Лилит Аскиджян: Внутренние и внешние причины вооруженного конфликта в Сирии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Вооруженный конфликт, известный под названием “Арабская весна”, начался на территории современной Сирийской арабской республики в 2011 г. и продолжается по сегодняшний день. Масштабы и количество жертв вооруженного конфликта в Сирии заставили всю мировую общественность обратить свой взгляд на данную страну. Как у экспертов, так у рядовых граждан различных стран, возникает один и тот же вопрос - что же стало основной причиной разжигания вооруженного противостояния в Сирии?
Несмотря на то, что конфликт в Сирии продолжается уже несколько лет, нет четкого представления о том, что же стало причиной возникновения такого масштабного и длительного противостояния на территории этой арабской республики. Взгляды и анализ экспертов, изучающих кризис в Сирии, кардинально различаются.
Однако, можно условно выделить две основные точки зрения по поводу причин возникновения конфликта в Сирии: антизападную и либерально-демократическую.
Либеральная позиция в основном совпадает с позицией Запада. Сторонники этой позиции утверждают, что угнетенный сирийский народ борется против диктатуры Башара аль-Асада за свободу. В соответствии с этой точкой зрения, все шаги со стороны сирийских властей подвергаются жестко критике. Даже в тех случаях, когда правительство Сирии идет на серьезные уступки ради стабилизации ситуации в стране, представители этой позиции порицают действия властей. Ярким доказательством тому служит реакция этой стороны на серьезнейшие уступки, на которые пошел Башар аль-Асад еще в самом начале конфликта - издал распоряжение о предоставлении курдам Сирийских паспортов, с целью подчеркивания светского типа государства запретил ношение женщинами никаба в учебных заведениях, отменил чрезвычайное положение, действующее с 1963 г.
Антизападная позиция, в свою очередь, сводится к тому, что США стремится установить свою гегемонию над Сирией, лишить Иран ближайшего союзника в регионе, вытеснить Россию с Ближнего Востока. Эта позиция во многом напоминает теорию заговора. Стоит отметить, что Сирия не представляет прямого экономического или стратегического интереса для США. Что касается лишение Ирана союзника в лице Сирии, необходимо учитывать, что в случае смены шиитской-алавитской власти в Сирии, разрушается «шиитский полумесяц» (Иран-Ирак-Сирия-Ливан), так как Сирия является связывающим звеном между шиитами. Комментируя версию о вытеснении России с Ближнего Востоку, можно отметить, что этот процесс успешно проводится, начиная еще с 70-х гг. Существующая военная база РФ на территории Сирии в Тартусе представляет собой всего лишь базу по ремонту военных кораблей и не является угрозой интересам США.
Сторонники антизападной позиции часто упоминают о роли богатых монархий Персидского залива - союзников США в дестабилизации ситуации в Сирии. Встречается мнение, что антиправительственные действия в Сирии проводятся в первую очередь по инициативе и при поддержке Саудовской Аравии и Катара, а США лоббируют их политические интересы на международной арене.
Обращаясь к комментариям западных исследователей, можно заметить, что в качестве основной причины приводятся противоречия полиэтничого и многоконфессионального состава населения современной Сирии.
По данным статистики 2011 г., в момент начала гражданской войны население Сирии составляло приблизительно 22,5 млн. человек. Основными этническими группами являются арабы (90%) и курды (8%- 2 млн.), сирийские туркмены (0.75%- 1,5 млн.), ассирийцы (0.9%- 1,2 млн.), армяне (130 000), конфессиональными - мусульмане-сунниты (74 %), мусульмане- шииты (13%), христиане (9%) и друзы (3 %).
Однако, с момента начала гражданской войны ситуация во многом изменилась: если в 2012 г. население Сирии составляло 22, 5 млн чел., то в ходе вооруженного конфликта наблюдается тенденция снижения численности населения этой страны. По данным ООН, ежедневно 5000 сирийцев эмигрируют: 2 млн уже покинули страну (110000 в Египет, 168000 в Ирак, 515000 в Иорданию, 716000 в Ливан и 460 000 в Турцию), а 4,25 млн переехали в другие районы Сирии. Еще в начале вооруженного конфликта Комитет по делам беженцев ООН прогнозировал, что в конце 2014 г. 46 % сирийцев будет нуждаться в помощи. По предварительным оценкам ООН, население Сирии к концу 2015 года только по причине миграции понизится с 22 млн до 17 млн.
Многие зарубежные эксперты основной причиной нестабильности считают миноритарный характер данной арабской республики - в стране с подавляющим большинством мусульман-суннитов президентом является представитель конфессионального меньшинства - алавит.
А кто такие алавиты? И как они влияют на стабильность внутри Сирии?
Количество мусульман в мире - 1,6 млрд человек. Алавизм является маленьким ответвлением ислама с 3,5-4 млн последователей. Испокон веков в исламском мире сунниты противостояли им. Алавиты чтят двоюродного брата пророка Мухаммеда и его затя – Али ибн Абу Талиба. Они в основном сосредоточены в Сирии (2-3 млн.), хотя небольшое количество алавитов проживает в других частях Ближнего Востока (Турция - 700000-750000, Ливан - 100000-120000).
Приход к власти алавитов в Сирии произошел в 1970 году, когда покойный Хафиз аль-Асад после военного переворота возглавил страну. Он начал привлекать алавитов к управлению государством, назначая их на все важные посты в своем Аппарате. Что самое важное - Хафез ал-Асад доверил им безопасность страны, в том числе и разведку.
Конечно, тот факт, что страной будут править представители конфессионального меньшинства Сирии, привел к недовольству в рядах суннитов, в результате чего в 1982 году произошло военное противостояние между суннитами и режимом Асада старшего. О том кровавом инциденте в современной арабской мире вспоминают с ужасом по сей день. Для подавления восстания суннитов 1982 г., массово применил артиллерию. По разным оценкам в городе Хама погибло от 10 тысяч до 40 тысяч человек.
Многие осуждали Асада-старшего в чрезмерной жестокости при подавлении восстания беззащитных суннитов в стране.
Однако, хорошо изучив и сравнив события 82-ого года с вооруженным восстанием на территории Сирии, начавшимся в 2011 г., можно заметить, что, как и в 1982 г., так и сегодня восстания в стране не стали проявлением сугубо внутриполитических проблем Сирии. Колоссальное внешнее вмешательство со стороны самых различных сил как в 1982 г., так и сегодня подтверждает убеждение в том, что помимо внутренних проблем, Сирия стала площадкой столкновения политических интересов стран региона, а также более крупных игроков. Почти во всех арабских государствах власть в руках суннитов. Состоятельные ближневосточные государства прикладывают все усилия для установления братского суннитского режима в Сирии. Можно заметить, что сегодня, как и в 80-х гг. богатые арабские монархии Персидского залива открыто вмешиваются во внутренние дела страны, чем нарушают хрупкий баланс, установленный усилиями режима Асадов в этой многоконфессиональной и полиэтничной стране. Открыто выступая против режима Башара аль-Асада, во многом именно Саудовская Аравия и Катар накаляют обстановку в некогда спокойной Сирии.
Хафизу аль-Асаду, даже после событий 82-го года, все же удалось наладить отношения с представителями суннитского класса в бизнесе, а в дальнейшем также опираться на них в своей политике. Этот факт говорит об одном - в Сирии была и есть возможность для налаживания диалога между суннитами и алавитами-шиитами. Ситуация усугубляется именно в тех случаях, когда различные внешние игроки, преследуя свои корыстные цели нарушают суверенитет страны, вмешиваясь в ее внутренние дела.
Изучив взаимоотношения алавитов с суннитами, перейдем к другим конфессиям и этническим группам Сирии.
Что касается христианской общины Сирии, то многие ее члены поддерживают режим Асада, так как прекрасно понимают, что потеряют религиозные свободы, предоставленные им Асадом, как только исламисты захватят власть в стране.
Друзы – эта этноконфессиональная группа является самой сплоченной общиной Сирии. Их вероучение возникло в начале 11-ого века и представляет собой смесь верований иудаизма, христианства и ислама. Очень трудно установить точную численность друзов в мире, так как эта община практикует принцип «такия» - «мысленная отговорка». Согласно этому принципу, друз, живущий во враждебной среде, имеет право фиктивно принять верование окружающих, но в душе храня свою истинную веру. «Такия» неоднократно помогала им выживать в самых различных исторических ситуациях. Что касается состояния общины друзов в период правления Башара аль-Асада, можно отметить, что они активно заняты в работе государственных учреждений и полностью опираются на власть Асада и поддерживают ее.
Курды - Здесь ситуация намного сложнее, чем с христианами Сирии. Курды, в основном мусульмане-сунниты, с их собственным языком и культурой. Они живут на территории четырех стран - Турции, Сирии, Ирана, Ирака. Во всех этих странах они подвергаются притеснениям уже длительный период. Курды постоянно угнетались и политикой Асада.
