Блог Родиона Маматханова

Современное военно-стратегическое усиление США на китайском направлении как вызов безопасности в ИТР

30 марта 2023
Распечатать

Американо-китайское военное соперничество повысило напряженность в регионе и в перспективе может свести на нет эффективность усилий по поддержанию мира и стабильности в ИТР.

В последнее десятилетие Азиатско-Тихоокеанский регион приковывает к себе самое пристальное внимание из-за обострения вопросов, связанных с поддержанием военно-стратегической стабильности в условиях соперничества ведущих региональных держав. Усиление напряженности в данном регионе обусловлено политикой США на китайском направлении, с помощью которой Вашингтон всеми силами стремится сохранить свое глобальное лидерство, сдержав усиление своего главного соперника — КНР.

merlin_108573035_3a55350e-ce72-4fc3-9f7d-208e44d7db60-jumbo.jpg

Источник: Reuters   

Из-за быстрого военного, экономического и политического роста Китая США при администрации Б. Обамы резко пересмотрели свою стратегию в Азии, встав на путь прямого соперничества с КНР в АТР. Военная составляющая новой стратегии США в Азии, которая заключалась в том, чтобы создать проамериканскую расстановку сил, положила старт росту напряженности в АТР, снижению предсказуемости в военных отношениях между США и КНР, милитаризации государств региона.

При администрации Д. Трампа США окончательно перешли к долгосрочному соперничеству с КНР в военной сфере, чтобы не допустить дальнейшего военного усиления Китая, вытеснения США и закрепления китайского превосходства в ИТР. Военная доктрина Д. Трампа в Индо-Тихоокеанском регионе привела к утрате взаимного доверия между США и КНР, а также к росту стратегической неопределенности.

В краткосрочной перспективе при администрации Дж. Байдена военное соперничество США и КНР в ИТР будет только усиливаться из-за ориентации США на создание новых военных союзов, которые бы сдерживали Китай. Первым мощным решением в этой сфере стало создание в сентябре 2021 г. трехстороннего военного альянса AUKUS. Он стал еще одним союзом, наряду с QUAD и ANZUS, который выступает в качестве рычага давления на КНР. США в рамках этих союзов поставляют современное вооружение странам, у которых есть весомые противоречия в отношениях с Китаем.

Несмотря на активное торговое взаимодействие, за последнее время взаимоотношения между Пекином и Канберрой резко ухудшились из-за активной военной поддержки последней со стороны США и укрепления австралийской военной мощи в регионе. США в рамках AUKUS способствуют появлению в составе австралийского военно-морского флота атомных подводных лодок для сдерживания КНР в ИТР, что в итоге может негативно сказаться на обеспечении стратегической стабильности в регионе. Будущие атомные подводные лодки, которые будут предоставлены Австралии в рамках альянса, в случае возможного конфликта с КНР могут угрожать нанесением превентивного удара. Также создается очень опасный прецедент, при котором для неядерного государства в отношении высокообогащенного урана будет создан особый, отличающийся от стандартного режим применения гарантий МАГАТЭ.

В последнее десятилетие Азиатско-Тихоокеанский регион приковывает к себе самое пристальное внимание из-за обострения вопросов, связанных с поддержанием военно-стратегической стабильности в условиях соперничества ведущих региональных держав. Усиление напряженности в данном регионе обусловлено политикой США на китайском направлении, с помощью которой Вашингтон всеми силами стремится сохранить свое глобальное лидерство, сдержав усиление своего главного соперника — КНР.

Современное китайское направление политики США претерпело существенное изменение: от вовлечения к сотрудничеству, а затем и к соперничеству во всех сферах, особенно в военной. Сам поворот наметился еще при администрации Б. Обамы. Главными причинами пересмотра стратегии США в Азии стали сдвиг центра мировой геоэкономической и геополитической силы в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, а также стремительное военное, экономическое и политическое усиление Китая. Сделав сильный акцент не только на экономической и политической составляющих, но и на военной, администрация Б. Обамы в 2011 г. разработала новую политику США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая получила название «перебалансировка» (или «разворот») в Азию. Старт данной политике положила в 2011 г. госсекретарь Х. Клинтон, заявив, что «США готовы резко усилить свое экономическое, политическое и военное влияние в АТР для поддержки лидерства, защиты американских интересов и продвижения ценностей Соединенных Штатов Америки».

Военная составляющая «перебалансировки в Азию» заключалась в том, чтобы создать проамериканскую расстановку сил, резко снизив военное влияние Китая на страны региона. Для этого США сделали ставку на активное военное сотрудничество с Австралией, Индией, Японией, Сингапуром, Таиландом, Южной Кореей, Индонезией и Малайзией. США часто проводили совместные военные учения с данными странами, продавали им новые ударные вооружения. В частности, под лидерством США при администрации Б. Обамы в регионе проходили следующие военные морские учения: Malabar при участии Индии; Talisman Saber с Австралией; Cobra Gold при участии Индонезии, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и Таиланда; Shoulder-to-shoulder с Филиппинами.

Вместе с тем весной 2013 г. США поставили Сингапуру 120 управляемых авиационных ракет класса «воздух — воздух»: 100 ракет AIM-120C7 AMRAAM и 20 ракет AIM-9X-2 Sidewinder Block II на общую сумму 246 млн долл. США в декабре 2015 г. опубликовали план по продаже Тайваню вооружений на сумму около 1,83 млрд долл., включающие два фрегата типа «Оливер Хазард Перри», ПТРК Javelin и BGM-71 TOW 2B, ПЗРК FIM-92 Stinger и гусеничные десантные машины-амфибии AAV7. Стоит отметить, что до этого администрация Обамы уже продала Тайваню вооружения на сумму более 12 млрд долл.

Также Япония и США подписали новую версию «Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны». Данный документ был изменен в соответствии с переформатированием политической обстановки в регионе и на международной арене, а также усилением активности Китая в АТР. Новая версия документа отменяет географические ограничения для оказания помощи японскими Силами самообороны в защите территории США или третьих стран в случае необходимости.

Отдельно стоит остановиться на роли Индии. США осознали, что наращивание военного сотрудничества с Индией, которая на северо-востоке граничит с Китаем и имеет с ним территориальные споры, может оказаться для Вашингтона очень полезным. США предприняли попытку сделать из Индии новый противовес Китаю, потому что страна так же, как и КНР, совершила быстрый скачок в военном и экономическом плане. При администрации Б. Обамы США начали в больших количествах продавать в Индию свое оружие и технику (военно-транспортные самолеты C-130J-30 Super Hercules и C-17 Globemaster III, патрульные самолеты P-8I Poseidon) и проводить совместные учения.

Таким образом, американская «перебалансировка в Азию» положила старт росту напряженности в АТР, снижению предсказуемости в военных отношениях между США и КНР, милитаризации государств региона.

Резкий перелом в современных американо-китайских отношениях произошел при Д. Трампе. В период с 2017 по 2021 гг. коренным образом изменилась американская политика на китайском направлении. США перешли к долгосрочному соперничеству с КНР во всех сферах, в первую очередь — в военной. В таких доктринальных документах администрации Д. Трампа, как Стратегия национальной безопасности США (2017 г.), Обзор ядерной политики (2018 г.), Стратегия национальной обороны США (2018 г.), Индо-Тихоокеанская стратегия (2019 г.), Китай выступает в качестве «ревизионистского государства» и стратегического конкурента США, который ориентирован на пересмотр сложившихся международных правил, создание нового миропорядка, несовместимого с американскими ценностями и интересами, а также провоцирует межгосударственное соперничество в регионе, особенно в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Реализую «Индо-Тихоокеанскую» стратегию, США удалось придать важное значение индийскому компоненту. США основывались на идее о том, что в теории у КНР есть амбиции на доминирование в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, и самое главное — в Индийском океане. Отсюда и резкое переименование Азиатско-Тихоокеанского региона в Индо-Тихоокеанский. Команда Д. Трампа надеялась, что для пресечения китайских устремлений и победы в стратегическом соперничестве необходимо заручиться поддержкой стран АТР, особенно в Индийском океане, где главным противовесом КНР является Индия. При Д. Трампе политика по превращению Индии в «анти-Китай» усилилась за счет подписания в 2018 г. Соглашения по средствам связи и безопасности, и после продажи американских вооружений, общая сумма которых составила около 17 млрд долл.

В период президентства Д. Трампа США расширили свои силы и средства передового базирования в регионе. В частности, было переименовано Тихоокеанское командование Вооруженных сил США в Индо-Тихоокеанское. При этом удалось нарастить состав Индо-Тихоокеанского командования США. На данный момент у ИТК имеется более 2000 самолетов, 200 кораблей и подводных лодок, и около 375 тыс. солдат, моряков, морских пехотинцев, летчиков, лиц гражданского персонала министерства обороны [1].

