«Чрезвычайное» сотрудничество: важный вектор отношений Россия - Африка
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Татьяна Жоливе, директор Центра общественной дипломатии
На международной арене только ленивое СМИ не бросило камень в огород нашей страны. Это очевидная тенденция для «независимых» зарубежных СМИ торговать ужасами, трагедиями мира и выполнять заказ на создание негативного образа нашей страны. Совершенно несправедливо, когда наше государство выполняет практические задачи в международной сфере по гуманитарной помощи и содействию другим странам, а результаты этих действий мало кому известны даже у нас, не говоря про тех, кому наше государство помогает.
В силу многих причин общественным организациям сложно организовывать гуманитарные операции за рубежом. Такое под силу только Российскому Красному Кресту, который, тем не менее, ограниченно представлен за рубежом. Поэтому основным игроком на ниве гуманитарного содействия и реагирования на чрезвычайные ситуации от Российской Федерации был и остается МЧС.
Специально для Центра общественной дипломатии Ольга Мананкова, сотрудник МЧС и студентка магистратуры МГИМО МИД России подготовила свой экспертный доклад на тему гуманитарного сотрудничества МЧС со странами Африки.
Автор: Ольга Мананкова
В Декларации второго саммита Россия-Африка одним из механизмов диалогового партнерства значится «взаимодействие в сфере предупреждения стихийных бедствий и эпидемий и ликвидации их последствий, сотрудничество и содействие социально-экономическому развитию, оказание гуманитарной помощи, борьба с изменением климата, засухой и опустыниванием, предупреждение стихийных бедствий и ликвидация их последствий, а также мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций». О чем идет речь и почему это важно?
По статистике, из всех стихийных бедствий, зарегистрированных во всем мире, только 20% происходят в Африке; при этом на ее долю приходится 60% всех смертей от последствий стихийных бедствий. Вероятно, такой высокий процент связан с тем фактом, что в нынешних реальных условиях, существующих на континенте, практически любое стихийное бедствие влечет более масштабные последствия. Вызовы и угрозы природного характера в Африке – это, главным образом, эпидемии, эндемические заболевания, засуха, наводнения, сельскохозяйственные вредители и лесные пожары.
Восточная Африка. Нашествие саранчи. 2020 г.
Природные опасности взаимодействуют с антропогенными – это и вооруженные конфликты, авиационные, гидротехнические, автомобильные и железнодорожные происшествия. Добавим к этому, быстрый рост населения и вынужденное перемещение, ухудшение состояния окружающей среды, отсутствие продовольственной безопасности, бедность, - все это в Африке способно усугублять возможную сложную ситуацию и превращать даже незначительный риск в гуманитарную катастрофу.
К примеру. Последствия крупного тропического циклона приводят к огромному количеству косвенных последствий – голоду, инфекционным заболеваниям, вынужденной миграции.
Напомню, что в 2023 году циклон «Фредди» стал одним из самых драматических тропических циклонов за всю историю Африки. Последствия сильного наводнения наложились на разразившуюся в том районе эпидемию холеры. Тогда, по данным Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), в Мозамбике было зарегистрировано более 28 тысяч случаев заболевания холерой.
В отчете Управления Организации Объединенных Наций по снижению риска стихийных бедствий за 2023 год указывалось, что стихийные бедствия в период с 2015 по 2021 год стоили Африке 12,3% ее ВВП (в то время как среднемировые экономические потери стран составили 1% от их ВВП).
Своевременное предупреждение, мониторинг, реагирование и борьба с последствиями катастроф не могут быть решены силами одного государства. В резолюции 46/182 Генеральной Ассамблеи ООН от 1991 года об укреплении координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи ООН подчеркивалось, что «масштабы и продолжительность многих чрезвычайных ситуаций могут превышать возможности реагирования на них многих пострадавших стран».
Вопросам борьбы с катастрофами уделяют пристальное внимание Международная организация гражданской обороны (МОГО), Международный Комитет Красного Креста и Красного полумесяца (МКККиКП), Международная Федерация Красного Креста и Красного полумесяца (МФККиКП). B современной системе ООН имеются различные специализированные учреждения и структуры, такие как Управление Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН), Программа развития ООН (ПРООН), Управление по уменьшению опасности бедствий (УСРБ ООН), Всемирная продовольственная программа (ВПП ООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная консультативная группа по вопросам поиска и спасения (ИНСАРАГ).
Говоря о Российской Федерации, следует подчеркнуть, что международная гуманитарная помощь государствам, пострадавшим от природных и техногенных бедствий, является важной составляющей частью ее внешней политики.
Одним из главных исполнителей решений Президента Российской Федерации является МЧС России, которое действует в тесном взаимодействии с МИД России и другими заинтересованными ведомствами.
Международная деятельность МЧС России включает в себя следующие направления:
- чрезвычайное гуманитарное реагирование на бедствия и катастрофы за рубежом;
- обмен передовым опытом с иностранными государствами в целях совершенствования национальных спасательных служб;
- оказание содействия развивающимся странам в построении эффективных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- формирование на региональном и глобальном уровнях международных механизмов оказания взаимопомощи при крупных бедствиях и катастрофах.
Стоит отметить, что в большинстве стран Африканского континента отсутствуют профильные министерства (такие как МЧС России). Например, организация деятельности по предупреждению ЧС и борьбе с ними в таких странах, как Бенин, Республика Конго, Нигерия, Танзания, передана в ведение министерств внутренних дел. Нередко основная часть работы ложится на развитые государства и международные организации, оказывающие помощь пострадавшим странам Африки.
В рамках рабочей встречи 28 февраля 2023 года, предшествовавшей второму саммиту Россия-Африка, глава МЧС России Александр Куренков обсудил с дипломатами из 33 стран Африканского континента вопросы взаимодействия в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Открывая заседание, он отметил, что в условиях современных кризисов и угроз МЧС России активно выступает за консолидацию усилий государств и международных организаций в целях укрепления глобального и регионального взаимодействия в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Грамотное управление рисками, своевременное предупреждение угроз, профессиональное оказание помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф - это важные составляющие усилий каждого государства, направленных на сохранение человеческих жизней и материальных ценностей.
Согласно статистике, с 2017 года в Африку при участии МЧС России поставлено более 16 тысяч тонн продовольствия, проведено 24 гуманитарные операции, помощь оказана 17 странам.
Меморандум о взаимопонимании между МЧС России и Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП ООН), подписанный в 2002 году, положил начало сотрудничеству с этой международной организацией.
Исходя из данных, за пятилетний период с 2017 года в Африку при участии МЧС России поставлено более 19 тысяч тонн продовольствия, проведено 26 гуманитарных операций.
В дополнение к продовольственной поддержке МЧС России в течение ряда лет при координации и поддержке МИД России взаимодействует с Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) по вопросам готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации и оказания помощи пострадавшим государствам при ликвидации последствий катастроф и кризисов.
В частности, начиная с 2012 года реализуется совместный проект
в области чрезвычайной медицинской готовности и реагирования и поддержки национальных секторов здравоохранения в условиях катастроф и кризисов.
На сегодняшний день особое внимание МЧС России уделяет оказанию содействия зарубежным коллегам в развитии собственных систем борьбы с катастрофами.
В период проведения II Саммита Россия-Африка для представителей Африканских стран (среди них Буркина Фасо, Республика Уганда, Республика Бурунди) было организовано посещение Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. В режиме круглого стола в университете участники обсудили актуальные вопросы подготовки и обучения иностранных специалистов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также конкретные направления международного сотрудничества.
В университете государственной противопожарной службы. Июль 2023
Это направление обусловлено растущим интересом России к более широкому участию в международных усилиях по ликвидации кризисов и конфликтов, движимым соображениями не только имиджа, но и реальной гуманитарной солидарности.
Таким образом, дальнейшее российско-африканское взаимодействие по линии «чрезвычайного» сотрудничества имеет хорошие перспективы к развитию в будущем.
Центр общественной дипломатии занимается практическим наполнением идей общественной и народной дипломатии, укрепляет межчеловеческие связи и выступает за дружбу и эффективное сотрудничество
Блог: Блог Центра общественной дипломатии
Рейтинг: 0