В соответствии с политикой Дамаска, сотни тысяч курдов были лишены гражданства, преподавание на курдском языке было под запретом, а также Асад подавлял курдскую политическую деятельность. Гнев Асада был обрушен на этнических курдов после того, как они начали демонстрации в 2004 г. Однако, несмотря на все перечисленное, курдская поддержка современному восстанию оппозиционеров была неоднозначной. Они в большинстве своем находятся в оппозиции как к правящей партии Баас и арабскому национализму в целом, так и к повстанцам.
После того как Асад в апреле 2011 г. с целью охлаждения негодования предоставил гражданство курдам, в июне курда Абдульбасита Сиеда избрали в основной состав политических групп оппозиции, Национальную коалицию оппозиции и революционных сил Сирии. Данный шаг был сделан с одной целью - сплотить курдов против Асада.
Как отмечалось ранее, курдская община проживает как на территории Сирии, так и соседней Турции. Этот факт является основным из факторов небезразличного отношения Турции к вооруженному конфликту в Сирии.
Активация курдов Сирии официальная Анкара рассматривает как прямую угрозу внутренней стабильности Турции. Власти страны опасаются того, что любая динамика внутри курдской общины Сирии может привести к активации курдской общины Турции, что может стать причиной дестабилизации. В связи с этим Турция направила свои вооруженные силы к границе с Сирией после того как было объявлено, что воспользовавшись хаосом курдские повстанцы захватили контроль в некоторых районах на северо-востоке страны. Таким образом, можно утверждать, что помимо арабских монархий Персидского залива, Турция преследует свои собственные интересны в вооруженном конфликте Сирии.
С первого же дня “Арабской весны” в Сирии в выступлениях западных лидеров в СМИ события Сирии называли внутренним конфликтом, который возник на фоне общего недовольства различных групп населения от правительства. Однако, при тщательном изучении можно заметить все признаки применения механизмов информационной войны со стороны зарубежных СМИ. Выступления различных групп населения Сирии весной 2011 г. в поддержку президента Асада преподносились со стороны западных СМИ как антиправительственные восстания.
Представители правительственные войск Сирии, подавляющие восстание, неоднократно заявляли, что они ведут борьбу с радикальными исламистами, которые пытаются захватить власть с помощью колоссальной поддержки со стороны монархий Персидского залива. Они утверждают, что на стороне повстанцев воюют наемники из разных стран. Этот факт действительно имеет различные подтверждения. В конце 2014 г. Интерпол оценил количество иностранных боевиков в Сирии в 15 тысяч. В соответствии с заявлением заместителя по борьбе с терроризмом Генерального секретариата Интерпола Хуана Франсиско Эраса, по официальной статистике в Сирии воюют 800 иностранных джихадистов, но цифра может быть занижена в несколько раз. Примечательно, что иностранными боевиками на территории Сирии являются не только представители стран Ближнего Востока, но и французы, подданные Великобритании, австралийцы, немцы и т. д.
Таким образом, Сирийская арабская республика - страна с неоднородной внутренней структурой, и процессы в ней не могут иметь однородный характер. Помимо сложного состава населения страны стоит учитывать, что здесь происходит столкновение интересов сразу нескольких крупных игроков. Свои цели в Сирии преследуют и страны Запада, и Россия, и монархии Персидкого залива, и Иран, и Турция и т. д. Однако, любая инициатива со стороны внешних сил была бы обречена без внутренних противоречий и проблем в самой Сирии. Социально-экономические и религиозные проблемы внутри страны сыграли немаловажную роль. Уровень жизни основной части населения оставляет желать лучшего. Что касается религиозного аспекта конфликта, то здесь речь не идет о правящем меньшинстве алавитов с суннитами. Несомненно, Алавиты занимают самые высокие посты и позиции в управлении страной, но это еще не значит, что религиозное меньшинство правит государством. Они находятся у власти исключительно по принципу клановой системы, что характерно всему Востоку, а не по религиозным соображениям.
Основная конфронтация идет по другой линии - сохранение светского типа государственности в Сирии или же приход исламистов к власти. Меньшинства страны (христиане, друзы, алавиты и т.д.) едины в одном - светский характер Сирии ни в коем случае не должен быть изменен. Светские настроения сильны в основном в больших городах, таких как Дамаск, Алеппо, Латакия. Что касается маленьких городом и сельских местностей на периферии, где в основном начинаются все восстания, то здесь очень высоко недовольство экономической ситуацией, подогреваемое религиозными лозунгами.
Таким образом, внешнее вмешательство со стороны различных игроков с целью защиты своих интересов нашло в Сирии плодородную почву в виде внутренней конфронтации и проблем страны. Именно вследствие такого синтеза причин Сирия погрузилась в продолжительный кризис.
Лилит Аскиджян, магистрант ОМОиЗР ИАИ РГГУ