Блог Сергея Луценко

Пособничество в международном терроризме — уголовное преступление

8 февраля 2024
Распечатать

Анализируются возможные правовые последствия в отношении США и их должностных лиц в связи с террористическими актами на территории России. Кроме того, рассматривается эпизод террористической атаки газопровода «Северный поток».

6365af1bc816990018949ac1.jpg

Источник: flickr.com/us-pacific-command

Категории пособничество, спонсорство в международном терроризме

Следственный комитет России (СКР) расследует обстоятельства обстрела украинскими вооруженными силами Лисичанска, в результате которого погибло 28 человек, в том числе ребенок, и еще 10 были ранены.

3 февраля 2024 г. украинские военные нанесли при помощи американской системы реактивного залпового огня HIMARS удар по гражданскому объекту. Ракета поразила двухэтажную пекарню, в которой (а также в соседнем кафе) собралось много людей. 11 февраля в ЛНД объявлен день траура.

Как отмечает МИД России, по предварительным данным, удар был нанесен с применением западного вооружения (ракеты HIMARS). Новый теракт — «благодарность» киевских экстремистов за «щедрую» финансовую поддержку стран Евросоюза.

Кроме того, в заявлении МИД России говорится об информировании Россией международных организаций об очередном акте терроризма со стороны банды Зеленского. Ожидается от профильных международных организаций скорейшего безоговорочного осуждения преступления киевских боевиков.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш осудил обстрел Вооруженными силами Украины (ВСУ) Лисичанска и указал на неприемлемость атак на гражданских лиц. Об этом говорится в сообщении, распространенном среди журналистов официальным представителем главы всемирной организации Стефаном Дюжарриком.

В частности, в заявлении отмечается: «Генеральный секретарь осуждает все атаки против гражданских лиц и объектов гражданской инфраструктуры, в том числе обстрел Лисичанска, где, по сообщениям, погибли мирные жители. Атаки на гражданских лиц или гражданскую инфраструктуру запрещены международным гуманитарным правом, неприемлемы и должны быть немедленно прекращены».

Как отмечается в докладе генерального секретаря Организации Объединенных Наций «Меры по ликвидации международного терроризма» 2002 г., государство принимает эффективные и действенные меры по пресечению терроризма и борьбе с ним во всех его формах и проявлениях, в том числе воздерживаясь от инициации и попыток организации финансирования террористических актов или от подстрекательства к ним или оказания содействия их организации или совершению или участия в какой-бы то ни было форме в этой деятельности [1]. Также зафиксировано, что в течение более чем четырех десятилетий Куба являлась жертвой США. Вследствие террористических актов погибло 3478 ни в чем не повинных кубинцев, 2099 человек стали инвалидами, и был причинен огромный материальный ущерб. Причем террористические акты организуются, финансируются и осуществляются с территории Соединенных Штатов в условиях абсолютной безнаказанности, терпимости и даже при пособничестве со стороны американских властей.

В другом документе Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций» обращено внимание на то, что государство должно предпринимать все усилия для создания и поддержания действенных национальных систем уголовного правосудия, основанных на верховенстве права, которые могли бы обеспечить в соответствии с обязательствами по международному праву, чтобы любое лицо, участвующее в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в оказании поддержки террористическим актам, привлекалось к судебной ответственности на основании принципа «выдать или предать суду» при должном уважении прав человека и основных свобод и чтобы в национальных законодательствах такие террористические акты квалифицировались как серьезные уголовные преступления [2].

В резолюциях Совета Безопасности ООН № 1373 (2001), № 2161 (2014), № 2253 (2015) также отмечается необходимость принятия конкретных мер по предотвращению и пресечению таких террористических угроз, как взрыв бомб, угон самолетов и захват заложников. Также резолюции требуют от государств принятия мер, в частности по предотвращению финансирования терроризма, вербовки, поставки оружия и иной поддержки.

Организация Объединенных Нации категорично заключает о необходимости продолжать прилагать усилия к принятию в случае необходимости и в зависимости от обстоятельств и в соответствии с обязательствами по международному праву таких мер, которые требуются для запрещения по закону подстрекательства (пособничества) к совершению террористического акта или актов и недопущения такого поведения.

США осуществляют финансирование украинского режима Зеленского, а также поставляют оружие, которое направлено на уничтожение мирных граждан. Другими словами, США выступают спонсором и пособником терроризма по всему миру. Необходимо отметить, что уголовным преступлением будет считаться любое пособничество терроризму, даже неумышленная помощь.

Необходимо заметить, что в основе ключевой Доктрины национальной безопасности США (со времен Дж. Буша — младшего) лежит концепция смены неугодной власти, отрицающей ценности, которые символизируют США [3].

На самом деле, в международном праве государства имеют обязанность сотрудничать с целью положить конец правомерными средствами любому серьезному нарушению государством обязательства, вытекающего из императивной нормы общего международного права (см. пункт 1 статьи 41 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния Комиссии международного права (ILC)) [4]. Любое государство, иное, чем потерпевшее государство, вправе призвать к ответственности другое государство, если «нарушенное обязательство является обязательством в отношении международного сообщества в целом» и требовать от ответственного государства прекращения международно-противоправного деяния (там же, пп. b пункта 1 статьи 48).

Данный проект статей применяется к нарушениям межгосударственных обязательств двустороннего характера, а также к международной ответственности за нарушения обязательств государства перед лицом, группами лиц или международным сообществом в целом.

