Александр Гущин: Визит Президента России в Узбекистан
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
10 декабря по пути в Индию президент России В.Путин посетил Ташкент, где провел переговоры с президентом Узбекистана И.Каримовым. Этот визит представляет особый интерес в условиях, когда Россия стремится в значительной степени переориентировать свои внешнеполитические приоритеты и, находясь под западными санкциями, завязать более тесные отношения с восточными соседями.
В этих условиях Узбекистан становится одним из ключевых для России игроков в центральноазиатском регионе, налаживание отношений с которым является очень важным для Москвы, учитывая конкуренцию с КНР в Центральной Азии, необходимость развития ЕАЭС и обеспечения безопасности в контексте изменения положения в Афганистане. Перед началом визита эксперты прогнозировали также обсуждение нефтегазовой тематики, прежде всего по вопросу о прекращении поставок газа из Узбекистана в южные районы Киргизии.
Сотрудничество между Узбекистаном и Россией имеет прочную правовую базу, основывающуюся на подписанном 16 июня 2004 года Договоре о стратегическом партнерстве и Договоре о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 года. Декларация об углублении стратегического партнерства, подписанная 4 июня 2012 года, расширила масштабы взаимодействия. Вместе с тем, Узбекистан всегда был непростым партнером для России. Достаточно вспомнить его членство в ГУУАМ и недавний выход из ОДКБ. Кроме того, Узбекистан крайне осторожно относился в целом ко всем интеграционным инициативам России на постсоветском пространстве, предпочитая двусторонние контакты.
Сегодня, несмотря на определенное охлаждение отношений между Москвой и Ташкентом в последние годы, Узбекистан – четвертый среди стран СНГ партнер России, после Украины, Беларуси и Казахстана. В 2013 г. товарооборот вырос на 9,4 % до 4 млрд.долл, по узбекским данным более 7 млрд.долл, что связано с тем, что Узбекистан учитывает в товарообороте газ, поступающий в Россию, который Москва записывает как транзитный. Несмотря на кризис, в ряде отраслей сотрудничества, например в автомобильной промышленности идет заметное сокращение продаж в России моделей, произведенных на заводе «GM Узбекистан», за последнее десятилетие только Лукойл вложил в узбекские проекты более 3 млрд. долларов. Газпром осуществляет разведку на Арале, расширяет добычу на месторождении Шахпахты. Открыто месторождение «Джел» с запасами газа в размере 6,4 миллиарда кубометров. В Узбекистане функционирует около 900 узбекско-российских совместных предприятий.
Последний визит В. Путина в Узбекистан некоторыми экспертами и во многом справедливо рассматривается как элемент противостояния между США и Россией в борьбе Узбекистан. Узбекистан и Туркменистан действительно продолжают интересовать Вашингтон, как с точки зрения своего геополитического выбора, так и с позиции их отношения к афганской проблеме. Кстати за несколько дней до визита В. Путина Ташкент с плановым визитом посетила помощник Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниша Десаи Бисвал. Ташкент же крайне заинтересован в помощи по недопущению исламской угрозы и стремится обеспечить лояльность Запада в преддверии парламентских и президентских выборов, которые состоятся в Узбекистане в ближайшие месяцы. Тем не менее, Узбекистан прекрасно понимает, что США не будут тратиться так, как готова это делать Россия и явно стремится сохранить в нынешних непростых условиях отношения, как с Москвой, так и с Вашингтоном. Для Москвы же очень важно, чтобы Узбекистан определился именно сейчас, когда Россия испытывает колоссальное внешнее давление, при этом для Москвы важно и нивелировать заметное влияние Китая на Ташкент.
Имея такую задачу, Москва пошла на заметные уступки, прежде всего в сфере государственного долга Узбекистана. Именно списание долга стало ключевым событием визита. Согласно подписанному в Ташкенте соглашению Россия спишет Узбекистану 865 млн. долларов долга (из общей суммы 890 млн. долларов). «Мы долго на этот счет вели переговоры и даже спорили: у Узбекистана была своя позиция, у России — своя. Но мы, как и подобает добрым друзьям и хорошим партнерам, нашли все взаимоприемлемые развязки, и эта страница перевернута», — отметил Владимир Путин.
Такой шаг России указывает на то, что Москва готова пойти на многое ради обеспечения лояльности Ташкента и привязки его к ЕАЭС, для начала в виде создания зоны свободной торговли. Однако возникает вопрос, на что в ответ обещал пойти И.Каримов, ведь никаких документов с серьезными уступками со стороны Ташкента подписано не было. Не окажется ли, что такая политика списания долгов, которая в целом характерна для России, стремящейся покупать сотрудничество и на других направлениях, не совсем оправданной. Такие уступки, как правило, должны быть подтверждены конкретными шагами партнера, которому эти уступки сделаны.
В этом плане Ташкент очень непростой переговорщик. Он не раз демонстрировал своенравное поведение, но сейчас в условиях предстоящих выборов Каримову нужен хороший имидж и демонстрация дружбы с Россией и внешнеполитических успехов. Все это накладывается на очевидный кризис политической и экономической системы, рост сепаратистских настроений в Каракалпакии, проблемы с соседями и угрозы исламистов. Имея такие проблемы, Узбекистан не может проводить полностью самостоятельный курс и игнорировать Россию.
Вероятно, списание долга было обусловлено перспективой военно-технического сотрудничества, открытием возможности для предоставления Узбекистану новых кредитов, которые в частности обеспечат ему условия для поставок российской военной техники. Вполне вероятно также присоединение к Зоне свободной торговли с ЕАЭС, хотя И.Каримов категорически отказался воспринимать ЕАЭС как замену СНГ и высказался о необходимости дальнейшего реформирования Содружества и усиления его роли, стремясь играть на двух площадках – и СНГ и ЕАЭС и делать акцент на их разном функционале. Списание долга и открытие возможностей активизировать военно-техническое сотрудничество, во многом связано и с таким аспектом, как риск для Узбекистана остаться один на один с проблемой распространения экстремизма из Афганистана. В этом плане визит российского президент в Узбекистан является знаком поддержки режима действующего президента, а в преддверие выборов это поддержка означает поддержку несменяемости власти в Узбекистане, а также свидетельством большой обеспокоенности Российской Федерации тем, что происходит в отрасли региональной безопасности.
Вместе с тем по второму важному вопросу договориться пока не удалось - Узбекистан не удовлетворил просьбу российского президента о возобновлении подачи газа на юг Кыргызстана, которые были прерваны весной 2014 г. после приобретения ОАО «Кыргызгаз» российским «Газпромом». И.Каримов отметил, что возобновление подачи газа требует дополнительного изучения. Ранее же президент Кыргызстана, имеющего достаточно напряженные отношения с Узбекистаном, Атамбаев критически высказался в отношении такого демарша Узбекистана, назвав это политико-экономическим давлением. Трудно было ожидать и серьезного прогресса вокруг вопроса о строительстве Рогунской ГЭС и общего напряжения в отношениях между Душанбе и Ташкентом. Эта проблема вряд ли вообще поднималась сторонами в ходе короткого визита детально, хотя она остается одной из главных для России, Узбекистана и Таджикситана, но требует более длительного решения.
Визит В.Путина В Узбекистан продемонстрировал, что Москва очень озабочена поиском новых контактов на Востоке, как военно-стратегических, так и экономических и в условиях санкций, оказывающих все более негативное влияние на российскую экономику, готова идти на серьезные уступки, лишь бы обеспечить необходимый уровень безопасности, открытости рынков восточных партнеров для своих нефтегазовых компаний, возможности закупок сельхозпродукции. Узбекистан в этом плане остается довольно трудным партнером, только время может показать, насколько Ташкент готов к реальной интеграции – на первом этапе созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС. Однако Москва имеет все же очевидные преимущества перед США в регионе и то, что она обратила внимание на Узбексистан в нынешней непростой ситуации, подтверждает тезис о том, что эта страна все больше становится ареной борьбы за влияние. И это в то время, когда И.Каримов уже не может так легко самоизолироваться или курсировать от одного полюса к другому как раньше, а Узбекистан, с одной стороны испытывает ряд внутриполитических проблем, а с другой в условиях санкций Запада, наложенных на Россию, явно становится ее внешнеполитическим приоритетом.
Александр Гущин, к.и.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета.