Блог Родиона Маматханова

COVID-19 как новый триггер американо-китайского соперничества

24 марта 2023
Распечатать

С момента появления новой коронавирусной инфекции практически каждый вопрос современных международных отношений стал рассматриваться через призму влияния пандемии. Исключением не стали современные американо-китайские отношения, которые приковывают к себе самое пристальное внимание со времен окончания холодной войны. На это есть несколько причин:

Во-первых, взаимоотношения США и КНР формируют будущую конфигурацию международной системы.

Во-вторых, современное китайское направление политики США претерпело существенное изменение: от вовлечения к сотрудничеству, а затем и к соперничеству во всех сферах. Сам поворот наметился еще при Б. Обаме, который сменил вектор стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе [1], но резкий перелом произошел при Д. Трампе. 

shahin-khalaji--NtD0kE7WsI-unsplash.jpg

Источник: Unsplash   

Команда Д. Трампа заявила, что политика прошлых администраций, которая была направлена на вовлечение Китая, привела не к экономической и политической открытости КНР, а к желанию радикальным образом изменить мировой порядок, в котором США занимают ведущую роль. Стремление изменить сложившуюся систему международных отношений в соответствии с интересами и идеологией КПК определялось администрацией Д. Трампа в качестве угрозы для таких американских национальных интересов, как защита американского народа, родины и образа жизни американцев; содействие процветанию Америки; сохранение мира с помощью силы; усиление и повышение американского влияния. Такая цель КНР, по мнению Д. Трампа и его команды, образовалась у Китая из-за его резкого экономического роста, который был «подарен» прошлыми руководителями США благодаря регулярному вовлечению КНР в решение глобальных вопросов. В итоге, чтобы не допустить окончательного перелома ситуации в пользу Китая, США при Д. Трампе избрали путь прямого и всестороннего соперничества с КНР, искусственно политизируя практически каждый проблемный момент в современных американо-китайских отношениях. Не стала исключением и тема COVID-19.

Резкая вспышка COVID-19 в начале 2020 г., которая чуть позже переросла в глобальную пандемию, самым негативным образом ударила по всем странам мира, особенно по США, где выросла социальная напряженность на фоне сильнейшего со времен 2008 г. внутреннего экономического кризиса. Вместо сотрудничества в целях устранения негативных последствий от распространения COVID-19 США только усилили соперничество с Китаем.

COVID-19, став еще одним средством давления США на КНР, резко обострил нерешенные проблемы в американо-китайских отношениях, к которым стоит отнести торговую войну, технологическое противостояние США и Китая, американское военное расширение в Индо-Тихоокеанском регионе, обвинения против КНР в нарушении прав и свобод человека. Такой тренд наиболее заметен на примере продолжения торговой войны между США и КНР. Несмотря на установленные договоренности о продолжении переговоров на тему подготовки и подписания соглашения второй фазы торговой сделки, из-за COVID-19 и обвинений в распространении вируса в отношении Китая в июле 2020 г. Д. Трамп отказался от проведения новых консультаций с КНР. Данный вопрос до сих пор остался нерешенным.

В конце президентства Д. Трампа пандемия COVID-19 еще сильнее усилила и без того мощную антикитайскую политику. Одним из итогов этой антикитайской риторики стало прекращение финансирования и выход США из ВОЗ. Д. Трамп обвинял ВОЗ в подыгрывании Китаю следующим образом: «ВОЗ неоднократно повторяла заявления правительства Китая о том, что коронавирус не распространяется между людьми, несмотря на предупреждения врачей и работников сферы здравоохранения».

После того, как пандемия COVID-19 в США вышла из-под контроля, администрации Д. Трампа удалось заручиться двухпартийной поддержкой Конгресса в плане разработок антикитайских инициатив. Законопроект Палаты представителей «Об ответственности за COVID-19» возлагает ответственность за пандемию на КНР, предлагает международное расследование под лидерством США с целью узнать точное происхождение вируса, призывает международное сообщество подсчитать ущерб, вызванный коронавирусом, и предъявить его Китаю.

Таким образом, COVID-19 крайне негативно повлиял на американо-китайские отношения. Использовав COVID-19 в качестве нового средства давления на КНР, США преследовали лишь одну цель – сдержать рост Китая, ибо он несет прямой вызов американскому лидерству. Такая конкурентная политика США, в частности жесткая политизация темы COVID-19, оказали крайне негативное влияние как на американо-китайскую кооперацию, сведя ее на нет, так и на обеспечение системы международных отношений, а также на само место США на современной мировой арене. К подобным выводам склоняются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Например, российский китаист Я.В. Лексютина считает, что попытка США привлечь Китай к ответственности за пандемию COVID-19 еще дальше отдалила США от КНР, уничтожила возможность хотя бы минимально сплотить данные страны, чтобы решить мировой экономический кризис, вызванный вирусом, а также практически перевела двусторонние отношения в состояние холодной войны [2].

Американские аналитики Э. Экономи, Й. Хуанг, Дж. А. Коэн, А. Сегал и Дж. Гевирц негативно оценивают любые попытки США привлечь к ответственности Китай за распространение коронавируса из-за того, что администрация Д. Трампа просто пыталась отвлечь внимание американского народа от гибели Дж. Флойда, протестов, экономического кризиса внутри страны, большого числа смертей от COVID-19, используя откровенно ложную информацию о КНР. Исследователи считают, что по вине США резко усугубилось недоверие в американо-китайских отношениях.

В итоге пандемия COVID-19 стала последним триггером, который отделил американо-китайские отношения на «до» и «после». Обострение соперничества между США и Китаем в период пандемии произошло крайне быстро. Пределы соперничества до сих пор не исчерпаны, а какие-либо предпосылки для потепления американо-китайских отношений до сих не просматриваются. Между США и КНР исчезло взаимное стратегическое доверие, а сама система международных отношений впервые за долгое время оказалась в стратегической неопределенности.



1. Конышев В.Н., Сергунин, А.А. Новая военная доктрина Барака Обамы и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 14 (155). С. 3.

2. Лексютина, Я.В. «Китайская мечта» или «американский кошмар»: к чему пришли американо- китайские отношения за три десятилетия // Международная аналитика. 2021. Т. 12. № 2. С. 24.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся