Республиканцы против Трампа: кто они и на что способны?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
После поражения в 2020 г. вплоть до недавнего времени, многие эксперты предполагали, что в случае участия Д. Трампа в очередной президентской гонке ему не придется бороться за номинацию, как это было в 2015-2016 гг. Тем не менее многочисленные расследования, откровенно неудачные результаты республиканской партии на промежуточных выборах и общее недовольство действиями бывшего президента заставили усомниться в его неуязвимости. Несколько республиканцев упоминаются в качестве возможных противников Трампа на праймериз.
Источник: Reuters
Рон Десантис
После убедительной победы над своим противником на ноябрьских выборах 2023 г., губернатор штата Флорида стал фаворитом части партийного истеблишмента и консервативных СМИ. Политик, ранее игнорировавший эскапады Трампа, начал осторожно и едко отвечать своему уже бывшему союзнику. В конце января Трамп в очередной раз раскритиковал Десантиса: «Рон не стал бы губернатором без меня…во-первых, он бы не получил номинацию. Во-вторых, он бы не победил своего противника-демократа…слышал, что он собирается баллотироваться [в президенты], думаю, это предательство». Ответ губернатора последовал незамедлительно. На одной из пресс-конференций его спросили о высказывании бывшего президента. «Меня критикуют со всех сторон…люди оценивают [политиков], переизбирая их или нет…в моем случае мы не только выиграли выборы, мы получили больше голосов, чем любой другой кандидат-республиканец в истории Флориды», – заявил Десантис. Камень в огород Трампа не очевиден, однако нельзя не заметить намек «меня переизбрали, а тебя – нет». Во вторник в своей социальной сети Truth Social Трамп косвенно обвинил Десантиса в груминге (попытка взрослого человека установить доверительный контакт с подростком для собственных, возможно корыстных, целей). Бывший президент выложил фотографию Десантиса с двумя молодыми девушками, сделанную в 2002 г. Губернатор ответил буквально через пару часов: «Я провожу свое время, достигая результатов…борясь с Джо Байденом. Я не трачу его на травлю других республиканцев.»
Губернатор Флориды сохраняет значительное медиа-присутствие, в первую очередь за счет активного продвижения консервативных законопроектов в своем штате. Каких-либо серьезных законодательных барьеров на пути Десантиса нет. Согласно законодательству Флориды, официальным лицам на уровне штата, при желании избираться на федеральную должность, необходимо уйти в отставку. Это не особо значимая проблема для Десантиса, так как председатель сената Флориды Кэтлин Пассидомо подтвердила возможность отмены этого правила. В таком случае, наблюдая за программой голосований в сенате штата, мы сможем узнать о планах губернатора. В конце января The Washington Post сообщили об активном поиске кадров в, предположительно, избирательный штаб Десантиса. Однако сам губернатор пока молчит. Раннее вступление в гонку практически никогда не заканчивается для кандидата победой.
Кроме того, скоро состоится презентация книги губернатора. Обычно потенциальные кандидаты готовят публикацию автобиографии или сборники очерков за несколько лет до принятия решения об участии в президентских выборах. Книга Джона Кеннеди «Профили мужества» вышла в 1956 г. (за 4 года до выборов 1960 г.), вторая книга Барака Обамы «Дерзость надежды» была опубликована в 2006 г. (за 2 года до президентских выборов). Работа Хиллари Клинтон «Трудный выбор» появилась на полках книжных магазинов в 2014 г. (выборы состоялись в 2016 г.). Не исключено, что в случае коммерческого успеха своей книги Десантис заявит о готовности бороться за Белый дом.
Опросы показывают, что в случае выбора между Трампом и Десантисом, республиканцы отдают предпочтение последнему. В среднем, губернатор опережает бывшего президента на 5% (данные за ноябрь-декабрь 2022 г.). Большинство рейтингов показывают убедительную победу Десантиса в будущих праймериз штатов Айовы, Южной Каролины и Нью-Гэмпшира. Например, опрос Нью-Гемпширского университета показал разрыв в 12% между двумя кандидатами в пользу Десантиса (42% и 30%). Однако результаты в Нью-Гемпшире ограниченно влияют на итог предварительного голосования. Например, в 2000 г. в штате победил Джон Маккейн с отрывом в 20%, но кандидатом от республиканской партии в итоге стал Джордж Буш-младший. Дважды своих однопартийцев в этом штате опередил Берни Сандерс, но номинантами все равно стали Хиллари Клинтон (в 2016 г.) и Джозеф Байден (в 2020 г.). Да и в принципе, штаты, где проходят первые парймериз, не всегда определяют победителя праймериз. Тот же Джо Байден проиграл в 3 из 4 первичных штатов в 2020 г.