Усиливая военное соперничество с КНР, США активизировали свое участие в территориальных спорах в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В Восточно-Китайском море у КНР есть территориальный спор с Японией по поводу архипелага Сенкаку, а в Южно-Китайском море Тайвань, Бруней, Малайзия, Филиппины и Вьетнам предъявляют обширные претензии Китаю по поводу принадлежности архипелага Спратли. В 2017 г. США в очередной раз признали суверенитет Японии над островами Сенкаку и подтвердили свою приверженность оказывать помощь в защите архипелага. В период президентства Д. Трампа, чтобы противостоять КНР в Южно-Китайском море, США регулярно организовывали операции по защите свободы судоходства (FONOP). Данные мероприятия направлены на оспаривание притязаний КНР на архипелаг Спратли. С мая 2017 по январь 2020 гг. было проведено 17 рейдов ВМС США.

Таким образом, создав концепцию свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, США при Д. Трампе дали старт новой эре американо-китайского военного соперничества, что оказывает крайне негативное влияние на обеспечение региональной и международной безопасности. Между США и КНР окончательно пропало взаимное стратегическое доверие, утрачены контакты по линии министерств обороны обеих стран. Сами страны ИТР впервые за долгое время оказались в стратегической неопределенности. В условиях, когда необходимо выбирать одну из сторон.

Говоря же отдельно о перспективах дальнейшего развития военного соперничества США и КНР в ИТР, то с приходом администрации Дж. Байдена оно будет только нарастать. Команда Дж. Байдена уже сделала акцент на военном укреплении Америки и ее союзников в Индо-Тихоокеанском регионе. Первым мощным решением в этой сфере стало создание в сентябре 2021 г. трехстороннего военного альянса AUKUS.

Декларируемыми задачами стали укрепление безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе, совместный ответ на вызовы безопасности, кооперация и координация военно-морских сил стран, повышение оборонного потенциала Австралии. Недвусмысленно намекая на вызов со стороны Китая, лидеры трех стран заявляют о том, что AUKUS был создан в ответ на рост нестабильности, появление новых угроз как в мире, так и в ИТР. Главной причиной создания AUKUS является ответ на усиление Китая в ИТР с целью сдерживания его военного потенциала. Не стоит забывать и о том, что c 2022 г. США активно предпринимаются попытки укрепить обороноспособность AUKUS при помощи включения в его состав Японию, Индию, Новую Зеландию и Южную Корею, то есть стран, у которых есть определенные противоречия в отношениях с Китаем.

Для США создание данного альянса крайне актуально, так как в 2020 г. Китай стал мировым лидером по количеству военных кораблей, обогнав по этому показателю США. AUKUS позволит совместному флоту США, Австралии и Великобритании вести патрулирование в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, Тайваньском проливе, что, в свою очередь, усилит проводимую Америкой политику сдерживания Китая. AUKUS стал еще одним союзом, наряду с QUAD и ANZUS, который выступает в качестве рычага давления на КНР со стороны США. США в рамках этих союзов поставляют современное вооружения странам, у которых есть весомые противоречия в отношениях с Китаем. В рамках QUAD США активно взаимодействуют с Индией, а в ANZUS — с Австралией и Новой Зеландией. AUKUS только усиливает данный тренд. В Австралии присутствует американский военный контингент численностью около 2000 солдат. При этом Америка и Австралия регулярно проводят совместные военные учения в регионе. В частности, в июле 2021 г. состоялись учения Talisman Sabre 21, в которых приняли участие 17 тыс. военных.

Говоря об отношениях Китая и Австралии, то они противоречивы. С одной стороны, КНР является важнейшим внешнеэкономическим партнером Австралии, занимая одни из первых строчек в ее экспорте и импорте. С другой стороны, за последнее время, взаимоотношения между Пекином и Канберрой резко ухудшились из-за активной военной поддержки последней со стороны США и укрепления австралийской военной мощи в регионе. США в рамках AUKUS способствуют появлению в составе австралийского военно-морского флота атомных подводных лодок для сдерживания КНР в ИТР, что в итоге может негативно сказаться на обеспечении стратегической стабильности в регионе. Будущие атомные подводные лодки, которые будут предоставлены Австралии в рамках альянса, в случае возможного конфликта с КНР могут угрожать нанесением по ней превентивного удара. Также создается очень опасный  прецедент, при котором для неядерного государства в отношении высокообогащенного урана будет создан особый, отличающийся от стандартного режим применения гарантий МАГАТЭ.

***

Современное военное соперничество между США и КНР вышло на новый уровень. Решительный настрой США на усиление своего военного присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе, формирование антикитайских военных альянсов подталкивает весь ИТР к милитаризации, что в перспективе может свести на нет эффективность усилий по поддержанию мира и стабильности в регионе.

1. Батюк В.И. Индо-Тихоокеанская стратегия США и Евразия // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 1 (109). С. 144.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju