничества в области климата.

Разногласия по климатическим вопросам

Разногласия по климатическим вопросам между США и Европейским союзом стали особенно заметными после того, как администрация президента Трампа вывела США из Парижского соглашения в 2017 году. Парижское соглашение было подписано в 2015 году с целью сокращения выбросов парниковых газов и борьбы с изменением климата.

ЕС продолжает активно поддерживать Парижское соглашение и стремится к достижению его целей. Он признает научное сообщество, которое подтверждает необходимость сокращения выбросов парниковых газов для предотвращения катастрофических последствий изменения климата. ЕС также активно разрабатывает и внедряет политику и меры, направленные на снижение выбросов и переход к устойчивому развитию. Европейский союз уже заканчивает работу над законодательной и нормативной базой, необходимой для выполнения своих обязанностей по Парижскому соглашению, сокращения выбросов как минимум на 40% до 2030 года по сравнению с 1990 годом.

С другой стороны, администрация Трампа предпочитает сконцентрироваться на развитии угольной промышленности и не считает климатические вопросы приоритетными. В отличие от Барака Обамы, Дональд Трамп исходит не из понятия о долге перед будущими поколениями, а об ускорении экономического роста и создании рабочих мест в настоящем. С этих позиций он неоднократно высказывался об экологически ориентированных решениях демократической администрации как о негативных с точки зрения трудоустройства американцев. Президент Трамп высказывал сомнения в научных данных о климатических изменениях и считал, что сокращение выбросов парниковых газов нанесет ущерб американской экономике.

Эти разногласия привели к напряженным отношениям между США и ЕС в области климата. Европейский Союз выразил свое сожаление о решении США выйти из Парижского соглашения и подчеркнул свою готовность продолжать бороться с изменением климата независимо от позиции США. Решение Дональда Трампа осудили американские бизнесмены и его предшественник Барак Обама. ЕС также выступает за сотрудничество с другими странами и регионами, чтобы достичь глобальных климатических целей.

Однако, несмотря на разногласия, США и ЕС продолжают работать вместе в международных организациях и форумах, чтобы достичь общих целей по решению глобальных климатических проблем. Оба субъекта активно участвуют в конференциях по климату и взаимодействуют на уровне экспертов и дипломатов. Они также продолжают обмениваться информацией и передавать передовой опыт в области климата.

Сотрудничество в области климата остается важным аспектом трансатлантического партнерства. Одной из самых первых инициатив Джо Байдена, когда он занял пост главы государства, стало возвращение в Парижское соглашение по климату. Главная задача американской климатической дипломатии — убедить другие страны в необходимости взять на себя амбициозные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов до 2030 г. Скорее всего, такие обязательства поставлены из-за желания Соединенных Штатов вновь вернуть себе лидерскую позицию по вопросам изменения климата, чтобы реабилитироваться после выхода из Парижского соглашения при Дональде Трампе.

В 2021 году Джон Керри, специальный представитель президента США по вопросам климата, провел встречу в Брюсселе со своим европейским коллегой. В совместном заявлении, выпущенном по итогам встречи Джона Керри с Урсулой фон дер Ляйен и Франсом Тиммермансом, говорится, что США и Евросоюз обязались возобновить свой альянс по борьбе с изменением климата и сотрудничать с партнерами по всему миру.

США совсем недавно, в 2022 году, приняли федеральный закон о снижении инфляции. Он предусматривает ассигнование почти 400 млрд долларов США на сокращение углеродных выбросов в течение предстоящего десятилетия.

ЕС, в свою очередь, на COP27, которая прошла в Египте в 2022 году, пообещал взять на себя больше обязательств по сокращению вредных выбросов в атмосферу.

США и ЕС объединяют общие цели на данный момент. Оба субъекта осознают необходимость снижения выбросов парниковых газов и принятия мер для борьбы с изменением климата.

Нет неразрешимых задач

Трансатлантические отношения между США и ЕС являются одними из самых важных в мировой политике. Несмотря на сотрудничество во многих областях, таких как безопасность и экономика, отношения между США и ЕС не всегда были «гладкими». В течение многих лет обе стороны сталкивались с торговыми спорами и разногласиями по климатическим вопросам.

Многолетние торговые споры, связанные с Boeing и Airbus, а как следствие введение взаимных тарифов на импорт/экспорт товаров и услуг.

Однако несмотря на напряженность в отношениях, США и ЕС продолжают переговоры по многим сферам и пытаются найти компромиссное решение. В 2019 году было достигнуто временное соглашение между США и ЕС, что говорит о том, что обе стороны заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.

В июне 2021 года партнеры достигли договоренности о рамках сотрудничества для разрешения своего 17-летнего спора в ВТО по поводу субсидий относительно Boeing и Airbus. Евросоюз и США согласились приостановить действие тарифов, связанных с существующими спорами, в поисках более надежного решения и сотрудничать в решении связанных с этим проблем, связанных с конкурирующими экономиками (например, Китаем).

Разногласия по климатическим вопросам, которые существовали у ЕС и США при Дональде Трампе, сейчас сменились взаимным курсом и совместными задачами в области изменения климата. Оба субъекта стараются значительно снизить выбросы парниковых газов. Так как некоторые страны ЕС, а также США, входят в G7, для них были поставлены совместные цели по климатическим вопросам. “Речь идет о том, чтобы всем вместе поднять планку климатических амбиций на более высокий уровень и увлечь за собой другие страны. В то же время нам необходимо добиваться большей климатической справедливости и заметного прогресса в области климатического финансировании.”

Тем не менее, трансатлантические отношения между США и ЕС являются сложными и многогранными. Однако обе стороны продолжают искать компромиссы и сотрудничать в различных областях, что говорит о том, что у них есть общие интересы и потребности в сотрудничестве.   

Поделиться статьей
Теги
США, ЕС, ВТО

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся