Вмешательство в выборы – нарушает принцип национального суверенитета
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Посягательство на свободу одного народа есть атака на все народы
(аббат Грегуар)
Автор рассматривает особенности принципа суверенного государства в контексте избирательной кампании Президента России. Является недопустимым вмешательство иностранцев в национальную политическую жизнь. Речь идет о подрыве национальной безопасности и основ международного права.
Источник: Reuters
Комиссия по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России подготовила большой объем материалов о вмешательстве в выборы Президента РФ 2024., сообщил ее Председатель, Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. По его словам, по результатам анализа этих фактов могут быть подготовлены изменения в законодательство.
В частности, речь идет о провокационных обращениях к нашим гражданам со стороны посольства США и ЦРУ с призывом к сотрудничеству с ними.
В качестве одного из примеров деструктивного вмешательства в избирательный процесс в России была подготовлена памятка для избирателей радиостанцией «Голос Америки» (признан Минюстом иностранным агентом). «Она носит манипулятивный характер и составлена с целью, запугать наших граждан и понизить явку на выборах», – подчеркнул Пискарев. Он добавил, что в случае посещения избирательного участка они предлагали гражданам испортить бюллетень. Закон такую форму голосования не запрещает.
Кроме того, подчеркнул Пискарев, речь идет «о подстрекательстве к созданию протестных групп в регионах, призывах к незаконным акциям».
«Яркий пример - обращение более 30 зарубежных неправительственных организаций из США, Франции, Бельгии, Литвы, Германии, Швейцарии, Финляндии, Польши, Италии, Канады, Португалии, Израиля, десятков представителей экстремистских и нежелательных в России организаций, иноагентов и релокантов с петицией к мировым лидерам, в которой содержится призыв признать предстоящие выборы в России нелегитимными», - отметил Пискарев [7].
Депутат обратил также внимание на попытки «агентов влияния» незаконно собирать персональные данных россиян.
Начальник управления надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев поделился статистикой, как служба боролась с нападками в интернете. По его словам, в ходе мониторинга было выявлено и заблокировано около 1300 ресурсов и публикаций, содержащих призывы к участию в несогласованных массовых мероприятиях, которые планировались в дни выборов [12].
По своей сути, коллективным Западом предпринята очередная попытка вмешательства во внутренние дела через выборы Президента России 2024, подрывая не только национальную безопасность, но и основы международного права.
На самом деле, принцип национального суверенитета неотделим от принципа национальной независимости, который запрещает вмешательство иностранцев во внутренние дела другого государства.
На международной арене Российская Федерация проводит активную линию на противодействие внешнему вмешательству во внутренние дела суверенных государств. Инициированная Россией резолюция Межпарламентского союза о роли парламента в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела государств, несмотря на мощное сопротивление западных стран, была принята на основе консенсуса при поддержке абсолютного большинства делегаций парламентов иностранных государств на 136-й Ассамблее Межпарламентского союза [11].
Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно - правовой статус и полномочия, а также конституционно - правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве [8].
Конституция является основополагающим документом, формулирующая принцип государственного суверенитета.
Критерием суверенного государства в современном понимании является (в части, принятия самостоятельного решения государством): оборона, внешняя политика, территория, государственная граница, таможенное дело, денежная система [9].
Другими словами, принцип суверенного равенства государств включает следующие элементы: юридическое равенство государств; пользование государством правами, присущими полному суверенитету; обязанность уважения правосубъектности других государств; неприкосновенность территориальной целостности и политической независимости государства; право государства свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, а также обязанность каждого государства выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Положения о противодействии иностранному вмешательству во внутренние дела в Российской Федерации закреплены, прежде всего, в стратегических документах: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [13; 6; 3].
Принцип суверенитета предполагает недопустимость иностранного вмешательства во внутреннюю политику государства, посредством: пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, наносящей ущерб национальным интересам Российской Федерации, других преступных посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, в том числе путем инспирирования «цветных революций» (п. 47 Стратегии национальной безопасности РФ [13]).
В частности, речь идет о некоммерческих организациях, действующих на территории России, которые получают от иностранных источников средства и влияют на политику российского государства и его внутреннее устройство.
Невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства, - основополагающий принцип современного международного права, закрепленный в статье 2 Устава Организации Объединенных Наций [14].
Нормативное содержание этого принципа было определено Декларацией принципов международного права 1970 года [2], Заключительным актом СБСЕ 1975 года [4], Декларацией о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 года, которые запрещают вмешательство во внутренние и внешние дела государств в любых формах [1].
В названных базовых документах закреплены принципы международного публичного права.
Суверенитет, равенство всех государств и запрет угрозы или применения силы против другого государства являются учредительными принципами Устава ООН. Данные принципы имеют практическое следствие, определенное в статье 7 Декларации прав народов (1795): «Народ не имеет права вмешиваться в дела правительства других».
На самом деле, критерии суверенитета государства были выработаны в классической формулировке государственности Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств [5].
Государство «как субъект международного права должно обладать следующими признаками»: (a) постоянное население; (b) определенная территория; © правительство; (d) способность ко вступлению в отношения с другими государствами (Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств.
В последующем, государства последовательно и единообразно использовали эти критерии при определении своей политики признания.
Государственный суверенитет является принципом международного права (par in parem non habet imperium) в соответствии с которым одно государство не входит в сферу юрисдикции другого государства и призван способствовать взаимному признанию и добрым отношениям между государствами.
В последние годы в международных отношениях стала заметна тенденция вмешательства во внутренние дела другого государства. Все более широкое распространение получает практика провоцирования извне внутригосударственных конфликтов и нестабильности вплоть до свержения легитимных политических режимов. Эти процессы явились следствием целенаправленной политики ряда западных стран (прежде всего США и государств Европейского союза) на расширение их влияния в мире под видом «экспорта демократии».
Удобный предлог для вмешательства во внутренние дела - утверждение о нарушениях прав человека в другом государстве. Более того, этот предлог является основанием для свержения законных правительств как проявление политики силы, что порождает серьезные злоупотребления. Каждый раз, следует помнить мудрость Гроция: «Нам, правда, известно из древней и новой истории, что жажда присвоения чужого достояния пользуется такого рода предлогами, но право не прекращается сразу же оттого, что им овладевает правонарушитель».
В целях оказания давления на внутреннюю политику суверенных государств коллективный Запад расширяет использование различных предлогов и концепций для осуществления вмешательства во внутренние дела другого государства, в том числе через избирательные кампании. Ими предпринимаются попытки подменить принципы и нормы международного права названными концепциями, которые содержат относительно новые, неустоявшиеся понятия, подверженные в силу этого произвольным политизированным толкованиям. Экстерриториальное применение странами Запада национального законодательства в одностороннем порядке приводит к эрозии международного права. Под предлогом защиты от российского влияния разрабатываются механизмы информационно-пропагандистской агрессии против России.
В таких непростых условиях Российская Федерация твердо придерживается курса на формирование многополярного мира, основанного на верховенстве международного права и уважении принципа суверенитет других государств.
В 2022 году была создана Комиссия при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.
К основным задачам, которой относятся: изучение и анализ фактов и обстоятельств вмешательства иностранных государств во внутренние дела России; подготовка предложений о принятии законодательных мер по противодействию вмешательства иностранных государств во внутренние дела России; подготовка предложений по информированию парламентов иностранных государств, международных общественных организаций и средств массовой информации о фактах вмешательства во внутренние дела России [10].
Фактически федеральный законодатель осуществляет стратегический мониторинг, целью которого является не допустить действовать иностранное государство экстерриториально, способом, не совместимым с суверенитетом другого государства.
Сноски
- Декларацией ООН о недопустимости интервенции и вмешательстве во внутренние дела государств (Резолюция № 26/113 от 09.12.1981) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/internal_affairs_decl.shtml (дата обращения 20.03.2024).
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК. 1996
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 20.03.2024).
- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Совершено в г.Хельсинки 01.08.1975) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI.- М. 1977.
- Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств (г. Монтевидео, принята 26.12.1933) // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38249008#pos=0;0 (дата обращения: 20.03.2024).
- Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.03.2023 № 229) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения: 20.03.2024).
- Комиссия ГД обратилась в ГП по фактам вмешательства в избирательный процесс РФ // URL: https://tass.ru/politika/19731413?ysclid=ltzk37e1o1411296666 (дата обращения: 20.03.2024).
- Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 250-О // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.
- Постановление ГД ФС РФ от 23.03.2022 № 1021-8 ГД «О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России» // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление СФ ФС РФ от 14.06.2017 № 162-СФ «Об итогах парламентских слушаний «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика» // СПС «Консультант Плюс».
- Российские власти обвинили Запад во вмешательстве в выборы // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/03/18/1025810-rossiiskie-vlasti-obvinili-zapad (дата обращения: 20.03.2024).
- Стратегия национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.03.2024).
- Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. - М. 1956.
Директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономический стратегий РАН
Блог: Блог Сергея Луценко
Рейтинг: 0