Евсей Васильев: Исламская коалиция против "Исламского государства"
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Первое, что бросается в глаза, это список участников нового союза, в который вошли сразу 34 страны. Очевидно, что инициаторы этой идеи явно отдавали приоритет количественным показателям, поскольку вклад в борьбу с международным терроризмом того же Габона всерьез обсуждать не приходится.
И если с Турцией и Катаром все относительно понятно, участие в саудовском проекте Иордании и Египта откровенно разочаровывает, поскольку свидетельствует о политической недальновидности руководства этих стран, которых саудиты стремятся использовать в своих интересах.
Интересно другое: под благородным предлогом создания антитеррористической коалиции Эр-Рияд предпринял попытку формирования под своим началом трансрегиональной системы коллективной безопасности с участием натовской Турции и ядерного Пакистана.
Все это свидетельствует, во-первых, о глобальных амбициях Саудовской Аравии, которая является принципиальным противником режима Башара Асада в Сирии и которую, наряду с Катаром, многие эксперты небезосновательно считают одним из главных спонсоров «Исламского государства».
Во-вторых, уже сейчас ни у кого нет сомнений в том, что Эр-Рияд будет стремиться использовать вновь созданную коалицию в своих интересах.
Так, не успев объявить об её создании, саудиты не преминули «притянуть за уши» к борьбе с терроризмом конфликт в Йемене. Поэтому ни о какой объективности саудовского проекта говорить не приходится.
Создание еще одной антитеррористической коалиции со стороны Саудовской Аравии, которая формально сама уже входит в международную коалицию во главе с США, также косвенно свидетельствует о наметившихся противоречиях в подходах в стане союзников к решению сирийского конфликта.
Возможно, это связано с резкими заявлениями лидеров западных стран в адрес ИГИЛ, борьба с которым, так или иначе, сближает позиции США, ЕС и России.
Теракты в Ливане, Египте, Франции и Мали, а также успехи российской боевой авиации в Сирии, лишают Запад возможности маневрировать в своей ближневосточной политике: сначала военное уничтожение ИГИЛ, и уже потом разрешение политического кризиса.
Ближневосточные союзники американцев – Турция, Катар и Саудовская Аравия – явно не заинтересованы в скором урегулировании сирийского конфликта, ведь это приведет к укреплению их давних оппонентов – Сирии, Ирака и Ирана, не вошедших в саудовский проект.
Еще одним мотивом к созданию новой коалиции очевидно послужили обвинения Саудовской Аравии в косвенной поддержке террористических группировок в Сирии. Теперь же, когда западные страны во главе с США вновь заявляют о необходимости активизации усилий в борьбе с международным терроризмом, Эр-Рияд вынужден страховаться по принципу «не можешь сопротивляться – возглавь».
Новая антитеррористическая коалиция нужна саудитам для того, чтобы, с одной стороны, отмежеваться от боевиков в Сирии, с другой – обеспечить гарантии собственной безопасности на случай, если действия «других» коалиций в Сирии и Ираке станут прямо или косвенно угрожать самому королевству.
Е. В. Васильев, к.п.н., доцент кафедры международной безопасности ИАИ РГГУ