Помимо рейтингов, важным фактором в период праймериз являются деньги. Десантис стал абсолютным рекордсменом среди американских губернаторов в 2022 г., накопив для переизбрания $217 млн. Ко дню голосования, 3 ноября 2022 г., в бюджете избирательного штаба оставалось $90 млн. Также несколько крупных доноров республиканской партии почти сразу после промежуточных выборов заявили, что отказываются финансировать Дональда Трампа и рассматривают сотрудничество с Десантисом. В то же самое время, бывший президент в период после объявления о намерении баллотироваться и до конца 2022 г. привлек $9,5 млн. С одной стороны это незначительная сумма, однако Трамп пока не начал активную кампанию. Его первое мероприятие по фандрайзингу состоится лишь 23 февраля в Мар-а-Лаго.
Десантис однозначно находится в более выигрышном положении. Он взял на вооружение идеологию Трампа, а также убедил многих в своем статусе «победителя либералов». Можно даже сказать, что Десантис – это усовершенствованная версия Трампа, лишенная скандального «душка», присущего бывшему президенту.
Тем не менее, несмотря на неплохие вводные, Десантис сильно рискует. Если он будет слишком долго ждать, то может «упустить момент». Трамп активизирует свою кампанию, его соратники уже нанимают фандрайзеров в большинстве штатов. Кроме того, он находится в эпицентре нескольких крупных расследований, что занимает значительную часть политических и финансовых ресурсов бывшего президента. К лету-осени ситуация может измениться. Возможно, к тому моменту Десантису будет сложнее вести борьбу с Трампом.
Он все еще является одним из наиболее влиятельных республиканцев. Против Трампа открыто не высказываются партийные руководители, кроме лидера «слонов» в Сенате Митча Макконнелла. Также у него есть союзники среди конгрессменов и некоторых сенаторов. Например, 1 февраля в его поддержку выступил сенатор от Южной Каролины Линдси Грэм: «…хочу, чтобы у него была вторая попытка…я за Дональда Трампа, потому что знаю, что получу.» Согласно декабрьскому опросу Economist/YouGov 40% республиканцев считают себя сторонниками Трампа.
У бывшего президента достаточно ресурсов не только для победы на праймериз, но и для полного разгрома любого республиканца на президентских выборах в 2024 г. Предположим, что тот же Десантис вступил в гонку и выиграл номинацию. Это хоть и сложно, но можно будет сделать даже без поддержки трамповского электората. В таком случае бывший президент с о значительной долей вероятности будет участвовать как кандидат от третьей партии или как независимый. Он может сделать это не только ради мести республиканскому истеблишменту, но исходя из стремления избежать активного уголовного преследования. Десантис не сможет победить в президентской гонке без 30-40% базового электората собственной партии. Сам губернатор это осознает и поэтому, в частности, не торопится вступать в игру. Пока Трамп сохраняет влияние на весомую часть избирателей-республиканцев, он остается самым сильным и опасным кандидатом от и для республиканской партии.
Никки Хейли, Майк Пенс, Майкл Помпео, Джон Болтон
Это только часть имен потенциальных соперников Трампа в борьбе за номинацию. Многие из них обдумывают рано или поздно занять Овальный кабинет. Из вышеперечисленных потенциальных кандидатов о намерении баллотироваться заявила только Никки Хейли. Она обладает опытом как во внутренней, так во внешнеполитической сферах.: была губернатором Южной Каролины (2011-2017 гг.) и постпредом США в ООН (2017-2018 гг.). Во время ее службы в ООН Вашингтон вышел из совета по правам человека и признал Иерусалим столицей. Кроме того, Хейли является латиноамериканкой и представляет самую быстрорастущую и одну из наиболее активных во время выборов демографических групп – латиноамериканцев. Голоса последних важны в таких колеблющихся штатах, как Флориды, Аризона и Нью-Мехико.
Однако есть ряд факторов, заставляющих усомниться как в успешности ее кандидатуры, так и в правдивости ее намерений.
Во-первых, Хейли, несмотря на высокую узнаваемость и ряд достижений, уступает по популярности среди потенциальных избирателей-республиканцев не только Дональду Трампу и Рону Десантису, но и Майку Пенсу. Низкий рейтинг, особенно в начале сезона выборов, не аргумент. Однако она пытается «играть» в умеренного республиканца, но заявляет, что не отклоняется от политики, проводимой Дональдом Трампом в 2017-2021 гг. Тем самым Хейли не внушает доверие ни умеренным, ни трампистам.
Во-вторых, в 2021 г. она обещала не участвовать в выборах, если в них примет участие Трамп. С тех пор многое изменилось, кроме приверженности значительной части республиканского базового электората к фигуре бывшего президента. Нкки Хейли не Рон Десантис, ее личного политического ресурса не хватит даже на то, чтобы продержаться до конца праймериз, не то что в них победить. Избиратели-трамписты не любят «перебежчиков».