В своей статье How America Took Out The Nord Stream Pipeline известный американский журналист Сеймур Херш раскрывает технические детали террористической атаки газопровода «Северный поток». В частности, он отмечает, что водолазы ВМС США в июне 2022 г. установили под газопроводы «Северный поток» взрывчатку, которую спустя три месяца активировали норвежцы. Кроме того, самолет ВМС Норвегии 26 сентября 2022 г. сбросил гидроакустический буй, который привел в действие взрывные устройства. В результате три месяца спустя были уничтожены три из четырех трубопроводов Nord Stream.

За данной террористической кампанией, отмечает журналист, стоят президент Байден и его команда по внешней политике: советник по национальной безопасности Д. Салливан, госсекретарь Т. Блинкен и В. Нуланд, заместитель госсекретаря по вопросам политики. С первых дней своего существования «Северный поток — 1» рассматривался Вашингтоном и его антироссийски настроенными партнерами по НАТО как угроза доминированию Запада.

По словам источника, непосредственно знакомого с процессом, участникам стало ясно, что Салливан намеревался, чтобы группа разработала план уничтожения двух трубопроводов Nord Stream, и что он выполнял желания президента.

Отвечая на вопрос на пресс-конференции в сентябре 2023 г. о последствиях усугубляющегося энергетического кризиса в Западной Европе, Блинкен назвал момент потенциально благоприятным: «Это потрясающая возможность раз и навсегда избавиться от зависимости от российских энергоносителей и, таким образом, лишить Владимира Путина возможности использовать энергетическое оружие как средство продвижения его имперских замыслов. Это очень важно и открывает огромные стратегические возможности на ближайшие годы, но пока мы полны решимости сделать все возможное, чтобы убедиться, что от последствий всего этого не пострадают граждане наших стран или, если уж на то пошло, во всем мире».

Необходимо отметить, что подобные высказывания высокопоставленных должностных лиц (в частности, Т. Блинкена), которые играют центральную роль в политике, имеют особое доказательное значение, когда они признают факты или поведение, ставящие власти в неблагоприятное положение. Они могут быть истолкованы как форма признания.

Основатели ООН возложили на такую институцию, как Совет Безопасности ООН, главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности был задуман как орган, принимающий решительные меры для предотвращения и устранения угроз. Совет Безопасности ООН призван играть ключевую роль в заполнении пробелов в стратегии борьбы с терроризмом. С начала 1990-х гг. Совет Безопасности ООН неоднократно предпринимал усилия по ослаблению государственной поддержки терроризма и укреплению сопротивления терроризму.

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности ООН определяет международный терроризм как угрозу международному миру и безопасности и что для противодействия этой угрозе необходимо принимать эффективный режим санкций.

Международный терроризм связан не только с безопасностью отдельных государств, но и включает международный мир и его безопасность.

Толкование международного терроризма: правоприменительная практика

Международный терроризм преследует цель нанести ущерб какому-либо иностранному государству или международной организации, похищая кого-либо или совершая некоторые другие акты насилия или взрыв или поджог или создающее угрозу жизни человека или имуществу значительной стоимости в результате актов или средств, которые могут обусловить возникновение опасности для общественности.

Как отмечает Конституционный суд Испании, одной из характеристик террористической деятельности является цель создать (или само создание) обстановки тревоги и социальной нестабильности в результате систематического, повторяемого и часто неразборчивого характера этого преступления.

Концепция терроризма может рассматриваться в качестве социального или политического насилия, предназначенного для разрушения конституционного демократического строя или для серьезного нарушения спокойствия. Такое понятие включает другие элементы, такие как применяемые средства (физическое насилие, а именно разрушение и взрывчатые вещества), получаемый результат (атмосфера коллективного террора) и конечная политическая или социальная цель преступников (отражаемая в характере выбираемых жертв, безразличном отношении преступников к их судьбе или в международных последствиях их актов).

Необходимо четкое определение преступлений терроризма, которое конкретно включало бы виновные действия и виновную волю в качестве составных элементов террористического акта, с тем чтобы избежать выборочного и политически мотивированного толкования вопроса о совершении того или иного террористического акта. Определение терроризма должно также включать альтернативный, а не обобщенный подход к признакам состава преступления, а также отражать ту идею, что установление факта совершения деяния не должно зависеть в основном от оценки причиненного в связи с его совершением материального ущерба, его рамок или масштабов.

Терроризм должен включать телеологический элемент, подразумевающий цель создания атмосферы тревоги или социальной нестабильности в результате повторяемого, систематического и очень часто неразборчивого характера преступной деятельности [1].

В нашем случае террористический акт связан с пособничеством, финансированием и поставкой оружия США преступному режиму Зеленского с целью не только уничтожения гражданской инфраструктуры (в частности, со взрывом и повреждением газопроводов), но с массовым убийством мирных граждан.

Цитируя уважаемого Сэра Лаутерпахта, «исключительность национальной юрисдикции [в нашем случае — США] прекращается там, где начинается надругательство над человечностью».

1. Доклад генерального секретаря Организации Объединенных Наций «Меры по ликвидации международного терроризма» (принят в г. Нью-Йорке 02.07.2002 на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

2. Резолюция № 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций» (принята в г. Нью-Йорке 08.09.2006 на 99-ом пленарном заседании 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

3. Наган. В., Хаммер К. Новая доктрина национальной безопасности президента Буша и верховенство права (часть 2, окончание) // Право и политика. 2006., № 6, с. 23–53.

4. Гуласарян А.С. Международно-правовая имплементация норм об ответственности международных организаций: монография // под ред. К.А. Бекяшева. М.: Статут, 2015. 224 с.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся