Современное военно-стратегическое усиление США на китайском направлении как вызов безопасности в ИТР
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Американо-китайское военное соперничество повысило напряженность в регионе и в перспективе может свести на нет эффективность усилий по поддержанию мира и стабильности в ИТР.
В последнее десятилетие Азиатско-Тихоокеанский регион приковывает к себе самое пристальное внимание из-за обострения вопросов, связанных с поддержанием военно-стратегической стабильности в условиях соперничества ведущих региональных держав. Усиление напряженности в данном регионе обусловлено политикой США на китайском направлении, с помощью которой Вашингтон всеми силами стремится сохранить свое глобальное лидерство, сдержав усиление своего главного соперника — КНР.
Источник: Reuters
Из-за быстрого военного, экономического и политического роста Китая США при администрации Б. Обамы резко пересмотрели свою стратегию в Азии, встав на путь прямого соперничества с КНР в АТР. Военная составляющая новой стратегии США в Азии, которая заключалась в том, чтобы создать проамериканскую расстановку сил, положила старт росту напряженности в АТР, снижению предсказуемости в военных отношениях между США и КНР, милитаризации государств региона.
При администрации Д. Трампа США окончательно перешли к долгосрочному соперничеству с КНР в военной сфере, чтобы не допустить дальнейшего военного усиления Китая, вытеснения США и закрепления китайского превосходства в ИТР. Военная доктрина Д. Трампа в Индо-Тихоокеанском регионе привела к утрате взаимного доверия между США и КНР, а также к росту стратегической неопределенности.
В краткосрочной перспективе при администрации Дж. Байдена военное соперничество США и КНР в ИТР будет только усиливаться из-за ориентации США на создание новых военных союзов, которые бы сдерживали Китай. Первым мощным решением в этой сфере стало создание в сентябре 2021 г. трехстороннего военного альянса AUKUS. Он стал еще одним союзом, наряду с QUAD и ANZUS, который выступает в качестве рычага давления на КНР. США в рамках этих союзов поставляют современное вооружение странам, у которых есть весомые противоречия в отношениях с Китаем.
Несмотря на активное торговое взаимодействие, за последнее время взаимоотношения между Пекином и Канберрой резко ухудшились из-за активной военной поддержки последней со стороны США и укрепления австралийской военной мощи в регионе. США в рамках AUKUS способствуют появлению в составе австралийского военно-морского флота атомных подводных лодок для сдерживания КНР в ИТР, что в итоге может негативно сказаться на обеспечении стратегической стабильности в регионе. Будущие атомные подводные лодки, которые будут предоставлены Австралии в рамках альянса, в случае возможного конфликта с КНР могут угрожать нанесением превентивного удара. Также создается очень опасный прецедент, при котором для неядерного государства в отношении высокообогащенного урана будет создан особый, отличающийся от стандартного режим применения гарантий МАГАТЭ.
В последнее десятилетие Азиатско-Тихоокеанский регион приковывает к себе самое пристальное внимание из-за обострения вопросов, связанных с поддержанием военно-стратегической стабильности в условиях соперничества ведущих региональных держав. Усиление напряженности в данном регионе обусловлено политикой США на китайском направлении, с помощью которой Вашингтон всеми силами стремится сохранить свое глобальное лидерство, сдержав усиление своего главного соперника — КНР.
Современное китайское направление политики США претерпело существенное изменение: от вовлечения к сотрудничеству, а затем и к соперничеству во всех сферах, особенно в военной. Сам поворот наметился еще при администрации Б. Обамы. Главными причинами пересмотра стратегии США в Азии стали сдвиг центра мировой геоэкономической и геополитической силы в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, а также стремительное военное, экономическое и политическое усиление Китая. Сделав сильный акцент не только на экономической и политической составляющих, но и на военной, администрация Б. Обамы в 2011 г. разработала новую политику США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая получила название «перебалансировка» (или «разворот») в Азию. Старт данной политике положила в 2011 г. госсекретарь Х. Клинтон, заявив, что «США готовы резко усилить свое экономическое, политическое и военное влияние в АТР для поддержки лидерства, защиты американских интересов и продвижения ценностей Соединенных Штатов Америки».
Военная составляющая «перебалансировки в Азию» заключалась в том, чтобы создать проамериканскую расстановку сил, резко снизив военное влияние Китая на страны региона. Для этого США сделали ставку на активное военное сотрудничество с Австралией, Индией, Японией, Сингапуром, Таиландом, Южной Кореей, Индонезией и Малайзией. США часто проводили совместные военные учения с данными странами, продавали им новые ударные вооружения. В частности, под лидерством США при администрации Б. Обамы в регионе проходили следующие военные морские учения: Malabar при участии Индии; Talisman Saber с Австралией; Cobra Gold при участии Индонезии, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и Таиланда; Shoulder-to-shoulder с Филиппинами.
Вместе с тем весной 2013 г. США поставили Сингапуру 120 управляемых авиационных ракет класса «воздух — воздух»: 100 ракет AIM-120C7 AMRAAM и 20 ракет AIM-9X-2 Sidewinder Block II на общую сумму 246 млн долл. США в декабре 2015 г. опубликовали план по продаже Тайваню вооружений на сумму около 1,83 млрд долл., включающие два фрегата типа «Оливер Хазард Перри», ПТРК Javelin и BGM-71 TOW 2B, ПЗРК FIM-92 Stinger и гусеничные десантные машины-амфибии AAV7. Стоит отметить, что до этого администрация Обамы уже продала Тайваню вооружения на сумму более 12 млрд долл.
Также Япония и США подписали новую версию «Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны». Данный документ был изменен в соответствии с переформатированием политической обстановки в регионе и на международной арене, а также усилением активности Китая в АТР. Новая версия документа отменяет географические ограничения для оказания помощи японскими Силами самообороны в защите территории США или третьих стран в случае необходимости.
Отдельно стоит остановиться на роли Индии. США осознали, что наращивание военного сотрудничества с Индией, которая на северо-востоке граничит с Китаем и имеет с ним территориальные споры, может оказаться для Вашингтона очень полезным. США предприняли попытку сделать из Индии новый противовес Китаю, потому что страна так же, как и КНР, совершила быстрый скачок в военном и экономическом плане. При администрации Б. Обамы США начали в больших количествах продавать в Индию свое оружие и технику (военно-транспортные самолеты C-130J-30 Super Hercules и C-17 Globemaster III, патрульные самолеты P-8I Poseidon) и проводить совместные учения.
Таким образом, американская «перебалансировка в Азию» положила старт росту напряженности в АТР, снижению предсказуемости в военных отношениях между США и КНР, милитаризации государств региона.
Резкий перелом в современных американо-китайских отношениях произошел при Д. Трампе. В период с 2017 по 2021 гг. коренным образом изменилась американская политика на китайском направлении. США перешли к долгосрочному соперничеству с КНР во всех сферах, в первую очередь — в военной. В таких доктринальных документах администрации Д. Трампа, как Стратегия национальной безопасности США (2017 г.), Обзор ядерной политики (2018 г.), Стратегия национальной обороны США (2018 г.), Индо-Тихоокеанская стратегия (2019 г.), Китай выступает в качестве «ревизионистского государства» и стратегического конкурента США, который ориентирован на пересмотр сложившихся международных правил, создание нового миропорядка, несовместимого с американскими ценностями и интересами, а также провоцирует межгосударственное соперничество в регионе, особенно в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
Реализую «Индо-Тихоокеанскую» стратегию, США удалось придать важное значение индийскому компоненту. США основывались на идее о том, что в теории у КНР есть амбиции на доминирование в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, и самое главное — в Индийском океане. Отсюда и резкое переименование Азиатско-Тихоокеанского региона в Индо-Тихоокеанский. Команда Д. Трампа надеялась, что для пресечения китайских устремлений и победы в стратегическом соперничестве необходимо заручиться поддержкой стран АТР, особенно в Индийском океане, где главным противовесом КНР является Индия. При Д. Трампе политика по превращению Индии в «анти-Китай» усилилась за счет подписания в 2018 г. Соглашения по средствам связи и безопасности, и после продажи американских вооружений, общая сумма которых составила около 17 млрд долл.
В период президентства Д. Трампа США расширили свои силы и средства передового базирования в регионе. В частности, было переименовано Тихоокеанское командование Вооруженных сил США в Индо-Тихоокеанское. При этом удалось нарастить состав Индо-Тихоокеанского командования США. На данный момент у ИТК имеется более 2000 самолетов, 200 кораблей и подводных лодок, и около 375 тыс. солдат, моряков, морских пехотинцев, летчиков, лиц гражданского персонала министерства обороны [1].
Усиливая военное соперничество с КНР, США активизировали свое участие в территориальных спорах в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В Восточно-Китайском море у КНР есть территориальный спор с Японией по поводу архипелага Сенкаку, а в Южно-Китайском море Тайвань, Бруней, Малайзия, Филиппины и Вьетнам предъявляют обширные претензии Китаю по поводу принадлежности архипелага Спратли. В 2017 г. США в очередной раз признали суверенитет Японии над островами Сенкаку и подтвердили свою приверженность оказывать помощь в защите архипелага. В период президентства Д. Трампа, чтобы противостоять КНР в Южно-Китайском море, США регулярно организовывали операции по защите свободы судоходства (FONOP). Данные мероприятия направлены на оспаривание притязаний КНР на архипелаг Спратли. С мая 2017 по январь 2020 гг. было проведено 17 рейдов ВМС США.
Таким образом, создав концепцию свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, США при Д. Трампе дали старт новой эре американо-китайского военного соперничества, что оказывает крайне негативное влияние на обеспечение региональной и международной безопасности. Между США и КНР окончательно пропало взаимное стратегическое доверие, утрачены контакты по линии министерств обороны обеих стран. Сами страны ИТР впервые за долгое время оказались в стратегической неопределенности. В условиях, когда необходимо выбирать одну из сторон.
Говоря же отдельно о перспективах дальнейшего развития военного соперничества США и КНР в ИТР, то с приходом администрации Дж. Байдена оно будет только нарастать. Команда Дж. Байдена уже сделала акцент на военном укреплении Америки и ее союзников в Индо-Тихоокеанском регионе. Первым мощным решением в этой сфере стало создание в сентябре 2021 г. трехстороннего военного альянса AUKUS.
Декларируемыми задачами стали укрепление безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе, совместный ответ на вызовы безопасности, кооперация и координация военно-морских сил стран, повышение оборонного потенциала Австралии. Недвусмысленно намекая на вызов со стороны Китая, лидеры трех стран заявляют о том, что AUKUS был создан в ответ на рост нестабильности, появление новых угроз как в мире, так и в ИТР. Главной причиной создания AUKUS является ответ на усиление Китая в ИТР с целью сдерживания его военного потенциала. Не стоит забывать и о том, что c 2022 г. США активно предпринимаются попытки укрепить обороноспособность AUKUS при помощи включения в его состав Японию, Индию, Новую Зеландию и Южную Корею, то есть стран, у которых есть определенные противоречия в отношениях с Китаем.
Для США создание данного альянса крайне актуально, так как в 2020 г. Китай стал мировым лидером по количеству военных кораблей, обогнав по этому показателю США. AUKUS позволит совместному флоту США, Австралии и Великобритании вести патрулирование в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, Тайваньском проливе, что, в свою очередь, усилит проводимую Америкой политику сдерживания Китая. AUKUS стал еще одним союзом, наряду с QUAD и ANZUS, который выступает в качестве рычага давления на КНР со стороны США. США в рамках этих союзов поставляют современное вооружения странам, у которых есть весомые противоречия в отношениях с Китаем. В рамках QUAD США активно взаимодействуют с Индией, а в ANZUS — с Австралией и Новой Зеландией. AUKUS только усиливает данный тренд. В Австралии присутствует американский военный контингент численностью около 2000 солдат. При этом Америка и Австралия регулярно проводят совместные военные учения в регионе. В частности, в июле 2021 г. состоялись учения Talisman Sabre 21, в которых приняли участие 17 тыс. военных.
Говоря об отношениях Китая и Австралии, то они противоречивы. С одной стороны, КНР является важнейшим внешнеэкономическим партнером Австралии, занимая одни из первых строчек в ее экспорте и импорте. С другой стороны, за последнее время, взаимоотношения между Пекином и Канберрой резко ухудшились из-за активной военной поддержки последней со стороны США и укрепления австралийской военной мощи в регионе. США в рамках AUKUS способствуют появлению в составе австралийского военно-морского флота атомных подводных лодок для сдерживания КНР в ИТР, что в итоге может негативно сказаться на обеспечении стратегической стабильности в регионе. Будущие атомные подводные лодки, которые будут предоставлены Австралии в рамках альянса, в случае возможного конфликта с КНР могут угрожать нанесением по ней превентивного удара. Также создается очень опасный прецедент, при котором для неядерного государства в отношении высокообогащенного урана будет создан особый, отличающийся от стандартного режим применения гарантий МАГАТЭ.
***
Современное военное соперничество между США и КНР вышло на новый уровень. Решительный настрой США на усиление своего военного присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе, формирование антикитайских военных альянсов подталкивает весь ИТР к милитаризации, что в перспективе может свести на нет эффективность усилий по поддержанию мира и стабильности в регионе.
1. Батюк В.И. Индо-Тихоокеанская стратегия США и Евразия // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 1 (109). С. 144.