В-третьих, высказывание Трампа о намерениях Хейли не сходится с его стилем. «Я сказал, чтобы она действовала по велению сердца.» - заявил бывший глава государства. Довольно мягкие слова со стороны человека, который постоянно придумывает прозвища и мстит буквально каждому, кто бросил ему вызов.
Сравнительно спокойную реакцию экс-президента можно объяснить по-разному. Возможно, он не видит в Хейли соперника. Есть также вероятность, что он не хочет снова быть обвиненным в сексизме, ведь женщины в пригородах являются одной из наиболее важных групп избирателей. Все эти положения имеют право на существование, однако Дональд Трамп не из тех, кто следует конвенциональной мудрости и действует строго по сценарию. Не исключено, что в последствии он предложит Хейли баллотироваться вместе с ним в качестве вице-президента так же, как это сделали Джо Байден и Камала Харрис. Тем более, что вариант назначения Хейли вице-президентом, как утверждают некоторые источники, рассматривался Трампом еще в 2020 г. Такой исход праймериз был бы выгоден и Трампу, и Хейли. Первый сможет получить поддержку части женщин, умеренных республиканцев и повысить свою популярность среди латиноамериканцев. Хейли, в свою очередь, «подготовит почву» для кампании 2028 г. В истории США было немало примеров, когда пост вице-президента был своеобразным трамплином в Овальный кабинет. Стоит добавить, что опыт работы во внешнеполитической сфере и в федеральном правительстве сделает Хейли идеальным кандидатом на пост вице-президента для любого победителя республиканских праймериз будь то Трамп или Десантсис.
Говорить о других возможных кандидатах нет смысла. Ни один из них в ближайшее время не намерен вступать в гонку. По крайней мере, подобных заявлений пока не сделано. Шансов у Пенса, Помпео и Болтона еще меньше, чем у Хейли. Они обладают опытом работы в правительстве, однако вряд ли способны объединить республиканскую партию. Намеки на участие в выборах можно объяснить желанием повысить интерес к их недавно вышедшим мемуарам, а также возможностью привлечь дополнительные средства в виде пожертвований со стороны избирателей. Кроме того, статус кандидата в президенты очень ценится (с точки зрения гонораров) при участии в публичных мероприятиях в качестве спикера. Например, бывший госсекретарь Майк Помпео довольно часто выступает перед представителями неправительственных организаций и сотрудниками крупнейших корпораций. Поэтому, помимо непосредственной победы в президентских выборах, у праймериз есть и другие преимущества – имиджевые и финансовые.
Чем больше, тем лучше
Многочисленность кандидатов выгодна только одному из них – Дональду Трампу. Как указывалось выше, его шансы на победу значительно сократились по сравнению с 2020 г. Однако во время голосования на праймериз действует система относительного большинства – победителю достаточно получить больше голосов, чем каждый из конкурентов по отдельности. В 2016 г. Трамп выиграл номинацию именно таким образом, набрав 44,9% голосов. Бывший президент обладает крайне лояльным электоратом, поддержки которого достаточно для победы на праймериз. Ни один из других кандидатов не пользуется такой поддержкой.
Значительной проблемой для бывшего президента остается потеря крупнейших доноров. В начале февраля стало известно, что одна из наиболее влиятельных групп интересов «Американцы за процветание» приняла решение финансировать любого другого кандидата, кроме бывшего президента. Однако стоит уточнить, что эта организация не поддерживала Трампа и в 2016 г. Более того, несмотря на тогдашний триумф на праймериз, к их окончанию миллиардер смог накопить лишь 67,1 млн. долларов. Для сравнения, к тому моменту выбывшие из праймериз Джеб Буш, Тед Круз, Марко Рубио и Бен Карсон набрали 162,1 млн., 158 млн., 125 млн. и 76,6 млн. долларов за весь период своего участия, соответственно.
Итоги
Несмотря на постоянно изменяющуюся информацию о количестве кандидатов, главной фигурой на этом поле остается Дональд Трамп. Рон Десантис – единственный потенциальный соперник экс-президента, способный лишить его номинации. Губернатор Флориды пока не заявил о своих намерениях, однако убедительная победа на промежуточных выборах, законодательные проекты и успешный фандрайзинг сделали его «любимцем» как обычных избирателей-республиканцев, так и части партийного истеблишмента. В случае его вступления в гонку, Десантиса ожидает ожесточенная борьба с ослабленным, но «живучим» Дональдом Трампом. При этом, последний даже в случае поражения все равно может попытаться участвовать в президентских выборах в качестве третьего кандидата.
Кроме Трампа, с 14 февраля в гонке за номинацию бывший постпред США в ООН Никки Хейли. Перспективы потенциальных и официальных кандидатов на фоне бывшего президента и губернатора Флориды кажутся минимальными. Если же Десантис все-таки не примет участие в праймериз, то эти кандидаты не составят сильную конкуренцию Дональду Трампу.